"Дебаты по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма"

Автор: Крючкова Нина Якимовна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ Кизнерская сельская основная общеобразовательная школа
Населённый пункт: село Кизнер, Кизнерский район, Удмуртская Республика
Наименование материала: Интерактивное обучение на уроках литературы
Тема: "Дебаты по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма"
Дата публикации: 09.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Дебаты по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»

Тема: «Бездушная ли Настя?»

Цель:
определение идейного звучания произведения.
Задачи:

1.

Обучающая:

-
уметь определять тему, идею рассказа;
-
уметь давать характеристику персонажей;
-
уметь находить художественные приёмы и средства.
2. Развивающая:
- развивать связную монологическую речь обучающихся; - развивать навыки исследовательской деятельности учащихся; - развивать коммуникативные умения: навыки общения и взаимодействия в малой группе;
3. Воспитательная:

-
воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям и окружающим.
-
воспитывать умение принимать нравственные нормы и правила совместной деятельности;
Оформление:
высказывания критиков, портрет К.Г.Паустовского, правила ведения дебатов.
Словарная работа:
дебаты, проблема, гипотеза, спикер, кейс, оппонент, тайм- кипер, рефлексия.
Учитель.
Сегодня мы проводим необычный урок. Форма его – дебаты. Хочу напомнить правила ведения дебатов: - важно не только умение говорить, но и умение слушать; - необходимо говорить понятно, высказываться по проблеме, избегая избыточности информации; - нужно уметь задавать вопросы, помогающие понять сообщение; - критикуем идеи, а не личности. В процессе обсуждения мы будем учиться слушать друг друга, принимать чужую точку зрения, уступать или, напротив, не обижая, доказывать правильность позиции, мнения.
I. Выдвижение проблемы.
- Сегодня мы рассматриваем самый сложный инструмент – душу человека. А что такое душа? Это внутренний, психический мир человека, его сознание. Обозначим общую тему урока. - Выберите из предложенных вариантов ту тему, которая, на ваш взгляд, ярче и точнее отражает идею наших предстоящих дебатов. 1. Пока не стало поздно. 2. За добро плати добром. 3. Спешите делать добрые дела. 4. Нравственные проблемы в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».
Перед нами
нравственная проблема
: - Можно ли однозначно оценить серьёзность проступка и дальнейшую судьбу героини? Это проблема волнует автора рассказа «Телеграмма» и нас. Попробуем разобраться в проблеме:
бездушная ли Настя?

II. Ход дебатов.
представление дебатирующих сторон; выдвижение гипотез.
Спикер У1.
Уважаемый председатель, уважаемые гости и оппоненты. Разрешите представить нашу команду «Утверждения». 1 спикер – я, ученица 8 «Б» класса Максютина Любовь. Ученица детской школы искусств. Люблю оригинальность, рисовать, танцевать и петь. Ценю в людях доброту и юмор, смелость и храбрость. 2 спикер – Шаранов Геннадий ученик 8 «Б» класса. Умный и расчётливый. Любит играть в шахматы, весёлый, хороший друг. Всегда поддержит в беде и поможет в трудной ситуации. 3 спикер – Подобный Лев ученик 8 «Б» класса. Любит спорт, весёлый жизнерадостный. Всегда ответственно относится к своей работе. Сильный смелый, общительный Мы утверждаем, что героиня рассказа Константина Георгиевича Паустовского «Телеграмма»
«Настя – бездушный человек».
Исходя из этого мы выдвигаем следующие аргументы: 1)
«У Насти чёрствая душа».
2)
«Настя - эгоистка».

Актуальность.
Отсутствие заботы, внимания к близким - важнейшая нравственная проблема. У всех людей есть родственники, близкие которых они любят, уважают, ценят. Чтобы не случилось, мы всегда готовы помочь своим родным в любой завязавшейся проблеме. Но есть такие люди, которые равнодушны к тому, что происходит с их близкими. Их не интересует, как живут самые дорогие для них люди. Что же произойдёт, если все люди начнут жить без какой-либо поддержки к своим родным и близким? Большинство людей, не ощущают к себе заботу близких, понимают, что не нужны им, что ни кто не поможет им и не поддержит их в трудную минуту. Их жизнь незаметно угасает. В такой критической ситуации люди начинают от горя или одиночества злоупотреблять алкоголем или наркотиками. Бывает так, что все против твоего мнения, что говорит о неуважении к тебе близких. Если не будет любви и уважения к своим близким, то люди начнут привыкать к постоянной злобе и ненависти, что может отразиться на их детях.
В крайних случаях, если человек понимает, что он никому не нужен, если он понимает, что ему никто не поможет, то случается так, что этот человек решается порой на самый сильный грех в своей жизни – самоубийство. Был случай, когда одинокая женщина жила довольно далеко от своего единственного сына. Она не могла к нему попасть потому, что мучилась от сильнейших головных болей. Её сын всегда был занят на своей работе, не задумывался о том, как же сейчас живёт его мама. Женщина не выдержала такого мучения в своей жизни и, убитая горем, вскрыла себе вены. Как и в те времена, когда К.Г Паустовский написал рассказ «Телеграмма», так и в наши дни эта проблема остаётся актуальной. Эта проблема приходит незаметно. Большинство людей заняты делами, работой, учёбой и у них совсем нет времени позвонить своим близким, спросить как у них дела или в чём они нуждаются. В наше время достаточно позвонить по телефону, поговорить по скайпу через интернет, уделить каждый день несколько минут, чтобы хотя бы услышать голос матери. Не допускайте ошибок, берегите, любите, уважайте своих близких. Любите жизнь такой, какая она есть, ведь всё что происходит в ней не случайно. Раскрываю термины, которые относятся к нашей теме. В нашем понимании … Готова ответить на вопросы.
Вопрос О3 к У1.

Ответ У1.

Спикер О1.
Уважаемый председатель, уважаемые судьи, уважаемые оппоненты и гости, представляю участников нашей команды Отрицания. В нашу команду входят три спикера. Первый спикер: это я - Куликова Ирина. Жизнерадостная, общительная, люблю читать в свободное время. Второй спикер: Такеев Кирилл. Кирилл у нас настойчивый, вежливый, добросовестно выполняет поручения и добивается поставленных целей. Третий спикер: Орехов Андрей. Андрей наш активный, трудолюбивый, достигает желаемых результатов. Мы не согласны с позицией команды утверждения и выдвигаем свою гипотезу, что
Настя
-
отнюдь не бездушна
. В доказательство приводим следующие аргументы: Аргумент 1. Настя – милосердный человек. Аргумент 2. Настя – жертва обстоятельств.
Актуальность гипотезы
В рассказе Паустовского «Телеграмма» дочь Катерины Петровны, Настя, уезжает от своей мамы далеко в Ленинград. И забывает про нее, целых три года с ней не видится, не общается. Когда Катерина Петровна написала ей письмо, чтобы Настя приехала, “Куда уж тут ехать,”- подумала Настя. Мать до самой смерти скучала, думала о своей дочери Насте. Рассказ, написанный в 1946 году,
и сегодня звучит остро и злободневно. Проблемы, поднятые автором, так современны, их решение так необходимо, и не прошло более полувека со времени его написания. Заботой мы проявляем любовь к близким. Порой мы забываем о них и объясняем это отсутствием времени. И когда теряем, кого-то поистине дорогого, понимаем, что не стоило так относиться к ним. Полное отсутствие внимания и заботы называется эгоизмом. И если мы на данный момент, думаем только о себе и не заботимся о близких, о родителях ,то в конце концов это все вернется обратно нам, так как жизнь –это бумеранг, и рано или поздно все станет на свои места. Поэтому эта тема, проблема отсутствия внимания, милосердия, заботы актуальна и в наше время. Эта проблема требует разрешения. Если посмотреть вокруг, то можно заметить, что в наше врем очень много одиноких стариков, которых дети навещают редко, даже если они живут рядом, или совсем бросают их. Пока родители в состоянии помочь, дети пользуются их вниманием, поддержкой, а когда родители стареют и не могут помочь своим детям, то престарелые родители оказываются покинутыми, позабытыми своими слишком деловыми детьми. Бывает и такая причина, что родители не разделяют взглядов и увлечений детей, и поэтому дети отдаляются от своих родителей. В чём причина одиночества престарелых людей? Почему в наше время дети уделяют мало внимания своим родителям? Кто в этом виноват? Эти вопросы волновали Константина Георгиевича Паустовского в своё время, Максима Горького, Андрея Платонова и многих других писателей. Эти же проблемы злободневны и для нас. Не случайно выбрана и тема дебатов сегодня на нашем уроке. В своих спорах мы надеемся найти ответы на эти вопросы. Нам стоит серьёзно задуматься о своём будущем, о судьбе своих родителей, престарелых людей уже сегодня, если хотим себе обеспечить беззаботную спокойную старость. Нужно заботиться и помогать, никогда не забывать о своих близких. Ведь близкие - это самые дорогие люди на свете. Мы думаем, что в детстве герой произведения Паустовского Катерина Петровна уделяла мало внимания своей дочери и поэтому у Насти холодное сердце. Автор сам показывает нам, что
Настя не бездушна
: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени, чтобы открыть выставку скульптур. Настю нельзя считать бездушной, так как она думает не только о себе, но и об окружающих её людях. Поэтому мы думаем, что этот рассказ учит нас быть заботливыми не только к своим близким, но и к окружающим нас людям. В наших выступлениях встретятся термины, слова, значение которых мы раскроем. Рассказ - изложение каких-либо событий. Небольшое художественное повествовательное произведение в прозе. Небездушный человек – это человек, имеющий совесть, морально- нравственные качества. Художественная деталь – изобразительная и выразительная подробность, характерная черта какого-либо предмета, несущая повышенную смысловую нагрузку.
Милосердие – Готова ответить на вопросы.
Вопрос У3 к О1.

Ответ О1.

III. Подтверждение и опровержение гипотез.

Спикер У2.
Уважаемые судьи, председатель и слушатели. Позвольте мне представить нашу точку зрения. Мы уважаем позицию наших оппонентов, но отстаиваем своё мнение:
«Настя - бездушный человек»
.
1)
Первый наш аргумент это
«У Насти черствая душа».
Наша группа считает так, потому что Во–первых, Настя -дочь Екатерины Петровны, последний раз была дома целых 3 года назад. Разве можно поступать так с самым близким и родным человеком? Во-вторых, когда Екатерина Петровна поняла, что жить ей осталось недолго, она отправила письмо Насте, в котором она написала: "Ненаглядная моя, зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет — совсем уж не тот, — да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень" . Но, когда Насте пришло письмо, она, не вскрывая конверта, положила в сумочку. Кто же станет письмо от мамы откладывать непрочтенным? А вдруг там что-то важное-важное. Что опять же говорит о том, что у Насти черствая душа.
2)
Второй наш аргумент. Мы считаем, что
«Настя - эгоистка».
Во-первых, когда Настя все-таки прочитала от мамы письмо, она сказала: “Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырвешься!” По сле чего она организовала выставку для молодого скульптора, хотя он и не просил об этом Настю. А просьбу матери, родного человека, она не выполнила. А все потому, что для нее было важней, может даже выгодней, организовать выставку. Ведь за выставку могут похвалить, или дать премию, или еще что-то. Это яркий пример, что Настя делает только то, что ей будет выгодней, несмотря на то, что в ее внимании, заботе, помощи, в ее любви нуждается самый близкий для нее человек, мама. Вторым доказательством нашего аргумента, что Настя – эгоист, является получение Настей Телеграммы: "Катя помирает. Тихон". Настя до такой степени увлеклась открытием выставки, что она даже не сразу поняла, что телеграмма пришла ей. Она не вспомнила, что Катя – это ее мама, а Тихон это друг семьи, который работал сторожем при пожарном сарае. « Настя скомкала телеграмму и нахмурилась». Между тем каждый выступающий на открытии выставки хвалил Настю: « Мысль о внимании к человеку, к молодому, незаслуженно забытому
скульптору, повторялась в каждой речи ». Автор, использует прием контраста, ярко показывает расхождение внутренних чувств и внешних поступков Насти. Мы видим, что ее внимание и забота внешне имеет показной характер. На самом деле, устраивая выставку, она наверняка уже предвидела успех. Так и получилось «Першин поклонился Насте, и все зааплодировали. Аплодировали долго. Настя смутилась до слез ». Да, она помогла Тимофееву, но если бы он сам сумел открыть выставку, он гораздо бы увереннее чувствовал себя. И успех был бы только его, двойной успех – самостоятельное преодоление преград и признание таланта скульптора. Таким образом, мы убеждены в своей правоте и считаем, что «Настя – бездушный человек».
Вопрос О1 к У2.

Ответ У2.

Спикер О2.
Уважаемый председатель, гости и зрители. Уважаемые оппоненты. Рассмотрим вашу позицию. Вы считаете, что «Настя – бездушный человек. Позвольте нам не согласиться с вашим утверждением. Мы хотели бы обратить внимание на ряд фактов, свидетельствующих о том, что
«Настя – отнюдь не бездушна»

Аргумент 1) Настя – милосердный человек.
Во-первых, Настя заботится о совершенно постороннем для неё человеке. «После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался на холод в мастерской и вообще на то, что его затирают и не дают развернуться». Хотя, после работы не каждый пойдет еще кому-то работать, помогать. Во-вторых, Настя пыталась поднять человека в люди, показать, что его талант чего-то стоит. «…Ну что ж, будем драться вместе, - сказала Настя… и она ушла с твердым решением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безвестности.…» В-третьих, Настя не останавливалась ни перед чем. Она сходила в Союз художников и добилась того, что бы работы Тимофеева показали на выставке. «…Куда там сейчас ехать!- сказала она, прочитав письмо.- Разве отсюда вырвешься!...».Это говорит о том, что Настя была всем нужна. Вокруг нее была одна работа. Ведь недаром говорят, что труд облагораживает человека. В-четвертых, что же касается Насти, то, ни в коем случае не следует видеть в ней только безразличное отношение к матери и слишком сильную увлеченность своей работой. Этот образ намного глубже. Она не является черствым и холодным человеком, потому что умеет делать хорошее людям. Так, например, девушка не может быть безразличной к судьбе талантливого молодого скульптора, она помогает организовать выставку его работ. Анастасия видит признание ее работы со стороны окружающих. Мир Ленинграда становится для нее городом, где она по-настоящему счастлива, а
Заборье всегда ассоциируется со скукой. Но при этом Настя испытывает тоску и душевную боль, чувствуя неправильность, неверность своих поступков: «Что же это, мама? Что?- думала она, ничего не видя.- Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет, и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».
Аргумент 2) Настя – жертва воспитания в семье.
Утверждая свои мысли, вы обвиняете Настю в жестокости по отношению к своей матери. Почему же мы в жизни видим абсолютно другое. В первую очередь, возможно, и черствой она стала из-за воспитания в детстве, возможно, мать из-за своей профессии уделяла не так много внимания своей дочери Анастасии. Возможно, и мама так же, как и её дочь Настя заботясь о других, вкладывая всю душу в работу, не уделила должного внимания своей семье. И это означает, что поступки Насти можно оправдать, почему она стала черствой. Во-вторых, Екатерина Петровна была учителем. Чаще всего люди, то есть педагоги, всю душу вкладывают в своих учеников, и не остается той части души, которая должна отправиться к своему ребенку, и собственные дети вырастают черствыми и бездушными. Я знаю немало таких людей, которые всю душу вложили в свою работу и недостаточно внимания уделяли своим детям. И дети, в свою очередь, хотя живут недалеко от престарелых родителей не способны заботиться, оказать элементарное внимание и помощь.. Ведь нашим родителям только достаточно лишь увидеть, что их ребенок жив и то, что не забывает про своих родителей, напоминает о себе.
Вывод:
Я думаю, Паустовский не осуждает Настю, и в пример хочу привести образ сельской учительницы, совсем молоденькой и застенчивой девушки, которая увидела похороны и медленно пошла за гробом: «Там в областном городе, у учительницы осталась мать - вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая». По моему мнению, именно обстоятельства в первую очередь стали виновниками трагедии матери и дочери, поскольку и Катерина Петровна, и Настя любят друг друга по-настоящему. После смерти матери Насте «Казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой тяжести». Таким образом, уверенно заявляем, что
«Настя – отнюдь не бездушный

человек».

Вопрос У1 к О2.

Ответ О2.

IV. Публичное отстаивание и корректировка гипотез. Выдвижение

контраргументов.

Спикер У3.
Уважаемый председатель, гости и судьи. Принимая во внимание опровержения наших оппонентов, что
Настя – не бездушный человек
, мы продолжаем настаивать свою точку зрения.
1. Она сочувствует Тимофееву! Да, о Тимофееве, о совершенно чужом человеке, она позаботилась. Тимофеев ее не родил, он ее не вырастил, он ни капельки не потратил усилий для ее воспитания. А про свою родную маму она забыла… Мама скоро умрет, а она какому- то молодому скульптору помогает, у которого вся жизнь впереди. Это ее, как мы видим, не волнует. Еще она свою маму лживо заменяет на несуществующую знакомую: «Кто-то тронул ее сзaди зa руку. Это был стaрый вспыльчивый художник. - Что? – спросил он шёпотом и покaзaл глaзaми нa скомкaнную в руке Нaстителегрaмму. – Ничего неприятного? - Нет, - ответилa Нaстя. – Это тaк… От одной знaкомой…». Защищая душевную чистоту Насти, вы ссылаетесь на заботу Насти о Тимофееве. В народе говорят «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Каждый человек должен стараться пробивать себе дорогу сам, а не ждать помощи со стороны. Ведь дорогу осилит только идущий и творящий. Она лишила в человеке возможности самоутвердиться в обществе, загубила в человеке чувство собственного мужского достоинства, подчеркнула слабость характера, бессилия. Разве это не жестоко? Ещё раз убеждаемся в том, что Настя – бездушный человек. 2. Настя – хороший помощник. Мы с этим утверждением не согласны, так как она помогает только ради своего блага, чтобы поднять свой статус в обществе. После того как она помогает Тимофееву, в ней на некоторое время в ней появилась гордость, что она сделала больше работы, чем сам скульптор «Кто-то тронул ее сзaди зa руку. Это был стaрый вспыльчивый 8удожник- Что? – спросил он шепотом и покaзaл глaзaми нa скомкaнную в руке Нaсти телегрaмму. – Ничего неприятного?- Нет, - ответилa Нaстя. – Это тaк… От одной знaкомой…» Вы настаиваете, что Насте недоставало внимания. А где мы видим в тексте, что Насте не хватало внимания? Наоборот, ее так хвалили и уважали на выставке скульптур, что она расплакалась от радости. «Першин поклонился Нaсте, и все зaaплодировaли. Аплодировaли долго. Нaстя смутилaсь до слез.» И таким образом, при всём уважении к вашей позиции, мы остаемся при своем мнении, что Настя – бездушный человек. И собираемся в дальнейшем придерживаться этого мнения. Спасибо за внимание. Готов ответить на вопросы.
Спикер О3.

V. Общий вывод.
Я хочу, чтобы в вашей жизни никогда не было телеграмм-предостережений. Чтобы никогда не забывали о маме. Не повторяйте ошибок Насти и помните: пока наши мамы живы – мы счастливы, мы остаёмся детьми.
Звучит песня в исполнении Игоря Саруханова «Дорогие, мои старики».
VI. Подведение итогов урока: выставление оценок, домашнее задание.
Темы по выбору: 1. Что я услышал в телеграмме от Паустовского? 2. Поступок, за который я себя осуждаю. 3. Урок помог задуматься… 4. Дебаты в моём понимании (анализ подготовки к уроку и урока).
VII. Коллективная рефлексия
1. Выполнены ли в ходе дебатов намеченные задачи? 2. В чём не был достигнут успех? 3. Отклонялись ли спикеры от темы? 4. Принимал ли каждый участие в обсуждении? 5. Были ли случаи монополизации в ходе обсуждения? 6. Оцените атмосферу, царившую в ходе обсуждения?
VIII. Слово судьям. Присутствующим (анкету заполнить).

Интерактивное обучение на уроках литературы.

Дебаты по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»

Технология ролевой игры “Дебаты”.


Условия игры:
принимают участие 2 команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды состоят из 2-3 игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей в том, что ваши аргументы лучше, убедительнее, чем аргументы вашего оппонента.
Игра.
Каждая команда (в составе 3 спикеров) имеет возможность брать тайм–ауты между любыми раундами общей продолжительностью 6 минут.
Форма дебатов.
У1 – первый спикер команды утверждения; О1 – первый спикер команды отрицания и т.д. Каждый спикер во время игры выполняет строго определённые технологией игры роли и функции, причём роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих совпадают. За временем на протяжении всей игры следит тайм-кипер, который предупреждает судей 2,1 – 0,5 минуты об окончании времени выступления (подготовки).
Роли спикеров.

У1.
представление команды; формулировка темы, актуальность; определение ключевых понятий, вход в тему; выдвижение критерия (ценность или цель команды); представление кейса утверждающей стороны; заключение (таким образом, готов ответить на вопросы…)
О1.
представление команды; формулировка тезиса отрицания; принятие определений ключевых понятий; атака на принятие критерия оппонентов; опровержение позиции утверждения; представление кейса отрицающей стороны. Коллективная рефлексия. Выполнены ли в ходе дебатов намеченные задачи? В чём не был достигнут успех? Отклонялись ли спикеры от темы? Принимал ли каждый участие в обсуждении? Были ли случаи монополизации в ходе обсуждения? Оцените атмосферу, царившую в ходе обсуждения?