"Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ"
Автор: Гончарова Зоя Сергеевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №10 "Светлячок"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ"
«Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ»
Гончарова З.С.,
воспитатель МБДОУ д/с № 10 «Светлячок»
г. Старый Оскол Белгородской области
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического
воспитания детей. Как же воспитать в детях бережное отношение к природе?
Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относится
впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание,
сопереживание, которые помогают ребенку войти, как говорил
В.А.Сухомлинский «в жизнь другого живого существа изнутри»,
почувствовать чужую боль, как свою собственную, вводить малыша в
окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то
новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был
путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял
волю.
Летом территория нашего детского сада, особенно красива, обилие
ярких, душистых цветов привлекает внимание не только людей, но и
насекомых. Вот он удобный момент, где можно рассказать и наглядно
показать о жизни насекомых, об их пользе. При правильном руководстве
наблюдением окружающего мира, ребенок начинает понимать, что хорошо, а
что плохо. Систематическое наблюдение в природе учат детей быть
внимательными.
Великий художник Леонардо да Винчи сказал: «В наставницы себе я
взял Природу, учительницу всех учителей!» Природа – первооснова красоты,
гармонии и величия. Ее уникальные произведения – озера, реки, лес, поля
способны обогатить радостью, озарить душу светлым и чистым чувством. А
в результате, наблюдая природу, сформирует у него высокую эстетическую и
духовную культуру, умение беречь и совершенствовать красоту родной
земли.
Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от
детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно
непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми
принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные
вопросы, направляя детей на поиск информации, выслушивает их ответы,
доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное – хвалит
за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации.
Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением
воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к
природе, формирует отчетливые конкретные представления о
морфофункциональных особенностях растений и их связи со средой
обитания.
Для педагога важно научить детей видеть ценить тихую прелесть
крохотного полевого цветка, трудолюбивого муравья или паучка на лесной
тропинке, слышать чарующие звуки природы – пение птиц, шелест листьев и
трав, журчание воды…
Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам
искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти
чувства детям. Дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и
делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему
наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное
состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, ее познание.
Один из способов донести до ребенка всю прелесть окружающего
мира, является сказка. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво
воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она –
универсальный учитель. В своей работе с детьми мы используем
произведения доктора педагогических наук Н.А. Рыжовой, которые помогают
понять природу, взаимоотношения с ней человека. В занимательной форме
они знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязи, с некоторыми
понятиями экологии, проблемами влияния человека на природу и многими
другими.
Сказку, рассказ можно обсудить, обыграть, по их мотивам можно
поставить кукольные спектакли, создавать серии иллюстраций. Например,
ребята с удовольствием «превращаются» в сказочных персонажей и
рассуждают от их имени.
Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в
зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о животных могут
принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и
участия, как взрослых, так и детей.
В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно
нарастает и становится возможным их дежурство в уголке природы, при этом
воспитатель помогает им. Труд детей становится осмысленным, экологически
целесообразным.
Созданная экологическая тропинка выполняет познавательную,
развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Она позволяет
более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для
экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем
воздухе. Не обязательно сразу посещать все точки тропинки. Все зависит от
возраста детей и целей. Одни и те же объекты можно посещать много раз,
особенно в разные сезоны года. На тропинке проводятся разные наблюдения,
игры, театрализованные занятия, экскурсии.
В целом, в экологическом воспитании наиболее эффективным является
интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской
деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры,
игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, т.е.
экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Список литературы:
1.
Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст]/ М. М.
Марковская: Кн. для воспитателя дет, сада. – 2-е изд., дораб. – М.:
Просвещение, 1989. – 144с.
2.
Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа
[Текст] / Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Волгоград:
Учитель, 2011. – 329с.
3.
Рыжова, Н. А. Наш дом – природа. – Дидактические пособия по
экологическому воспитанию дошкольников [Текст]/ Н.А. Рыжова //
Дошкольное воспитание. – 1994. - №7.