Напоминание

"На экзамен как на праздник"

Автор: Крючкова Наталья Евгеньевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К. Стерелюхина
Населённый пункт: село Тоцкое, Оренбургская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "На экзамен как на праздник"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Цель занятия:
отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов, ознакомление с основными способами восприятия и переработки информации(визуальный, аудиальный, кинестетический, дигитальный).
Задачи:
1. Обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу; 2. Обучение учащихся способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам; 3. Обучение приемам запоминания с опорой на преобладающий информационный канал.
Используемые методы:
, мини-лекции, игровые, медиативные.
Место проведения:
класс или любое другое просторное помещение; стулья;
Оборудование
: ручки и тетради для записей учащимися информации, полученной в ходе мини-лекций; памятки по мини-лекциям для учащихся как по количеству, цветные карточки, проектор, экран, презентация, отрывок из мультфильма.
ВВЕДЕНИЕ

Ведущий.
Обязательный государственный экзамен — это обычный экзамен, но основанный на тестовых технологиях. В ходе занятия мы с вами попытаемся приобрести некоторые навыки, которые пригодятся при подготовке и сдаче экзаменов. Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. Наше занятие будет посвящено психологической подготовке к экзаменам. Надеюсь, что знания, полученные в ходе него, помогут вам более успешно пройти все испытания на выпускных Разминка Упражнение «Откровенно говоря»
Цель
: укрепить групповое доверие к окружающим, снять внутреннее напряжение, страхи, быть откровеннее.
Инструкция: вам нужно сразу, не задумываясь, закончить предложения
Примерное содержание карточек:
Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах... Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам... Откровенно говоря, когда у меня свободное время... Откровенно говоря, когда я волнуюсь... Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями... Откровенно говоря, когда я слышу об этих экзаменах... Откровенно говоря, когда я прихожу на консультацию... Откровенно говоря, когда я участвую в тренинге...
Анализ
: Трудно ли было заканчивать предложенные фразы? Узнали ли вы что-нибудь новое об участниках группы? Каковы ваши жизненные важнейшие цели на настоящий момент? Упражнение «Расшифровка» Цель:снизить общую тревогу перед обсуждением темы. Материал: буквы О, Г, Э Инструкция для участников: «Перед вами три буквы. Они могут иметь хорошо известную нам расшифровку — единый муниципальный экзамен, а могут обозначать что-то совсем другое. Давайте попробуем расшифровать каждую букву по-своему».
Основное содержание занятия

Ведущий.
Вспомните приметы благополучной сдачи экзаменов.
Ведущий:
А как вы готовитесь к экзаменам?
Советы биологов «Как готовиться к экзаменам»

Режим дня
Раздели день на три части: — готовься к экзаменам 8 часов в день; — занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй — 8 часов; — спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.
Питание

Питание должно быть 3–4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.
Место для занятий
Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.
Как запомнить большое количество материала
Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли — это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.
Условия поддержки работоспособности
1. Чередовать умственный и физический труд. 2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга. 3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль). 4. Минимум телевизионных передач!
Способы восприятия информации
То, каким образом вы усваиваете новые знания, зависит от ощущений, которые поставляют информацию в ваш мозг. Большинство людей склонны пользоваться одним из видов ощущений больше, чем остальными. Некоторые лучше всего учатся на слух. Такие люди полагаются на свое СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ (АУДИАЛ). Другие лучше всего запоминают, читая или глядя на изображения, то есть, пользуясь ЗРИТЕЛЬНЫМ ВОСПРИЯТИЕМ (ВИЗУАЛ). Есть и такие, которым, чтобы учиться, надо что-то делать, например, записывать. Это двигательное или КИНЕСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ (КИНЕСТЕТИК). Физиологи и психологи не знают, почему люди пользуются одними своими ощущениями больше, чем другими. Может быть, просто те, которыми пользуются больше, срабатывают лучше. Знание наилучшего для вас способа обучения может помочь вам в учебе.

Ведущий:
зачем это нужно знать? - попробуйте определить свой способ восприятия (показывают карточки)
Упражнение «Описание комнаты»

Ведущий:
сейчас я предлагаю вам побыть немного психологами. Опишите комнату, используя знания о способах восприятия.( на листочках)
Работа с определением типов восприятия героев мультфильма
Представьте себе героев мультфильма «Вини Пух и все-все-все» и разделите их на аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов. Как вы думаете, к какому типу был отнесен Вини Пух, к какому Сова и к какому Кролик? И почему? Полагаю, что разделение было такое: Винни-Пух – кинестетик, Сова – аудиал, Кролик – визуал. Сова более походит на Аудиала - особенно это заметно по большому желанию поговорить по любому поводу и проверке орфографии на слух (помните, как она надписывала горшок). Жестикуляция на среднем уровне, пытается передать максимум информации голосом. Сова явно живет в мире звуков, для нее не столь важно, что она видит. Речь Совы достаточно монотонная, мимика невыразительная.
Ведущий
: что нужно будет делать сове, чтобы запомнить ту или иную информацию Винни-Пуху наиболее важны ощущения тела – например, вкус. Очень зависит от настроения, в хорошем распевает песенки. Жестикулирует в нижней части туловища, эмоциональный, дома бардак, голос низкий, постоянно почесывается... Кролик, скорее, Визуал (очками это особенно подчеркивается) - тощий, ходит и сидит прямо, жестикуляция выше головы, дома все красиво расставлено. Голос, кстати, достаточно высокий. Кролик говорит громко, очень любит порядок - в его доме все аккуратно разложено по полочкам. На роль Дигитала явно претендует Ослик Иа - завязший в рассуждениях, понурый, говорящий очень обще и на отвлеченные темы с самим собой: «- Ну вот, я так и думал. С этой стороны ничуть не лучше. А все почему и по какой причине? И какой из этого следует вывод?» К какому типу принадлежит Пятачок, определить не удалось - и мы постановили считать его полимодальщиком, то есть хорошо ориентирующемся во всех каналах сразу.
Ведущий.
В сложных условиях учебной деятельности, например во время контрольных работ, экзаменов, часто возникает необходимость осуществить волевую мобилизацию. В этом случае могут оказаться удобными в применении экспресс-методы, которые позволят решить какую-
то частную задачу. Эти приемы волевой саморегуляции взяты из школ восточных единоборств. Я расскажу вам о том, как это упражнение выполнять, и вы попробуете выполнить их по одному разу самостоятельно.
Упражнение «Волевое дыхание»

Ведущий.
Примите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите глубокое, ровное дыхание. Затем, дыша ровно и спокойно, одновременно поднимите руки до уровня груди ладонями вверх, согните их в локтях и отведите локти назад. После этого сделайте спокойный выдох с одновременным медленным опусканием рук ладонями вниз. Во время выдоха последовательно напрягаются мышцы рук, плечевого пояса, живота, ног. Можно представить, что опускающиеся руки прессуют находящийся в легких воздух и направляют его вниз, в землю. По окончании выдоха напряжение мышц прекращается. Упражнение повторяется до появления уверенности в своих силах и готовности организма действовать с максимальной отдачей.
Кинезиологические упражнения

Цель
: стимуляция познавательных способностей.
Инструкция
: Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки. Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой. Самовнушение..Еще один механизм, повышающий эффективность подготовки к экзамену - так называемые формулы самовнушения. При создании формул самовнушений нужно руководствоваться следующими принципами: они должны быть по возможности краткими, иметь позитивный характер и должны соответствовать психологическому типу поведения учащегося. Поэтому, после достижения желательного уровня расслабления и снятия первичной избыточной тревожности можно мысленного проговаривать формулу: «Я — спокоен — и уверен — в себе!»,
Работа по запоминанию небольшого текста.


Ведущий:
мы настроились на работу, узнали как лучше запоминать информацию. А теперь попробуем запомнить следующую информацию.
Как запомнить большое количество материала
Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли — это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.
Что делать, если устали глаза? (упажнения для глаз)
В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Выполни два любых упражнения: — посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд); — напиши глазами свое имя, отчество, фамилию; — попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд); — нарисуй квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.
Рефлексия занятия

Цель
: получение обратной связи от участников группы о прошедшем заняти У каждого из вас есть свой опыт подготовки к экзаменам. Из того множества рекомендаций, которые существуют, каждый из нас выбирает то, что подходит именно ему Назовите те, которые вы реально используете (или будете использовать) при подготовке к экзаменам. Затем мы обсудим, что вы выбрали. ОГЭ вам дан, чтоб мыслить необычно И испытать слегка учеников, Здесь не получишь «задарма» отлично, Закон ученья нынешний таков. Но, если ты не бил, мой друг, баклуши, Гранит науки грыз, забыв про лень,
Учителей внимательно прослушал, Тогда наступит твой счастливый день