Напоминание

"Сенсорное воспитание дошкольников"

Автор: Перепечаева Оксана Владимировна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МК ДОУ Павловский детский сад №8
Населённый пункт: город Павловск Воронежской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Сенсорное воспитание дошкольников"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

. Сенсорное воспитание дошкольников.
Консультация для воспитателей ДОУ
– одна из эффективных форм сотрудничества членов педагогического коллектива, позволяющая не только вспомнить теоретический аспект изучаемого вопроса, но и поделиться друг с другом опытом работы по данному вопросу, а также принять участие в практической деятельности. Кратко смысл проведения такого рода консультаций, семинаров можно сформулировать так: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю». Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».
Цель:
повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации сенсорного воспитания дошкольников.
Оборудование:
маленькие пластиковые бутылки, камушки, фасоль, крупные макароны, крупы – манная, рисовая, вата, пенопласт, кусочки ткани фольга, целлофановый пакет бумага разных цветов плотная и тонкая, пластмассовые яйца-«киндерсюрпризы», скорлупа от орехов, арбузные семечки, шишки, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др.
Ход

мероприятия

:

1 часть (теоретическая) - Доклад на тему: «Что такое сенсорика и почему так

важно ее развивать?»
Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания. Б. Прейер Сенсо́ рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.
Сенсорное развитие ребенка
– это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть). Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов: Первый фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т.п. Второй фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.
Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны
Что такое сенсорные эталоны?
Чему же и как учить ребенка? Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия. Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами». «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.
Сенсорные эталоны:
- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. - Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер. - Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка. - Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый. - Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д. Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно
: - является основой для интеллектуального развития; - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; - развивает наблюдательность; - готовит к реальной жизни; - позитивно влияет на эстетическое чувство; - является основой для развития воображения; - развивает внимание; - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно- познавательной деятельности; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; - влияет на расширение словарного запаса ребенка; - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм, красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. Перед сенсорным воспитанием стоят разные задачи: В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными).

В среднем дошкольном возрасте:
- формирование сенсорных эталонов; - обучение детей способам обследование предметов; - обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам; - развитие у детей аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте: различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв (при усвоении грамоты). Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются. Как знакомить ребенка с признаками предметов? Лучше всего это делать по принципу «трехступенчатого урока» (Мария Монтессори): 1. Сначала происходит презентация нового свойства ребенку (например, взрослый называет и показывает карточку красного цвета). 2. Затем педагог предлагает различные задания на закрепление осваиваемого понятия (игра «Покажи такого же цвета»). 3. Самостоятельное называние ребенком освоенного понятия (взрослый задает вопрос: «Какого цвета этот предмет?»). Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. Повторять и закреплять в памяти изученное, можно и в игровой форме.
Почему еще важно сенсорное развитие?
Мария Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство. Наоборот, если сенсорный опыт невелик, ощущения не утончены, необходимы грубые и сильные раздражители, которые позволят получать удовлетворение от восприятия – вспомните яркие, вульгарные, кричащие цвета рекламных щитов, зашкаливающие децибелы на концертах или в кино. Мария Монтессори также отмечала связь сенсорного развития с развитием воображения. Ведь утонченные органы чувств могут выделять малозаметные свойства, детали объектов внешнего мира, которые послужат прекрасной основой для создания необычного образа.
2

часть

(

практическая

): «

Сенсорные

игрушки

своими

руками

».
Коллектив педагогов делится на подгруппы. Каждая подгруппа получает по несколько вопросов (вопросы пишутся на отдельных карточках). Педагоги внутри каждой группы обсуждают вопросы, затем идет обмен мнениями. На подготовку ответов дается 5 минут. Вопросы первого уровня: · какие игры и игрушки для развития тактильной чувствительности есть в вашей группе, как часто вы их используете в работе? · какие игры и игрушки для развития зрительного восприятия есть в вашей группе, как часто вы их используете в работе? · какие игры и игрушки для развития слухового восприятия есть в вашей группе, как часто вы их используете в работе? · укажите «минусы» и «плюсы» игр на развитие вкусового восприятия? · укажите «минусы» и «плюсы» игр на развитие восприятия запаха (обоняния)? Вопросы второго уровня: · в какие игры, развивающие восприятие ребенка, можно играть на улице?
· в какие игры и игрушки, развивающие восприятие, предпочитают играть дети в вашей группе? · в своей работе вы предпочитаете использовать игрушки из магазина или «самоделки», почему? · как, по вашему мнению, сенсорные игрушки и игры влияют на развитие речи детей? · укажите игрушку, которая на ваш взгляд, обладает максимально развивающим восприятие ребенка потенциалом? На стол перед педагогами выкладываются следующие предметы: маленькие пластиковые бутылки, камушки, фасоль, крупные макароны, крупы – манная, рисовая, вата, пенопласт, кусочки ткани фольга, целлофановый пакет бумага разных цветов плотная и тонкая, пластмассовые яйца-«киндерсюрпризы», скорлупа от орехов, арбузные семечки, шишки, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др. Каждой группе предлагается сделать две развивающие игрушки своими руками – на это отводится 10-15 минут, далее педагоги делают своим игрушкам презентацию (рекламу), объясняют, как их можно использовать в работе по сенсорному воспитанию детей. Затем все педагоги высказывают мнение, какую игрушку они считают самой лучшей. Группа педагогов, выполнившая ее, забирает все остальные игрушки в качестве приза для пополнения своего уголка сенсорного развития в группах.