Напоминание

"Словарная работа на уроках русского языка"

Автор: Куделина Светлана Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ лицей №17
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Словарная работа на уроках русского языка"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

города Костромы «Лицей №17»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

по проблеме

«Словарная работа на уроках

русского языка»
Выполнила: учитель начальных классов Куделина Светлана Геннадьевна
Кострома, 2016 г.
1

Содержание:
I. ВСТУПЛЕНИЕ…………………………………………………………. 3 II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………........ 4 III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 8 IV. ПРИЛОЖЕНИЯ ………… ……………………………………………… 9 V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………… 12
ВСТУПЛЕНИЕ
2
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых не проверяется правилами. Поэтому большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями. Прочное усвоение написания таких слов достигается путем их частого употребления в различных заданиях и упражнениях. Опыт показывает, что в основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная работа учащихся, регулярность заданий и упражнений, многократное обращение к изученным словарным словам. Первоначальные сведения о непроверяемых орфограммах дети получают уже в первом классе. Списки слов с непроверяемым написанием даны в учебниках русского языка 1 - 4 классов. Многие слова, написание которых учащиеся должны запомнить вынесены на поля учебника. Для более успешного усвоения слова включены смысловыми группами, используются в текстах упражнений, имеются ссылки на толковый словарь. Чтобы работа учителя над правописанием словарных слов была эффективной, чтобы добиться грамотного письма, нужно использовать разнообразные методы, приемы, способы, направленные на прочное запоминание и грамотное написание словарных слов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3
У каждого учителя складывается своя определенная система по усвоению правописания словарных слов. Я хочу поделиться своим накопленным опытом работы по успешному усвоению учащимися правописания словарных слов. Все слова, рекомендуемые для изучения, я делю на группы (по 10-15 слов в каждой). Слова в группы собираю по мере появления их в учебнике. Работу начинаю с повторения предыдущей группы слов. Затем происходит знакомство с новыми словами. Кроме записи слов проходит лексическая работа, в ходе которой дети узнают значение новых слов. Ежедневно в течение недели работаю над их запоминанием (словарные диктанты, изготовление карточек). После того как все слова будут изучены, ученики пишут словарный диктант.
1-й день.
Демонстрирую детям для записи в словарики слова, в которых проставлено ударение и подчеркнуты непроверяемые буквы. Например: Кр оссво'рд, ма сса, орфогра'мма, ссора, су мма, ша сси, бу дто, как бу дто, всегда', навсегда'.
2-й день.
Проводим словарный диктант ( I вариант диктует словарные слова II варианту и выполняет проверку).
3-й день.
Проводим словарный диктант ( II вариант диктует словарные слова I варианту и выполняет проверку).
4-й день.
В 1-2 классах ученики дома готовят карточки с данными словами с пропущенными буквами. На уроке обмениваются ими с соседом по парте. Это эффективный прием формирования орфографической зоркости. В 3-4 классе даю эти словарные слова под диктовку с взаимопроверкой.
5-й день.
Предъявляю детям для записи на карточках эти же слова с пропусками букв. Например: Кр…..ворд, ма…а, ...гра…а, …ора, су….а, ша….и, бу….о, как бу….о, ..с..гда, на..с..гда . 4
Как правило, после проведенной таким образом работы ошибки в словарных словах изученной группы встречаются крайне редко. В конце каждой четверти происходит объединение всех групп слов в одну, выполняется подготовка к словарной работе за четверть. Приложение 1. Четверть завершается написанием итоговой словарной работы. Приложение 2. В конце года повторяются все словарные слова за изученный период. Приложение 3. Затем учащиеся пишут годовой зачет по словарным словам. Приложение 4. Структурирование словарной работы – одна из важнейших задач развития речи. Методика словарной работы в школе предусматривает 4 основные линии: 1. Обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее неизвестных слов, их значений. 2. Уточнение словаря - словарно-стилистическая работа, развитие гибкости, точности, выразительности словоупотребления. 3. Активизация словаря, т.е. перенесение большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Пассивный словарь содержит слова, которые дети понимают, но не употребляют в речи. Слова включаются в словосочетания, предложения, вводятся в пересказ, беседу, в рассказ, изложение и сочинение. 4. Устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые дети усвоили под влиянием речевой среды. Основные источники обогащения и совершенствования словаря – это произведения художественной литературы, тексты учебных книг. Также полезным пособием для словарной работы могут быть словари. На уроках могут быть использованы различные словари: «Этимологический словарь», «Фразеологический словарь», «Словарь иностранных слов», « Толковый словарь», «Словарь синонимов и антонимов», «Словарь многозначных слов», «Орфографический словарь» и другие. 5
Вот некоторые из упражнений, которые я периодически использую при работе над словами с непроверяемыми написаниями.
1.

Группировка и запись слов по орфографическим признакам.
На доске представлена группа слов с пропущенными буквами. Ученикам нужно вставить буквы и найти лишнее слово или выделить группу слов по какому-либо орфографическому правилу.
2.

Подбор однокоренных слов к данному словарному слову.
Ученики любят соревноваться, кто больше найдет слов-родственников.
3.

Составление предложений с одним или несколькими словами.
Даны 2-3 словарных слова, учащимся нужно составить предложение, использую данные слова.
4.

Подбор синонимов, антонимов к данному словарному слову.

5.

Выборочный диктант.
Учитель читает текст. Учащимся нужно записать на слух встретившиеся в тексте словарные слова.
6.

Диктант с использованием загадок.
Учитель читает загадку, дети отгадывают ее, записывают слово – отгадку.
7.

Диктант по памяти.
Учащимся необходимо записать по памяти слова, в написании которых нужно запомнить безударную гласную «а».
8.

Диктант с комментированием (1-2 класс)
Учитель называет слово из словаря, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают это слово в тетрадь.
9.

Творческий диктант.
Ученики заменяют развернутое понятие одним словом, о тгадывают слово по значению. Кроме этого в начале учебного года выдаю каждому ребенку список словарных слов на текущий год, который дети вешают перед глазами на своем рабочем месте дома. Существует простой способ запоминания. Непосредственно перед сном 1 раз чётко проговорить по слогам определённую группу слов. Учёными доказано, что засыпая, человеческий мозг 6
«прокручивает» информа цию, полученную за день, но в обратном порядке. И больше всего времени на осмысление и обработку отводится тем событиям, которые произошли в конце дня. А меньше всего тем, с которых начинался день. Таким образом, на запоминание словарных слов, прочитанных на ночь, мозг отведёт больше всего времени и плодотворно поработает без участия самого ребёнка. Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово несколько раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7
Таким образом , за счет систематической словарной работы на уроках русского языка обогащается словарный запас учащихся, активизируется их деятельность на уроках. Дети более точно понимают значение слова, что позволяет им избавиться от речевых ошибок. Если ребёнок осознаёт значение слова, умеет правильно употребить его в речи, правильно его записать, значит, данное слово входит в его активный словарный запас. Поэтому словарная работа на уроках русского языка должна быть постоянной и необходимой для формирования речевой активности и орфографической зоркости.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Подготовка к словарному диктанту за 2 семестр. 3 класс (1-4).
8

1.
Вставь карандашом пропущенные буквы в слова. При затруднении обратись к орфографическому словарю.
2.
Выучи написание слов.
3.
Попроси взрослого продиктовать слова. Пиши слова в рабочей тетради.
4.
В словах подчеркни
все
орфограммы, поставь ударение.
5.
Пропиши по 5 раз слова, в которых допустил ошибки. Кр…..ворд, ма…а, ...гра…а, …ора, су….а, ша….и, бу….о, как бу….о, вс..гда, на..с..гда.; г……рея, к..ртина, н..вс..гда, н..с..комые, п..т..му что, ч..ремуха, ..р..мат, о…уда, х..зя..н, х..зяйств...; ш..рада, б..ранка, в..лш..бный, к..литка, медл…….., пр..рода, р..кзак, с..р..бро, с..ребр….ый, пр..дмет; сов..сть, пш..ница, с..л..вей, му….ина, ж..нщ..на, ин..й, блю….е, ш..мпунь, коф...; к..ка.., м..тро, за..тр..к, ..к..ан, кр..вать, в..н..грет, с..лат, с..ница, ш..ф..р. Приложение 2.
Зачет по словарным словам за I полугодие. 3 класс.
1. Вставь пропущенные буквы О или А. Б...лкон, л…пата, на…б…рот, комн…та, в…кзал, к…ллектив, к…рресп… ндет, п…сс…жир, к…м…ндир, …р…мат, х…зяйство, к…литка, с…л…вей, … кеан. 2. Вставь пропущенные буквы Е, Я или И. Гал...рея, л...мон, нас...комые, ч...рёмуха, с...ница, м…лл…метр, в...н…грет, картоф...ль, , с..ребр…ный, вс…гда, ин…й. 3. Удвоенные или одиночные согласные. А(к, кк)орд, ба(с, сс)ейн, ба(л, лл)кон, га(м, мм)ы, гру(п, пп)а, дро(ж, жж)и, ма(с, сс)а, и(л, лл)юстрация, ко(р, рр)еспондент, ко(м, мм)андир, кро(с, сс)овки, су(б, бб)ота, ми(л, лл)и(м, мм)етр, сочи(н, нн)ение, тро(л, лл)ейбус, ха(р, рр)актер, телегра(м, мм)а, хо(к, кк)еист. 4. Слитно или раздельно. Буд то, в месте, как будто, на пример, потому что, в перёд. 9
Приложение3.
Подготовка к итоговому зачету по словарным словам за 3 класс (1-4).
1. Вставь карандашом пропущенные буквы в слова. При затруднении обратись к орфографическому словарю. 2. Выучи написание слов, в которых допустил ошибку. 3. Пропиши на листке по 5 раз слова, в которых допустил ошибки. Обозначь орфограммы. ..бзац, з..кон, прав..льн.., б..лкон, ..тобы, с..сед, к..ртоф..ль, пр..мер, иску… тв.о; ..бр..кос, н..пр..мер, л..пата, д..льфин, вп..ред, н..зад, н….б..рот; комн..та, а…орд, в..кзал, кв..ртира, б…..ейн, гр…..атика, ..жет, к..л..ндарь; …..уратный, ва…а, ва…ая, гру…а, дро….и, и…юстрац..я, ка…а, пр..гра…а; а....ея, т…..аса, жу….ит, к..л..гра…, кро…, чер..з, п….рон, к…..ектив; …..арат, к…….сп..ндент, лес..ница, м…..иметр, т..л..гра…а, п…..ажир, т…..итория, х…..ей; …..етит, к…..екц..я, кр…..овки, чу….тво, пр..фе…ия, тр…..ейбус, к..м..ндир; кр…… ворд, ма….а, ...гра….а, праз….ик, праз….ичный, ….ора, су.…а, ша….и; бу….о, как бу….о, вс..гда, над.., г……рея, к..ртина, н..вс..гда, н..с..комые, п..т..му что; ч..ремуха, ..р..мат, ……уда, х..зя..н, х..зяйств.., ш..рада, б..ранка, в..лш..бный; к..литка, медл…….., пр..рода, р..кзак, с..р..бро, с..ребр….ый, пр..дмет, сов..сть; пш..ница, с..л..вей, му….ина, ж..нщ..на, ин..й, блю….е, ш..мпунь, коф..; к..ка.., м..тро, за..тр..к, ..к..ан, кр..вать, в..н..грет, с..лат, с..ница, ш..ф..р, м..лина, ..п..льсин, б..тон, б..зар, м..чта, ….ерх, г..рох, ф..нарь, была, было; к..мп..ют..р, см..род..на, ..ранж..вый, поч..рк, к..стюм, п..чаль, ….итать, с….т, не был, не была; ..доль, п..п..рек, с….сем, т..вар..щ, ..кр..бат, к..гда, ю..ый, юн..ша, досуг, повторить, повторит; б..гря..ый, б..гровый, к..ричн..вый, с..ч..нение, св..бода, пл..ток, с..рень, ве..ть, начать, начал, начала; дл..на, ка..т..ся, к..стер, ла..ть, л..ле..ть, ма..т..ся, н..де..т..ся, п..ряд..к, сколько, из скольких; ре..ть, р..ман, ..дежда, се..ть, ч….ть, ч….ть, ..лмаз, н..деля; т..ска, т..скует, снов.., за..тра, до св..дания, ж..лтый, стр..к..за, с..йчас; ..пушка, ф..мил..я, б..лот.., 10
в..рота, в..гон, с..вер, вмест.., г..зета; вн..мат..льный, ..зад.., га….а, г..лубой, д..лина, зап..д, к..мыш, м..нд..рин; г..р..зонт, мес..ц, ..бл..ко, ..громный, п..мо..ник, р..машка, с..рен..вый, ш..л; ..братн.., о….ых, пр..вет, ..разу, ….астье, ш..лаш, уж..н, яг..да. Приложение 4.
Итоговый зачет по словарным словам за 3 класс. Вариант 1.

1. Найди и исправь ошибки.
Апетит, балкон, чуство, искусство, потому што, жолтый, блюдце, коллекцыя, как будто, заец, с зади, щастье, отдых, компьютор, вогзал.
2. Вставь пропущенные буквы О или А.
..пельсин, завтр..к, к..м..ндир, обл..ко, л..пата, с..л..вей, пш..ница, к..стюм, в..гон, д..лина.
3. Вставь пропущенные буквы Е или И.
Вн..мат..льный, р..сунок, нас..комые, в..н..грет, ин..й, т..рр..тория, соч..нение, пр..мер, корр..спондент, сч..тать.
4. Вычеркни слова, в которых не пишется удвоенная согласная.
Ширин..а, длин..а, длин..ый, гал..ерея, ал..ея, кол..ектив, бас..ейн, сос..ед, шос..е, крос..овки, телеграм..а, програм..а, аром..ат, килограм.., ак..уратный.
ЛИТЕРАТУРА
1. Махонина Н.Н. Формирование навыка правописания слов с непроверяемыми безударными гласными // Журнал Начальная школа. – 2006. - №6. – С. 74-75. 11
2. Конкина Ю.А. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка // Журнал Начальная школа. – 2004. - №7. – С. 25-28. 3. Кошелова Н.С. Виды словарной работы в начальных классах collegy.ucozload/36-1-0-4868 4. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык». Учебники. 1, 2, 3, 4-й классы, – М.: Баласс, 2012. 5. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова. Переработанное издание. 100 тысяч слов. – М.: «ЛадКом», 2010. 6. Т.Л. Федорова. Словарь синонимов и антонимов. – М.: «ЛадКом», 2010. 7. Школьный орфоэпический словарь русского языка/П.А. Лекант, В.В. Леденева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009. 8. Школьный фразеологический словарь русского языка/В.П. Жуков, А.В. Жуков. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2009. 9. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь . – М.: Просвещение, 1970. 10. Школьный словарь образования слов русского языка/ М.Т. Баранов. – 6- е изд. – М.: Просвещение, 2010. 11. Большой словообразовательный словарь русского языка. - М.: ООО «Дом Славянской книги», 2007. 12