Автор: Корнилова Наталья Алексеевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: город Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"
Аннотация. В статье рассмотрены современные проблемы духовно-
нравственного воспитания детей и представлены материалы практической
деятельности в этом направлении.
«Наука может раздолбить скалу, сплюснуть глыбу металла, но смягчить
жестокое, чёрствое сердце человека ей не дано… Наука бессильна против
нравственного зла» говорил
Епископ Православной Российской Церкви; богослов,
публицист, проповедник
Феофан Затворник.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки
ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее
и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его
людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-
нравственных свойств личности школьника.
Транслируемые на всю страну средства массовой информации ведут
разрушительную пропаганду, становятся причиной снижения критериев
нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного
возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным
образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством
чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии
заменить любовь, веру, сострадание.
Я.А.Коменский говорил, что «добродетель взращивается посредством дела, а не
посредством болтовни».
Сегодня все более очевидной становится потребность в одухотворении
образования, в возвращении его к первоначальному смыслу: «образ-овать» – значит,
помочь человеку сформировать Образ мира, в котором духовно-нравственные
приоритеты бесспорны.
«Всеобщая информатизация приводит к тому, что люди привыкают жить как
бы в двух параллельных мирах - в привычном от рождения реальном физическом
мире, и гиперпространстве, порождаемом компьютерными сетями… Нормы этики
не всегда автоматически переносятся на мир виртуальный. Более того, происходит
обратная психосоциальная деформация личности, суть которой состоит в переносе
сложившегося у пользователей Интернета представлений, что в нем нет
владельца, хозяина, поэтому можно взять без спроса всё, что угодно. Человек
выходит в реальный мир и совершает аналогичные поступки» Г.Л.Глейзер. Еще
Я.А.Коменский утверждал, что следующий век будет именно таким, какими будут
воспитанные для него будущие граждане. Великий А.С.Пушкин говорил о том, что
отсутствие воспитания есть корень всякого зла, а Д.И.Менделеев писал еще резче -
«Знание без воспитания – меч в руках сумасшедшего».
Знакомство с православной культурой дает представление о народных
верованиях, традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к
родной природе, своим предкам, истории народа. На занятиях учащиеся
рассматривают изображения икон и картин с сюжетами из Библии, с
православными праздниками, знакомятся с литературными произведениями на
религиозные и нравственные темы.
Процесс сопереживания имеет огромное
значение в развитии чувств ребенка, ведь то, что его волнует, интересует,
выражает его сущность, его индивидуальность. Воспитание духовности,
нравственного отношения к жизни, развитие художественного вкуса, комплексное
приобщение ребенка к миру искусства является важнейшими задачами
художественной педагогики.
Главный результат, который хотелось бы достичь, заключается в усвоении
школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру.
Нравственное здоровье каждого человека, каждой семьи можно
прокомментировать посредством народного фольклора. Поэтому на уроках всегда
использую поговорки, пословицы и другие жанры устного народного творчества.
Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный
процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка
подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно
отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности.
Наши предки считали, что человеку нужно не просто любить труд, а иметь
привычку, потребность трудиться, не проводить время впустую. Свою трудовую
школу маленький ребенок начинал рядом с отцом-матерью, бабушкой-дедушкой.
Сначала он просто подавал инструменты и наблюдал за работой, потом ему
доверяли «закончить» работу, например, отрезать нитку на шитье, до конца забить
гвоздь. Подрастая, ребенок тянулся к более сложной работе и так постепенно
учился всем ремеслам, которые знали его родители. С раннего возраста каждому
ребенку выделяли свои особые грядки, которые он сам поливал, полол,
соревнуясь с братьями и сестрами. Осенью сравнивали полученный урожай. Были
у детей и «свои» животные-детеныши, за которыми они сами ухаживали. Так
постепенно, посильным трудом дети входили в рабочую жизнь семьи. Хотя слова
«труд» и «трудно» очень похожи, но труд на благо семьи приносил много радости.
Один из видов посильного детям этого возраста труда - труд учения. Многие
учителя помнят, что существовала раньше оценка «за прилежание». Учение
требует таких важных качеств, как терпение, послушание учителю в выполнении
его требований, настойчивость в преодолении трудностей. Деятельность учения
формирует характер ребенка. Многие дети сегодня приходят в школу без
необходимого настроя на учение, на ежедневную работу, на уважение к учителю.
Ценность учения нужно снова и снова обсуждать и подчеркивать в общении с
детьми. Это тем более важно, что стиль учения формируется в школьном
возрасте, а учиться современный человек должен быть готов всю жизнь.
В последние годы в системе образования прослеживается тенденция возвращения
к народной педагогике, что является главным условием национального
возрождения и основой познания духовного наследия каждого народа. воспитание
традиция народная педагогика. Следовательно, этнопедагогика является ведущей
концепцией дальнейшего развития национальной школы, так как воспитание на
основе народной педагогики дает возможность привить любовь к ценностям
материальной и духовной культуры своего народа.
Через народные традиции
ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать
себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребенок проявляет себя и
развивается. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину
информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять
сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об
их стране, их предках. Мы выявили, что ознакомление ребенка в школе с
народными традициями помогает ребенку намного лучше развиваться как
личность. Тем более воспитательное значение этих социальных явлений
вызывают горячее стремление следовать примерам установившихся нормам и
правилам. Необходимо создать у младших школьников определенное отношение к
народным традициям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности,
желание изучать и следовать примеру людей, носителей этих явлений.
В.А.Сухомлинский писал: «
Я добиваюсь того, чтобы нравственные ценности,
созданные и завоёванные человечеством в прошлом, и получившие расцвет в наши
дни, стали духовным богатством каждого ребенка…»
Литература:
1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей школьного возраста. Как
помочь ребенку? - М.: Речь, Сфера, 2012. - 288 с.
2. Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. -
Якутск: Просвещение, 1995. - 218
с
3
.
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников /
Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
4. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика,
1999- №4.- С.78-80
5. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях
реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-
на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
6. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/
Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой – М.: Педагогика, 1979- 461с.
7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические
сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1980.- 258с.