"Создание условий для развития и реализации творческих способностей одарённых детей"

Автор: Морозова Татьяна Витальевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №14
Населённый пункт: г. Урай, ХМАО- Югра, Тюменская область
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "Создание условий для развития и реализации творческих способностей одарённых детей"
Дата публикации: 10.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1
«Создание условий для развития и реализации творческих способностей одарённых

детей»
Детская одаренность – одно из самых загадочных явлений природы. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Изучение способностей высокого уровня, всегда оставалось в поле зрения исследователей: Труды психологов об индивидуальных различиях, признаках детской одарённости и формах их проявления Л.С. Выготского, О.М. Дъяченко, Е.Е. Туник. Н.С. Лейтеса, Б.М. Теплова. Сопровождение одаренного ребенка - неотъемлемый элемент гуманизации образования России. Новые стандарты дошкольного образования ориентируют на развитие самостоятельности, инициативности, творческих способностей дошкольников. Исследованиями установлено, что дошкольное детство наиболее благоприятный период для развития способностей. В связи с этим я разработала проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей творчески одаренных детей; совершенствование системы выявления; разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка. В марте 2011года я представила проект на заседании педагогического совета для обсуждения. Результаты анализа позволили сделать вывод, что педагоги осознают значимость создания условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, значимость выявления и сопровождения одарённых детей. Была выбрана творческая группа в составе 7 человек. Проект рассчитан на три года (2011- 2014гг.).
На первом этапе (организационно – подготовительном) 2011-2012гг
.  творческой группой был изучен опыт работы с одарёнными детьми;  методом анкетирования и тестирования была выявлена мотивационная готовность родителей и детей участвовать в проекте;  был утверждён проект «Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов; выявление одарённых детей; реализация творческого потенциала;  изучена нормативно-правовая и методическая база подобран комплекс диагностических методик по определению творчески музыкально одарённых и универсальных способностей дошкольников 4-7 лет.  была составлена и утверждена программ художественно-эстетического развития для развития творческих способностей детей 4-7 лет
;
 подобраны методики для расширения певческого диапазона, звуковысотности; музыкально-дидактические игры;  разработаны сценарии театрализованной деятельности, интегрированные занятия (музыка-изо, музыка- ритмика-развитие речи, психолог-этикет-окружающий мир)  разработана индивидуальная образовательная программа, как средство поддержки и развития одарённости дошкольника направленной на формирование вокально- певческих навыков и развитие артистических способностей; На организационно-подготовителном этапе большое внимание было уделено обогащению музыкально-творческой предметно-развивающей среды: изготовлены музыкально-дидактические игры ( «Три медведя», «Составляем сказку», «Перепутаница», «Стихи под музыку», «Меняем сюжет» и др.) и пособия, картотека игр, подобрана фонотека классических циклов музыкальных произведений, изготовлены оригинальные
2 шумовые музыкальные инструменты для элементарного творческого музицирования. Музыкальная предметно-развивающая среда организовывалась по трем основным блокам: 1) восприятие музыки; 2) воспроизведение музыки; 3) музыкально-творческая деятельность. Созданная музыкальная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить необходимый уровень музыкально-творческого развития детей.
На втором этапе – основном,( развивающем)
 была организована работа семинара для педагогов и родителей «Одаренные дети: раскрыть, поддержать, развивать».  повысили квалификацию педагогов через систему обучающих семинаров, круглых столов, самообразования; для специалистов и воспитателей были проведены консультации «Проявление творческого начала в музыкально-игровой деятельности», «Педагогические условия развития креативности дошкольников", «Пластика, ритмика и театральные формы»  организовали и провели интеллектуально-музыкальне гостиные («Любимые уголки нашего города», «Зимний вечер у самовара», «Я и моя семья») совместно с родителями; творческие встречи с выпускниками детского сада;  разработали и провели театрализованные представления, («Волшебница Вода», «Здравствуй, милая картошка», «Добрый доктор Айболит») совместно с родителями, которые принимали участие в изготовлении костюмов, декораций.  реализовали программу художественно-эстетического развития «Волшебная палитра», вокальный кружок «Соловушка» для детей 4-7 лет на базе ДОУ; кружок хореографии «Попрыгунчики».  Участвовали в городских музыкальных и художественных конкурсах, при участии и поддержке родителей одарённых детей. Дети нашего детского сада неоднократно становились победителями городских и всероссийских конкурсов.Одновременно взаимодействовали с социальными структурами города Урая: школа искусств, городской музей, дом культуры «Нефтяник», КЦСОЦ «Импульс». Основой организации работы с одаренными детьми являются
личностно-

ориентированный подход к процессу становления личности
, в рамках которого дошкольник не является пассивным объектом воздействия, а является субъектом собственной деятельности по саморазвитию.
На третьем – заключительном этапе,( итоговый)
Мы провели анализ и оценку эффективности и результативности проекта, определяем пути дальнейшего развития проекта. Создали электронную базу данных творчески одарённых детей. Для проведения диагностики музыкально-творческих способностей были использованы: методика развития музыкальных способностей (автор К. Тарасова); методика проведения диагностики уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (автор А. Буренина); методика развития творческих способностей (автор Т. Доронова); анкета для родителей «Способности вашего ребенка»; наблюдение за самостоятельной музыкальной деятельностью в группе, за проявлением детьми творчества, фантазии, умения импровизировать, сочинять и т.п., эмоциональным восприятием детьми художественных и музыкальных произведений. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении
трех

3
основных музыкальных способностей — ладового чувства, музыкально-слуховых

представлений и чувства ритма
(Б.М. Теплов). На
констатирующем этапе результаты диагностики
показали, что наибольший процент – дети со средним уровнем музыкальных способностей и
необходимо проводить

специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем

более, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого процесса.
Эффективное развитие творческих способностей детей возможно лишь при совместных усилиях со стороны воспитателей, специалистов дошкольных учреждений и семей воспитанников. Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах.
Сравнительные результаты диагностики в развитии музыкальных способностей

детей на формирующем этапе
(2012-2013гг.) показали положительно устойчивые результаты музыкального развития дошкольников, повысилось количество детей с высоким и средним уровнем развития музыкально-творческих способностей.  Эмоциональная отзывчивость на музыку на 25%(36%)  Музыкальное мышление и воображение на 6%(11%)  Музыкальная память на 10%(16%)  Певческие навыки на 10%(18%)(улучшились)  Музыкально-ритмическое развитие на 14%(24%)  Сценическое мастерство 4%(11%) Наши выпускники, ушедшие в первый класс в результате тестирования дают хорошие показатели развития психических процессов: памяти, воображения, внимания, мышления. Успеваемость детей в школе 100%. Многие наши выпускники учатся в детской школе искусств: 20% - в хореографическом, 15% - в музыкальном отделении, занимаются в кружках художественной самодеятельности, хореогфической и театральной студиях при КДЦ «Нефтяник», «Юность Шаима», «ЦДОД»города.
В
результате реализации проекта 1. Создана система взаимодействия музыкального руководителя, воспитателей групп, специалистов ДОУ по развитию музыкально-творческих способностей дошкольников через интеграцию синтеза искусств и художественных видов деятельности. 2. Значительно повысился уровень развития музыкально-творческих способностей старших дошкольников. 3. Создан комплекс педагогических условий для развития музыкально-творческих способностей дошкольников 4. Создана благоприятная, творческая предметно-развивающая среда: наглядно- дидактический материал «От воображения к творчеству», картотека музыкально- дидактических игр 5. Создана система взаимодействия с родителями, как необходимого условия повышения эффективности процесса развития креативности 6. Поддерживаем тесную связь с выпускниками д сада и их семьями.