"Создание условий для развития и реализации творческих способностей одарённых детей"
Автор: Морозова Татьяна Витальевна Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №14
Населённый пункт: г. Урай, ХМАО- Югра, Тюменская область
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "Создание условий для развития и реализации творческих способностей одарённых детей"
1
«Создание условий для развития и реализации творческих способностей одарённых
детей»
Детская одаренность – одно из самых загадочных явлений природы. Проблемы ее
диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Изучение
способностей высокого уровня, всегда оставалось в поле зрения исследователей: Труды
психологов об индивидуальных различиях, признаках детской одарённости и формах их
проявления Л.С. Выготского, О.М. Дъяченко, Е.Е. Туник. Н.С. Лейтеса, Б.М. Теплова.
Сопровождение одаренного ребенка - неотъемлемый элемент гуманизации
образования России. Новые стандарты дошкольного образования ориентируют на
развитие самостоятельности, инициативности, творческих способностей дошкольников.
Исследованиями установлено, что дошкольное детство наиболее благоприятный
период для развития способностей.
В связи с этим я разработала проект, способствующий максимальному раскрытию
потенциальных возможностей творчески одаренных детей; совершенствование системы
выявления; разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом
специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка.
В марте 2011года я представила проект на заседании педагогического совета для
обсуждения. Результаты анализа позволили сделать вывод, что педагоги осознают
значимость создания условий для проявления каждым ребенком своих творческих
способностей и интересов, значимость выявления и сопровождения одарённых детей.
Была выбрана творческая группа в составе 7 человек. Проект рассчитан на три года (2011-
2014гг.).
На первом этапе (организационно – подготовительном) 2011-2012гг .
творческой группой был изучен опыт работы с одарёнными детьми;
методом анкетирования и тестирования была выявлена мотивационная готовность
родителей и детей участвовать в проекте;
был утверждён проект «Создание условий для проявления каждым ребенком своих
творческих способностей и интересов; выявление одарённых детей; реализация
творческого потенциала;
изучена нормативно-правовая и методическая база подобран комплекс
диагностических методик по определению творчески музыкально одарённых и
универсальных способностей дошкольников 4-7 лет.
была составлена и утверждена программ художественно-эстетического развития
для развития творческих способностей детей 4-7 лет ;
подобраны методики для расширения певческого диапазона, звуковысотности;
музыкально-дидактические игры;
разработаны сценарии театрализованной деятельности, интегрированные занятия
(музыка-изо, музыка- ритмика-развитие речи, психолог-этикет-окружающий мир)
разработана индивидуальная образовательная программа, как средство поддержки
и развития одарённости дошкольника
направленной на формирование вокально-
певческих навыков и развитие артистических способностей;
На организационно-подготовителном этапе большое внимание было уделено
обогащению музыкально-творческой предметно-развивающей среды: изготовлены
музыкально-дидактические игры ( «Три медведя», «Составляем сказку», «Перепутаница»,
«Стихи под музыку», «Меняем сюжет» и др.)
и пособия, картотека игр, подобрана
фонотека классических циклов музыкальных произведений, изготовлены оригинальные
2
шумовые музыкальные инструменты для элементарного творческого музицирования.
Музыкальная предметно-развивающая среда организовывалась по трем основным
блокам: 1) восприятие музыки; 2) воспроизведение музыки; 3) музыкально-творческая
деятельность.
Созданная музыкальная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить
необходимый уровень музыкально-творческого развития детей.
На втором этапе – основном,( развивающем)
была организована работа семинара для педагогов и родителей «Одаренные дети:
раскрыть, поддержать, развивать».
повысили квалификацию педагогов через систему обучающих семинаров, круглых
столов, самообразования; для специалистов и воспитателей были проведены
консультации «Проявление творческого начала в музыкально-игровой
деятельности», «Педагогические условия развития креативности
дошкольников", «Пластика, ритмика и театральные формы»
организовали и провели интеллектуально-музыкальне гостиные («Любимые
уголки нашего города», «Зимний вечер у самовара», «Я и моя семья») совместно с
родителями; творческие встречи с выпускниками детского сада;
разработали и провели театрализованные представления, («Волшебница Вода»,
«Здравствуй, милая картошка», «Добрый доктор Айболит») совместно с
родителями, которые принимали участие в изготовлении костюмов, декораций.
реализовали программу художественно-эстетического развития «Волшебная
палитра», вокальный кружок «Соловушка» для детей 4-7 лет на базе ДОУ; кружок
хореографии «Попрыгунчики».
Участвовали в городских музыкальных и художественных конкурсах, при участии
и поддержке родителей одарённых детей.
Дети нашего детского сада неоднократно становились победителями городских и
всероссийских конкурсов.Одновременно взаимодействовали с социальными структурами
города Урая: школа искусств, городской музей, дом культуры «Нефтяник», КЦСОЦ
«Импульс».
Основой организации работы с одаренными детьми являются
личностно-
ориентированный подход к процессу становления личности
, в рамках которого
дошкольник не является пассивным объектом воздействия, а является субъектом
собственной деятельности по саморазвитию.
На третьем – заключительном этапе,( итоговый)
Мы провели анализ и оценку эффективности и результативности проекта, определяем
пути дальнейшего развития проекта. Создали электронную базу данных творчески
одарённых детей.
Для проведения диагностики музыкально-творческих способностей были
использованы: методика развития музыкальных способностей (автор К. Тарасова);
методика проведения диагностики уровня музыкального и психомоторного развития
ребенка (автор А. Буренина); методика развития творческих способностей (автор Т.
Доронова); анкета для родителей «Способности вашего ребенка»; наблюдение за
самостоятельной музыкальной деятельностью в группе,
за проявлением детьми
творчества, фантазии, умения импровизировать, сочинять и т.п., эмоциональным
восприятием детьми художественных и музыкальных произведений.
В теории и
практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении
трех
3
основных музыкальных способностей — ладового чувства, музыкально-слуховых
представлений и чувства ритма (Б.М. Теплов).
На констатирующем этапе результаты диагностики показали, что наибольший
процент – дети со средним уровнем музыкальных способностей и необходимо проводить
специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем
более, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого процесса.
Эффективное развитие творческих способностей детей возможно лишь при
совместных усилиях со стороны воспитателей, специалистов дошкольных учреждений и
семей воспитанников.
Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные
консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено
согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и
согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах.
Сравнительные результаты диагностики в развитии музыкальных способностей
детей на формирующем этапе
(2012-2013гг.) показали положительно устойчивые
результаты музыкального развития дошкольников,
повысилось количество детей с
высоким и средним уровнем развития музыкально-творческих способностей.
Эмоциональная отзывчивость на музыку на 25%(36%)
Музыкальное мышление и воображение на 6%(11%)
Музыкальная память на 10%(16%)
Певческие навыки на 10%(18%)(улучшились)
Музыкально-ритмическое развитие на 14%(24%)
Сценическое мастерство 4%(11%)
Наши выпускники, ушедшие в первый класс в результате тестирования дают хорошие
показатели развития психических процессов: памяти, воображения, внимания, мышления.
Успеваемость детей в школе 100%.
Многие наши выпускники учатся в детской школе искусств: 20% - в хореографическом,
15% - в музыкальном отделении, занимаются в кружках художественной
самодеятельности, хореогфической и театральной студиях при КДЦ «Нефтяник»,
«Юность Шаима», «ЦДОД»города.
В результате реализации проекта
1.
Создана система взаимодействия музыкального руководителя, воспитателей
групп, специалистов ДОУ по развитию музыкально-творческих способностей
дошкольников через интеграцию синтеза искусств и художественных видов
деятельности.
2.
Значительно повысился уровень развития музыкально-творческих способностей
старших дошкольников.
3.
Создан комплекс педагогических условий для развития музыкально-творческих
способностей дошкольников
4.
Создана благоприятная, творческая предметно-развивающая среда: наглядно-
дидактический материал «От воображения к творчеству», картотека музыкально-
дидактических игр
5.
Создана система взаимодействия с родителями, как необходимого условия
повышения эффективности процесса развития креативности
6.
Поддерживаем тесную связь с выпускниками д сада и их семьями.