"Текстильные материалы из волокон животного происхождения"

Автор: Кузько Ольга Викторовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани "ООШ №31"
Населённый пункт: город Астрахань, Астраханская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Текстильные материалы из волокон животного происхождения"
Дата публикации: 10.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБОУ г. Астрахани «ООШ №31» Конспект урока по технологии в 7 классе «Текстильные материалы из волокон животного происхождения и их свойства» подготовила учитель технологии Кузько Ольга Викторовна 2015-2016 учебный год Тема урока «Текстильные материалы из волокон животного происхождения и их свойства» Тип урока Урок изучения и первичного закрепления знаний Вид урока Интегрированный Цель урока Создание условий для ознакомления обучающихся с натуральными волокнами животного происхождения, с первичной обработки шерсти Задачи урока Обучающая-научить различать виды волокон, познакомиться с происхождением шерстяных волокон, с этапами первичной обработки шерсти. Исследовать состав волокон животного происхождения органолептическим методом. Развивающая– развивать творческое и пространственное воображение, логическое мышление, умение сравнивать и различать, анализировать, наблюдать и делать выводы. Воспитательная– способствовать развитию интереса к предмету, воспитанию взаимопомощи, активности, аккуратности, желанию добиваться высоких результатов, ответственности, способствовать формированию эстетических взглядов. УУД Познавательные: умение получать новые знания, перерабатывать и применять полученную информацию Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность; прогнозирование результата и усвоения уровня знаний. Личностные: владение основами самоконтроля и самооценки ; создание условий для обеспечения успешной деятельности на уроке, эмоционального комфорта. Планируемые результаты Предметные: Знать: способы получения натуральных волокон животного происхождения ( шерсть и шелк), производство, виды волокон шерсти и шелка. Уметь: различать волокна шерсти по составу. Личностные: Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников; планировать и выполнять поставленные задачи, умение донести своё
мнение до других; готовность к сотрудничеству. Метапредметные: Определение способов решения учебной и практической задачи; оценивание своей познавательно- трудовой деятельности, соблюдение норм и правил культуры труда, согласование и координация совместной деятельности на уроке. Основные понятия шерсть, руно, пух, ость, мертвый волос, стригаль, сортируют, треплют, промывают, сушат. Ресурсы урока 1.Материально-техническая база: - кабинет трудового обучения, инструменты и приспособления:лупа, клей, нити, ручка, карандаш ,картон, шерсть, выставка «Изделия из натуральной шерсти», образцы пуха, шерсти, клубок шерстяных нитей, самопрялка, наглядная иллюстрация « На лугу». 2.Дидактическое обеспечение: Технология. Обслуживающий труд: 7 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, М.: «Вентана – Граф», 2014 г; карточки задания; тесты. 3.Технические средства обучения: компьютер учителя, мультимедийный проектор 4. Электронные средства обучения: презентация, видеоролик. Форма урока Ф-фронтальная И- индивидуальная Г- групповая П-парная технология Личностно- ориентированная , технология сотрудничества, критического мышления, здоровьесберегающая Межпредметные связи история, география, литература, биология, музыка, ИКТ. Педагогические технологии игровая, информационно-коммуникационная, проблемное обучение, исследование Время проведения 40 мин + 40 мин
Ход урока:

1.

Организационный этап урока

Учитель
приветствует детей, настраивает их на учебную деятельность. - Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что урок принесет нам радость общения друг с другом. На меня все посмотрели, Улыбнулись, тихо сели.
Ученики
отвечают на приветствие, проверяют подготовленность к уроку.

2.

Мотивация к учебной деятельности
На фоне музыки
- слайд 2-6

Учитель:
- Зима, вечереет. В деревенской избе вся семья собралась за столом. Тихо в печи потрескивают дрова. В доме тепло и уютно. После ужина каждый занят своим делом. Вот и бабушка, как обычно, в заботе о своих внуках.
Ученики:
-А в чём проявляется её забота? (-Она вяжет) -А что она вяжет? (-Носки, варежки…) - Для чего? (-Для того, чтобы внукам было тепло в зимнюю пору на улице.) -Да, бабушка заботится о здоровье своих внуков. - Обратите внимание на нашу выставку. Какие изделия вы видите? (-носки, варежки, платки, кофточку, шарф, валенки) - А из чего связаны эти изделия? (-из шерсти) -Правильно, они связаны из шерсти животных. -Ребята, из чего состоит шерсть? (- из волокон) -А интересно ли вам узнать о производстве шерсти? (как появилась нить?) (-да!) -Давайте вместе сформулируем тему нашего урока. -Что бы вы хотели узнать на нашем уроке? (о шерсти, о видах её волокон, о её волокнах, о производстве шерсти.)
Ученики
формулируют тему урока сами.
Учитель:
- Да, тема нашего урока «Текстильные материалы из волокон животного происхождения и их свойства».
Слайд 7

3.

Целепологание

Учитель:
Предлагаю расшифровать анаграммы, разгадав которые вы сможете сформулировать
цели

нашего урока.
(Парная работа, кто быстрее и правильно получает смайлик). Анаграмма - загадка с перестановкой букв в слове для образования другого слова. (Текстильные материалы, волокна животного происхождения) (ные текстиль риалы мате кна воло ного живот дения происхож)

Учитель: Слайд 8
- Обобщив ваши пожелания, предлагаю построить урок так: 1) Познакомиться с шерстью и шелком, откуда берутся волокна 2) Узнать о видах волокон 3) Этапами обработки шерсти и шелка 4) Выполнить лабораторную работу по изучению этих свойств
4.Открытие нового знания. Введение в тему.

Слайд 9
 Рассмотрите внимательно схему. Какие три вида происхождения натуральных волокон вы видите?  Исходя из нашей темы, с каким видом натуральных волокон мы будем сегодня работать? - А конкретно мы будем говорить о шерсти. - А знаете ли вы , что одним из первых животных была приручена овца. -Что привлекало в ней человека? -Что же такое шерсть? -От каких животных можно получить шерстяные волокна?
Слайд 10
 Посмотрите , эти животные в разные времена были одомашнены человеком - Назовите знакомых животных. -Каких видите в первый раз? - Лама - южноамериканское животное, близкий родственник верблюда; -Альпака - неприученная лама, которую стригут один раз в два года и получают от одного животного 3 кг шерсти. В Перу они защищены государством и охраняются, как исчезающий вид. Их шерсть считается лучшей в мире. Цена 100г шерсти викуньи стоит 900 долларов и больше. - А сейчас для чего человек содержит у себя в хозяйстве овцу и козу? Вывод (делают дети): - Совершенно верно, для получения шерсти и пуха.  Я предлагаю посмотреть ролик и выявить этапы этого процесса. производство шерсти
слайд11
-Как называют массу неоднородной по качеству и загрязненной шерсти? Ответ: Руно -С помощью чего снимают шерсть с животных? Ответ: -ножниц, машинок
 Поработайте экспертами и сравните ответы с предложенным алгоритмом. (Взаимопроверка) 
Запомни новые слова! Слайд 12

Виды волокон, входящие в состав шерсти.
Пух - наиболее тонкое, мягкое, извитое волокно. Ость (переходной волос) - более толстое, жёсткое и менее извитое волокно. Мёртвый волос - малопрочное и очень жёсткое волокно. Руно - масса неоднородной по качеству и загрязненной шерсти
Слайд 13
1) Сортируют-подбирают волокна по качеству. 2) Треплют-удаляют засохшие примеси. 3) Промывают - горячей водой с мылом. 4) Сушат-в сушильных машинах. 5) упаковка в тюки, доставка на производство 6) Ткачество – получение шерстяной ткани  - Взаимопроверка (учебник. Стр.56)  -Лучше всего справилась с заданием группа …….(получают смайлики) Люди разных профессий задействованы в данном производстве. Это стригали, мойщики, чесальщики, классировщики. И всем понятно, что это трудоёмкий процесс.  Я предлагаю посмотреть ролик и выявить этапы процесса производства натурального шелка. производство шелка
слайд 14

слайд 15
1) обработка коконов паром 2) сушка горячим воздухом 3) транспортировка коконов на шелкомотальную фабрику 4) обработка паром для размягчения шелкового клея 5) сматывание шелковых нитей с коконов  - Взаимопроверка (учебник. Стр 57)  -Лучше всего справилась с заданием группа …….(получают смайлики)
5. Динамическая пауза (физминутка) слайд 16
 -Спасибо за работу. Предлагаю отдохнуть. - Повторяйте движения за героями анимации.
6. Актуализация новых знаний слайд 17

Фронтальная работа с учебником. Работа по изучению коллекции образцов. «Виды и свойства шерстяных и шелковых тканей.» Работа с таблицами стр.57-60.
7. Применение новых знаний слайд 18

Практическая работа № 1.
"Исследование волокнистого состава тканей" Оборудование и материалы: образцы тканей, лупа, пинцет, толстая игла, спички. Порядок выполнения работы: 1) рассмотрите внешний вид образцов, определите, у какого из них поверхность блестящая, а у какого - матовая; 2) сравните на ощупь мягкость и гладкость каждого образца ткани; 3) другую нить разорвите и рассмотрите вид ее обрыва; 4) рассмотрев обрыв нити, определите извитость волокон; 5) Обобщите полученные данные. Определите по таблице вид ткани каждого образца. 6) С помощью степлера или клея прикрепите образец , сделайте выводы в тетради
8. Контроль и коррекция полученных знаний слайд 19
Работа с карточками. Расшифровать свойства шерсти и шелка, произвести взаимопроверку. Смайлики за правильность выполнения задания.
9. Оценивание учащихся
Предлагается алгоритм самооценки.
Алгоритм: 1. Участие в уроке 2. Правильность выполнения заданий (подсчет смайликов) 3. Моя роль в группе 4. Поведение
10. Рефлексия
В начале урока вы ставили перед собой цели. Сумели ли вы их достичь?
«Составьте синквейн»:
- Сегодня на уроке у меня получилось….? -Какие из полученных знаний вам пригодятся в жизни? -Что вызвало трудности? -А кто не услышал ответа на свой вопрос в течении урока? На следующем уроке мы продолжим эту тему. - Мне хочется узнать с каким настроением вы уйдёте с урока. Если у вас отличное настроение – похлопайте в ладоши.
11. Домашнее задание слайд 20
1. Узнать в интернете о мифах о появлении шелка. (базовый уровень) 2. Откуда пошло название ткани кашемир? (повышенный уровень) 3. Найдите информацию о новых свойствах современных тканей. (повышенный уровень)