Напоминание

"Развитие коммуникативных навыков младших школьников"

Автор: Азиева Алина Раисовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №18" города Магнитогорска
Населённый пункт: город Магнитогорск Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие коммуникативных навыков младших школьников"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Занятие на создание позитивных эмоций

«Солнышко лучистое»

Возраст детей
- 1-5 классы, также возможно применение в среднем и старшем звене в качестве психологического занятия с модификацией подачи материала.
Реквизиты
: цветная бумага жёлтого цвета, цветной картон разных цветов, клей, фломастеры.
Цель занятия
: формирование позитивного настроя в классе, поддержание интереса к дружбе, повышение самооценки, нахождение ресурсов для преодоления стресса в будущем.
Задачи:
 Побудить детей к размышлению на тему качеств характера, личности человека. Почему нам важно иметь те или иные качества, какие качества существуют (расширение психологической эрудиции). Для этого провести беседу с детьми.  Изготовить солнышки, вписать качества  Организовать процесс раздачи лучиков. Отследить лидеров и отвергаемых детей (для ведущего).  Организовать обсуждение, рефлексию.
Ход занятия

Психолог
. - Ребята, сегодня я предлагаю вам поучаствовать в занятии, которое поможет нам стать добрее, дружнее. Посмотрите, как сегодня пасмурно за окном. Чего нам всем не хватает в такие дни? Конечно, Cолнышка. Вариант второй, если солнечная погода -Посмотрите, какое яркое сегодня солнышко! А с что приходит вам на ум, когда говорят о Солнце?
Дети отвечают

-Лето, жарко, каникулы, загорать можно. Без него нельзя прожить, всё живое от него зависит. Мамы ласково называют своих детей Солнышко. Для человека Солнышко это что-то доброе, лучистое, радостное.
Психолог
–А если мы сравним Солнышко с характером человека, то какой это будет человек? Вы знаете, ребята, что такое характер?
Дети размышляют о значении характера
.
Психолог
- Характер, это такие качества личности, которые проявляются в жизни каждого из нас в разных ситуациях. Человек, например, бывает трудолюбивый, дружелюбный, смелый, щедрый, добрый. А бывает и наоборот, скупой, злой, завистливый, мрачный. Если какого-то человека называют солнечный, то, как вы думаете, какой характер у него будет?
Дети рассуждают
.
Психолог

-
Вы хотели бы, чтобы вас окружали солнечные люди или мрачные, сердитые, недовольные люди-тучки. Да, мы все хотим жить среди позитивных людей, которые несут в себе свет, значит и сами должны стремиться посылать всем лучики добра. А теперь я предлагаю вам вырезать из жёлтой бумаги круг, диаметром примерно 5-7 см (показывает круг).
Дети вырезают
.
Психолог
В центре круга напишите своё солнечное имя, т.е. то имя, которым вы бы хотели чтоб вас называли ребята. Может быть это ваше имя, то, которым вас всегда называют или измененное, а может и вовсе не ваше, а какое-то сказочное.
Дети пишут
. (Машенька, Поля, Натуся, Ленчик, Паша, Ми-2).
Психолог
- Ребята, выберите лист цветного картона любого цвета, какой вам по душе, какой вам нравится. Приклеиваем круг с именем в центр цветного картона или
куда вы сами захотите, это будет наше солнышко, вокруг расположатся лучики. Их нам также необходимо вырезать из жёлтой бумаги. Берём ножницы и вырезаем прямоугольники такого размера (показывает образец). Их должно быть 7 штук. Теперь вспомните про те качества, о которых мы говорили. Ваша задача, написать на лучиках по одному хорошему качеству.
Дети вспоминают и пишут
.
Психолог

-
Приклеивать их не нужно. Сейчас от вас потребуется умение слышать инструкцию и дисциплина. Итак, сейчас мы будем дарить лучики солнышкам, чтоб они могли освещать нам дорогу. Подумайте, кому бы вы подарили это хорошее качество. Может быть, у этого человека его не хватает, а оно ему очень необходимо. А может наоборот, именно он является обладателем этого качества. Но помните одно важное правило – лучиков у каждого должно быть не больше и не меньше семи. Если вы видите, что у солнышка уже очень много лучиков (больше семи), то найдите то солнышко, которому не хватает лучиков.
Дети перемещаются по классу и кладут полосочки-лучики к кружочкам,

читая имена на солнышках
. Обычно всё-таки получается что у некоторых на партах оказывается больше семи лучиков (иногда 9-10), соответственно у кого-то из детей 3-4 штуки. Здесь срабатывает социометрия, а также невнимательность некоторых ребят. Поэтому психолог должен строго следить за процессом раскладки и подсказывать детям (незаметно) где не хватает лучиков. Тем же, кто обнаружил у себя слишком много предложить поделиться с остальными.
Психолог
- Ну а теперь, когда все снова оказались на своих партах, можно наклеить лучики на цветной картон и полюбоваться результатом. Делаем выводы, подводим итог. - Ребята, вы знаете, говорят что всё в жизни не случайно. И не случайно на вашем солнышке с вашими именами засветились именно такие качества, какие вы можете прочитать. Как вы думаете, почему? Дети рассуждают, дают свои догадки. Да, я тоже думаю, что вы как солнышки можете излучать такие же
лучики-качества. Иногда мы забываем об этом, перестаём верить в себя, нам становится одиноко, мрачно на душе. Или вас обидели, поругали, в такие минуты так хочется, чтобы тебя кто-то обогрел, ободрил, утешил. Вот тогда на помощь вам придёт ваше солнышко.
Дети предлагают, как можно использовать это солнышко
. Кто-то из ребят советует вам расположить его на видном месте, или там, где можно будет иногда взглянуть на него и вспомнить, что солнышко светит всегда, а тучи только иногда закрывают его от нас. Можно показать эту аппликацию родителям, пусть они порадуются, что у них такой хороший солнечный ребёнок.
Психолог

-
Ребята, вам понравилось наше занятие? Как вы думаете, чему мы сегодня научились? Я думаю, главное – не забывайте, что внутри вас всегда светит ваше солнышко, которое способно обогреть и вас, и ваших друзей. Спасибо за участие и до свидания!