Автор: Здоренко Светлана Анатольевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия №1
Населённый пункт: город Светлоград, Ставропольский край
Наименование материала: программа по внеурочной деятельности
Тема: "Мир путешествий"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1
г.Светлограда Петровского района Ставропольского края
Программа по внеурочной деятельности
« Мир путешествий»
(спортивно-оздоровительное направление)
Возраст детей: 7-11 лет
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель: учитель начальных классов
МБОУГ №1 г. Светлограда
Петровского района Ставропольского края
Здоренко Светлана Анатольевна
Светлоград, 2013год
Содержание
1
I.
Пояснительная записка ………………………………………………3-8
-актуальность
-цель и задачи программы
-основные положения концепции
-принципы
-виды учебной деятельности
-связь содержания программы с учебными предметами
-возможные результаты деятельности
-педагогические технологии
II.
Содержание учебного предмета, курса………………………………8-13
III.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной
программе …………………………………………………………….13-18
IV.
Критерии и нормы оценки результатов освоения основной
образовательной программы обучающихся…………………………..18
V.
Календарно-тематическое планирование…………………………...18-25
VI.
Перечень учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса……………………………25-29
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2
Туризм - это вид деятельности, социально-ориентированная сфера и
образ жизни, которые служат эффективными средствами для физического
оздоровления обучающихся, их нравственного развития и
самосовершенствования, воспитания бережного отношения к природе
.
Туризм по своей природе всегда содержит элементы позна
ния края. Не -
возможно путешествовать, ничего не узнавая.
Актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их
родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей,
творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых,
обучение в действии, побуждение к наблюдениям с опорой на собственный
жизненный опыт, чередование коллективной и индивидуальной
деятельности.
Отличительной особенностью рабочей программы по данному курсу
является определение видов организации деятельности учащихся,
направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного курса.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Представленная программа курса «Мир путешествий» рассчитана на
применение в общеобразовательной школе, а также в системе
дополнительного образования. Программа ориентирована на учащихся 1–4
классов.
Внеучебная деятельность увеличивает пространство, в котором
школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность,
реализовывать свои лучшие личностные качества.
Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме
кружка туристко - краеведческой направленности. Реализация программы
рассчитана на весь курс начального образования 4года, объёмом в 138 часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1 классе по 30 минут (33 часа), во 2-4
классах по 45 минут (35 часов). Место проведения занятий – учебный
кабинет, спортивный зал, спортивная площадка, библиотека, различные
природные комплексы, окрестности школы и города, краеведческий музей.
Возраст детей, участвующих в реализации программы- 7-11 лет.
Цель программы - всестороннее и гармоничное развитие личности,
воспитание физически и нравственно здорового человека,
освоение
окружающего мира средствами туристско-краеведческой деятельности.
Задачи:
1) заинтересовать младших школьников туристической деятельностью;
3) расширить знания детей о своем родном крае, об окружающем мире;
5) укрепить здоровье учащихся, приобщить их к здоровому образу жизни,
содействовать гармоническому, физическому развитию;
3
6) воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к
товарищам, формировать коммуникативные компетенции;
7) формировать простейшие экологические понятия и навыки у учащихся,
первичные навыки правильного поведения в природе.
Основные положения концепции:
-освоение окружающего мира средствами туристско-крае
ведческой дея -
тельности осуществляется по принципу расши
ряющейся и углубляющейся
спирали: от своей семьи, дома - к родному краю и другим регионам
Отечества; от созерцания-оз
накомления - к научному исследованию
действительности;
-структурной основой любого туристско-краеведческого мероприятия
является туристско-краеведческий цикл (подго товка, проведение и подведе -
ние итогов);
-на каждый туристско-краеведческий цикл ставится ком
плекс воспита -
тельных, образовательных и оздоровительных задач, ориентированных на
гармоничное развитие личности учащихся;
-реализация принципа самодеятельности и самоуправле
ния осуществля ется
через подсистему туристских и краеведче
ских постоянных и временных
(дежурных) походных должно
стей, имеющих определенный функционал
жизненно важных обязанностей;
-функционирование подсистемы воспитательного воздейст
вия: турист ско-
краеведческих традиций, законов, пра
вил и норм, воспитание на исто
рии,
культуре и природе своей Родины;
-открытость, гибкость, вариативность системы, демократич
ность ее по
-
строения (доступность любому учителю и ученику).
В основу программы внеурочной деятельности положены
следующие принципы:
1.Принцип системности.
2.Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным
процессом
( физическая культура, окружающий мир, изобразительное искусство,
технология)
3.Принцип гуманизации. Уважение к личности ребёнка. Создание
благоприятных условий для развития способностей детей.
4.Принцип опоры. Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
4
5.Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение
родителей и детей на всех этапах деятельности.
6.Принцип обратной связи.
Каждое занятие должно заканчиваться
рефлексией. Совместно с учащимися необ
ходимо обсудить, что получилось
и что не получилось, изучить их
мнение, определить их настроение и
перспективу.
7 . Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий
очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности
педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
8.Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся.
9. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного
образования.
10.Принципличностно–деятельностного подхода.
11.Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка).
9.Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех
образовательных социо-культурных институтов в оказании педагогической
помощи и поддержки детям разного уровня социализации.
Виды внеучебной деятельности:
-игровая деятельность;
-познавательная деятельность;
-проблемно-ценностное общение;
-художественное творчество;
-спортивная деятельность;
-туристко-краеведческая деятельность.
Методические занятия являются комплексными – на них используются
различные виды деятельности как теоретического, так и практического
характера: лекции, беседы, экологические сказки, подвижные и
интеллектуальные игры, психологические тренинги, работа с наглядными
5
пособиями, спортивные упражнения, тренинги, практическая работа. На
занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, видеофильмов,
презентаций, а также используется разнообразный раздаточный материал.
Занятия чередуются с посещением музеев города и экскурсиями,
проводимыми в близлежащем парке, в различных природных комплексах, на
учебной экологической тропе, разработанной на территории школьного
двора. Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы,
понять необходимость ее охраны и бережного отношения к ней.
Занятия можно проводить со всем коллективом, по группам или
индивидуально. Связь содержания программы с учебными предметами.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего
образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые
предлагаются в рамках базовых предметов.
На занятиях реализуются
межпредметные связи:
-с уроками изобразительного искусства (оформление творческих
работ,
дневников путешественника);
-с уроками технологии (изготовление различных элементов по темам
проектов, ремонт туристического снаряжения);
-с уроками окружающего мира (изучение растительного и животного мира
края, форм поверхности, достопримечательностей);
-с уроками физической литературы (подвижные игры, физические
упражнения);
-с уроками ОБЖ: изучение правил безопасного поведения во время
путешествий, оказание первой помощи при различных травмах.
Многообразие форм обеспечивает комплекс
ный характер туристко -
краеведческой деятельности в обучении, воспитании, оздоровлении и
профессиональной ориентации детей. Здесь заложены широкие возможности
для творческой детской самодеятельности, а также спортивной, научной,
художественной, технической, социальной и даже педагогической.
Общеразвивающие упражнения, подвижные игры, игры на местности,
тренинги, экскурсии и походы обеспечивают
повышенную двигательную
активность – биологическую потребность детей, которая необходима им для
нормального роста и развития.
Подвижная игра, игра на местности – естественные источники
радостных эмоций. Она вызывают активную работу мысли, способствуют
расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире,
совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход
детского организма на более высокую ступень развития. В играх много
познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы
детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Игры на развитие эмоционально – волевой сферы личности развивают
произвольную сферу.
Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное
раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное — через
преодолимое, необходимое — через интересное. Все это происходит в игре, в
6
игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-
путешествия—усилить впечатление, придать познавательному содержанию
необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не
замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность,
осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение
успеха. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета
игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и
получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.
Возможные результаты («выходы») деятельности младших школьников:
-альбом;
-газета с подборкой материала в помощь родителям и детям по туристко-
краеведческой деятельности;
-гербарий растений, произрастающих в Ставропольском крае;
-журнал, книжка-раскладушка,
-коллаж;
-коллекция растений, насекомых, полезных ископаемых и т.д;
-план путешествия;
-стенгазета, отражающая итоги экскурсий, походов;
-фотоальбом;
-проект;
-экскурсия;
-туристический поход (однодневный).
Педагогические технологии:
1Проблемно-диалогическая (нужный материал по интересующей теме,
находить главную
мысль текста, высказывать своё мнение).
2.Технология оценивания образовательных достижений (элементы) (учебных
успехов).
3.Личностно-ориентированная технология (элементы) (раскрытие
индивидуальных
познавательных способностей каждого ученика, максимальное выявление
и использование индивидуального опыта ребенка).
4.Технология дифференциации по уровню развития способностей.
5.Информационно-коммуникационная технология (элементы; развитие
умения работать с
различными источниками информации).
6.Учебно-игровая.
7.Здоровьесберегающая.
8.Групповая работа.
7
II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Курс рассчитан на 4 года обучения.
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ (1 КЛАСС)
В первом классе курс состоит из четырёх частей:
В разделе
I. «МОЯ ШКОЛА»
приоритетное внимание уделяется
адаптации первоклассников. У детей прививаются
любовь к родной школе,
они учится чувствовать себя частью большой школьной семьи, изучают
традиции родной школы. У первоклассников развивается дружеское
отношение к одноклассникам, коммуникативные качества.
В разделе II «СОБИРАЕМСЯ НА ЭКСКУРСИЮ» первоклассники
получают первоначальные знания о туристической деятельности, об
организации экскурсий и походов, их целях и задачах.
В разделе III « В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ» представлен
комплекс упражнений на укрепление здоровья учащихся, приобщение их к
здоровому образу жизни, содействию гармоническому и физическому
развитию.
В разделе IV «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ…»
приоритетное
внимание уделяется развитию коммуникативной сферы младших
школьников. Учащиеся получают первые навыки общения друг с другом.
В разделе V « МОЁ ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» учащиеся получают
навыки безопасного поведения во время путешествия, учатся анализировать
свою деятельность и подводить итоги своей работы.
Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей,
территория школы и города. Практическая направленность программы
позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Темы занятий из года в год будут расширяться, углубляется
материал,
усложняются формы работы.
РАЗДЕЛ I. «ДОМ, В КОТОРОМ Я УЧУСЬ» (5 ЧАСОВ)
Вводное занятие: детские путешествия. Экскурсия по школе «Дом, в
котором я учусь». Экскурсия по школьному двору. Традиции школы. Законы и
заповеди
.
Конкурс рисунков «Моя школа».
РАЗДЕЛ II. «СОБИРАЕМСЯ НА ЭКСКУРСИЮ» (11 ЧАСОВ )
Выбор маршрута экскурсии. Собираем рюкзачок на экскурсию. Дневник
путешественника. Дневник путешественника. Оформление дневника
путешественника. Если солнышко и жарко. Если на улице мороз. Способы
защиты от мороза. Если на улице дождь и гроза. Треуголка на скорую руку.
Стаканчик на скорую руку (оригами). Плетение корзинки.
РАЗДЕЛ III. « В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ!» (9 ЧАСОВ)
8
Дыхательные упражнения. Упражнения для формирования правильной
осанки. Комплекс упражнений против плоскостопия. Гимнастика маленьких
волшебников. Точечный массаж. Упражнения на развитие выносливости.
Упражнения на релаксацию. Путешествие по морю Здоровья.
РАЗДЕЛ IV. «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ»(5ЧАСОВ)
Игры для гиперактивных детей. Игры на установление контакта в группе.
Игры «Групповое взаимодействие». Психологические тренинги
«Чувственное восприятие себя».
РАЗДЕЛ V. «МОЁ ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» (5ЧАСОВ)
Правила дорожного движения. Техника безопасности во время экскурсии.
Тренинг-маршрут. Экскурсия по окрестностям города. Подведение итогов.
Выставка дневников путешественников.
2
ГОД ОБУЧЕНИЯ (2 КЛАСС)
Во втором классе основное внимание будет уделено изучению родного
города. Во 2-4 классах темы разделов одинаковы.
В этом возрасте учащиеся
уже понимают практическую ценность природы для жизни людей, но еще не
осознают ее эстетического, санитарно-гигиенического, научно-
познавательного значения. В связи с этим возникает необходимость более
близкого знакомства с природой родного края, современным ее состоянием и
влиянием человека на окружающую среду.
Изучаются следующие разделы:
-«Собираемся в поход»;
-«И не найти прекрасней края, чем Ставропольская земля»;
-«Если с другом вышел в путь…»;
-« Мы идём в поход».
В разделе
I. «СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД»
приоритетное внимание
уделяется развитию ценностно-смысловой сферы младших школьников.
Включаясь в разнообразные виды (прогулки, экскурсии, походы,
практические занятия), дети приобретают и совершенствуют практические
умения, навыки. Наиболее эффективными средствами социализации
младших школьников будут являться: освоение разнообразных туристско-
краеведческих должностей, подразумевающих выполнение определенных
обязанностей; у юных туристов целенаправленно формироваться умения и
навыки ориентирования на местности, преодоления препятствий, движения
по маршруту, создавались ситуации, требующие от младших школьников
настойчивости, работоспособности, коммуникабельности.
В разделе II «И НЕ НАЙТИ ПРЕКРАСНЕЙ КРАЯ, ЧЕМ СТАВРОПОЛЬСКАЯ
ЗЕМЛЯ!»
Для развития познавательной активности и расширения кругозора во
время занятии, прогулок и походов совместно с детьми происходит поиск
ответов на интересующие их вопросы из области туризма, краеведения и
природоведения. В данный раздел
внесены темы по изучению краеведения и
9
экологии родного края: город, в котором я живу; наш край; животный и
растительный мир области; темы о природе и достопримечательностях края.
Эффективным средством формирования у младших школьников
способности к самопознанию является постоянное заполнение комплексного
Дневника путешествий юного туриста, совместный с руководителем анализ и
сравнение происходящих с ними изменений,
более близкого знакомства с
природой родного края, современным ее состоянием, формирование
первичных навыков правильного поведения в природе.
В разделе III «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ…» приоритетное
внимание уделяется развитию коммуникативной сферы младших
школьников. Для формирования опыта общения, социального
взаимодействия и социально одобряемого поведения учащиеся
взаимодействуют друг с другом в составе микрогрупп, учатся выстраивать
партнерские отношения и преодолевать конфликтны.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность
детей, она необходима им для нормального роста и развития. В играх много
познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы
детей, развитию их мышления и самостоятельности действий. Игры на
развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия,
речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную
сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание,)развивать свою
творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие
личностные качества.
В разделе IV« МЫ ИДЁМ В ПОХОД» в ходе занятий будут
развиваться качества личности, обеспечивающие их безопасное
взаимодействие с окружающим миром, при обеспечении и организации быта
в полевых условиях. К участию младших школьников в туристско-
краеведческих играх, соревнованиях и походах, маршрутах-тренингах будут
привлекаться и родители.
Мероприятия, связанные с туризмом - это выход обучающихся из
привычной семейной и школьной обстановки в окружающий незнакомый им
мир, в более сложную и непривычную обстановку, требующую проявления
гражданственных, коллективистских, гуманистических качеств личности.
Темы занятий повторяются из года в год, каждый год знания учащихся
расширяются и становятся сложнее.
РАЗДЕЛ I. «СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД» (11 ЧАСОВ)
Вводное занятие: детские путешествия. Оформление дневника
путешественника. Активный отдых, здоровый образ жизни. Выбор маршрута.
Распределение обязанностей на год. Личное снаряжение в пешем
10
путешествии. Укладка снаряжения в рюкзак. Установка двускатной палатки.
Типы костров: «шалаш», «звёздочка». Упражнения для профилактики осанки.
РАЗДЕЛ II. « И НЕ НАЙТИ ПРЕКРАСНЕЙ КРАЯ, ЧЕМ
СТАВРОПОЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ!» (15 ЧАСОВ)
Моя Родина - Ставропольский край. Моя малая Родина- город
Светлоград. Экскурсия по городу. Балки г.Светлограда. Гора Куцай. Река
Калаус. Экскурсия к реке. Животный мир Ставрополья. Растительный мир
Ставрополья (работа с гербарием). Тайна царства насекомых (работа с
коллекцией насекомых). Заказник- озеро Лушниковское (Солёное озеро).
Изменения в природе весной (наблюдение).
РАЗДЕЛ III. «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ…» (4 ЧАСА)
Игра на местности «По следу». Психологические тренинги на
сплочение в группе. Весёлые игры у костра. Психологические тесты,
социометрия.
РАЗДЕЛ IV. « МЫ ИДЁМ В ПОХОД» (4 ЧАСА)
Правила дорожного движения во время похода. Тренинг - маршрут.
Техника безопасности во время экскурсий, похода. Туристический поход
«Красное лето - яркая песня природы».
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ (3 КЛАСС)
РАЗДЕЛ I. «СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД» (20 ЧАСОВ)
Вводное занятие: детские путешествия. Турист и путешественник.
Оформление дневника путешественника. Выбор маршрута. Распределение
обязанностей на год. Групповое и личное снаряжение. Подготовка
снаряжения к путешествию: проверка и доработка снаряжения. Укладка
рюкзака. Питание в походе. Порядок и темп движения. Разминка туриста.
Преодоление препятствий. В здоровом теле – здоровый дух! Травмы и их
профилактика. Оказание первой помощи пострадавшему: раны, ушибы,
укусы, отравления.
РАЗДЕЛ II. « И НЕ НАЙТИ ПРЕКРАСНЕЙ КРАЯ, ЧЕМ
СТАВРОПОЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ!» (9 ЧАСОВ)
Путешественник и окружающий его мир. Зимние изменения в природе
Ставропольского края. Зимняя экскурсия по окрестностям города. Особо
охраняемые природные территории Ставропольского края. Лекарственные
растения - богатство природы. Путешествие к Грибу - Грибовичу.
Экологические правила «Лесная тайна».
РАЗДЕЛ III. «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ…» (4 ЧАСА)
11
Игра «Зоркий глаз». Литературная страничка «Если с другом вышел в
путь…». Игры на местности.
РАЗДЕЛ IV. « МЫ ИДЁМ В ПОХОД» (4 ЧАСА)
Правила дорожного движения во время похода. Тренинг-маршрут.
Техника безопасности во время похода. Туристический поход.
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ (4 КЛАСС)
РАЗДЕЛ I. «СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД» (17 ЧАСОВ)
Вводное занятие: детские путешествия. Дневник путешественника.
Выставка дневников путешественника. Выбор маршрута. Распределение
обязанностей на год. Групповое снаряжение. Виды спальников. Питание в
походе. Порядок и темп движения. Сюжетная игра «Путешествуем на
велосипеде». Преодоление препятствий. Оказание первой помощи в походе
(ушибы, вывихи, переломы). Установка каркасной палатки. Типы костров:
«безопасный ночной костёр», «пирамида». Жизнь, здоровье и быт в походе.
Ориентирование на местности по природным признакам. Ориентирование на
местности по компасу.
РАЗДЕЛ II. « И НЕ НАЙТИ ПРЕКРАСНЕЙ КРАЯ, ЧЕМ
СТАВРОПОЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ!» (8 ЧАСОВ)
Моя Родина - Ставропольский край. Заочное путешествие по водоёмам
Ставрополья. Горы Ставрополья. Сюжетная игра «Путешествие по реке».
Горы Ставрополья. Наши друзья- птицы. Кавказские Минеральные воды.
Кругосветное путешествие по координатам края. Достопримечательности
края.
РАЗДЕЛ III. «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ…» (6 ЧАСОВ)
Речёвки и песни туриста. Игры на местности «Погоня за лисицами».
Весёлые игры на привале. Игры на установление контакта в группе.
РАЗДЕЛ IV. « МЫ ИДЁМ В ПОХОД» (5 ЧАСОВ)
Правила дорожного движения. Тренинг - маршруты. Техника
безопасности во время путешествия. Туристический поход.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
Познавательные УУД:
1.Делать отбор источников информации.
12
2. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
3.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Личностные УУД:
1. Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы).
2.
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор
, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Регулятивные УУД:
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя.
2.
Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по
предложенному учителем плану.
3.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД :
1.Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной
речи.
2. Слушать и понимать речь других.
3. Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и
следовать им.
4.Учиться выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные результаты программы:
1.Социальная адаптация детей.
2.Расширение сферы общения.
3.Приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
13
1 год обучения (1 класс)
I. Педагогические основы туристско-краеведческой деятельности
учащихся:
Значение туристско-краеведческой деятельности для развития лич
ности
учащегося:
-что интересное можно увидеть на экскурсии по своему микрорайону
(ближайшему окружению школы);
-планы туристско-краеведческой деятельности;
-законы, правила и юных туристов.
II. Туристско-краеведческие навыки и умения
1.
Краеведческие знания, навыки и умения:
-учимся наблюдать окружающий мир;
-учимся рассказывать о том, что увидели и узнали;
-учимся соблюдать чистоту на природе, беречь природу;
-получаем знания о родной школе, городе.
2.
Туристские навыки и умения:
-как правильно одеться на прогулку, экскурсию, в поход;
-как правильно собрать и носить рюкзак;
3.Безопасность в походе:
-ответ ственное отношение к своим обязанностям, подчинение руководст
ву
туристской группы;
-оказание первой помощи пострадавшему;
-знание главных правил уличного движения, их вы
полнение (правила для
пешехода);
-осторожность и внимательность на прогулке и экскурсии.
2
год обучения (2 класс)
I. Педагогические основы туристско-краеведческой деятельности
учащихся:
Значение туристско-краеведческой деятельности для развития личности
учащегося:
-что интересное можно увидеть на экскурсии в природу (по парку);
-что интересное можно увидеть на экскурсии по своему городу;
-планы туристско-краеведческой деятельности.
II. Туристско - краеведческие навыки и умения:
1.Краеведческие знания, навыки и умения:
-учимся наблюдать окружающий мир;
-учимся рассказывать о том, что увидели и узнали;
-учимся соблюдать чистоту на природе, беречь природу;
-учимся различать формы поверхности земли;
-учимся различать представителей растительного и животного мира;
14
-получаем знания о горе и реке родного района, города;
-получаем знания о природных заказниках района.
2.Туристские навыки и умения:
-как правильно собрать и носить рюкзак;
-как правильно расположиться на привале;
-как правильно выбрать маршрут, порядок и темп движения;
-как правильно преодолеть препятствия в походе;
-как правильно установить двускатную палатку;
-как правильно разжечь такие типы костров, как «шалаш» и «звёздочка».
3.Безопасность в походе:
-самодисциплина, взаимопомощь, взаимодей ствие, внимательное заботливое
отношение к товарищам;
-ответственное отношение к своим обязанностям;
-оказание первой помощи пострадавшему;
-нахождение выхода из стрессовых ситуаций;
-
принятие разумных решений по поводу личного здоровья, а также
сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
-знание главных правил уличного движения, их вы
полнение (правила для
пешехода).
3
год обучения (3 класс)
I. Педагогические основы туристско-краеведческой деятельности
учащихся:
Значение туристско-краеведческой деятельности для развития личности
учащегося:
-что интересное можно увидеть в Ставропольском крае;
-планы туристско-краеведческой деятельности.
Туристско-краеведческие навыки и умения
1.Краеведческие знания, навыки и умения:
-учимся наблюдать окружающий мир, его сезонные изменения;
-учимся рассказывать о том, что увидели и узнали;
-учимся соблюдать чистоту на природе, беречь природу;
-учимся различать съедобные и несъедобные грибы;
-учимся различать и пользоваться лекарственными травами;
-получаем знания об особо охраняемых природных территориях.
2.Туристские навыки и умения:
-как правильно одеться на прогулку, экскурсию, в поход;
-как правильно подготовить снаряжение к путешествию;
-как правильно расположиться на привале;
-как правильно выбрать маршрут, порядок и темп движения;
-как правильно преодолеть препятствия в походе;
-как правильно разжечь костёр типа «нодья» и «колодец».
3.Безопасность в походе:
-самодисциплина, взаимопомощь, взаимодей ствие, внимательное заботливое
отношение к товарищам;
15
-ответственное отношение к своим обязанностям;
-оказание первой помощи пострадавшему (раны, ушибы, укусы, отравления);
-
принятие разумных решений по поводу личного здоровья, а также
сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
-знание главных правил уличного движения, их вы
полнение (правила для
пешехода);
-осторожность и внимательность во время похода.
4год обучения (4 класс)
I.Педагогические основы туристско-краеведческой деятельности
1.
Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности
учащегося:
-расширение кругозора учащегося в походах и путешествиях;
-воспитание высоких нравственных качеств;
-физическое развитие и укрепление здоровья.
2.
Организация туристско-краеведческой работы:
-обязанности по туристским должностям, обязанности по краеведче
ским
должностям;
-проведение похо да по родному краю, тренировочных походов (тренинг -
маршрутов);
- подведение итогов туристского мероприятия;
-безопасность похода: самодисциплина и самоорганизация туристской
группы, страховка и в путешествии; внимательное отношение ко всем членам
коллектива.
II. Туристско-краеведческие навыки, знания и умения
1.
Краеведческие знания, умения и навыки:
-как надо вести краеведческие наблюдения при исследовании своего родного
края;
-как фиксировать краеведческие наблюдения при исследовании родного края;
-охрана природы родного края, памятников истории и куль туры в туристском
походе;
-изготовление экспозиции по результа
там туристского похода для
краеведческого музея, подготовка выставки по итогам похода;
-подготовка письменного отчета о походе;
-знания о водоёмах, горах Ставрополья.
2.Туристские знания, навыки и умения:
-как выбрать маршрут путешествия;
-как правильно выбрать спальник для похода;
-как выбрать групповое и личное снаряжение для туристского похода;
-как выбрать и установить каркасную палатку;
-как разжечь костёр типа «безопасный ночной костёр» и «пирамида»;
-как правильно организовать жизнь и быт в походе;
- как ориентироваться на местности по природным ориентирам и компасу.
3.Безопасность в походе:
-самодисциплина, взаимопомощь, взаимодей ствие, внимательное заботливое
отношение к товарищам;
16
-ответственное отношение к своим обязанностям, подчинение руководст
ву
туристской группы;
-оказание первой помощи в походе (ушибы, вывихи, переломы);
-безопасность во время путешествия.
IV.КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Формы контроля знаний, умений и навыков - выставки дневников
путешественника, однодневный поход в конце учебного года.
V.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ (1 КЛАСС)
№п/п
Название темы
Количество
часов
Всего часов
теория
практик
а
РАЗДЕЛ I. «ДОМ, В КОТОРОМ Я УЧУСЬ» (5 ЧАСОВ)
1
Вводное занятие: детские
путешествия.
1
1
2
Экскурсия по школе «Дом, в
котором я учусь».
1
1
3
Экскурсия по школьному двору.
1
1
4
Традиции школы. Законы и
заповеди
.
1
1
5
Конкурс рисунков «Моя школа».
1
1
2ч
3ч
ИТОГО:5ч
РАЗДЕЛ II. «СОБИРАЕМСЯ НА ЭКСКУРСИЮ» (11 ЧАСОВ )
6
Выбор маршрута экскурсии.
1
1
7
Собираем рюкзачок на экскурсию.
1
1
8
Дневник путешественника.
1
1
9
Оформление дневника
путешественника.
1
1
10
Если солнышко и жарко.
1
1
11
Если на улице мороз.
1
1
12
Способы защиты от мороза.
1
1
13
Если на улице дождь и гроза.
1
1
14
Треуголка на скорую руку.
1
1
15
Стаканчик на скорую руку
(оригами).
1
1
16
Плетение корзинки.
1
1
2ч
9ч
ИТОГО:11ч
17
РАЗДЕЛ III. « В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ!» (9 ЧАСОВ)
17
Дыхательные упражнения.
1
1
18
Дыхательные упражнения.
1
1
19
Упражнения для формирования
правильной осанки.
1
1
18
Комплекс упражнений против
плоскостопия.
1
1
19
Гимнастика маленьких
волшебников. Точечный массаж.
1
1
20
Гимнастика маленьких
волшебников. Точечный массаж.
1
1
21
Упражнения на развитие
выносливости.
1
1
22
Упражнения на релаксацию.
1
1
23
Путешествие по морю Здоровья.
1
1
8ч
ИТОГО: 9ч
РАЗДЕЛ IV. «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ»(5 ЧАСОВ)
24
Игры для гиперактивных детей.
1
1
25
Игры на установление контакта в
группе.
1
1
26
Игры на установление контакта в
группе.
1
1
27
Игры «Групповое взаимодействие».
1
1
28
Психологические тренинги
«Чувственное восприятие себя»
1
1
-
5ч
ИТОГО:5 ч
РАЗДЕЛ V. «МОЁ ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» (5 ЧАСОВ)
29
Правила дорожного движения.
1
1
30
Техника безопасности во время
экскурсии.
1
1
31
Тренинг-маршрут.
1
1
32
Экскурсия по окрестностям города.
2
2
33
Подведение итогов. Выставка
дневников путешественников.
1
1
1ч
4ч
ИТОГО:5ч
ИТОГО ЗА ГОД:
33ч
Итого за год 33 часов. Из них: теория-5часов, практика- 28 часов.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ (2 КЛАСС)
№п/п
Название темы
Количество
часов
Всего часов
теория
практик
18
а
РАЗДЕЛ I. «СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД» (11 ЧАСОВ)
1
Вводное занятие: детские
путешествия.
1
1
2
Оформление дневника
путешественника.
1
1
3
Активный отдых, здоровый образ
жизни.
1
1
1
4
Выбор маршрута.
1
1
5
Распределение обязанностей на год. 1
1
1
6
Личное снаряжение в пешем
путешествии.
1
1
7
Укладка снаряжения в рюкзак.
1
1
8
Установка двускатной палатки.
1
1
9
Типы костров: «шалаш»,
«звёздочка».
1
1
10
Упражнения для профилактики
осанки.
1
1
11
Разминка туриста.
1
1
3
8
ИТОГО:11ч
РАЗДЕЛ II. « И НЕ НАЙТИ ПРЕКРАСНЕЙ КРАЯ, ЧЕМ
СТАВРОПОЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ!» (15 ЧАСОВ)
12
Моя Родина - Ставропольский край. 1
1
13
Моя малая Родина- город
Светлоград.
1
1
14-15 Экскурсия по городу.
2
2
16
Балки г. Светлограда.
1
1
17
Гора Куцай.
1
1
18
Река Калаус. Экскурсия к реке.
1
1
19-20 Животный мир Ставрополья.
1
1
21-22
Растительный мир Ставрополья
(работа с гербарием)
2
2
23
Тайна царства насекомых (работа с
коллекцией насекомых)
1
1
24
Заказник-озеро Лушкниковское
(Солёное озеро).
1
1
25-26 Экскурсия на Солёное озеро.
2
2
27
Изменения в природе края весной
( наблюдение).
1
1
5
10
15
РАЗДЕЛ III. «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ…» (4 ЧАСА)
28
Игра на местности «По следу».
1
1
19
29
Психологические тренинги на
сплочение в группе.
1
1
30
Весёлые игры у костра.
1
1
31
Психологические тесты,
социометрия.
1
1
-
4
ИТОГО:4ч
РАЗДЕЛ IV. « МЫ ИДЁМ В ПОХОД» (4 ЧАСА)
32
Правила дорожного движения во
время похода. Тренинг - маршрут.
1
1
33
Техника безопасности во время
экскурсий, похода. Тренинг –
маршрут
1
1
34-35 Туристический поход « Красное
лето - яркая песня природы».
2
2
-
4
ИТОГО:4ч
ИТОГО ЗА ГОД:
35ч
Итого за год 33 часов. Из них: теория-8 часов, практика- 27 часов.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ (3 КЛАСС)
№п/п
Название темы
Количество
часов
Всего часов
теория
практик
а
РАЗДЕЛ I. СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД (20 ЧАСОВ)
1
Вводное занятие: Детские
путешествия. Турист и
путешественник.
1
1
3
Оформление дневника
путешественника.
1
1
4
Выбор маршрута.
1
1
5
Распределение обязанностей на год.
1
1
6
Групповое и личное снаряжение.
1
1
7
Подготовка снаряжения к
путешествию: проверка и доработка
снаряжения.
1
1
8
Укладка рюкзака.
1
1
2
9-10
Питание в походе.
1
1
2
11-12 Порядок и темп движения.
1
1
2
13
Установка палатки. Палатка
1
1
20
«домик».
14
Типы костров: «нодья», «колодец».
1
1
15
Разминка туриста.
1
1
16
Преодоление препятствий.
1
1
17
В здоровом теле - здоровый дух.
1
1
18
Травмы и их профилактика.
1
19-20
Оказание первой помощи
пострадавшему: раны, ушибы,
укусы, отравления.
2
1
6
18
ИТОГО: 20ч
РАЗДЕЛ II. « И НЕ НАЙТИ ПРЕКРАСНЕЙ КРАЯ, ЧЕМ
СТАВРОПОЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ!» (7 ЧАСОВ)
21
Путешественник и окружающий
его мир.
1
1
22
Зимние изменения в природе
Ставропольского края.
1
1
23
Зимняя экскурсия по окрестностям
города.
1
1
24
Особо охраняемые природные
территории Ставропольского края.
1
1
25
Лекарственные растения - богатство
природы.
1
1
26
Путешествие к Грибу-Грибовичу.
1
1
27
Экологические правила. Лесная
тайна
1
1
3
4
ИТОГО:7 ч
РАЗДЕЛ III. «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ…» (4 ЧАСА)
28
Игра «Зоркий глаз».
1
Психологические тесты,
1
21
социометрия.
29
Литературная страничка «Если с
другом вышел в путь…»
1
1
30-31 Игра на местности «Следопыт»
2
2
2
2
ИТОГО:4ч
РАЗДЕЛ IV. « МЫ ИДЁМ В ПОХОД» (4 ЧАСА)
32
Правила дорожного движения во
время похода.
1
1
33
Техника безопасности во время
похода. Тренинг - маршрут.
1
1
34-35
Туристический поход.
2
2
1
4
ИТОГО: 4 ч
ИТОГО ЗА ГОД:
35ч
Итого за год 35 часов. Из них: теория-11часов, практика- 24 часа.
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ (4 КЛАСС)
№п/п
Название темы
Количество
часов
Всего часов
теория
практик
а
РАЗДЕЛ I. СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД ( 17 ЧАСОВ)
1
Вводное занятие: Детские
путешествия.
1
1
2
Дневник путешественника.
1
1
3
Выставка дневников
путешественника.
1
1
4
Выбор маршрута.
1
1
5
Распределение обязанностей на год.1
1
6
Групповое снаряжение.
1
1
7
Виды спальников.
1
1
8
Питание в походе.
1
1
9
Порядок и темп движения.
1
2
10
Сюжетная игра «Путешествуем на
велосипеде»
1
1
11
Преодоление препятствий.
1
1
12
Оказание первой помощи в походе
(ушибы, вывихи, переломы).
1
1
13
Установка каркасной палатки.
1
1
22
14
Типы костров: «безопасный ночной
костёр», «пирамида».
1
1
15
Жизнь, здоровье и быт в походе.
1
1
16
Ориентирование на местности по
природным признакам.
1
1
17
Ориентирование на местности по
компасу.
1
1
6
11
ИТОГО: 17ч
РАЗДЕЛ II. « И НЕ НАЙТИ ПРЕКРАСНЕЙ КРАЯ, ЧЕМ
СТАВРОПОЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ!» (8 ЧАСОВ)
18
Моя Родина - Ставропольский
край.
1
1
19
Заочное путешествие по водоёмам
Ставрополья.
1
1
20
Сюжетная игра «Путешествие по
реке».
1
1
21
Горы Ставрополья.
1
1
22
Наши друзья-птицы.
1
23
Кавказские Минеральные воды.
1
1
24
Кругосветное путешествие по
координатам края.
1
1
25
Достопримечательности края.
1
2
6
2
ИТОГО: 8ч
РАЗДЕЛ III. «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ…» (6 ЧАСОВ)
26
Речёвки и песни туриста.
1
1
27-28
Игра на местности «Погоня за
лисицами»
2
2
29
Весёлые игры на привале.
2
2
30
Игры на установление контакта в
группе.
1
1
-
6
ИТОГО: 7 ч
РАЗДЕЛ IV. « МЫ ИДЁМ В ПОХОД» (5ЧАСОВ)
31
Правила дорожного движения.
Техника безопасности во время
путешествия.
1
1
32-33
Тренинг - маршруты.
2
1
34-35
Туристический поход.
2
2
1
4
ИТОГО: 5ч
23
ИТОГО ЗА
ГОД 35ч
Итого за год 35 часов. Из них: теория-13часов, практика-22 часа.
VI. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Список нормативных документов по туристско-краеведческой работе с
обучающимися образовательных учреждений РФ:
1.Приказ МО РФ от 28.04.1995 г. № 223 «Об активизации туристско-
краеведческой дея-тельности с обучающимися и подготовке летнего отдыха».
2.«Положение о маршрутно-квалификационных комиссиях образовательных
учреждений РФ» (Приложение 2 к приказу № 223).
3.Письмо МО РФ от 13.07.1992 г. № 293 «Об утверждении нормативных
документов по туристско-краеведческой деятельности».
4.Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций
и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ»
(Приложение 2 к приказу № 293).
5.Письмо МО РФ от 11.01.1993 г. № 9/32-Ф «О нормах расходов на питание в
туристских мероприятиях».
6.Письмо МО и ПО РФ от 07.12.1998 г. № 654/19-15 «Об организации
учебно-тематиче-ских экскурсий и дальних экскурсионных поездок учащихся
образовательных учреждений России».
7.Приказ МО и ПО РФ от 23.03.1998 г. № 769 «О развитии системы
подготовки кадров детско-юношеского туризма».
8.Положение об инструкторе детско-юношеского туризма (Приложение 1 к
приказу № 769).
9.Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном
музее) (приложение к письму МО РФ от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16).
Литература для учителей (психология, социология):
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е
изд., стерео-тип. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 682 с.
24
2. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как учить детей общаться: Руководство для
детского психо-лога и логопеда. - СПб.: НОУ "СОЮЗ", 2004. - 352 с.
4. Даргевичене Л.И. Особенности личностных взаимоотношений между
учащимися млад-ших классов. М.: Гардарики, 1999. - 380 с.
5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер,
коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 458 с.
6.Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические
установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.:
Владос, 2003. – 112 с.
Литература для учителей (туризм):
1. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. - М.,
2002
2. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой
деятельности уча-
щихся. - М., 2001
3.Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников. – М., 2004
4.Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму,
краеведению, организации отдыха детей и молодежи. – М., 1999.
5.Персин А.И. Краеведение и школьные музеи. – М., 2006.
6.Дрогов И.А. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма. - М.,
2004.
Литература для учителей (окружающий мир, краеведение):
1. Акимушкин И. И. Мир животных. – М.: Мысль, 1998.
2. Руднянская Е. И. Экскурсии в природу по югу России. Весна. – Волгоград:
Учитель, 2005.
3. Руднянская Е. И. Экскурсии в природу по югу России. Осень. – Волгоград:
Учитель, 2003.
4.Красная книга Ставропольского края.
Литература для учителей (здоровье, спорт, медицина):
1. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5
классы. – М.:
25
ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
2. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: 1-4
классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
3. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические
разработки физ-культминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр
для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
4. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. //
Начальная школа, №1 - 2003, с. Якиманская, И.С. Личностно-
ориентированное обучение. – М.: 1991.– 120 с.
5.Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-
2002.-№5.-с.54.
6. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл.
М., 1997.
7. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-
1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
8. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
9. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед,
практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.
10. Соковня - Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая
медицинская по-мощь- М.,1997
11. Татарникова Л.Г. , Захаревич Н.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы
безопасности ребёнка – СПб
Литература для учащихся:
1. Верзилин, Н. М. Лечебница в лесу. – Л.: Детская литература, 1951.
2. Все обо всем. Энциклопедия для детей. – Т. 5. – М.: Слово ACT, 1998.
3. Грехова, Л. И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
4. Жукова, Т. И. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1969.
5. Сладков, Н. И. Азбука леса. – Л.: Детская литература, 1986.
6. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986.
26
7. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский,
А.М. Чайковский – М., 1980
Сайты для учителей и учащихся:
Оборудование:
Для осуществления образовательного процесса по программе «Мир
путешествий» необходимы следующие принадлежности:
-спортивный инвентарь;
-туристическое снаряжение;
-компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
-карта Ставропольского края;
- иллюстрации, экспонаты краеведческого музея, школьного музея.
27