Напоминание

"Мир путешествий"

Автор: Здоренко Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия №1
Населённый пункт: город Светлоград, Ставропольский край
Наименование материала: программа по внеурочной деятельности
Тема: "Мир путешествий"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1 г.Светлограда Петровского района Ставропольского края
Программа по внеурочной деятельности

« Мир путешествий»
(спортивно-оздоровительное направление)
Возраст детей:
7-11 лет
Срок реализации:
4 года
Автор-составитель:
учитель начальных классов МБОУГ №1 г. Светлограда Петровского района Ставропольского края Здоренко Светлана Анатольевна Светлоград, 2013год
Содержание
1
I. Пояснительная записка ………………………………………………3-8 -актуальность -цель и задачи программы -основные положения концепции -принципы -виды учебной деятельности -связь содержания программы с учебными предметами -возможные результаты деятельности -педагогические технологии II. Содержание учебного предмета, курса………………………………8-13 III. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе …………………………………………………………….13-18 IV. Критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся…………………………..18 V. Календарно-тематическое планирование…………………………...18-25 VI. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса……………………………25-29
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2
Туризм - это вид деятельности, социально-ориентированная сфера и образ жизни, которые служат эффективными средствами для физического оздоровления обучающихся, их нравственного развития и самосовершенствования, воспитания бережного отношения к природе
.
Туризм по своей природе всегда содержит элементы позна ния края. Не - возможно путешествовать, ничего не узнавая.
Актуальность
основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых, обучение в действии, побуждение к наблюдениям с опорой на собственный жизненный опыт, чередование коллективной и индивидуальной деятельности. Отличительной особенностью рабочей программы по данному курсу является определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы. Представленная программа курса «Мир путешествий» рассчитана на применение в общеобразовательной школе, а также в системе дополнительного образования. Программа ориентирована на учащихся 1–4 классов. Внеучебная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества. Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружка туристко - краеведческой направленности. Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования 4года, объёмом в 138 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1 классе по 30 минут (33 часа), во 2-4 классах по 45 минут (35 часов). Место проведения занятий – учебный кабинет, спортивный зал, спортивная площадка, библиотека, различные природные комплексы, окрестности школы и города, краеведческий музей. Возраст детей, участвующих в реализации программы- 7-11 лет.
Цель программы
- всестороннее и гармоничное развитие личности, воспитание физически и нравственно здорового человека, освоение окружающего мира средствами туристско-краеведческой деятельности.
Задачи:
1) заинтересовать младших школьников туристической деятельностью; 3) расширить знания детей о своем родном крае, об окружающем мире; 5) укрепить здоровье учащихся, приобщить их к здоровому образу жизни, содействовать гармоническому, физическому развитию; 3
6) воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, формировать коммуникативные компетенции; 7) формировать простейшие экологические понятия и навыки у учащихся, первичные навыки правильного поведения в природе.
Основные положения концепции:
-освоение окружающего мира средствами туристско-крае ведческой дея - тельности осуществляется по принципу расши ряющейся и углубляющейся спирали: от своей семьи, дома - к родному краю и другим регионам Отечества; от созерцания-оз накомления - к научному исследованию действительности; -структурной основой любого туристско-краеведческого мероприятия является туристско-краеведческий цикл (подго товка, проведение и подведе - ние итогов); -на каждый туристско-краеведческий цикл ставится ком плекс воспита - тельных, образовательных и оздоровительных задач, ориентированных на гармоничное развитие личности учащихся; -реализация принципа самодеятельности и самоуправле ния осуществля ется через подсистему туристских и краеведче ских постоянных и временных (дежурных) походных должно стей, имеющих определенный функционал жизненно важных обязанностей; -функционирование подсистемы воспитательного воздейст вия: турист ско- краеведческих традиций, законов, пра вил и норм, воспитание на исто рии, культуре и природе своей Родины; -открытость, гибкость, вариативность системы, демократич ность ее по - строения (доступность любому учителю и ученику). В основу программы внеурочной деятельности положены следующие
принципы:
1.Принцип системности. 2.Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом ( физическая культура, окружающий мир, изобразительное искусство, технология) 3.Принцип гуманизации. Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей. 4.Принцип опоры. Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них. 4
5.Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах деятельности. 6.Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необ ходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу. 7
.
Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей. 8.Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся. 9. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования. 10.Принципличностно–деятельностного подхода. 11.Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка). 9.Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социо-культурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации. Виды внеучебной деятельности: -игровая деятельность; -познавательная деятельность; -проблемно-ценностное общение; -художественное творчество; -спортивная деятельность; -туристко-краеведческая деятельность. Методические занятия являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, беседы, экологические сказки, подвижные и интеллектуальные игры, психологические тренинги, работа с наглядными 5
пособиями, спортивные упражнения, тренинги, практическая работа. На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, видеофильмов, презентаций, а также используется разнообразный раздаточный материал. Занятия чередуются с посещением музеев города и экскурсиями, проводимыми в близлежащем парке, в различных природных комплексах, на учебной экологической тропе, разработанной на территории школьного двора. Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы, понять необходимость ее охраны и бережного отношения к ней. Занятия можно проводить со всем коллективом, по группам или индивидуально.
Связь содержания программы с учебными предметами.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов. На занятиях реализуются межпредметные связи: -с уроками изобразительного искусства (оформление творческих работ, дневников путешественника); -с уроками технологии (изготовление различных элементов по темам проектов, ремонт туристического снаряжения); -с уроками окружающего мира (изучение растительного и животного мира края, форм поверхности, достопримечательностей); -с уроками физической литературы (подвижные игры, физические упражнения); -с уроками ОБЖ: изучение правил безопасного поведения во время путешествий, оказание первой помощи при различных травмах. Многообразие форм обеспечивает комплекс ный характер туристко - краеведческой деятельности в обучении, воспитании, оздоровлении и профессиональной ориентации детей. Здесь заложены широкие возможности для творческой детской самодеятельности, а также спортивной, научной, художественной, технической, социальной и даже педагогической. Общеразвивающие упражнения, подвижные игры, игры на местности, тренинги, экскурсии и походы обеспечивают повышенную двигательную активность – биологическую потребность детей, которая необходима им для нормального роста и развития. Подвижная игра, игра на местности – естественные источники радостных эмоций. Она вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма на более высокую ступень развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий. Игры на развитие эмоционально – волевой сферы личности развивают произвольную сферу. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Все это происходит в игре, в 6
игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры- путешествия—усилить впечатление, придать познавательному содержанию необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.
Возможные результаты («выходы») деятельности младших школьников:
-альбом; -газета с подборкой материала в помощь родителям и детям по туристко- краеведческой деятельности; -гербарий растений, произрастающих в Ставропольском крае; -журнал, книжка-раскладушка, -коллаж; -коллекция растений, насекомых, полезных ископаемых и т.д; -план путешествия; -стенгазета, отражающая итоги экскурсий, походов; -фотоальбом; -проект; -экскурсия; -туристический поход (однодневный).
Педагогические технологии:
1Проблемно-диалогическая (нужный материал по интересующей теме, находить главную мысль текста, высказывать своё мнение). 2.Технология оценивания образовательных достижений (элементы) (учебных успехов). 3.Личностно-ориентированная технология (элементы) (раскрытие индивидуальных познавательных способностей каждого ученика, максимальное выявление и использование индивидуального опыта ребенка). 4.Технология дифференциации по уровню развития способностей. 5.Информационно-коммуникационная технология (элементы; развитие умения работать с различными источниками информации). 6.Учебно-игровая. 7.Здоровьесберегающая. 8.Групповая работа. 7

II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Курс рассчитан на 4 года обучения.
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ (1 КЛАСС)
В первом классе курс состоит из четырёх частей: В разделе I. «МОЯ ШКОЛА» приоритетное внимание уделяется адаптации первоклассников. У детей прививаются любовь к родной школе, они учится чувствовать себя частью большой школьной семьи, изучают традиции родной школы. У первоклассников развивается дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качества. В разделе II «СОБИРАЕМСЯ НА ЭКСКУРСИЮ» первоклассники получают первоначальные знания о туристической деятельности, об организации экскурсий и походов, их целях и задачах. В разделе III « В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ» представлен комплекс упражнений на укрепление здоровья учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни, содействию гармоническому и физическому развитию. В разделе IV «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ…»

приоритетное внимание уделяется развитию коммуникативной сферы младших школьников. Учащиеся получают первые навыки общения друг с другом. В разделе V « МОЁ ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» учащиеся получают навыки безопасного поведения во время путешествия, учатся анализировать свою деятельность и подводить итоги своей работы. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, территория школы и города. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Темы занятий из года в год будут расширяться, углубляется материал, усложняются формы работы.
РАЗДЕЛ I. «ДОМ, В КОТОРОМ Я УЧУСЬ» (5 ЧАСОВ)
Вводное занятие: детские путешествия. Экскурсия по школе «Дом, в котором я учусь». Экскурсия по школьному двору. Традиции школы. Законы и заповеди . Конкурс рисунков «Моя школа».
РАЗДЕЛ II. «СОБИРАЕМСЯ НА ЭКСКУРСИЮ» (11 ЧАСОВ )
Выбор маршрута экскурсии. Собираем рюкзачок на экскурсию. Дневник путешественника. Дневник путешественника. Оформление дневника путешественника. Если солнышко и жарко. Если на улице мороз. Способы защиты от мороза. Если на улице дождь и гроза. Треуголка на скорую руку. Стаканчик на скорую руку (оригами). Плетение корзинки.
РАЗДЕЛ III. « В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ!» (9 ЧАСОВ)
8
Дыхательные упражнения. Упражнения для формирования правильной осанки. Комплекс упражнений против плоскостопия. Гимнастика маленьких волшебников. Точечный массаж. Упражнения на развитие выносливости. Упражнения на релаксацию. Путешествие по морю Здоровья.
РАЗДЕЛ IV. «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ»(5ЧАСОВ)
Игры для гиперактивных детей. Игры на установление контакта в группе. Игры «Групповое взаимодействие». Психологические тренинги «Чувственное восприятие себя».
РАЗДЕЛ V. «МОЁ ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» (5ЧАСОВ)
Правила дорожного движения. Техника безопасности во время экскурсии. Тренинг-маршрут. Экскурсия по окрестностям города. Подведение итогов. Выставка дневников путешественников.
2

ГОД ОБУЧЕНИЯ (2 КЛАСС)
Во втором классе основное внимание будет уделено изучению родного города. Во 2-4 классах темы разделов одинаковы. В этом возрасте учащиеся уже понимают практическую ценность природы для жизни людей, но еще не осознают ее эстетического, санитарно-гигиенического, научно- познавательного значения. В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным ее состоянием и влиянием человека на окружающую среду. Изучаются следующие разделы: -«Собираемся в поход»; -«И не найти прекрасней края, чем Ставропольская земля»; -«Если с другом вышел в путь…»; -« Мы идём в поход». В разделе I. «СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД» приоритетное внимание уделяется развитию ценностно-смысловой сферы младших школьников. Включаясь в разнообразные виды (прогулки, экскурсии, походы, практические занятия), дети приобретают и совершенствуют практические умения, навыки. Наиболее эффективными средствами социализации младших школьников будут являться: освоение разнообразных туристско- краеведческих должностей, подразумевающих выполнение определенных обязанностей; у юных туристов целенаправленно формироваться умения и навыки ориентирования на местности, преодоления препятствий, движения по маршруту, создавались ситуации, требующие от младших школьников настойчивости, работоспособности, коммуникабельности. В разделе II «И НЕ НАЙТИ ПРЕКРАСНЕЙ КРАЯ, ЧЕМ СТАВРОПОЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ!» Для развития познавательной активности и расширения кругозора во время занятии, прогулок и походов совместно с детьми происходит поиск ответов на интересующие их вопросы из области туризма, краеведения и природоведения. В данный раздел внесены темы по изучению краеведения и 9
экологии родного края: город, в котором я живу; наш край; животный и растительный мир области; темы о природе и достопримечательностях края. Эффективным средством формирования у младших школьников способности к самопознанию является постоянное заполнение комплексного Дневника путешествий юного туриста, совместный с руководителем анализ и сравнение происходящих с ними изменений, более близкого знакомства с природой родного края, современным ее состоянием, формирование первичных навыков правильного поведения в природе. В разделе III «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ…» приоритетное внимание уделяется развитию коммуникативной сферы младших школьников. Для формирования опыта общения, социального взаимодействия и социально одобряемого поведения учащиеся взаимодействуют друг с другом в составе микрогрупп, учатся выстраивать партнерские отношения и преодолевать конфликтны. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий. Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание,)развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества. В разделе IV« МЫ ИДЁМ В ПОХОД» в ходе занятий будут развиваться качества личности, обеспечивающие их безопасное взаимодействие с окружающим миром, при обеспечении и организации быта в полевых условиях. К участию младших школьников в туристско- краеведческих играх, соревнованиях и походах, маршрутах-тренингах будут привлекаться и родители. Мероприятия, связанные с туризмом - это выход обучающихся из привычной семейной и школьной обстановки в окружающий незнакомый им мир, в более сложную и непривычную обстановку, требующую проявления гражданственных, коллективистских, гуманистических качеств личности. Темы занятий повторяются из года в год, каждый год знания учащихся расширяются и становятся сложнее.
РАЗДЕЛ I. «СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД» (11 ЧАСОВ)
Вводное занятие: детские путешествия. Оформление дневника путешественника. Активный отдых, здоровый образ жизни. Выбор маршрута. Распределение обязанностей на год. Личное снаряжение в пешем 10
путешествии. Укладка снаряжения в рюкзак. Установка двускатной палатки. Типы костров: «шалаш», «звёздочка». Упражнения для профилактики осанки.
РАЗДЕЛ II. « И НЕ НАЙТИ ПРЕКРАСНЕЙ КРАЯ, ЧЕМ

СТАВРОПОЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ!» (15 ЧАСОВ)
Моя Родина - Ставропольский край. Моя малая Родина- город Светлоград. Экскурсия по городу. Балки г.Светлограда. Гора Куцай. Река Калаус. Экскурсия к реке. Животный мир Ставрополья. Растительный мир Ставрополья (работа с гербарием). Тайна царства насекомых (работа с коллекцией насекомых). Заказник- озеро Лушниковское (Солёное озеро). Изменения в природе весной (наблюдение).
РАЗДЕЛ III. «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ…» (4 ЧАСА)
Игра на местности «По следу». Психологические тренинги на сплочение в группе. Весёлые игры у костра. Психологические тесты, социометрия.
РАЗДЕЛ IV. « МЫ ИДЁМ В ПОХОД» (4 ЧАСА)
Правила дорожного движения во время похода. Тренинг - маршрут. Техника безопасности во время экскурсий, похода. Туристический поход «Красное лето - яркая песня природы».
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ (3 КЛАСС)

РАЗДЕЛ I. «СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД» (20 ЧАСОВ)
Вводное занятие: детские путешествия. Турист и путешественник. Оформление дневника путешественника. Выбор маршрута. Распределение обязанностей на год. Групповое и личное снаряжение. Подготовка снаряжения к путешествию: проверка и доработка снаряжения. Укладка рюкзака. Питание в походе. Порядок и темп движения. Разминка туриста. Преодоление препятствий. В здоровом теле – здоровый дух! Травмы и их профилактика. Оказание первой помощи пострадавшему: раны, ушибы, укусы, отравления.
РАЗДЕЛ II. « И НЕ НАЙТИ ПРЕКРАСНЕЙ КРАЯ, ЧЕМ

СТАВРОПОЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ!» (9 ЧАСОВ)
Путешественник и окружающий его мир. Зимние изменения в природе Ставропольского края. Зимняя экскурсия по окрестностям города. Особо охраняемые природные территории Ставропольского края. Лекарственные растения - богатство природы. Путешествие к Грибу - Грибовичу. Экологические правила «Лесная тайна».
РАЗДЕЛ III. «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ…» (4 ЧАСА)
11
Игра «Зоркий глаз». Литературная страничка «Если с другом вышел в путь…». Игры на местности.
РАЗДЕЛ IV. « МЫ ИДЁМ В ПОХОД» (4 ЧАСА)
Правила дорожного движения во время похода. Тренинг-маршрут. Техника безопасности во время похода. Туристический поход.
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ (4 КЛАСС)

РАЗДЕЛ I. «СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД» (17 ЧАСОВ)
Вводное занятие: детские путешествия. Дневник путешественника. Выставка дневников путешественника. Выбор маршрута. Распределение обязанностей на год. Групповое снаряжение. Виды спальников. Питание в походе. Порядок и темп движения. Сюжетная игра «Путешествуем на велосипеде». Преодоление препятствий. Оказание первой помощи в походе (ушибы, вывихи, переломы). Установка каркасной палатки. Типы костров: «безопасный ночной костёр», «пирамида». Жизнь, здоровье и быт в походе. Ориентирование на местности по природным признакам. Ориентирование на местности по компасу.
РАЗДЕЛ II. « И НЕ НАЙТИ ПРЕКРАСНЕЙ КРАЯ, ЧЕМ

СТАВРОПОЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ!» (8 ЧАСОВ)
Моя Родина - Ставропольский край. Заочное путешествие по водоёмам Ставрополья. Горы Ставрополья. Сюжетная игра «Путешествие по реке». Горы Ставрополья. Наши друзья- птицы. Кавказские Минеральные воды. Кругосветное путешествие по координатам края. Достопримечательности края.
РАЗДЕЛ III. «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ…» (6 ЧАСОВ)
Речёвки и песни туриста. Игры на местности «Погоня за лисицами». Весёлые игры на привале. Игры на установление контакта в группе.
РАЗДЕЛ IV. « МЫ ИДЁМ В ПОХОД» (5 ЧАСОВ)
Правила дорожного движения. Тренинг - маршруты. Техника безопасности во время путешествия. Туристический поход.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

Познавательные УУД:
1.Делать отбор источников информации. 12
2. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. 3.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Личностные УУД:
1. Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). 2. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор
,
при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Регулятивные УУД:
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану. 3. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД
: 1.Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи. 2. Слушать и понимать речь других. 3. Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им. 4.Учиться выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные результаты программы:
1.Социальная адаптация детей. 2.Расширение сферы общения. 3.Приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. 13

1 год обучения (1 класс)

I. Педагогические основы туристско-краеведческой деятельности

учащихся:
Значение туристско-краеведческой деятельности для развития лич ности учащегося: -что интересное можно увидеть на экскурсии по своему микрорайону (ближайшему окружению школы); -планы туристско-краеведческой деятельности; -законы, правила и юных туристов.
II. Туристско-краеведческие навыки и умения
1. Краеведческие знания, навыки и умения: -учимся наблюдать окружающий мир; -учимся рассказывать о том, что увидели и узнали; -учимся соблюдать чистоту на природе, беречь природу; -получаем знания о родной школе, городе. 2. Туристские навыки и умения: -как правильно одеться на прогулку, экскурсию, в поход; -как правильно собрать и носить рюкзак; 3.Безопасность в походе: -ответ ственное отношение к своим обязанностям, подчинение руководст ву туристской группы; -оказание первой помощи пострадавшему; -знание главных правил уличного движения, их вы полнение (правила для пешехода); -осторожность и внимательность на прогулке и экскурсии.
2

год обучения (2 класс)

I. Педагогические основы туристско-краеведческой деятельности

учащихся:
Значение туристско-краеведческой деятельности для развития личности учащегося: -что интересное можно увидеть на экскурсии в природу (по парку); -что интересное можно увидеть на экскурсии по своему городу; -планы туристско-краеведческой деятельности.
II. Туристско - краеведческие навыки и умения:
1.Краеведческие знания, навыки и умения: -учимся наблюдать окружающий мир; -учимся рассказывать о том, что увидели и узнали; -учимся соблюдать чистоту на природе, беречь природу; -учимся различать формы поверхности земли; -учимся различать представителей растительного и животного мира; 14
-получаем знания о горе и реке родного района, города; -получаем знания о природных заказниках района. 2.Туристские навыки и умения: -как правильно собрать и носить рюкзак; -как правильно расположиться на привале; -как правильно выбрать маршрут, порядок и темп движения; -как правильно преодолеть препятствия в походе; -как правильно установить двускатную палатку; -как правильно разжечь такие типы костров, как «шалаш» и «звёздочка». 3.Безопасность в походе: -самодисциплина, взаимопомощь, взаимодей ствие, внимательное заботливое отношение к товарищам; -ответственное отношение к своим обязанностям; -оказание первой помощи пострадавшему; -нахождение выхода из стрессовых ситуаций; - принятие разумных решений по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; -знание главных правил уличного движения, их вы полнение (правила для пешехода).
3

год обучения (3 класс)

I. Педагогические основы туристско-краеведческой деятельности

учащихся:
Значение туристско-краеведческой деятельности для развития личности учащегося: -что интересное можно увидеть в Ставропольском крае; -планы туристско-краеведческой деятельности.
Туристско-краеведческие навыки и умения
1.Краеведческие знания, навыки и умения: -учимся наблюдать окружающий мир, его сезонные изменения; -учимся рассказывать о том, что увидели и узнали; -учимся соблюдать чистоту на природе, беречь природу; -учимся различать съедобные и несъедобные грибы; -учимся различать и пользоваться лекарственными травами; -получаем знания об особо охраняемых природных территориях. 2.Туристские навыки и умения: -как правильно одеться на прогулку, экскурсию, в поход; -как правильно подготовить снаряжение к путешествию; -как правильно расположиться на привале; -как правильно выбрать маршрут, порядок и темп движения; -как правильно преодолеть препятствия в походе; -как правильно разжечь костёр типа «нодья» и «колодец». 3.Безопасность в походе: -самодисциплина, взаимопомощь, взаимодей ствие, внимательное заботливое отношение к товарищам; 15
-ответственное отношение к своим обязанностям; -оказание первой помощи пострадавшему (раны, ушибы, укусы, отравления); - принятие разумных решений по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; -знание главных правил уличного движения, их вы полнение (правила для пешехода); -осторожность и внимательность во время похода.
4год обучения (4 класс)

I.Педагогические основы туристско-краеведческой деятельности
1. Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности учащегося: -расширение кругозора учащегося в походах и путешествиях; -воспитание высоких нравственных качеств; -физическое развитие и укрепление здоровья. 2. Организация туристско-краеведческой работы: -обязанности по туристским должностям, обязанности по краеведче ским должностям; -проведение похо да по родному краю, тренировочных походов (тренинг - маршрутов); - подведение итогов туристского мероприятия; -безопасность похода: самодисциплина и самоорганизация туристской группы, страховка и в путешествии; внимательное отношение ко всем членам коллектива.
II. Туристско-краеведческие навыки, знания и умения
1. Краеведческие знания, умения и навыки: -как надо вести краеведческие наблюдения при исследовании своего родного края; -как фиксировать краеведческие наблюдения при исследовании родного края; -охрана природы родного края, памятников истории и куль туры в туристском походе; -изготовление экспозиции по результа там туристского похода для краеведческого музея, подготовка выставки по итогам похода; -подготовка письменного отчета о походе; -знания о водоёмах, горах Ставрополья. 2.Туристские знания, навыки и умения: -как выбрать маршрут путешествия; -как правильно выбрать спальник для похода; -как выбрать групповое и личное снаряжение для туристского похода; -как выбрать и установить каркасную палатку; -как разжечь костёр типа «безопасный ночной костёр» и «пирамида»; -как правильно организовать жизнь и быт в походе; - как ориентироваться на местности по природным ориентирам и компасу. 3.Безопасность в походе: -самодисциплина, взаимопомощь, взаимодей ствие, внимательное заботливое отношение к товарищам; 16
-ответственное отношение к своим обязанностям, подчинение руководст ву туристской группы; -оказание первой помощи в походе (ушибы, вывихи, переломы); -безопасность во время путешествия.
IV.КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Формы контроля
знаний, умений и навыков - выставки дневников путешественника, однодневный поход в конце учебного года.
V.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ (1 КЛАСС)
№п/п Название темы Количество часов Всего часов теория практик а
РАЗДЕЛ I. «ДОМ, В КОТОРОМ Я УЧУСЬ» (5 ЧАСОВ)
1 Вводное занятие: детские путешествия. 1 1 2 Экскурсия по школе «Дом, в котором я учусь». 1 1 3 Экскурсия по школьному двору. 1 1 4 Традиции школы. Законы и заповеди . 1 1 5 Конкурс рисунков «Моя школа». 1 1 2ч 3ч ИТОГО:5ч
РАЗДЕЛ II. «СОБИРАЕМСЯ НА ЭКСКУРСИЮ» (11 ЧАСОВ )
6 Выбор маршрута экскурсии. 1 1 7 Собираем рюкзачок на экскурсию. 1 1 8 Дневник путешественника. 1 1 9 Оформление дневника путешественника. 1 1 10 Если солнышко и жарко. 1 1 11 Если на улице мороз. 1 1 12 Способы защиты от мороза. 1 1 13 Если на улице дождь и гроза. 1 1 14 Треуголка на скорую руку. 1 1 15 Стаканчик на скорую руку (оригами). 1 1 16 Плетение корзинки. 1 1 2ч 9ч ИТОГО:11ч 17

РАЗДЕЛ III. « В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ!» (9 ЧАСОВ)
17 Дыхательные упражнения. 1 1 18 Дыхательные упражнения. 1 1 19 Упражнения для формирования правильной осанки. 1 1 18 Комплекс упражнений против плоскостопия. 1 1 19 Гимнастика маленьких волшебников. Точечный массаж. 1 1 20 Гимнастика маленьких волшебников. Точечный массаж. 1 1 21 Упражнения на развитие выносливости. 1 1 22 Упражнения на релаксацию. 1 1 23 Путешествие по морю Здоровья. 1 1 8ч ИТОГО: 9ч
РАЗДЕЛ IV. «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ»(5 ЧАСОВ)
24 Игры для гиперактивных детей. 1 1 25 Игры на установление контакта в группе. 1 1 26 Игры на установление контакта в группе. 1 1 27 Игры «Групповое взаимодействие». 1 1 28 Психологические тренинги «Чувственное восприятие себя» 1 1 - 5ч
ИТОГО:5 ч

РАЗДЕЛ V. «МОЁ ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» (5 ЧАСОВ)
29 Правила дорожного движения. 1 1 30 Техника безопасности во время экскурсии. 1 1 31 Тренинг-маршрут. 1 1 32 Экскурсия по окрестностям города. 2 2 33 Подведение итогов. Выставка дневников путешественников. 1 1 1ч 4ч ИТОГО:5ч
ИТОГО ЗА ГОД:

33ч
Итого за год 33 часов. Из них: теория-5часов, практика- 28 часов.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ (2 КЛАСС)
№п/п Название темы Количество часов Всего часов теория практик 18
а
РАЗДЕЛ I. «СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД» (11 ЧАСОВ)
1 Вводное занятие: детские путешествия. 1 1 2 Оформление дневника путешественника. 1 1 3 Активный отдых, здоровый образ жизни. 1 1 1 4 Выбор маршрута. 1 1 5 Распределение обязанностей на год. 1 1 1 6 Личное снаряжение в пешем путешествии. 1 1 7 Укладка снаряжения в рюкзак. 1 1 8 Установка двускатной палатки. 1 1 9 Типы костров: «шалаш», «звёздочка». 1 1 10 Упражнения для профилактики осанки. 1 1 11 Разминка туриста. 1 1 3 8 ИТОГО:11ч
РАЗДЕЛ II. « И НЕ НАЙТИ ПРЕКРАСНЕЙ КРАЯ, ЧЕМ

СТАВРОПОЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ!» (15 ЧАСОВ)
12 Моя Родина - Ставропольский край. 1 1 13 Моя малая Родина- город Светлоград. 1 1 14-15 Экскурсия по городу. 2 2 16 Балки г. Светлограда. 1 1 17 Гора Куцай. 1 1 18 Река Калаус. Экскурсия к реке. 1 1 19-20 Животный мир Ставрополья. 1 1 21-22 Растительный мир Ставрополья (работа с гербарием) 2 2 23 Тайна царства насекомых (работа с коллекцией насекомых) 1 1 24 Заказник-озеро Лушкниковское (Солёное озеро). 1 1 25-26 Экскурсия на Солёное озеро. 2 2 27 Изменения в природе края весной ( наблюдение). 1 1 5 10 15
РАЗДЕЛ III. «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ…» (4 ЧАСА)
28 Игра на местности «По следу». 1 1 19
29 Психологические тренинги на сплочение в группе. 1 1 30 Весёлые игры у костра. 1 1 31 Психологические тесты, социометрия. 1 1 - 4 ИТОГО:4ч
РАЗДЕЛ IV. « МЫ ИДЁМ В ПОХОД» (4 ЧАСА)
32 Правила дорожного движения во время похода. Тренинг - маршрут. 1 1 33 Техника безопасности во время экскурсий, похода. Тренинг – маршрут 1 1 34-35 Туристический поход « Красное лето - яркая песня природы». 2 2 - 4 ИТОГО:4ч
ИТОГО ЗА ГОД:

35ч
Итого за год 33 часов. Из них: теория-8 часов, практика- 27 часов.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ (3 КЛАСС)
№п/п Название темы Количество часов Всего часов теория практик а
РАЗДЕЛ I. СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД (20 ЧАСОВ)
1 Вводное занятие: Детские путешествия. Турист и путешественник. 1 1 3 Оформление дневника путешественника. 1 1 4 Выбор маршрута. 1 1 5 Распределение обязанностей на год. 1 1 6 Групповое и личное снаряжение. 1 1 7 Подготовка снаряжения к путешествию: проверка и доработка снаряжения. 1 1 8 Укладка рюкзака. 1 1 2 9-10 Питание в походе. 1 1 2 11-12 Порядок и темп движения. 1 1 2 13 Установка палатки. Палатка 1 1 20
«домик». 14 Типы костров: «нодья», «колодец». 1 1 15 Разминка туриста. 1 1 16 Преодоление препятствий. 1 1 17 В здоровом теле - здоровый дух. 1 1 18 Травмы и их профилактика. 1 19-20 Оказание первой помощи пострадавшему: раны, ушибы, укусы, отравления. 2 1 6 18 ИТОГО: 20ч
РАЗДЕЛ II. « И НЕ НАЙТИ ПРЕКРАСНЕЙ КРАЯ, ЧЕМ

СТАВРОПОЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ!» (7 ЧАСОВ)
21 Путешественник и окружающий его мир. 1 1 22 Зимние изменения в природе Ставропольского края. 1 1 23 Зимняя экскурсия по окрестностям города. 1 1 24 Особо охраняемые природные территории Ставропольского края. 1 1 25 Лекарственные растения - богатство природы. 1 1 26 Путешествие к Грибу-Грибовичу. 1 1 27 Экологические правила. Лесная тайна 1 1 3 4 ИТОГО:7 ч
РАЗДЕЛ III. «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ…» (4 ЧАСА)
28 Игра «Зоркий глаз». 1 Психологические тесты, 1 21
социометрия. 29 Литературная страничка «Если с другом вышел в путь…» 1 1 30-31 Игра на местности «Следопыт» 2 2 2 2 ИТОГО:4ч
РАЗДЕЛ IV. « МЫ ИДЁМ В ПОХОД» (4 ЧАСА)
32 Правила дорожного движения во время похода. 1 1 33 Техника безопасности во время похода. Тренинг - маршрут. 1 1 34-35 Туристический поход. 2 2 1 4 ИТОГО: 4 ч
ИТОГО ЗА ГОД:

35ч
Итого за год 35 часов. Из них: теория-11часов, практика- 24 часа.
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ (4 КЛАСС)
№п/п Название темы Количество часов Всего часов теория практик а
РАЗДЕЛ I. СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД ( 17 ЧАСОВ)
1 Вводное занятие: Детские путешествия. 1 1 2 Дневник путешественника. 1 1 3 Выставка дневников путешественника. 1 1 4 Выбор маршрута. 1 1 5 Распределение обязанностей на год.1 1 6 Групповое снаряжение. 1 1 7 Виды спальников. 1 1 8 Питание в походе. 1 1 9 Порядок и темп движения. 1 2 10 Сюжетная игра «Путешествуем на велосипеде» 1 1 11 Преодоление препятствий. 1 1 12 Оказание первой помощи в походе (ушибы, вывихи, переломы). 1 1 13 Установка каркасной палатки. 1 1 22
14 Типы костров: «безопасный ночной костёр», «пирамида». 1 1 15 Жизнь, здоровье и быт в походе. 1 1 16 Ориентирование на местности по природным признакам. 1 1 17 Ориентирование на местности по компасу. 1 1 6 11 ИТОГО: 17ч
РАЗДЕЛ II. « И НЕ НАЙТИ ПРЕКРАСНЕЙ КРАЯ, ЧЕМ

СТАВРОПОЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ!» (8 ЧАСОВ)
18 Моя Родина - Ставропольский край. 1 1 19 Заочное путешествие по водоёмам Ставрополья. 1 1 20 Сюжетная игра «Путешествие по реке». 1 1 21 Горы Ставрополья. 1 1 22 Наши друзья-птицы. 1 23 Кавказские Минеральные воды. 1 1 24 Кругосветное путешествие по координатам края. 1 1 25 Достопримечательности края. 1 2 6 2 ИТОГО: 8ч
РАЗДЕЛ III. «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ…» (6 ЧАСОВ)
26 Речёвки и песни туриста. 1 1 27-28 Игра на местности «Погоня за лисицами» 2 2 29 Весёлые игры на привале. 2 2 30 Игры на установление контакта в группе. 1 1 - 6 ИТОГО: 7 ч
РАЗДЕЛ IV. « МЫ ИДЁМ В ПОХОД» (5ЧАСОВ)
31 Правила дорожного движения. Техника безопасности во время путешествия. 1 1 32-33 Тренинг - маршруты. 2 1 34-35 Туристический поход. 2 2 1 4 ИТОГО: 5ч 23

ИТОГО ЗА

ГОД 35ч
Итого за год 35 часов. Из них: теория-13часов, практика-22 часа.
VI. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

Список нормативных документов по туристско-краеведческой работе с

обучающимися образовательных учреждений РФ:
1.Приказ МО РФ от 28.04.1995 г. № 223 «Об активизации туристско- краеведческой дея-тельности с обучающимися и подготовке летнего отдыха». 2.«Положение о маршрутно-квалификационных комиссиях образовательных учреждений РФ» (Приложение 2 к приказу № 223). 3.Письмо МО РФ от 13.07.1992 г. № 293 «Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности». 4.Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ» (Приложение 2 к приказу № 293). 5.Письмо МО РФ от 11.01.1993 г. № 9/32-Ф «О нормах расходов на питание в туристских мероприятиях». 6.Письмо МО и ПО РФ от 07.12.1998 г. № 654/19-15 «Об организации учебно-тематиче-ских экскурсий и дальних экскурсионных поездок учащихся образовательных учреждений России». 7.Приказ МО и ПО РФ от 23.03.1998 г. № 769 «О развитии системы подготовки кадров детско-юношеского туризма». 8.Положение об инструкторе детско-юношеского туризма (Приложение 1 к приказу № 769). 9.Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) (приложение к письму МО РФ от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16).
Литература для учителей (психология, социология):
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стерео-тип. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 682 с. 24
2. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как учить детей общаться: Руководство для детского психо-лога и логопеда. - СПб.: НОУ "СОЮЗ", 2004. - 352 с. 4. Даргевичене Л.И. Особенности личностных взаимоотношений между учащимися млад-ших классов. М.: Гардарики, 1999. - 380 с. 5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 458 с. 6.Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
Литература для учителей (туризм):
1. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. - М., 2002 2. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности уча- щихся. - М., 2001 3.Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников. – М., 2004 4.Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи. – М., 1999. 5.Персин А.И. Краеведение и школьные музеи. – М., 2006. 6.Дрогов И.А. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма. - М., 2004.
Литература для учителей (окружающий мир, краеведение):
1. Акимушкин И. И. Мир животных. – М.: Мысль, 1998. 2. Руднянская Е. И. Экскурсии в природу по югу России. Весна. – Волгоград: Учитель, 2005. 3. Руднянская Е. И. Экскурсии в природу по югу России. Осень. – Волгоград: Учитель, 2003. 4.Красная книга Ставропольского края.
Литература для учителей (здоровье, спорт, медицина):
1. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: 25
ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя. 2. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c. 3. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физ-культминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя. 4. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с. Якиманская, И.С. Личностно- ориентированное обучение. – М.: 1991.– 120 с. 5.Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.- 2002.-№5.-с.54. 6. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997. 7. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,- 1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995. 8. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998. 9. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998. 10. Соковня - Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская по-мощь- М.,1997 11. Татарникова Л.Г. , Захаревич Н.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб
Литература для учащихся:
1. Верзилин, Н. М. Лечебница в лесу. – Л.: Детская литература, 1951. 2. Все обо всем. Энциклопедия для детей. – Т. 5. – М.: Слово ACT, 1998. 3. Грехова, Л. И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003. 4. Жукова, Т. И. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1969. 5. Сладков, Н. И. Азбука леса. – Л.: Детская литература, 1986. 6. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986. 26
7. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 1980
Сайты для учителей и учащихся:

Оборудование:
Для осуществления образовательного процесса по программе «Мир путешествий» необходимы следующие принадлежности: -спортивный инвентарь; -туристическое снаряжение; -компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор; -карта Ставропольского края; - иллюстрации, экспонаты краеведческого музея, школьного музея. 27