Напоминание

"Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"

Автор: Атрощенко Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 120
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики рук у

детей раннего возраста».

Мелкая моторика
— совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук. Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у малыша, тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Первые активные слова ребёнка появляются во второй половине второго года жизни. В середине второго года происходит "речевой взрыв", который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребёнка к речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребёнка. Дети уже могут слушать и понимать не только обращённую к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые к ним не обращены. Они уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в исполнении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Это значит, что речь становится самостоятельным средством общения и мышления ребёнка. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Мелкую моторику рук развивают: -Пальчиковые игры - это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. -Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);
-Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать- наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия, закручивать - откручивать и т.д.; -Рисование карандашом, фломастером, кистью, пальчиком, ладошкой и т.д.; -Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц и т.д.; -Одевание и раздевание игрушек; -Лепка из пластилина и теста. -Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. -Игры-шнуровки, игры с прищепками, игры с песком, с крупами и др. Игры на развитие мелкой моторики: «Волшебная шкатулка» Необходимый инвентарь: шкатулка, мелкие предметы или игрушки. Сложите различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложите ребенку вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам. Поскольку для игры вы используете мелкие предметы, следите, чтобы ребенок не проглотил их. «Волшебные шнурки» Необходимый инвентарь: цветные шнурки различной длины. Покажите ребенку, как из цветных шнурков или тесемок можно выкладывать контуры различных фигур и предметов. Создайте с ребенком целую картину на столе или диване. «Угости кукол» Необходимый инвентарь: крупные бусины трех цветов. Сложите в коробку бусинки трех цветов. Придумайте с ребенком угощение для кукол, например, конфетки, ягодки. Предложите разложить их по трем тарелочкам. Учите ребенка перекладывать по одной бусинке. Покажите ему, как брать бусины тремя пальцами. «Раз фасоль, два фасоль» Необходимый инвентарь: сухая фасоль, пластиковая бутылка. Берите фасолинки по одной и опускайте их в бутылку. При этом считайте: «Одна фасолина, две фасолины» ит. д.
«Делай как я». Из своих пальцев взрослому нужно изобразить какую-нибудь фигуру. Ребенок должен делать точно такую же фигуру своими пальчиками. «Повтори за мной». В этой игре нужна помощь разноцветных пуговиц. Мама или папа из пуговиц на столе выкладывают любой узор. Ребенок должен на столе выложить такой же узор. Если у него получится, следующий узор придумывает уже ребенок, а мама или папа повторяют за ребенком. «Золушки». Эта игра очень хорошо развивает мелкую моторику. Нужно смешать на столе два виды крупы, например горох и рис. И далее нужно отобрать горох от риса. Чтобы было увлекательней, ребенку можно предложить посоревноваться в этой игре. «Дорога из прищепок». Цветные прищепки так же могут быть использованы в игре на развитие моторики. Кучу прищепок необходимо разделить на две части. Одна часть прищепок будет предназначена ребенку, а вторая маме. И далее в соревновательном духе предложить ребенку собрать из них дорогу, для этого нужно цеплять одну прищепку за хвостик другой прищепки. Систематические занятия с ребёнком ведут к положительной динамике развития речи, его всестороннему развитию, а в дальнейшем и успешной подготовке к школе.