Напоминание

"Нетрадиционные этапы эффективного взаимодействия учителя – логопеда с семьёй"

Автор: Калабина Ольга Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: БМКДОУ "Детский сад № 10"
Населённый пункт: город Березовский, Свердловская область
Наименование материала: Обмен опытом
Тема: "Нетрадиционные этапы эффективного взаимодействия учителя – логопеда с семьёй"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Нетрадиционные этапы эффективного взаимодействия учителя –

логопеда с семьёй.
Успешное, эффективное взаимодействие учителя-логопеда с семьёй предполагает следующие (нетрадиционные) этапы взаимодействия логопеда с родителями: 1-й этап. "Трансляция родителям положительного образа ребенка". Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже, если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: "Ваш ребенок лучше всех". 2-й этап. "Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье". Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности. 3-й этап. "Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка". На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делится с коллегами по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия. 4-й этап. "Совместное исследование и формирование личности ребенка". Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям. В условиях современных технологий дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие логопеда с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е., сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. Начинается работа с выявления особенностей воспитания и обучения ребенка в семье, составления перспективного планирования работы логопеда
с родителями, а затем осуществляется контроль выполнения поставленных задач. Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы: *приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи; *помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот; *убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений; *убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях. Информационное просвещение предполагает знакомство: *с возрастными особенностями становления детской речи; *с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования; *с методами коррекционно - развивающего воздействия. Обучающее просвещение включает в себя: *обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком; *привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка; *формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе. Формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков. Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей). Дни открытых дверей. (Родители посещают индивидуальные занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.) Родительские пятиминутки. Консультации - практикумы. (Совместно с детьми родители разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).
Родительские собрания. ("Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год".) Домашние задания. (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей). Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".) Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.) Выпуск газет для родителей "Веселая семейка". (Освещаются события группы, даются практические советы родителям). Организация выставок "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями). Сочинения родителей на тему "Мой ребенок". (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию). Выпуск журнала для родителей "Болтушечки" (посвящен проблемам речевого развития ребенка - грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д.) Размещение информации на сайтах предназначенных для родителей. Я создала для каждого родителя папку с логопедическими заданиями и CD диски с обширным материалом для занятий в домашних условиях. Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком.
Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны: *положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу (Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие); *учет индивидуальности ребенка (педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса); *укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день; возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье; Рассматривание результатов своего труда радует и детей, и родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих ребят, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.