"Актуализация способов организации познавательной деятельности учащихся при изучении семейного и трудового права в 12 классе вечерней (сменной) общеобразовательной школе пенитенциарной системы"

Автор: Науменков Олег Олегович
Должность: заведующий учебно-консультационным пунктом
Учебное заведение: филиал №2 ГБОУ ВСОШ
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Актуализация способов организации познавательной деятельности учащихся при изучении семейного и трудового права в 12 классе вечерней (сменной) общеобразовательной школе пенитенциарной системы"
Дата публикации: 11.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

АКТУАЛИЗАЦИЯ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЕМЕЙНОГО И ТРУДОВОГО ПРАВА В 12 КЛАССЕ ВЕЧЕРНЕЙ (СМЕННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ. В условиях сложной общественно-политической ситуации, экономичес- кой нестабильности, отсутствия гражданского мира в стране, глубокого кризиса духовности, связанного с утратой традиционно русских нравственных ценностей, и как результат духовного обнищания личности и общества в целом, а также ускорения ритма жизни и увеличения потока противоречивой информации, единственным гарантом сохранения стабильности в стране может быть школа, представляющая педагогическую науку и культуру. Настоящая ситуация предъявляет новые требования к современному человеку. Особенно трудно приходится учащимся, которые находятся в пенитенциарной системе, не имеющим достаточного опыта, чтобы в дальнейшем устоять и найти своё место в этом бурном потоке жизни после отбытия наказания в колониях, следственных изоляторах, тюрьмах и т.д. В современном обществе производство и потребление заменяют отношения человека с человеком на отношения вещи с вещью. Благодаря превращению этого последнего отношения в новый символ –деньги, становится трудно уловить чувства, обращенные к человеческому в людях, возникает постоянное чувство тоски, неуверенности и одиночества, что резко снижает эффективность взаимодействия в системе отношений между учителем и учащимися пенитенциарной системы. Некоторые учащиеся пытаются разрешить этот внутренний кризис и сохранить устойчивость путем отказа от человеческого общения с другими людьми, а также усилением собственной нечувствительности, или путем преобладания своего девиантного поведения. Огрубение учащегося в стенах пенитенциарной системы понемногу иссушает и искажает человеческие взаимоотношения, постоянно провоцирует возникновение ссор и применение насилия. Постепенно высоко-информационное общество пропитывается одиночеством, где формы отношения человека с человеком понемногу становятся неприятными, напоминающими «поведение роботов». Происходит самое страшное -утеря человечности, не знание причин семейных конфликтов и ссор, множество не решенных правовых проблем в трудовой сфере. Решением этой важной проблемы на первом этапе в условиях
пенитенциарной системы может выступить образование, ориентированное на общечеловеческие ценности и привитие нравственной и правовой культуры учащимся. Актуальным и первостепенным на сегодня является правовое воспитание на уроках обществознания учащихся в исправительных учреждениях системы ГУФСИН России. Неотъемлемым условием существования правового государства и гражданского общества является правовая культура его членов Правовая культура учащихся в системе ИТУ (исправительно-трудовые учреждения) есть совокупный результат обучения и воспитания, представляющий собой комплексную характеристику освоенного учащимися правового опыта ,сформированного правосознания и соответствующего правового поведения при следующих доминирующих признаках: заинтересованности в решении существующих общественных правовых проблем ,подготовленности к участию в жизни общества, способности взаимодействовать с государственными институтами как непосредственно в системе ИТУ, так и после освобождения из мест лишения свободы. Как отмечается в психолого-педагогической литературе, формирование правовой культуры – целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития, включающий в себя освоение учащимися правового опыта, выработанного человечеством, развитие соответствующего нормам современного демократического общества правосознания и подготовку к адекватному правовому поведению в условиях современной реальности, процесс становления личности учащегося как субъекта и объекта правоотношений. Школьный курс обществознания обладает значительным потенциалом для формирования у учащегося в условиях пенитенциарной системы правовых знаний, убеждений и культуры. Как показывает опыт , уроки по праву всегда интересны для наших учащихся в системе ИТУ. Так как, у некоторых из них имеется уже накопленный, хотя и не большой опыт о области правосудия и правовых норм и правил в обществе. На уроках обществознания, посвященных правовой сфере жизни общества, активность учащихся достаточно высокая. Причем в данной области учащиеся осознают практическую значимость изучаемого материала. На первых занятиях по обществознанию учителями работающими в колониях и следственных изоляторах проводился начальный срез знаний учащихся. Им предлагалось ответить на следующие вопросы,
связанные с семейным и трудовым правом : с какого возраста в Российской Федерации законом разрешено вступать в брак? Равнозначны ли понятия «брак» и «семья»? Что такое алименты? Какая собственность в случае развода делится между супругами? Какие вопросы Семейный кодекс не регулирует? С какого возраста гражданин Российской Федерации может стать участником трудовых правоотношений? Что такое трудовой договор? Что такое испытательный срок? Контрольный срез знаний выявил, что правовые знания большинство учащихся знают, но в их ответах имеются неточности. Наибольшие затруднения вызвали вопросы о возможности реализации права на труд и трудовые отношения. Имелись неточности в определениях «брак» и «семья». Часть учащихся не имеют четких представлений о назначении Семейного кодекса, полагая , что он регламентирует отношения симпатии- антипатии в семье, содержит правила морали. Под трудовым договором значительное число опрошенных понимает любое соглашение с работодателем об условиях работы (устное или письменное -неважно). Некоторые считают, что рабочая неделя не должна превышать 60 часов, а испытательный срок при приеме на работу-это время бесплатной стажировки. Как показывает опыт, часть учащихся практически не интересуются правовыми аспектами современной жизни. Подавляющее большинство учащихся пользуется случайной информацией, слабо ориентируются в правовых вопросах семейного и трудового законодательства, в отличие от уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Правовое воспитание призвано сформировать у учащихся устойчивую внутреннюю мотивацию к приобретению в области юриспруденции и навыков их практического использования. Повышению интереса к проблемам права, углублению представлений о правовой сфере общественной жизни, формированию демократической правовой культуры способствует личное вовлечение учащихся в процесс изучения темы, примеривание ими на себя ряда социальных ролей со всей присущей им полнотой прав и обязанностей. Эффективным способом обучения является проблемный подход, при котором систематически создаются проблемные ситуации, ставятся проблемные вопросы. Это обеспечивает сочетание самостоятельной поисковой деятельности учащихся с усвоением ими выводов науки, что позволяет развивать критическое мышление и познавательные способности.
Важным направлением работы является обучение школьников общеучебным умениям : рассуждению, конкретизации, рассказу с эмоционально-личностных позиций, эвристической беседе, решению конкретных познавательных задач, составлению таблиц и схем. В системе инновационных подходов доминируют активные формы уроков. Именно они способствуют активизации познавательной деятельности самостоятельному осмыслению сущности права и формированию потребности в соблюдение его установок. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ СЕМЕЙНОГО ПРАВА В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ ИТУ Актуальность изучения в школе системы ИТУ вопросов семейного права связана в первую очередь с исключительной ролью института семьи в обществе. Нельзя также не учитывать и те изменения в отношении к семье, браку, к правам и обязанностям членов семьи, которые происходят сегодня в сознании и поведении людей и находят отражение в нормах семейного законодательства. К тому же учащиеся уже являются участниками семейных правоотношений , а кто то из них уже имеют свои семьи, воспитывают своих детей. Цель изучения семейного права в вечерней школе пенитенциарной системы не только познакомить учащихся с его основными нормами и ролью в регулировании семейных правоотношений , но и содействовать формированию системы глубоких разносторонних правовых знаний, а также таких личностных качеств, как ответственность, уважение к человеку, его правам и свободам. При изучении темы «Семейное право» большое внимание должно уделяться самостоятельной работе учащихся с документами, решению ими познавательных задач , составлению схем и участию в учебной игре. Материал по семейному праву может стать органичной частью урока обществознания. При изучении курса обществознания , нормы семейного права могут быть темой отдельного занятия. Целями урока являются: усвоение и закрепление следующих понятий: семья, брак, семейные правоотношения, семейное право, брачный договор, личные и имущественные правоотношения супругов, родителей и детей, опека, попечительство, алименты;
получение учащимися представления о принципах регулирования семейных правоотношений, о порядке и об условиях вступления в брак и его расторжения в Российской Федерации, о порядке усыновления (удочерения) выплаты алиментов, об основаниях лишения родительских прав; знакомство с правами ребенка, закрепленными в международных правовых документах. Для достижения этих целей на занятии используются активные формы Организации учебной деятельности: дискуссия, игра и работа с источниками составление таблиц, тестов. Урок проводится по следующему плану: 1.Цели, функции и источники семейного права. 2.Понятия «семья» и «брак». 3.Права и обязанности детей и родителей в семье. 4.Права и обязанности супругов. 5.Расторжение брака. В начале урока учителем организуется беседа по следующим вопросам: 1)Что такое семья, брак? 2)Что общего в этих понятиях и чем они различаются? 3)Какие обязанности влечет за собой создание семьи? 4)Какими правами обладают супруги? В ходе беседы учащиеся подводятся к выводу о том, что семья- это одна из высших ценностей в жизни каждого человека. Создание семьи- ответственный шаг, который влечет за собой не только новые права, но и обязанности, подразумевает готовность преодолевать трудности в процессе освоения новых социальных ролей. На первом этапе урока учащиеся обращаются непосредственно к документам. Изучаются фрагменты Семейного кодекса РФ (ст.1, 7-20,26-39, 70,87,92), Конвенции о правах ребенка (ст.1-20), Конституции РФ (ст.38). Это позволяет выявить основные понятия и факты, конкретизировать их на примерах, составить схемы, таблицы. Учитель лишь направляет деятельность учащихся, акцентируя внимание на наиболее важных моментах. Так, например, в ходе изучения вопроса о правах и об обязанностях детей и родителей организуется коллективная работа по составлению соответствующей схемы на доске. По методике «мозгового штурма» учащиеся дают собственные формулировки этих прав и обязанностей. На их основе на 2-3 минуты на доске заполняется схема.
Далее учащиеся обращаются к правовым документам, и каждое ранее выдвинутое положение сопоставляется с соответствующими статьями из источников, обсуждается и уточняется. Сходные идеи объединяются, а положения, не соответствующие правовым нормам, исключаются из схемы. Такая форма работы возможна и при рассмотрении правоотношений супругов. В итоге схемы могут иметь следующий вид: С х е м а 1 Определять имя, отчество и фамилию, гражданство и национальность своих детей Представлять своих детей(защищать их права и интересы), пока дети недееспособны Определять местожительство своих детей и истребовать их от лиц, незаконно удерживающих чужих детей Воспитывать своих детей и давать им образование (обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования) Заботится о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей не имеют права жестоко обращаться с детьми, вредно влиять на них своим аморальным поведением

Права,

обязанности и

ответственность

родителей
С х е м а 2 Базовые права (на жизнь,имя, приобретение гражданства и др.) Право на благополучную семейную жизнь Право на защиту в экстремальных ситуациях( в суде, в местах заключения, на войне) Право на сохранение и укрепление здоровья
Права

и обязанности

детей
Право на образование и на культурное развитие Права, обеспечивающие свободное развитие личности ребенка(право свободно выражать своё мнение,на свободу мысли, совести, на свободу ассоциаций и мирных собраний) Совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботится о них Право с 10 лет выражать собственное мнение (без согласия ребенка невозможно его усыновление, изменение его имени и фамилии)
С х е м а 3
Личные

неимущественные права

супругов
Право избирать фамилию одного из них
Имущественные права супругов
Все, приобретенное до брака(добрачное имущество),а также вещи индивидуального пользования(одежда,обувь и т.п.)остаются личной раздельной собственностью мужа и жены Имущество, полученное одним из супругов в дар или по наследству, считается его личной собственностью Право на выбор занятий, профессии, место- жительства
Предметы роскоши(драгоценности и т.п.) считаются совместной собственностью вне зависимости от того, кто ими пользовался Нажитое в браке становится общей совместной собственностью супругов
На уроке могут использоваться игровые ситуации: подписание брачного контракта, раздел имущества при разводе и др. Учащиеся (по желанию) составляют кроссворд или тест по изучаемой теме, которые можно использовать в конце урока или на последующих занятиях при проверке знаний. Главную роль на уроке играют сами учащиеся. Учитель координирует ошибки и раскрывает наиболее сложные вопросы. В конце урока делаются основные выводы по изученной теме и подводятся итоги урока. ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ ТРУДОВОГО ПРАВА Изучение темы «Трудовое право» способствует формированию у учащихся необходимых для жизни правовых знаний, позволяет им получить представление о правилах приема на работу, о правах и об обязанностях сторон трудовых правоотношений , о документах, необходимых для подтверждения правового статуса работника, о времени труда и отдыха, Об испытательном сроке и т.д. Особую актуальность теме придает то, что большинству учащихся которые в настоящее время находятся в колониях, тюрьмах и СИЗО , через некоторое время предстоит вступить в реальные трудовые правоотношения. При изучении темы « Трудовое право» большое внимание уделяется активной самостоятельной работе учащихся, решению познавательных задач, составлению схем, используются элементы игры. На уроке изучаются следующие проблемы: 1.Трудовое право,его цели, источники. 2.Трудовые правоотношения. 3.Трудовой договор, его виды, условия заключения (расторжения). 4.Трудовая дисциплина. 5.Рабочее время и время отдыха.
К данному уроку учащимся дается список литературы и источников, а также вопросы по теме. В начале урока учитель проводит с учащимися беседу по следующим вопросам: 1.Что такое трудовое право? 2.Какие отношения оно регулирует? 3.Какие права имеют работодатель и работник? 4.Что такое заработная плата? 5.Как определяется ее уровень? Основной целью урока является формирование у учащихся знаний о составе участников трудовых правоотношений, об источниках трудового права , о трудовом договоре, об испытательном сроке при приеме на работу об основаниях прекращения трудового договора , о рабочем времени и его видах , о времени отдыха, о заработной плате и ее видах, об охране труда, о трудовой дисциплине, о дисциплинарной и материальной ответственности работника. Учащиеся работают с фрагментами источников: Трудового кодекса РФ (ст.1-5,56-59,63,67,70,77,91,106,131,189),Конституции РФ (ст.37). Учитель направляет познавательную деятельность учащихся, акцентируя внимание на наиболее важных моментах, так как после освобождения из мест заключения им необходимо устроиться на работу в кротчайшие сроки. Основные положения темы кратко записываются учащимися и отражаются схематически. В рамках закрепления пройденного материала учащимися предлагаются решение познавательных задач, игровая ситуация, разгадывание кроссвордов по теме. Можно организовать работу по следующим вопросам и заданиям : 1)Что такое трудовая дисциплина? Какие виды наказаний возможны за ее нарушение? 2)Перечислите основные права работника. 3)Что такое испытательный срок? Какова его продолжительность? Оплачивается ли он? 4)Что такое трудовой договор? Какие положения обязательно должны быть в нем отражены?
5)Гражданин Д. пришел устраиваться на работу. В приеме на работу ему было отказано, причины отказа не объяснены. Как вы считаете, нарушил ли работодатель право гражданина Д. на труд? Обоснуйте своё мнение. 6)Из ст.2 Трудового Кодекса РФ: « обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда,квалификации и стажа работы по специальности». Как вы понимаете данное положение? 7)Охарактеризуйте основные проблемы, имеющиеся в современной России в области трудовых отношений. Какие меры,на ваш взгляд, могут изменить ситуацию в лучшую сторону? При выполнении заданий эффективной является групповая работа. Учащиеся разбиваются на три группы, каждая из которых получает задание. На выполнение заданий отводится 5-7 минут.Затем каждая группа отчитывается о проделанной работе. Учащиеся из других групп задают вопросы, высказывают своё согласие или несогласие с мнением одноклассников. В рамках урока также проводится короткая игра «Пришел на работу». Целью данной игры является не только закрепление пройденного на уроке материала по трудовому праву, но и использование полученных ранее знаний, так как эти знания учащиеся пенитенциарной системы затем воплотят в жизнь после освобождения. В ходе игры в основном отрабатывается знание такого правового понятия,как «трудовой договор»,который в современной России является главным документом,закрепляющим права и обязавнности конкретного работника. В ходе игры учащимся предлагается внимательно ознакомиться с текстом договора и найти ошибки, допущенные при его составлении (например,в приведенном ниже фрагменте не отражены уровень заработной платы работника, испытательный срок , время труда и отдыха и срок действия самого договора). По условиям игры несколько учащихся устраиваются на работу и должны подписать рудовые договоры. Каждому из них выдаётся свой экземпляр для
ознакомления (один из них –правильный), после чего они должны либо согласиться с условиями договора, либо заявить работодателю, в роли которого также выступает один из учащихся, что договор составлен неверно и не является правомерным.