"Гражданское и патриотическое воспитание учащихся в условиях многонациональной школы"
Автор: Попова Марина Юрьевна Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 7"
Населённый пункт: г.Нефтеюганск, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Гражданское и патриотическое воспитание учащихся в условиях многонациональной школы"
«Гражданское и патриотическое воспитание учащихся
в условиях многонациональной школы»
Попова М.Ю. социальный педагог
МБОУ «СОШ № 7» (г. Нефтеюганск)
"Как нет человека без самолюбия,—
так нет человека без любви к отечеству,
и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека...”
К.Д.Ушинский.
В условиях модернизации российского образования воспитание
гражданственности становится одним из главных направлений в работе с детьми.
Применение инновационных технологий в педагогической деятельности делает
этот процесс интересным и социально-полезным.
Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и
целенаправленная деятельность по формированию у ребят высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите
интересов Родины. Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и
народностям. А зарождается патриот с формирования родственных чувств в своей
семье: маме, папе, бабушке, дедушке и дальним родственникам. Это первая ступень
формирования патриотизма. Вторая ступень идет через воспитание любви к малой
родине – своему селу, ученическому коллективу, местным традициям и истории.
Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.
Третья ступень
формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их
истории, культуре, традициям.
Основная цель учебной деятельности – воспитание гражданина-патриота. В
современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему
отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить
1
искренне, переживать за судьбу народа и страны, вызывать у молодого человека в
душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. И не
лишним стаёт обратиться к богатейшим традициям семейной педагогики, истории
семьи, участия ее членов в Великой Отечественной войне, в общественной жизни
страны – все это помогает решать воспитательные задачи [1].
Одним из направлений в работе педагогического коллектива МБОУ «СОШ №
7» с учащимися - формирование патриотического сознания и гражданского
поведения; развитие нравственных качеств, таких, как гуманизм, совесть, честь,
достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество,
коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие через создание
проблемных ситуаций, социально-значимую деятельность, акции и проекты. А
также формирование опыта социального поведения, соответствующего принятым
этическим нормам и традициям; нравственных привычек, нравственного сознания,
основными категориями которого является нравственный идеал, этические
ценности и нормы, моральная мотивация, этические оценки. Система военно-
патриотической работы в школе включает в себя комплекс мероприятий по
формированию патриотических чувств и сознания учащихся и не может оставаться
в неизменном виде. В жизни любой страны мира важную роль играет
подрастающее поколение. Они нуждаются в организации, которая объединяет их,
привлечет к краеведческой деятельности, к самоусовершенствованию, пробудит
интерес к изучению истории родного края, ее обычаям и традициям. В школе
ведется такая работа.
В 2005 году школа стала победителем муниципального этапа конкурса
вариативных программ в сфере молодежной политики в номинации «Программы
по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи».
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 7»г.
Нефтеюганска имеет специфические особенности – это многонациональная школа. В
2007-2008 год педагогический коллектив работал над разработкой программы
воспитания «МОУ СОШ № 7 - территория толерантности».
2
В настоящее время образовательная организация является региональной
инновационной площадкой по теме «Адаптация и социализация детей мигрантов в
социальное и культурное пространство ХМАО – Югры» (в 2014-2015 учебном году
школа продолжает работать по реализации проекта «Адаптация детей мигрантов»).
Важное место в воспитательном процессе МБОУ «СОШ № 7» занимает
национально – патриотическое воспитание (формирование толерантных качеств).
Передача знаний о национальных ценностях и достижениях, привитие
подрастающему поколению чувства любви и гордости достижениями своей нации,
выработка воли и характера для защиты духовных ценностей и материальных
достижений и интересов нации и Родины.
Такие мероприятия как конференция «Нефтеюганск сегодня: какие мы?»,
круглый стол «Пусть мы разные и что ж, только ты меня поймёшь»; конференция
родителей «История семьи в истории страны», «Стена толерантности»; акция
«Журавлик»; линейка, посвященная 9 мая и 1 июня «Мир во всём мире и я в этом
мире»; «Гражданский форум»; конкурс «Я – ученик школы № 7» (проект «Мир во
всем мире и я в этом мире!»), завоевали статус традиционных мероприятий и были
признаны широким кругом общественности как эффективные средства
формирования гражданской активности молодёжи.
Немаловажную роль в патриотическом воспитании молодого поколения
играет создание и функционирование школьного «Музея мира» - ежегодно
пополняется экспонатами, различными материалами, тем самым становясь общим
делом не только школы, но и всего города.
На сегодня в музее создано 18
экспозиций по 18 национальностям. Все педагоги и ученики (а также их родители),
задействованные в реализации музея.
Музей уже является открытой площадкой для проведения уроков по ОРКСЭ в
4 классах по темам о многонациональности России и культуре других народов и
является центром воспитательной работы в школе. На базе музея проводятся
круглые столы, семинары, конференции, слёты краеведов. Для гостей школы
(любых мероприятий) ученики проводят экскурсии по «Музею мира».
3
Таким образом, происходит
сетевое взаимодействие
детей и подростков
между собой и с различными социальными институтами города по формированию
культуры коммуникации в молодёжной среде.
Особое значение уделяется
формированию эстетических взглядов, вкусов, которые базируются на народной
эстетике и лучших приобретений цивилизации.
4
Гражданское воспитание просматривается в формировании культуры
межличностных отношений, знакомств с отечественным и мировым историческим
и культурным наследием. Важный акцент школа делает на понимание социальных
отношений в обществе; формирование мотивации социального поведения
личности, приобретение социального опыта. В школе работает ученическое
самоуправление (руководитель Г.А.Шарипова).
Уважение к старшему поколению, к пожилым людям формируется
через социальные проекты: «Музей Мира», «Дом без одиночества», «Школьная
служба безопасности», «Веб – сайт как средство оказания психологической
помощи», «Добровольчество», «Дерево счастья», «У войны недетское лицо», акции
«Милосердия».
Значительное место в воспитании учащихся занимают встречи с ветеранами
и тружениками тыла в годы ВОВ, свидетелей страшных военных лет, с каждым
годом их становится всё меньше и меньше.
5
Ребята с удовольствием встречаются с воинами - участниками боевых
действий в мирное время.
Стало традицией в нашей школе приглашать их в школу на мероприятия.
6
В 2014 – 2015 учебном году подшефными школы стали пожилые люди,
оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (проживающие в «Доме одиноких и
престарелых»).
Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на
основе культурно-исторических традиций является формирование и развитие у
школьников социальной активности, которая проявляется в социальных и
гражданских акциях милосердия, традиционных праздниках и разнообразных
творческих конкурсах. Огромную воспитательную миссию выполняют школьные
традиции: «День открытых дверей», «Успех+», «Минута Славы». Честь, внимание,
уважение оказывают учащиеся школы труженикам тыла в годы ВОВ, ветеранам
боевых действий и пожилым людям.
Кофейникова Александра Леонтьевна и Назарова Надежда Михайловна
частые и любимые гости в нашей школе.
Александра Леонтьевна труженица трудового фронта, работала с малых лет в
деревне, с 17 лет на заводе. «Известие о войне, говорит Александра Леонтьевна, я
встретила в поле. Было страшно». Надежда Михайловна, будучи в школьном
возрасте, помогала партизанам (как она говорит, «партизанила») – тайными
7
тропками носила провизию. Много интересно и необычного о «том времени»
узнают ребята при встрече с замечательными женщинами, на долю которых
выпало трудное военное время: время голода, жестокости, боли, страдания. Но
только крепкий дух, любовь к Родине, человечность, взаимопомощь помогли
Кофейниковой Александре Леонтьевне и Назаровой Надежде Михайловне (как и
многим другим) пережить страшное время.
Беседы о жизни за чашкой чая, песни и стихи, презентации и литературно-
музыкальные композиции организовывают для гостей учителя, ученики и их
родители (самые активные учащиеся 5, 6, 8 классов).
8
Каждая встреча «поколений» – это очередной урок высокой нравственности,
человечности, теплоты душевной, чувства поддержки и взаимопомощи.
В школе стало традицией проводить акции милосердия (подарки пожилым и
ветеранам), праздничные акции, трудовые десанты (уборка снега с территории
центра проживания одиноких людей) и т.д.
9
Ученики школы не только приглашают на школьные концерты ветеранов и
одиноких людей, но и сами приходят с концертными номерами к ним в гости
(социальный проект «Дом без одиночества»).
Система гражданско-патриотического воспитания МБОУ «СОШ № 7»
предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей,
гражданственности и патриотизма, толерантности в процессе воспитания и
обучения в школе, массовую патриотическую работу, организуемую не только
10
школой, но и общественными движениями и организациями, деятельность средств
массовой информации т.п.
В МБОУ «СОШ № 7» созданы условия для развивающей образовательно-
воспитательной среды, базирующейся на принципах безусловного уважения
личности ребенка, его фундаментальных потребностей и интересов, собственной
активности воспитанников в общении, деятельности, взаимодействии с другими
людьми, мотивации на успех и благополучие в самостоятельной жизни, обогащение
социального опыта; проведение целенаправленной подготовки детей к
самостоятельной жизни в процессе реализации комплекса программ и проектов.
Дмитрий Медведев на одном из своих выступлений сказал:
«Мы можем мечтать, ставить цели задачи, планировать будущее, но
ничему из этого не суждено сбыться, если не будет гражданского мира».
11