"Исследовательская работа на уроках математики"

Автор: Аминева Гульчира Нургалеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУСОШ №7
Населённый пункт: г. Стрежевой, Томская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Исследовательская работа на уроках математики"
Дата публикации: 26.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Организация исследовательской работы на уроках математики.
« В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе он бы не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть, ставя человека в подходящие общественные и материальные условия.» А.Н. Толстой Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всём обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идёт о способности к творческому мышлению, самостоятельности принятия решения, инициативности. Формирование этих качеств возлагается на образование и в первую очередь на школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей самостоятельной личности. В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их свободно мыслить, уметь работать в команде, можно использовать различные педагогические технологии. В последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался как организация специальной исследовательской деятельности учащихся в какой-либо практической области. На сегодняшний день в нашей стране не так много информации об использовании метода проектов в обучении математике. Очевидно, сложность самой математики часто служит оправданием для традиционной позиции учителя, ведь проще подробно объяснить и «нарешать» определённое количество стандартных примеров, чем создать детям условия для самостоятельного изучения нового.
Проектно-исследовательский метод решает следующие задачи:
- появляется возможность развивать мышление, память, а также коммуникабельность, креативность, что находит абсолютное отражение в современной жизни; - появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролёром – учителем; - зарождаются основы системного мышления; - формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов; - развиваются творческие способности, воображение, фантазия; - воспитываются целеустремлённость и организованность, расчётливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределённости. Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям. Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Проектно-исследовательский подход даёт новые возможности для
решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю. Изучение источников помогло найти отправные точки в осуществлении проектно-исследовательской деятельности и систематизировать свою работу. Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений и теорем. В этом случае урок полностью утрачивает свои традиционные основания и становится новой формой общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.
Основные этапы организации проектной деятельности учащихся:

1.
Подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий).
2.
Планирование работы (распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы).
3.
Исследование (учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания по теме , учитель корректирует ход выполнения работы).
4.
Обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации).
5.
Презентация (итоговый отчёт каждой группы осуществляется в конце учебного года, учащиеся представляют «портфолио»).
6.
Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, учитель оценивает деятельность каждого ученика, подводит итоги проведённой учащимися работы, отмечает успехи каждого). Цель первого этапа – это ориентация ребёнка на успех. Соблюдения принципа добровольности выбора области и темы исследования позволяют выйти на индивидуальную траекторию развития ученика. Уровень субъектных отношений помогает уйти от традиционной схемы, в которую ученик и учитель разведены по разные стороны – обучающий и обучаемый, говорящий и слушающий, запоминающий, проверяющий и проверяемый. Возникают иные связи: “коллега” – “коллега”, “наставник” – “младший товарищ”, основанные на личностном общении педагога и ученика. Зачастую именно эта работа помогает в дальнейшем раскрепоститься ученику на уроке, преодолеть трудности общения с учителем и товарищами. Этот подготовительный этап позволяет выявить уровень сформированности общих учебных навыков и умений учащихся. Отслеживаю развитие этих умений и навыков: организационных, интеллектуальных, информационных, коммуникативных. В диагностические данные включаю умение работать со справочной литературой, обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал; умение работать в группе,
планировать, анализировать свою деятельность. Для проверки сформированности этих умений использую возможности урока. Делаю это с помощью наблюдения, самостоятельных работ с использованием стандартных и нестандартных заданий. Предлагаю учащимся небольшие исследовательские задания, задания практической направленности на уроке. По результатам анализа проделанной работы делаю вывод о готовности школьников участвовать в проектной деятельности на своем уровне. На основе полученных данных прогнозирую уровень самостоятельности данной группы учащихся. Планирую дальнейшую работу. Непосредственный выход учащихся на проектный уровень. Его первая задача познакомить учащихся с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению учебной работы: сообщения, исследования, проекта. Информация доводится до учащихся в форме лекции или консультации. Даю теоретические знания, знакомлю с рекомендациями, привожу образцы примеров, соответствующих данному уровню самостоятельности. Вторая задача этого этапа - упражнение и тренировка, создание небольших локальных проектов. Чаще всего это домашние задания в нестандартной интерпретации: сообщение по теме с использованием дополнительной литературы в виде презентации, поиск информации по заданной теме в дополнительной литературе, обработка данной информации и её представление в виде таблиц, диаграмм, тезисов. Реализованные темы: «Координатная плоскость», «Бюджет моей семьи», «Различные способы доказательства теоремы Пифагора», «Многогранники в архитектуре города Стрежевого», «Круглые тела рядом», «Применение цилиндрических ёмкостей в ЦТП». Я использую проектно-исследовательский метод не вместо систематического обучения, а наряду с ним как компонент образовательных систем, и считаю необходимо начинать это с более младшего возраста. На примере нескольких тем курса математики я хочу представить свой опыт работы использования проектно- исследовательского метода. Я использую этот метод в тесном сочетании с методом компьютерных технологии.
Тема «Диаграммы»
На первом уроке предлагаю детям примеры различных диаграмм: Статистика об учащихся школы №7, качество обучения в прошлом году и нынешнем. Потом перед учащимися ставится задача исследовать заданную проблему, построить соответствующую диаграмму и презентовать её.
1.
Бюджет моей семьи.
2.
Моя успеваемость по четвертям.
3.
Занятость одноклассников во внеурочное время.
4.
Классификация жителей города Стрежевого по возрастным категориям.
5.
Добыча нефти АО Томскнефть по кварталам и т.д. Надо сказать, что задания различны по степени сложности ,что позволяет применять индивидуальный подход в образовании .С этого момента ученик начинает заниматься исследовательской деятельностью .Ученикам пришлось за сведениями зайти (не без помощи родителей) на сайты г. Стрежевого и Томской области. При презентации работ ученики не только представляли диаграммы, ещё и
рассказали, каким смыслом она наполнена. Например, классификация затрат индивидуального предпринимателя:
1.
Аренда помещения.
2.
Заработная плата рабочих.
3.
Налоги.
4.
Тепло и электроэнергия. При обсуждении
темы «Выбор профессии выпускников нашей школы»
, было обращено внимание, что большинство выпускников выбирают нефтяные специальности, и в последние 5 лет только три выпускницы выбрали профессию учителя.
Тема «Различные способы доказательства теоремы Пифагора»
Учащимися была проведена огромная работа по исследованию учебников геометрии. Из других источников было найдено более 20 доказательств. Каждый ученик приготовил слайдовую презентацию «Доказательство теоремы Пифагора», результатом нашей работы являются электронное пособие «Различные способы доказательства теоремы Пифагора» и открытый урок для учителей города Стрежевого.
Выводы:
Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это – деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться. Проектно-исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, привела к определённым результатам. Получили развитие общие умения учащихся, а главное – проектно- исследовательские умения. Это – постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата. Учащиеся получили навыки работы в текстовом редакторе, редакторе формул, в построении чертежей геометрических фигур с помощью Word и Paint. Познакомились с математическими программами на электронных носителях. Учащиеся получили представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной работы. Научились оформлять проекты в виде презентаций в устной форме и на электронных носителях. Проектно-исследовательская деятельность позволяет выявить творческие способности учащихся, их деловые качества и помогает реализовать себя в обществе.

7

Использованная литература:
1. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы/Библиотека журнала «Директор школы»– М.: Сентябрь, 2002. №2. 2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум – М, 2001. 3. Журнал «Математика в школе»: 2000 №5,6,9; 2001 №7; 2003 № 2-3; 2004 №