Рабочая программа Первой младшей группы (возраст: от 2 – 3 лет)

Автор: Копцова Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №2 "Сказка"
Населённый пункт: село Кулунда Алтайский край
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Рабочая программа Первой младшей группы (возраст: от 2 – 3 лет)
Дата публикации: 12.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Сказка»

Кулундинского района Алтайского края

Принято решением

Утверждаю
Педагогического совета Заведующая МБДОУ №2 № ___________________ «Сказка» От «____»__________2014 года __________ Л.А.Букреева Приказ №_____________ От «___»___________2014
Рабочая программа

Первой младшей группы № 8

(возраст: от 2 – 3 лет)

Разработчик:





Копцова Г. А.
с. Кулунда 2014 год

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка. 2. Возрастные особенности. 3. Организация режима пребывания детей. 4. Объем образовательной нагрузки и методическое оснащение. 5. Образовательная деятельность при проведение режимных моментов. 6. Развивающая предметно – пространственная среда 7. Содержание образовательной деятельности по освоению образовательных областей. 8. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. 9. Работа с родителями.
Приложения:
1. Перспективно - тематическое планирование содержания организованной деятельности детей по освоению образовательных областей. 2. Перспективно-тематическое планирование по работе с родителями

2

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей раннего возраста (Далее - Программа) разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой детского сада «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в соответствии с введёнными в действие ФГОС ДО. Программа опреде ляет содержание и организацию образовательного процесса группы раннего возраста, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка - детского сада №2 «Сказка» (Далее МБДОУ) Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:  Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 - ФЗ  Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошколь- ного образования»  СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима ра- боты дошкольных образовательных организаций»  Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образова- тельного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО).  Устав ДОУ.  Образовательная программа дошкольного образования ДОУ.  Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Ве- раксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Ведущими целями Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного об разования « От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, М. А. Ва сильевой являются «создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особен ностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, ком муникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. 3
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:  забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;  создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;  максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эф- фективности воспитательно-образовательного процесса;  творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;  вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с ин- тересами и наклонностями каждого ребенка;  уважительное отношение к результатам детского творчества;  единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;  соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления пред- метного обучения. Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»: • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; • сочетает принципы научной обоснованности и практической приме нимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования); • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»); • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей до - школьного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и на выки, которые имеют непосредствен - ное отношение к развитию дошкольников; • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; 4
• предусматривает решение программных образовательных задач в сов местной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятель ности дошкольников не только в рамках непосредственно образова тельной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
2. Возрастные особенности развития детей 2-3 года (группа раннего возраста)
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно- деловое общение ребенка и взрослого , совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведе ния, игры, наглядно-действенное мышление. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от си- туации и приобретает самостоятель ное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выпол - нять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрос- лых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со свер стниками. В этом возрасте у детей форми - руются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совер шаются с игровыми предметами, приближенны - ми к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребе нок уже способен сформулировать намере - ние изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходя - щих от нее линий. К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выпол - нять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенству- ется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жиз - ни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произволь - 5
ность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начи - нают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кри - зисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ «Я». Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Но его может и не быть. Организация проведе ния воспитательно-образовательного процесса с детьми 1,6-3 года (группа раннего возраста) осуще - ствляется по образовательным областям: - физическое развитие; - социально – коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.

Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально -

культурные и другие)

1) Демографические особенности:
Анализ социального статуса семей выявил, что в группе раннего возраста воспитываются дети из полных (90% - 12 семей), ) и многодетных (10% - 2 семьи) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (24% - 5чел.) и средне - специальным профессиональным (43% - 12 чел.), без образования (33% - 4чел.).
2) Национально – культурные особенности:
Этнический состав воспитанников группы: русские, основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Основной контингент воспитанников проживает в условиях села. Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Алтайского края. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты. 6

3) Климатические особенности:
При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Кулундинский район находится в самом центре Кулундинской степи, занимающей юго-восточную часть Западно - Сибирской равнины. Климат Кулундинской степи, определяемый ее географическим положением, резко континентальный. Климат района характеризуется высокими летними и низкими зимними температурами. В режим дня группы ежедневно включены утренняя гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, зарядка после сна. В холодное время года удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе. Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов: 1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности; 2. теплый период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня) .


3. Организация режима пребывания детей группы раннего возраста.
Организационно-педагогические условия образовательного процесса, созданные в ДОУ, обеспечивают выбор оптимальных форм организации детской деятельности, как по содержанию (игровая, исследовательская, трудовая деятельность, экспериментирование, так и по форме: групповая, подгрупповая, индивидуальная). Проектирование образовательного процесса в ДОУ представлено гибким режимом жизнедеятельности, который корректируется в зависимости от сезона. Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня. При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:  время приёма пищи;  укладывание на дневной сон;  общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений. 7
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей группы раннего возраста и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 1,6-3 года составляет 5,5 - 6 часов. Организация жизни и деятельности детей спланирована согласно СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013 г. N 26.
Организация жизнедеятельности группы раннего возраста «Карапузики»

МБДОУ – детского сада №2 «Сказка» (холодный период)
Прием детей, осмотр, игры, беседы 7.30 - 8.00 Утренняя гимнастика 8.00 - 8.05 Подготовка к завтраку, водные процедуры 8.15 – 8.30 Завтрак 1 8.30 – 8.45 Самостоятельная деятельность 8.45 – 9.00 Непосредственно - образовательная деятельность по подгруппам (игры, самостоятельная деятельность с подгруппой) 9.00 – 9.30 Завтрак 2 10.00 – 10.10 Подготовка к прогулке, прогулка 9.30 - 11.50 Подготовка к обеду. Обед 11.50 - 12.20 Дневной сон. 12.30 - 15.00 Подъем, воздушные и водные процедуры, гимнастика 15.00 - 15.35 Полдник 15.35 - 15.50. Непосредственно - образовательная деятельность Совместная и самостоятельная деятельность 15.50 - 16.20 Прогулка. Игры, труд, индивидуальная работа. Уход домой. 16.20 - 17.30 8

Организация жизнедеятельности группы раннего возраста «Карапузики»

МБДОУ – детского сада №2 «Сказка» (теплый период)
Прием детей, осмотр, игры, беседы 7.30 - 8.00 Утренняя гимнастика 8.00 - 8.05 Подготовка к завтраку, водные процедуры 8.15 – 8.30 Завтрак 1 8.30 - 8.50 Самостоятельная деятельность 8.50 – 9.00 Прогулка, совместная деятельность на участке 9.00 - 11.50 Завтрак 2 10.00 - 10.10 Подготовка к обеду. Обед 11.50 - 12.20 Дневной сон. 12.30 - 15.20 Подъем, воздушные и водные процедуры, гимнастика 15.20 - 15.35 Полдник 15.35 - 15.45 Прогулка, совместная деятельность на участке. Уход домой 15.45 - 17.30 9

4. ОЪЁМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ.
Объём образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) является примерным, дозирование нагрузки — условным, обозначающим пропорциональное соотношение продолжительности деятельности педагогов и детей по реализации и освоению содержания дошкольного образования в различных образовательных областях. Ежедневный объём образовательной нагрузки при планировании работы по реализации Программы зависит от типа и вида учреждения, контингента детей, региональной специфики, решения конкретных образовательных задач в пределах максимально допустимого объёма образовательной нагрузки и требований к ней, установленных ФГОС и действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН). Объём самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объём самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН (3—4 ч в день для всех возрастных групп полного дня. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. По действующему СанПиНу (2.4.1.3049-13): Для детей раннего возраста от 1,6 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.; Сбалансированность всех компонентов, обеспечивающих образовательный процесс, способствует формированию системного подхода в работе всех подразделений ДОУ и предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта). 10
Нагрузка непосредственно – образовательной деятельности первой младшей группы. Образовательные области Непосредственная деятельность Нагрузка в неделю Нагрузка в месяц Познавательное развитие ФЭМП
0

0
ПИД и ПКД
0,5

2
ООМ
0,5

2
Речевое развитие Развитие речи
2

8
Художественно - эстетическое развитие Рисование
1

4
Лепка
1

4
Аппликация
0

0
Музыка
2

8
Физическое развитие Физическая культура
2

8
Физическая культура на воздухе
0

0

Итого

9

36
11

Сетка непосредственной образовательной деятельности

Понедельник
9.05-9.15- Художественное творчество (Рисование) 9.25-9.35- Физическая культура
Вторник
9.05-9.15- Музыка 15.30-15.40- Развитие речи
Среда
9.40-9.50- Художественное творчество (Лепка) 10.00-10.10- Физическая культура
Четверг
9.05-9.15- Музыка 15.30-15.40- Ознакомление с окружающим миром (Познавательно - исследовательская деятельность и Продуктивно – конструктивная деятельность)
Пятница
9.40-9.50 Развитие речи
5. Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:
12

физическое развитие:
комплексы закаливающих процедур (оздоро вительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды. воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня; •
социально-коммуникативное развитие:
ситуативные беседы при проведе нии режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудо вых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самооб служивания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
• речевое развитие:
создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закалива ния, занятий физической культурой, гигиенических процедур);
• познавательное развитие:
построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); ситуативные беседы при проведении режимных моментов,
•художественно эстетическое развитие:
использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.
Самостоятельная деятельность детей:

физическое развитие:
самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.); •
социально-коммуникативное развитие:
индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; •
речевое развитие:
самостоятельное чтение детьми ко ротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художест - венных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра; •
познавательное развитие:
сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; само стоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (разви вающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки); 13

художественно эстетическое развитие:
предоставление детям воз можности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня); рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.
6

. Развивающая предметно - пространственная среда

первой младшей группы «Карапузики»
Особенности организации непосредственно-образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связаны со стилем поведения воспитателя. Освоение программ детьми происходит в индивидуальном темпе (исходя из принципа минимакса: материал даётся по возможному максимуму, а требования по усвоению предъявляются по минимуму, необходимому для прохождения следующего этапа обучения). Партнерская форма непосредственно-образовательной деятельности предполагает определенную организацию пространства деятельности : максимальное приближение к ситуации круглого стола, приглашающего к равному участию в работе, обсуждения, исследовании При конструировании образовательного процесса использованы положительные стороны комплексно-тематической и предметно - средовой моделей построения образовательного процесса: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала. Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:  зона умеренной активности: «Центр познания»; «Центр книги»; «Центр природы».  зона средней активности: «Центр конструирования»; «центр безопасности»; «Центр ИЗО-деятельности»  зона повышенной активности: «Центр двигательной активности»; «Центр музыки»; «Центр театра»; «Центр игры».
«Физкультурно-оздоровительный центр»
Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, кубики, погремушки, шишки. 
«Центр познания»
 Геометрические плоскостные фигуры и объёмные формы (шар, куб, круг, квадрат).  Лото, домино в картинках.  Предметные и сюжетные картинки , тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт). 14
 Предметы и игрушки, различные по цвету и размеру, по форме и размеру. Пирамидки на конусной основе из колец одного размера, чередующихся в определенной последовательности двух или трех цветов, из уменьшающихся по размеру одноцветных колец. Сборно-разборные игрушки.  Материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, леска для нанизывания, шнуровки).  Наборы разрезных картинок (2 -4 части).  Кубики с предметными картинками.  Домик с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических фигур.  Коробки разных размеров, пузырьки пластмассовые, банки с закручивающимися крышками.  Стержни для нанизывания с цветными кольцами.  Набор: грибочки – втулки на стойке.  Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная).  Игрушки – забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка).  Набор шумовых коробочек.  Наборы разрезных и парных картинок.  Чудесный мешочек.  Пазлы.
«Центр речевого развития».
 Дидактические наглядные материалы;  Предметные и сюжетные картинки и др.  Книжные уголки с соответствующей возрасту литературой;  «Чудесный мешочек с различными предметами»  Наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам».
«Центр творчества (конструирование и ручной труд)».
Материалы для конструирования: 15
 Конструкторы разного размера.  Фигурки животных для обыгрывания: наборы диких и домашних животных.  Крупные объемные геометрические формы. Материалы для ручного труда.  Природные материалы (шишки, желуди, различные семена, скорлупа орехов, яичная и др.). Материалы для изодеятельности.  Бумага тонкая и плотная, картон.  Цветные карандаши (6 основных цветов), гуашь (6 основных цветов).  Круглые кисти, подставка под кисти.  Цветные мели, мольберт.
«Центр природы».
 Оборудование для игр с песком на прогулке ( ведерки, лопатки, формочки, совочки и т.д.).  Комнатные растения.
«Центр игры»
.  Игрушки транспортные (тележки, машины разных размеров и назначения).  Игрушки, изображающие предметы труда и быта Ролевые атрибуты к играм – имитациям и сюжетно – ролевым, отобра- жающим простые жизненные ситуации и действия (например, «Шофер»).  Игрушки – двигатели (коляски и тележки; автомобили (15-20 см)).  Зона для сюжетной игры – приготовление еды.  Кукольный уголок: гостиная – комната: мягкая мебель.  Спальня: кроватки разных размеров.  Кухня: кухонный стол, стулья, кран, плита, шкаф для посуды, набор кухонной посуды, элементы домашней посуды: настоящая маленькая кастрюлька. 16
 Магазин: весы, бутылочки маленьких размеров из пластика
«Центр театра»
 Разные виды театра (настольный, на ширме, пальчиковый).  Маски, шапочки.
«Центр безопасности».
 Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры).  Макет улицы.  Дидактические игры «Умные стрелки», «Транспорт»; «Собери знак» и т.д..  Иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты.  Маршруты движения детей в сад
«Центр музыки».
 Музыкальные игрушки (бубен, погремушки).  Набор шумовых коробочек.  Магнитофон.  Аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений.
«Домашняя зона».
 Диваны, кресла.  Фотоальбом.  Любимые детские игрушки 17

7. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ.

1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Содержание направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Цели и задачи первой младшей группы:

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать). Формировать у каждого ре - бенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ре - бенка, его нуждам, желаниям, возможностям. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п. Воспитывать элементарные на - выки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого. Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать детей не переби - вать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.

Образ Я.
Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.
Семья.
Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи.
Детский сад.
Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.). 18
Обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате они играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как ак - куратно заправлены кроватки. На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха. Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.
Родная страна.
Напоминать детям название города (поселка), в котором они живут.
Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание.
Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоя - тельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфет - кой, полотенцем, расческой, горшком). Формировать умение во время еды правильно держать ложку. Самообслуживание. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности. Общественно-полезный труд. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых дей - ствий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам. Уважение к труду взрослых. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит бесед - ку и т.д.), зачем он выполняет те или иные действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник вос - питателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенце.)
Формирование основ безопасности.

Безопасное поведение в природе.
Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).
Безопасность на дорогах.
Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.
Безопасность собственной жизнедеятельности.
Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с пред - метами. Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно». Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.).
2. Образовательная область «Познавательное развитие»
19
Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
,
и направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития.
Развитие познавательно - исследовательской деятельности.

Первичные представления об объектах окружающего мира.
Формировать представления о предметах ближайшего окруже - ния, о простейших связях между ними. Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань , глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.). Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч — синий мяч; большой кубик — маленький кубик). Учить детей называть свойства предметов: большой, малень - кий, мягкий, пушистый и др.
Сенсорное развитие.
Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах дея - тельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; по - буждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т.д.).
Дидактические игры.
Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5– 8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики (4–6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков — цвет, форма, величина). Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциа - ции («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый » и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).
Приобщение к социокультурным ценностям
20
Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения. Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр. Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.
Формирование элементарных математических представлений

Количество.
Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один — много).
Величина.
Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — малень - кий домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).
Форма.
Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).
Ориентировка в пространстве.
Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.
Ознакомление с миром природы
Знакомить детей с доступными явлениями природы. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их. Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аква - риуме; подкармливать птиц. Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, гру - ша и др.) Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
Сезонные наблюдения

Осень.
Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Фор - мировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.
Зима.
Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних за - бавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).
Весна.
Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насеко - мые; набухли почки.
Лето.
Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.
3. Образовательная область «Речевое развитие».
21
Включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Развитие речи

Развивающая речевая среда.
Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»). Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом. Предлагать для самостоя - тельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хит - ростях домашних животных); показывать на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т. д.).
Формирование словаря.
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и ак - тивизировать словарь. Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми крас - ный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высо - ко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»). Обогащать словарь детей: • существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носо - вой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей; • глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (откры - вать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожа - леть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться); • прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий); • наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко). 22
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
Звуковая культура речи.
Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме сви- стящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов). Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).
Грамматический строй речи.
Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в буду - щем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на ,у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто ,что, где) и несложных фраз, состоящих из 2–4 слов («Кисонька-муры- Сенька , куда пошла?»).
Связная речь.
Помогать детям отвечать на простейшие («Что?»,«Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»). Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по соб - ственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о со - бытии из личного опыта. Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок. Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Художественная литература
Читать детям художественные произведения, предусмотренные программой для второй группы раннего возраста. Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без нагляд - ного сопровождения. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений. Поощрять попытки прочесть сти - хотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку. Про - должать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».
4. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».
Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (сло- весного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; фор - мирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стиму- лирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Приобщение к искусству
23
Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведе - ния изобразительного искусства, литературы. Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок. Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской , матрешкой, ванькой - встанькой и другими, соответствующими возрасту детей. Обращать внимание детей на ха - рактер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление.
Изобразительная Деятельность
. Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной.
Рисование.
Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой. Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора. Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). Учить следить за движением карандаша по бумаге. Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. По - буждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осо - знанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм. Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы. Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш. Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде. Учить держать карандаш и кисть свободно: ка - рандаш — тремя пальцами выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, ма - кая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.
Лепка.
Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине). Учить аккуратно пользоваться материалами. Учить дошкольников отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямы- ми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, баранка, колесо и др.). Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплю - 24
щенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п. Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.
Конструктивно-модельная деятельность
В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпи - чик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно. Способствовать пониманию пространственных соотношений. Учить пользоваться дополнительными сюжетны- ми игрушками, со размерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.). По окончании игры приучать убирать все на место. Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Учить совместно со взрослым конструировать башенки, до - мики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).
Музыкально-художественная деятельность
Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
Слушание.
Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание. Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика , фортепьяно, металлофона).
Пение.
Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспита - телем). Постепенно приучать к сольному пению.
Музыкально-ритмические движения.
Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продол - жать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать но - гой, приседать, совершать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершен - ствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые дви - жения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.
5.Образовательная область «Физическое развитие»
включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба орга - 25
низму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смот - реть, уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать.
Физическая культура
Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку. Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога. Учить ползать, лазать , разнообразно действовать с мячом (брать, держать, перено - сить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.
Подвижные игры.
Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, не - сложными движениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некото - рых пepcoнажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.)
Игровая деятельность в первой младшей группе.

Сюжетно-ролевые игры.
Учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу. Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на дру - гой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители. Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью. Развивать предпосылки творчества.
Подвижные игры.
Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание). 26

Театрализованные игры.
Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор). Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм). Способствовать проявлению самостоятель - ности, активности в игре с персонажами-игрушками. Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).
Дидактические игры.
Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей. Закреплять знания о величи - не, форме, цвете предметов. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5–8 колец разной величины; ориентироваться в соотноше - нии плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавли - вать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина). Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что зву - чит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тя - желый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).
8. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятель - ность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, облада - ет чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, аде - кватно проявляет свои чувства , в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам. • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности. • Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей. • Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым 27
другими. • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социаль - ным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать. • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролиро - вать свои движения и управлять ими. • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельно - сти, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены. • Проявляет ответственность за начатое дело. • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связя - ми, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, эксперимен - тировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведения - ми детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, ис - тории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. • Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе. • Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде. • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.). • Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географиче - ском разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях. • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориен - тации, проявляет уважение к своему и противоположному полу. • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших. • Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность. 28

9. Работа с родителями.
Семья для дошкольника – необходимая социальная среда, в которой развивается личность ребёнка. Цель сотрудничества педагога, воспитателя с семьёй понимается как процесс межличностного общения, формирующего у родителей сознательное отношение к собственным взглядам в воспитании ребёнка. Задачи работы с родителями выполняются при условии: - целенаправленности; - систематичности и плановости; - доброжелательности и открытости; - дифференцированного подхода к каждой семье.
Формы работы с родителями
:
Информативные:
- индивидуальные беседы, консультации - родительские собрания - дни открытых дверей - информационные стенды - выставки детских работ - экскурсии по детскому саду (для вновь поступающих детей и родителей);
Обучающие:

-
семинары – практикумы - конкурсы совместных рисунков, поделок - совместные проекты
- с
овместные праздники, досуги - консультации по вопросам адаптации ребёнка к детскому саду, развитие речи и речевой коммуникации по развитию у детей любознательности, воображения и др.
Исследовательские:
- анкетирование
Методы изучения семьи:
- анкетирование родителей; - беседы с родителями; - беседы с детьми; 29
- наблюдение за ребёнком; - посещение семьи ребёнка; - организация конкурсов и выставок детского творчества. Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям:
«Физическое развитие»:
- информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение). - привлечение родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях).
«Социально-коммуникативное развитие»:
- знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) способами поведения в них. - заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения. - изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников.
«Речевое развитие»:
- развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги. - доказывать родителям ценность домашнего чтения.
«Познавательное развитие»:
- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками.
«Художественно-эстетическое развитие»
- поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома. - раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. 30

Перспективный план работы с родителями в первой младшей группе.

№/

п

месяц

название мероприятия
1. сентябрь 1. Организационное родительское собрание: «Давайте познакомимся», «Самообслуживание в жизни ребёнка» 2. Консультации: «Одежда детей в группе и на улице», « Цель развивающихся игр для детей от 1.6 до 3 лет», Индивидуальные консультации по запросам родителей. 3.Рекомендации: « Как правильно выбрать игрушки для малыша» 4. Беседы: « Формируем навыки самообслуживания», «Пальчиковые игры в воспитании детей» 5. Выставка: « Дары осени» 2. октябрь 1. Советы: «Играйте с ребёнком, дарите радость, любовь и ласку» 2. Консультации: «Возрастные особенности психического развития детей 2-3 лет», «Режим - залог нормального развития ребёнка - дошкольника». 3. Папка – передвижка: «Играем с пальчиками», «Безопасность детей- забота взрослых» 4. Беседы: « Одеваемся по погоде», « Прививаем культурно – гигиенические навыки. Индивидуальные беседы по возникшим вопросам родителей. 4.Фоторепортаж «Первые дни в детском саду» 5.Изовыставка « Домашние зарисовки + персональные выставки в течение года» 3. ноябрь 1.Консультации: « Воспитание любовью», « Подвижная игра в жизни ребёнка» 2.Родителям на заметку: «Играй с ребёнком». 3. Беседа о здоровье детей, индивидуальных способах профилактики и лечения». 4.Фоторепортаж: « Из жизни группы» 5. Мастер класс: « Забавные отпечатки» 6.Оформление папки-передвижки « Здоровье всему голова» 7. Развлечение «Поиграем вместе с мамой» 4. декабрь 1. Советы по изготовлению снежинок, елочек, новогодних украшений. 2.Фотогазета со стихами: «В детском садике своем, очень весело живем» 3. Консультации: « Подвижные игры зимой», « Знаете ли вы секреты общения с вашим ребёнком?» 4.Конкурс самоделок « Волшебные снежинки» 5.Совместный праздник «Елочка – красавица, всем ребятам нравится»! 31
6.Оформление папки – передвижки « Новогодние подарки детям» 5. январь 1.Консультация: « Профилактика гриппа, ОРВ». 2. Советы, рекомендации по прогулке с родителями вечером. 3.День добрых дел « Снежные постройки» 4.Фотовыстовка в стихах « Зимняя прогулка в детском саду». 5.Фоторепортаж « Делимся семейным опытом». 6.Родительское собрание « Речь ребёнка раннего возраста» 6. февраль 1. Рекомендации: «Вовлечение детей в спорт». Индивидуальные консультации по запросам родителей. 2.Фотовыставка: «Мой папа тоже в армии служил» 3.Изовыставка в рубрике « Домашние зарисовки» 4. Папка - передвижка «Игры с мячом для младшего дошкольного возраста» 5.Советы специалиста по физкультуре. Анкетирование « Дружите ли вы с физкультурой» 7. март 1.Организация фотогазеты «Лучше мамы в мире нет!» 2. Беседы: « Как читать книжки вместе?», «Наказание поощрение». Индивидуальные беседы по возникшим вопросам от родителей. 3. Совместно – проведённый весенний праздник, посвящённый Международному женскому дню 8 Марта» 4.Консультации: «Маленькие драчуны», « Весенние прогулки». 5.Совместное создание в группе огорода. 8. апрель 1.Организация изобразительной выставки: « Весна пришла, птиц позвала» 2. Консультации родителям по проведению зарядки, прогулки. Индивидуальные беседы по возникшим вопросам родителей. 3. Советы: « Беседа детей - забота взрослых» 4.День именинника. 5.День добрых дел (оформление участка) 6.День самоуправления. 32
9. май 1. Организация выставки – поздравления ко Дню Победы 2.Беседа « Защитники Родины» 3. Консультации: «Подвижные игры на прогулке», «О летнем отдыхе детей» 4.Информационная папка передвижка « Прогулка – это важно» 5. Развлечение «Мы уже не малыши» 33

Список литературы:
1. Методическое пособие: По программе « От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.С.Васильевой. 2. Методическое пособие по сказкам М. Г. Борисенко, Н.А. Лукина. 3. Методическое пособие под редакцией Лыковой И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» 4. Методическое пособие: По развитию речи в первой младшей группе В. В. Гербова. 5. Картотека непосредственной образовательной деятельности. 6. Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду». 34
35
36
37
38
39
40