"Незрячий ребенок познает мир"

Автор: Пирогова Анна Михайловна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МКС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья С(К)НШ – Д/С № 256
Населённый пункт: Удмуртская Республика, г.Ижевск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Незрячий ребенок познает мир"
Дата публикации: 12.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Незрячий ребёнок познает мир.
Учитель – дефектолог А.М Пирогова; учитель – дефектолог М.К Загибалова. МКС(К) ОУ № 256 г.Ижевск Что делать, если в семье родился незрячий ребенок? Не отчаиваться! Развитие незрячего ребёнка идет по тому же пути, что и у зрячего ребенка. Чем раньшеродители ребёнка начнут заниматься обучением малыша, тем быстрее поймут, что незрячий ребёнок обладает отличными способностями познавать окружающий мир и учиться жить. Правила работы с незрячим ребенком: *упражнения и игры должны доставлять ребёнку удовольствие, а не страх; *новые движения вводите осторожно, поддерживая ребёнка, чтобы он чувствовал себя в безопасности; *играя с ребёнком, постоянно разговаривайте с ним или напевайте; *не забывайте, что тембр вашего голоса передает ваше настроение; *тактильное прикосновение - основа чувственного опыта незрячего ребенка. Первый предмет ребенка – погремушка. Учите удержать её обеими руками, перекладывать из руки в руку. Побуждай те ребенка к освоению движений: специальные упражнения должны сопровождаться ощущением единение ребёнка и взрослого. Развивайте движения поэтапно. Движения головы. Незрячий ребёнок не будет двигать головой ,пока вы не проявите инициативу: при кормление предложите поискать сосок(соску),который находиться в стороне от ребёнка, погремите погремушкой в стороне. Тренировка шейной мускулатуры позволит
ребёнку удержать и поднимать голову. Эти положения головы необходимы для ползания и передвижения. Упражнения: *положите младенца в кровать, разговаривайте с ним, стоя рядом и поглаживая его лоб и лицо; *положите ребенка на грудь ,поглаживайте его шею и спину, мягко нажимайте на ягодицы и приэтом проговаривайте детские потешки; *посадите ребенка на колени. Пусть второй взрослый стоит рядом и разговаривает с ребенком. На следующем этапе необходимо поместить младенца на «Тактильный коврик», положив ему под грудь маленькую подушку. Это положение укрепляет мышцы рук и плечевого пояса ребёнка, он быстрее научиться ползать. Ваш малыш окреп и готов совершать повороты из стороны в сторону и со спины на живот. Упражнения: *перевороты со спины на живот ребенок выполняет с помощью взрослых.Это упражнение делают на полу или используют в качестве гамака одеяло, которое держат двое взрослых, а младенец перекатывается по одеялу с боку на бок. *посадите ребенка на колени двигайте поочередно левым и правым коленом -вверх и вниз, наклоняя ребёнка, то в одну , то в другую сторону. К 8-9 месяцу Ваш ребенок готов освоить ползанье. Важно чтобы ребёнок сначала пополз, а затем начал стоять и ходить. Упражнения: *учите правильно ползать ребёнка: движения должны выполнятьсяперекрёстно: правая рука, левая нога; левая рука, правая нога;
*побуждайте сами ребёнка к движению: касайтесь рук ребёнка его любимой игрушкой; * потом отводите игрушку на несколько сантиметров вперед, подбадривая малыша в его стремление схватить игрушку; * позовите малыша: «иди к маме(папе)»; * позвените звучащей игрушкой и помогите ребёнку сделать первые движения. Когда незрячий ребёнок научился стоять и сохранять равновесие, он готов к ходьбе. Упражнения: *незрячий ребенок находиться лицом к взрослому держась за его ноги. Взрослый шагает назад и рассказывает ребёнку, куда они направляются. *в дальнейшем ребёнку передвигаться помогают игрушки- каталки, обруч, коляска и тележка для кукол. Они служат длинной тростью, не позволяющей натыкаться. * побуждайте ребёнка к движению: отойдите на несколько шагов и позовите его, чтобы он пошёл на Ваш голос. *постепенно усложняйте задание : зовите стоя сбоку или сзади от ребенка. При обучении ходьбе не пользуйтесь ходунками.Привыкая к ним , ребёнок не сможет самостоятельно держать равновесие. Вот и первые шаги незрячего ребенка безВашей поддержки. Вы должны научитьребенка выставлять вперёд руки для его безопасности.Необходимо хвалить ребёнка за успешно выполненное самостоятельное действие: молодец сам пошёл, сам поднялся. Расширяем границы пространства.Общаясь со взрослым, ребёнок ощущает их движение и получает знание о себе. Упражнения:
* учим ребенка соединять руки на средней линии тела: находя предметы вокруг себя и над собой; *учим узнавать голоса матери и отца на расстоянии; * при одевание ребёнка, делаемтак: чтобы его руки касались его ступней, чтобы он брал в рот игрушки и касался ногами щёк; *помогайте детской рукенайтиупавшую игрушку и внимательно обследуйте с ребёнком все детали . Представление о предмете теряются,если упавший предмет не обследуется сразу; * у ребёнка лишенного зрения, не появятся представления о предметах, которыми он пользуется во время еды: тарелка, чашка, ложка, если его специально не познакомить с ними .Через руки и рот ребёнок познает то,что лежит в тарелке. Дайте ребёнку деревянную ложку,как только он сможет её держать и не запрещайте ему стучать по столу и по тарелке с едой.С помощью этого действия ребёнок усваивает связь между кормлением и шумами возникающих при ударах; *осваиваем лестничный пролет придерживая ребенка за руку. Вы делаете первый шаг с той ноги, которая соответствует ведущей рукеребенка; * начинаем движение вверх. Встаньте лицом к лестнице и скажите : «ступени наверх».Сделайте шаг на первую ступень-это будет сигналом для ребёнка к началу подъёма. Взрослый идёт синхронно с ребёнком, но на одну ступеньку выше; * спускаемся вниз. Приближаясь к ступеням, скажите «ступени вниз» . И остановитесь. Поставьте вашу ногу на первую ступень, когда ребёнок почувствуетваше движение вниз, то он ступит вниз, к тому моменту когда вы будете на второй ступени.Достигнув конца спуска, остановитесь и подождите, пока ребёнок опустится на один с вами уровень. Самое главное верьте в успешность Вашего ребенка, поощряйте каждое, даже самое малое его достижение, тогда получите много радости и удовольствия на этом нелегком пути.