Незрячий ребёнок познает мир.
Учитель – дефектолог А.М Пирогова;
учитель – дефектолог М.К Загибалова.
МКС(К) ОУ № 256 г.Ижевск
Что делать, если в семье родился незрячий ребенок?
Не отчаиваться! Развитие незрячего ребёнка идет по тому же пути,
что и у зрячего ребенка.
Чем раньшеродители ребёнка начнут заниматься обучением малыша,
тем быстрее поймут, что незрячий ребёнок обладает отличными
способностями познавать окружающий мир и учиться жить.
Правила работы с незрячим ребенком:
*упражнения и игры должны доставлять ребёнку удовольствие, а
не страх;
*новые движения вводите осторожно, поддерживая ребёнка, чтобы
он чувствовал себя в безопасности;
*играя с ребёнком, постоянно разговаривайте с ним или напевайте;
*не забывайте, что тембр вашего голоса передает ваше настроение;
*тактильное прикосновение - основа чувственного опыта незрячего
ребенка.
Первый предмет ребенка – погремушка. Учите удержать её обеими
руками, перекладывать из руки в руку.
Побуждай те ребенка к освоению движений: специальные
упражнения должны сопровождаться ощущением единение ребёнка и
взрослого. Развивайте движения поэтапно.
Движения головы. Незрячий ребёнок не будет двигать головой ,пока
вы не проявите инициативу: при кормление предложите поискать
сосок(соску),который находиться в стороне от ребёнка, погремите
погремушкой в стороне. Тренировка шейной мускулатуры позволит
ребёнку удержать и поднимать голову. Эти положения головы необходимы
для ползания и передвижения.
Упражнения:
*положите младенца в кровать, разговаривайте с ним, стоя рядом и
поглаживая его лоб и лицо;
*положите ребенка на грудь ,поглаживайте его шею и спину, мягко
нажимайте на ягодицы и приэтом проговаривайте детские потешки;
*посадите ребенка на колени. Пусть второй взрослый стоит рядом и
разговаривает с ребенком.
На следующем этапе необходимо поместить младенца на
«Тактильный коврик», положив ему под грудь маленькую подушку. Это
положение укрепляет мышцы рук и плечевого пояса ребёнка, он быстрее
научиться ползать.
Ваш малыш окреп и готов совершать повороты из стороны в сторону
и со спины на живот.
Упражнения:
*перевороты со спины на живот ребенок выполняет с помощью
взрослых.Это упражнение делают на полу или используют в качестве
гамака одеяло, которое держат двое взрослых, а младенец перекатывается
по одеялу с боку на бок.
*посадите ребенка на колени двигайте поочередно левым и правым
коленом -вверх и вниз, наклоняя ребёнка, то в одну , то в другую сторону.
К 8-9 месяцу Ваш ребенок готов освоить ползанье. Важно чтобы
ребёнок сначала пополз, а затем начал стоять и ходить.
Упражнения:
*учите правильно ползать ребёнка: движения должны
выполнятьсяперекрёстно: правая рука, левая нога; левая рука, правая
нога;
*побуждайте сами ребёнка к движению: касайтесь рук ребёнка его
любимой игрушкой;
* потом отводите игрушку на несколько сантиметров вперед,
подбадривая малыша в его стремление схватить игрушку;
* позовите малыша: «иди к маме(папе)»;
* позвените звучащей игрушкой и помогите ребёнку сделать первые
движения.
Когда незрячий ребёнок научился стоять и сохранять равновесие, он
готов к ходьбе.
Упражнения:
*незрячий ребенок находиться лицом к взрослому держась за его
ноги. Взрослый шагает назад и рассказывает ребёнку, куда они
направляются.
*в дальнейшем ребёнку передвигаться помогают игрушки- каталки,
обруч, коляска и тележка для кукол. Они служат длинной тростью, не
позволяющей натыкаться.
* побуждайте ребёнка к движению: отойдите на несколько шагов и
позовите его, чтобы он пошёл на Ваш голос.
*постепенно усложняйте задание : зовите стоя сбоку или сзади от
ребенка.
При обучении ходьбе не пользуйтесь ходунками.Привыкая к ним ,
ребёнок не сможет самостоятельно держать равновесие.
Вот и первые шаги незрячего ребенка безВашей поддержки.
Вы должны научитьребенка выставлять вперёд руки для его
безопасности.Необходимо хвалить ребёнка за успешно выполненное
самостоятельное действие: молодец сам пошёл, сам поднялся.
Расширяем границы пространства.Общаясь со взрослым, ребёнок
ощущает их движение и получает знание о себе.
Упражнения:
* учим ребенка соединять руки на средней линии тела: находя
предметы вокруг себя и над собой;
*учим узнавать голоса матери и отца на расстоянии;
* при одевание ребёнка, делаемтак: чтобы его руки касались его
ступней, чтобы он брал в рот игрушки и касался ногами щёк;
*помогайте детской рукенайтиупавшую игрушку и внимательно
обследуйте с ребёнком все детали . Представление о предмете
теряются,если упавший предмет не обследуется сразу;
* у ребёнка лишенного зрения, не появятся представления о
предметах, которыми он пользуется во время еды: тарелка, чашка, ложка,
если его специально не познакомить с ними .Через руки и рот ребёнок
познает то,что лежит в тарелке. Дайте ребёнку деревянную ложку,как
только он сможет её держать и не запрещайте ему стучать по столу и по
тарелке с едой.С помощью этого действия ребёнок усваивает связь между
кормлением и шумами возникающих при ударах;
*осваиваем лестничный пролет придерживая ребенка за руку. Вы
делаете первый шаг с той ноги, которая соответствует ведущей
рукеребенка;
* начинаем движение вверх. Встаньте лицом к лестнице и скажите :
«ступени наверх».Сделайте шаг на первую ступень-это будет сигналом для
ребёнка к началу подъёма. Взрослый идёт синхронно с ребёнком, но на
одну ступеньку выше;
* спускаемся вниз.
Приближаясь к ступеням, скажите «ступени вниз» . И
остановитесь. Поставьте вашу ногу на первую ступень, когда ребёнок почувствуетваше
движение вниз, то он ступит вниз, к тому моменту когда вы будете на второй
ступени.Достигнув конца спуска, остановитесь и подождите, пока ребёнок опустится
на один с вами уровень.
Самое главное верьте в успешность Вашего ребенка, поощряйте каждое, даже
самое малое его достижение, тогда получите много радости и удовольствия на этом
нелегком пути.