Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Автор: Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Должность: коллектив авторов
Учебное заведение: Федеральный институт развития образования
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста
Тема: Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
СОДЕРЖАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ................4
Назначение и цели организации РППС ДОО............................................................... 5
Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной
среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)...............................6
Нормативные требования по организации развивающей предметно-
пространственной среды.................................................................................................9
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной
организации....................................................................................................................10
Формирование предметного содержания РППС ДОО...............................................24
Проектная деятельность при организации развивающей предметно-
пространственной среды (РППС ДОО).......................................................................68
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
И СЕМЬЕ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ РАЗВИВАЮЩЕГО,
РАЗВЛЕКАЮЩЕГО И КОРРЕКЦИОННОГО ХАРАКТЕРА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ
РАЗВИВАЮЩЕГО ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (РППС ДОО)..................................................70
Специализированные программные продукты...........................................................72
Создание образовательного контента для организации игровых сеансов...............76
Требования к подготовке кадровых ресурсов............................................................. 79
Функциональные и дидактические возможности аппаратного обеспечения
ИОТ................................................................................................................................. 83
Рекомендуемая литература для внедрения ИОТ в практику работы ДОО..............89
3
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СРЕДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего
инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит
трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный
стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)
1
подразумевает создание
благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при
организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает
ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном
возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе
обеспечивающих
психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное
вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется
только в игре
, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на
личностно-ориентированный подход
к каждому ребенку для сохранения
самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на
отсутствие
жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации
на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы
в дошкольных организациях.
Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды
дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо
обеспечить реализацию:
образовательного потенциала пространства групповой комнаты
и материалов,
оборудования и инвентаря
для развития детей дошкольного возраста, охраны и
укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их
развития;
двигательной активности детей, возможности общения и совместной
деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного
образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
«Развивающая предметно-пространственная среда
– часть образовательной
среды, представленная специально организованным пространством (помещениями,
участком и т.
п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа,
охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их
1
Приказ Мин обрнауки России от 17.10.2013 № 1155
«Об утверждении
федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано
в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. – 2013. – 25.11 (№ 265).
4
развития»
2
. Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это
специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное
оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами
разделения пространства Организации (группы)»
3
.
Назначение и цели организации РППС ДОО
В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а
также
меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических,
социокультурных условий, дошкольные организации могут вполне реально
осуществлять реформу своей деятельности. Это касается и изменений развивающей
среды ребенка. Здесь крайне необходимо произвести новые изменения при
сохранении лучших традиций системы.
Развивающая предметно-пространственная
среда группового помещения
является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В
рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования
возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной
среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для
реализации общеобразовательной программы.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна
обеспечивать и гарантировать:
охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального
благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к
их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную
самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной
работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства
Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации
Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития
детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного
этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции
недостатков их развития;
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на
возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со
взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации
непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических
2
П. 3., п.п. 3.6.3., Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013
№ 30384 ) // Российская газета. – 2013. –
25.11 (№ 265).
3
Письмо Минорбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от
28.02.2014 № 08-249 // Вестник образования.– 2014. – Апрель. – № 7.
5
работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и
профессиональных потребностей и мотивов;
открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных
представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление
их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их
здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и
учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и
индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так
и искусственного замедления развития детей);
создание равных условий, максимально способствующих реализации
различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей,
принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и
социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные)
возможности здоровья.
В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает
свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую,
воспитывающую, стимулирующую функции.
В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование,
мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также
необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не
только развивающей, но и развивающейся.
Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды
дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)
Принципы конструирования предметно-пространственной среды в
образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции
современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной
ситуации развития ребенка
4
.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО
развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития
индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и
интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
содержательно-насыщенной
–
включать средства обучения (в том числе
технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и
оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую,
4
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в
Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой
информации:[сайт]. [2014].
URL:
pravo.gov
(дата обращения 01.08.2014
;
П 1.2–1.6, П.3.2
ПП. 3.2.5,
Приказ Мин обрнауки России от 17.10.2013 № 1155
«Об
утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013
№ 30384 ) // Российская
газета. – 2013. – 25.11 (№ 265).
6
познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей,
экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность,
в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и
соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-
пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и
возможностей детей;
полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного
использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких
модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской
активности;
доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе
детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по
обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-
эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Определяя наполняемость
РППС, следует помнить о концептуальной
целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из
направлений
развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять
образовательных областей – социально-коммуникативное развитие , познавательное
развитие, речевое развитие , художественно-эстетическое развитие и физическое
развитие. Принимая во внимание интегративные качества образовательных
областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания
одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации
содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам
деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-
исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной
литературы и фольклора, музыкальной и др.).
Также при организации РППС взрослым участникам образовательного процесса
следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка
предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и
инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный
процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить
результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей
новых компетенций, отвечающих современным требованиям.
В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки,
предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести
информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую
детскую деятельность.
Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС,
возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании
РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей
разнообразие тематики материалов и оборудования.
7
При реализации образовательной программы дошкольного образования в
различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать:
соответствие общеобразовательной программе ДОО;
соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям
пребывания детей в ДОО
5
;
соответствие возрастным возможностям детей;
трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов
и возможностей детей;
возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих
материалов в разных видах детской активности;
вариативное использование различных пространств (помещений) и
материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;
наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными
возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в
организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим
средствам среды.
соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и
надежности при использовании согласно действующим СанПиН
6
.
С учетом вышеуказанных требований РППС ДОО должна
обеспечивать вариативность на содержательно-педагогическом уровне
образовательного процесса. Данная задача решается системно, упорядочивая
множество игровых средств ДОО в «систему игровых средств» – «игровую
поддержку развития детей»
7
.
5
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26
«Об утверждении
СанПиН 2.4.1.3049-13 « Санитарно эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07 (№ 157)
;
Постановление
Главного
государственного санитарного врача РФ от 19 .12.2013 № 68 « Об утверждении
СанПиН
2.4.1.3147-13 «
Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам,
размещенным в жилых помещениях жилищного фонда» // Российская газета. – 2014. – 14.02
(№ 34).
6
Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 15 .05.2013 № 26
«Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).
7
Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19
-12 «О психолого-педагоги -
ческих требованиях к играм и игрушкам в современных условиях
» (вместе с Порядком
проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими
указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими
указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-
педагогической ценности игр и игрушек»)
// Вестник образования. – 1995. – № 7
; Письмо
Минобразования Р Ф от 15.03.2004 № 03
-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных
требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста,
воспитывающихся в семье» // Официальные документы в образовании. – 2004. – № 19.
8
Нормативные требования по организации развивающей
предметно-пространственной среды
При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной
образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования
следующих документов:
Конституция Россий
с
кой
̆
Федерации;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального
закона "Об образовании в Российской Федерации"»;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС
дошкольного образования»;
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное
звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему
образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпиде
-
миологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций»;
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
РФ от
19.12.2013. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпиде
-
миологические
требования
к
дошкольным
группам,
размещенным
в
жилых
помещениях жилищного фонда»;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;
Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О
психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных
условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы
детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической
экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников
дошкольных образовательных учреждении
̆
"О психолого-педагогической ценности
игр и игрушек"»);
Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе
настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;
Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03
-51-46ин/14-03 «О
направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей
дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
9
организации
Определение содержания компонентов РППС для дошкольной организации
базируется на деятельностном подходе. Преемственность этапов развития
деятельности должна быть обеспечена в образовательной программе с учетом
специфики воспитательно-образовательных задач для каждой возрастной группы
дошкольной организации.
Требования к общеобразовательной программе, условиям ее реализации и
результатам обозначены во ФГОС ДОО. Одним из условий реализации
общеобразовательной программы в организации выступает формирование
развивающей предметно-пространственной среды и выполнение ее следующих
функций:
реализация различных образовательных программ с учетом применения
инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и
других условий;
организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов,
оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и
укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их
развития;
реализация двигательной активности детей, возможности общения и
совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения
8
.
Опираясь на вышеуказанные функциональные аспекты, РППС должна отражать
полный процесс образовательной деятельности ДО с учетом индивидуальных
особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда состоит из характеристик,
необходимых для выполнения требований ФГОС ДО в целом, и организации РППС,
в частности.
Полноценное функционирование
РППС позволит создать целостную
системообразующую развивающую среду ДОО с учетом принципа взаимосвязанной
деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей,
детей. Данный принцип предполагает организацию совместных мероприятий со
стороны ДОО, в лице педагога с семьей воспитанника, для обеспечения
преемственности
РППС в домашних условиях. Например, совместные игровые
мероприятия, организованные в рамках общеобразовательной программы (обмен
опытом семейного воспитания, проектная деятельность, участие в различных
конкурсах, фестивалях, ярмарках и др.). Стоит отметить, что данный аспект
немаловажен, поскольку РППС, организованные в ДОО и в условиях семьи должны
иметь единые принципы для обеспечения комфортного пребывания и развития
ребенка. Организация РППС должным образом позволит содействовать реализации
индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника ДОО.
8
П. 3 пп. 3.3, Приказ Мин
обрнауки России от 17.10.2013 № 1155
«Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013
№ 30384) // Российская газета. – 2013. –
25.11 (№ 265).
10
Предметное содержание
Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми
материалами необходимо помнить о том,
что все предметы должны быть известны
детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным)
для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками
деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной
деятельности ребенка со взрослым (педагогом)....
Организация пространства
К функциональным аспектам оборудования пространства ДОО относятся также
акустическое оформление, освещение,
цветовая отделка помещения. Например, по-
разному могут восприниматься предметы в зависимости от факторов, влияющих на
восприятие: светлое или темное время суток, дождливый или солнечный день и пр.
В связи с этим, система освещения должна быть распределена равномерно и вдоль
светонесущей стены
9
....
9
Ст.
VII, Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от
15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).
11
Изменение
Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при
помощи различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные
ширмы или стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для
зонирования и пр. При этом необходимо педагогу необходимо обеспечить
возможность полноценной двигательной активности детей…
Обеспечение
Данный компонент предназначен для обеспечения полноценного
функционирования
РППС, отвечающей современным требованиям дошкольного
образования. Целью методической, технической и информационной поддержки
является создание оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-
образовательных задач ДОО.
Методическая поддержка заключается в наличии и использовании конкретных
учебно-методических материалов для организации и обеспечения РППС,
использования в образовательном процессе и повышения квалификации. При
организации РППС это позволит избежать рисков для физического и психического
развития ребенка, несоответствия предметного содержания возрасту и интересам
ребенка и пр.
10
В качестве фактора негативного воздействия выступает игровая продукция –
игры, игрушки, игровые информационные ресурсы, взаимодействие ребенка с
которыми грозит ему ущербом, травмой для физического, психического и духовно-
нравственного развития.
Объективные показатели негативного влияния:
1) сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильные ощущения и др.);
2) провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков и
формированию негативных установок личности;
3) чрезмерное развитие определенных сторон личности и чувств за счет общего
развития (чувство превосходства над другими, зависть, жадность и пр.);
10
Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или погуба? Современный
ребенок в игровой цивилизации. – М., Даниловский благовестник, – 1999; Смирнова Е.О.
Психология ребенка. – М., 1997; Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и
дошкольном возрастах. – Москва-Воронеж, 1998; Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.
Моральное и нравственное развитие дошкольников. Лекции 5-8. – М., 2006.
12
4) формирование преждевременных потребностей ребенка, в том числе
сексуальных;
5) снижение активности ребенка, культивирование его несамостоятельности
(гиперзаданность игрушки, программа на потребление и пр.);
6) тщеславие от «имения» игрушки вместо «умения»: придумать различные
способы игры с ней, сделать игрушку своими руками и пр.;
7) культивирование индивидуализма вместо развития социальности, соборности,
включенности в социум.
Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников.
I.
Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:
физические риски,
психологические риски,
нравственные риски.
II. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.
III. Принцип соответствия
возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,
индивидуальным особенностям,
специальным особенностям ребенка…
Формирование предметного содержания РППС ДОО
Для максимальной реализации образовательного потенциала развивающей
предметно-пространственной среды как элемента образовательной среды в рамках
требований ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание на
функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно-
образовательных задач…
Социально-коммуникативное развитие включает в себя:
1)
развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных
социальных ролей. Данное направление связано непосредственно с ведущей
деятельностью детей дошкольного возраста – игровой деятельностью, а также
приобщением к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения
со сверстниками и взрослыми; …
Речевое развитие включает несколько направлений:
1)
развитие словаря. Данное направление работы связано с освоением значений
слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с
ситуацией, непосредственно в которой происходит общение;…
Познавательное развитие предполагает:
1)
знакомство с миром природы и формирование экологического сознания.
Направление обеспечивает формирование представления о том, что человек – часть
природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее, а также навыков культуры
поведения в природе;..
Художественно-эстетическое развитие:
13
1)
формирование и развитие эстетического восприятия мира природы.
Направление подразумевает формирование эстетического отношения дошкольников
к окружающему миру природы;…
Физическое развитие включат в себя следующие направления:
1)
приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности.
Направление подразумевает развитие у дошкольников таких физических качеств как
гибкость, выносливость, быстрота, равновесие и пр., способствующих правильному
формированию опорно-двигательной системы организма, координации движения,
развитию крупной и мелкой моторики;…
Организация современной
РППС в рамках многомерного пространства
зависит от конкретных задач, поставленных в ходе реализации образовательной
программы ДОО. В свете современных тенденций развития вариативных форм
дошкольного образования необходимо учитывать специфику пространственного
решения для обеспечения реализации образовательной деятельности.
Для организации РППС в семейных условиях
родителям также рекомендуется
ознакомиться с образовательной программой ДОО, которое посещает ребенок, для
соблюдения единства семейного и общественного воспитания. Это поможет
соблюдению в семье индивидуальной образовательной траектории ребенка…
Функциональный модуль «Игровая»
Паспорт функционального модуля
Назначение функционального модуля
Для педагогов:
организация пространства для различных, в основном свободных, видов
деятельности детей;
включение в систему общественных отношений, усвоение детьми норм
человеческого общежития;
формирование и коррекция индивидуального развития детей;
создание условий для гармоничного развития детей.
Для родителей:
организация персонального пространства для различных, в основном
свободных, видов деятельности ребенка;
создание условий для гармоничного развития детей в условиях семьи
Источник требований по организации модуля
См. «Нормативные требования по организации развивающей предметно-
пространственной среды»
Реализуемые виды деятельности
14
Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Изобразительная
Музыкальная
Двигательная активность
Восприятие художественной
литературы и фольклора
Конструирование из различных
материалов
Трудовая
х
х
х
х
х
х
х
х
х
Целевой возраст детей
Возрастная группа
I
младшая
II
младшая
Средняя
Старшая
Подготовительная
Возраст
2-3
3-4
4-5
5-6
6-7
х
х
х
х
х
15
Перечень компонентов функционального модуля
№
Наименование
Количество на модуль
по возрастным группам
Минимальный базовый комплект для
организации РППС в семье
Возрастная группа
2-3
3-4
4-5
5-6
6-7
1
Автомобили (крупного размера)
2
2
2
2
2
2
Автомобили (разной тематики,
мелкого размера)
10
10
10
да
3
Автомобили (среднего размера)
5
5
да
4
Акваскоп
1
1
5
Альбомы по живописи и графике
6
6
6
да
6
Балансиры разного типа
1
1
7
Бинокль/подзорная труба
1
1
да
8
Бирюльки
1
1
1
9
Большой детский атлас
1
1
10
Большой настольный конструктор
деревянный с неокрашенными и
цветными элементами
1
1
1
1
1
11
Браслет на руку с 4-мя бубенчиками
5
12
Бубен маленький
1
да
13
Бубен средний
1
14
Весы детские
1
1
1
15
Ветряная мельница (модель)
1
1
1
16
Витрина/лестница для работ по лепке
1
1
1
1
1
17
Головоломки-лабиринты
1
1
да
18
Головоломки-лабиринты
(прозрачные, с шариком) – комплект
1
19
Горки (наклонные плоскости) для
шариков (комплект)
1
1
20
Графические головоломки
(лабиринты, схемы маршрутов
персонажей и т. п.) в виде отдельных
бланков, буклетов, настольно-
печатных игр
1
1
1
21
Деревянная двухсторонняя игрушка
с втулками и молоточком для
забивания
1
1
16
22
Деревянная игрушка с желобами для
прокатывания шарика
1
1
23
Деревянная игрушка с отверстиями и
желобом для забивания молоточком
и прокатывания шариков
1
1
да
24
……………
316
Ящик для манипулирования со
звуко-световыми эффектами
1
1
да
Методическое обеспечение
№
Наименование
Количество на модуль
по возрастным группам
Минимальный базовый комплект
для организации РППС в семье
Возрастная группа, лет
2-3
3-4
4-5
5-6
6-7
1
Комплект книг для младшей группы
1
1
да
2
Комплект книг для средней группы
1
да
3
Комплект книг для старшей группы
1
да
4
Комплект книг для старшей и
подготовительной группы
1
да
Функциональный модуль «Физкультура»
Общее оборудование: Образовательные и развивающие информационные
технологии
….
№
Наименование
Количество на модуль
Минимальный базовый
комплект для организации РППС в
семье
«Игровая»
«Логопед»
«Психолог»
«Физкультура»
«Музыка»
«Творчество»
«Бассейн»
Возрастная группа
I и II младшие
Средняя
Старшая
Подготови-тельная
Возраст
2-4
4-5
5-6
6-7
1
Акустическая система
1
1
1
1
1
1
1
1
2
Видеокамера
цифровая
1
3
Документ-камера
1
1
1
1
1
1
1
1
4
………………
18
13
Фотоаппарат
цифровой
1
да
Общее оборудование: Мебель и разное сопутствующее оборудование
№
Наименование
Количество на модуль
Минимальный базовый комплект для организации РППС в семье
«Игровая»
«Логопед»
«Психолог»
«Физкультура»
«Музыка»
«Творчество»
«Бассейн»
Возрастная
группа
I и II младшие
Средняя
Старшая
Подготови-тельная
Возраст
2-4
4-5
5-6
6-7
1
Аптечка
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
да
2
Банкетка для групповой
раздевалки
5
5
5
5
3
Вешалки с
индивидуальными
ячейками (5 ячеек)
5
5
5
5
4
Горшечница
1
5
……….
34
Шкаф-сушка для
буфетной
1
1
1
1
19
Проектная деятельность при организации развивающей
предметно-пространственной среды (РППС ДОО)
Ключевыми этапами алгоритма являются постановка задачи проектирования и
внедрения РППС ДОО, оценка реализуемости и затрат, инициация проекта,
педагогическое проектирование, техническое проектирование, внедрение РППС
ДОО, завершение проекта.
Используемый системно-функциональный подход к формированию РППС
конкретного ДОО способствует рациональному
использованию ресурсов и
последующему эффективному их использованию.
Процесс проектирования,
формирования, дополнения РППС имеет две составляющих: психолого-
педагогическую и организационно-управленческую. Следовательно, эффективность
этого процесса в равной мере зависит от качества взаимодействия администрации и
педагогических работников ДОО….
20
Аудит текущей (существующей) РППС ДОО
Анализ потребностей; разработка и согласование перечня элементов
РППС ДОО
Поставка, пусконаладка компонентов РППС ДОО
Специализированное обучение педагогов дошкольной образовательной
организации эффективному системному использованию компонентов
РППС ДОО
Методическая и техническая поддержка педагогов дошкольной
образовательной организации и консультирование родителей по использованию
компонентов РППС ДОО
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНФОРМАЦИОННО-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ РАЗВИВАЮЩЕГО,
РАЗВЛЕКАЮЩЕГО И КОРРЕКЦИОННОГО ХАРАКТЕРА ПРИ
ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ПРЕДМЕТНО-
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ (РППС ДОО)
Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности
современного человека. Причина тому – повышение роли информации, превращение
ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной
жизни. Стремительный скачок в развитии собственно
компьютерных технологий и
прочих технических устройств сделал эти средства актуальными. Поэтому внедрение
информационно-образовательных технологий (ИОТ) в образование – логичный и
необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
В соответствии ФГОС ДО выделяют следующие дидактические принципы
применения информационно-образовательных технологий:
– принцип научности, определяющий содержание и требующий включения в него
не только традиционных знаний, но и фундаментальных положе
ний науки;
– принцип систематичности и последовательности,
связанный как с организацией
образовательного материала, так и с системой действий ребенка по
его усвоению:
восприятием информации с экрана, разъяснениями воспитателя, самостоятельной
работой;
– принцип поэтапного преодоления трудностей, предусматривающий переход от
всеобщей доступности задания для определенной возрастной
группы в принцип
индивидуальной доступности. К заданиям предъявляют
ся особые требования: они
должны быть интересными и разнообразны
ми, по силам каждому ребенку, но с
постепенно нарастающей степенью сложности;
– принцип прочности, который
закрепляет усвоение знаний
и развитие
познавательных способностей дошкольников;
– принцип преемственности для сохранения связи стадий формирования знаний
и навыков, различных по содержанию и способам осуществления;
– принцип наглядности (
интерактивной
наглядности). С представленными в
электронной форме объектами мож но осуществить разные действия, изучить не
только их статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях,
выделить главные
закономерности исследуемого предмета, явления или
рассмотреть его
в деталях. Процессы, моделируемые компьютерной программой,
могут быть разнооб разными по форме и содержанию, демонстрировать физические,
социальные, исторические, экологические и другие явления действительности;
– принцип
мультимедийности предполагает способность транслиро
вать
аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анима
ция и др.);
21
– принцип когнитивности коммуникации, который
заключается в организа ции
диалога между компьюте
ром и ребенком. Неслучайно компьютерные системы
(в образовательной сфере) называют интерактивными (диалоговыми);
– принцип активизации познавательной деятельности
детей позволяет включить в
организационную схему занятия ИОТ для расширения кругозора, интеллектуального
обогащения;
– принцип межпредметных связей способствует целостному восприятию системы
знаний, формированию логического мышления….
Специализированные программные продукты
Ведущая игровая деятельность в дошкольной организации и в домашних
условиях может иметь следующие основные требования для реализации
специализированных образовательных программ для детей дошкольного возраста:
– обогащение познавательной сферы дошкольника, то есть развитие общих
представлений о сфере действительности и действиях человека в ней;
– изменение и обогащение РППС, то есть подбор тематических интерактивных
игрушек, иллюстраций побуждающих к ролевой и режиссерской играм с
определенным сюжетом;
– игровой опыт на аппаратном оборудовании и в реальных играх, причем с
организацией дидактических игр, где ребенок осваивает игровые способы передачи
реальных событий (в форме сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, в том числе
совместных со взрослым), включая целенаправленное обучение детей игре;
– активизирующее общение взрослого с ребенком в процессе образовательной и
режиссерской, а также ролевой игры, подобное общение должно носить проблемный
характер, поддерживать ребенка, стимулировать его творческую активность.
Следует учитывать, что для работы с программным обеспечением необходимо
согласовывать все основные вопросы работы педагога в должностной инструкции и
иметь определенные требования к его квалификации…
Общие требования для всех групп программного обеспечения:
– легальность устанавливаемого ПО;
– обеспечение квалифицированной технической поддержки, консультаций и
других форм сопровождения;
– соответствие характеристикам, комплектации, классу и типу, а также
архитектуре применяемого аппаратного оборудования;
– надежность и работоспособность в любом из предусмотренных режимов
работы;…
В настоящее время в России существует несколько ведущих коммерческих
организаций, выпускающих компьютерные игры и образовательные программы для
детей дошкольного возраста.
22
Фирмы-производители компьютерных игр, Россия
№
Название
Электронный адрес
Характеристика
1.
«1С»
1C
Разработка игровых и обучающих
программ
2.
«Акелла»
akella
Разработка и издание
мультимедиа энциклопедий и
компьютерных игр
3.
Бука
buka
Издатель компьютерных игр.
Среди проектов «Буки»:
«Дальнобойщики», «Аллоды»,
«Вангеры»
4.
«Кирилл и
Мефодий»
nachalka
Производство обучающих и
развивающих электронных
изданий на компакт-дисках для
детей и взрослых. Детский
обучающий образовательный
портал
5.
……..
23
«YAV –
computer
games
la
nd»
yav
Разработка компьютерных игр и
мультимедиа-проектов
В зависимости от коммерческой мощности эти фирмы иногда ведут
образовательную работу среди родителей и педагогов детских садов.
Создание образовательного контента для организации игровых сеансов
Образовательный контент – это структурированное предметное содержание,
используемое в образовательном процессе
11
.
При подготовке контента (презентации, викторины, диафильмы и т.
п.)
необходимо учитывать:
общедидактические принципы подготовки материалов;
психологические особенности восприятия информации с экрана и на печатной
основе;
эргономические требования представления информации на экране и
бумажном носителе….
Стимулирование познавательной активности (формирование мотивации)
–
необходимая составляющая воспитательно-образовательного процесса, которая
должна поддерживаться на протяжении всего занятия. Мотивация быстро снижается,
если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки, а также
качество представления контента не оправдывает его ожиданий.
Создание предпосылок к восприятию материала . Для создания предпосылок
к восприятию материала будут полезны такие виды деятельности как создание
11
ГОСТ Р 52653-2006 . Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Термины и определения. – М: Стандартинформ, 2007.
23
положительной психологической атмосферы, предварительные беседы, чтение
художественной литературы в группе, организация тематических игр и т. д.
Подача материала на занятии . Форма и метод подачи материала определяются
в зависимости от решаемых задач. Важной задачей является корректное оформление
порций образовательного/воспитательного материала (слайд, кадр, музыкальное
сопровождение и т. д.)….
Требования к подготовке кадровых ресурсов
Каждый специалист системы дошкольного воспитания должен уметь построить
свой «маршрут» трансляции знаний и выработки с детьми навыков поведения с
использованием инновационных технологий. Однако не все педагоги готовы к
определению этого «пути».
Образовательная программа ДОО рассматривается как модель организации
образовательного процесса ориентированного на личность воспитанника и
учитывающая вид дошкольного образовательного учреждения, а также
приоритетные направления деятельности. Образовательная программа должна быть
сугубо индивидуальной для каждого конкретного дошкольного образовательного
учреждения. Образовательная программа разрабатывается на основании ФГОС ДО и
основной общеобразовательной программы…
Функциональные и дидактические возможности аппаратного обеспечения ИОТ
Интерактивная доска. Занятия с интерактивной доской проводит воспитатель
или педагог в определенное образовательной программой время. Занятия детей с
интерактивной доской может включать в себя несколько взаимосвязанных
компонентов:
1) активное познание детьми окружающего мира с использованием
соответствующих электронных образовательных ресурсов;
2) поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств
решения игровых задач;
3) моделирование различных ситуаций и среды, изменение предметно-знаковой
среды, благодаря применению мультимедиа технологий;
4) активизирующее общение ребенка с взрослыми и другими детьми с опорой на
представленные изображения (герои, ситуации и т. п.);
5) общение детей друг с другом. Дети общаются, советуются, помогают друг
другу, пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для
достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении,
способствуют обогащению речи, готовят к обучению в школе…
Дополнительное оборудование
Видеоконференцсвязь (ВКС).
Комплекс сетевого взаимодействия на базе
электронного портала. Данное средство позволяет поддерживать обратную связь с
методическими службами, различными органами власти, родителями и другими
дошкольными образовательными учреждениями с целью организации совместной
работы и распространения опыта. Комплекс дает возможность использования
24
интерактивных вариантов взаимодействия (видеоконференция, профессиональное
общение, открытые игровые занятия, передача файлов и голосование и т. д.).
Интерактивный пол.
Современная проекционная установка, позволяющая
оживить пол любого помещения, превращая его в интерактивную поверхность.
Ребенок, который находится в зоне проекции, своим движением начинает
самостоятельно влиять на проецируемое оборудование. Таким образом, педагог
может организовать интерактивные образовательные игровые сеансы с имитацией
любого пространства, соответствующего поставленным задачам: поверхности земли
в разные времена года, географические особенности поверхности земли,
танцевальные поверхности, поверхности спортивных игр и многие другие
материальные поверхности.
Интерактивный стол. Данное средство является симбиозом интерактивной
поверхности, экрана и классического стола и позволяет группе детей одновременно
проводить игровые сеансы на одной поверхности. Дети совместно могут выполнять
различные интерактивные задания, конструировать, рисовать, создавать собственные
презентации. Специальное программное обеспечение позволяет загружать и
наполнять собственным образовательным содержанием приложения интерактивного
стола и, а также графику и видео. Интерактивный стол также подходит для детей с
особыми потребностями для коррекционной работы…
Рекомендуемая литература для внедрения ИОТ в практику работы ДОО
25
1. Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Загвоздкин В.К. Проектирование пространства и
архитектуры современных дошкольных образовательных учреждений Германии //
Ежемесячный научно-аналитический журнал
«Образовательная политика»
Министерство образования и науки, Федеральный институт развития образования,
Российская академия образования. – № 2 (58), 2012. – С. 124–128.
2. Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Загвоздкин В.К. Организация пространства в
детских садах Гамбурга и Веймара // Научно-публицистическая газета Федерального
института развития образования Министерства образования и науки Российской
Федерации «Горизонты современного образования». – 2013. – Март. – № 3 (66). – С. 1,
4.
3. Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Мамедова Ж.С. Анализ общественного мнения о
состоянии дошкольного образования в России // Научно-публицистическая газета
Федерального института развития образования Министерства образования и науки
Российской Федерации «Горизонты современного образования». – 2013. – Ноябрь. – №
11 (74). – С. 2.
4. Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Мамедова Ж.С. Стандарт дошкольного
образования: детство ради детства // Научно-публицистическая газета Федерального
института развития образования Министерства образования и науки Российской
Федерации «Горизонты современного образования». – 2013. – Декабрь. – № 12 (75). –
С. 2–4.
5. Кудрявцев В.Т., Карабанова О.А., Марцинковская Т.Д., Алиева Э.Ф.,
Волосовец Т.В., О.Р. Радионова, Славин С.С., Мамедова Ж.С. Концепция развития
дошкольного образован я в России (2013–2020): методология, теория, технология. –
М.: Федеральный институт развития образования, 2013. – 144 с. (Федеральный
государственный образовательный стандарт «Дошкольное образование»).
6. Рабинович П.Д. Техносфера образовательного учреждения как платформа для
реализации стратегических задач модернизации системы образования[ Электронный
ресурс]: семинар по результатам выполнения работ в рамках реализации субсидий
(из средств ФЦПРО на 2011–2015 гг.), предоставленных на поддержку региональных
программ развития образования. Москва, ФГАУ ФИРО, 2012 // Сайт проекта
«Модернизация региональных систем общего образования Российской Федерации»:
[сайт] . [2014].
URL:
мрсоpublic/docs/tehnosfera_obrazovatelnogo_
uchrezhdeniya.pdf (дата обращения 01.09.2014).
7. Рабинович П.Д. Баграмян Э.Р. Практикум по интерактивным технологиям.
–
М.: Бином, 2011.
8. Радионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей
предметной среды в дошкольном образовательном учреждении: дисс. соискание
ученой степени кандидата педагогических наук. – М.: Исследовательский центр
проблем качества подготовки специалистов, 2000. – 187 с.
9. Радионова О.Р. Развивающая предметная среда в дошкольном воспитании. 2-
ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12–
14 апреля 2000 г.). – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – С. 208–209.
26
10. Радионова О.Р. Некоторые подходы к осуществлению преемственности
детского сада и начальной школы по организации развивающей образовательной
среды. Центр развития ребенка
«МОСКВИЧОК» – детский сад № 1039 //
Современные тенденции в осуществлении преемственности дошкольного и
начального школьного образования. Пятилетние дети в системе дошкольного
образования города Москвы. Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение
содержания образования в Москве» / отв. редактор Л.Е. Курнешова. – М.: Центр
«Школьная книга», 2005. – С. 88–130.
11. Самоучитель работы на компьютере: официальный учебный курс для
получения Европейского сертификата. – М.: Триуфм, 2008.
12.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях. – М.:УЦ Перспектива, 2011.
13. Селевко Г.К.
Традиционные педагогические технологии и ее
гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 144 с……
Дополнительная литература
1. Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ
и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности. //
Современное дошкольное образование. – 2010. –№ 4. – C. 14.
2. Бодраченко И.В. Разнообразие форм работы музыкального руководителя с
родителями // Современный детский сад. – 2011. – № 3. – С. 49.
3. Мирофанова О.Н., Малмыго Н.П. Игровые упражнения в процессе
социализации ребенка 4–5 лет // Современный детский сад. –2010. – № 6. – С. 60.
4. Машталь О. Программа развития способностей ребенка. 200 заданий,
упражнение и игр (+CD). – СПб.: Наука и техника, 2007. – 256 с.
5. Минина Г.П. Компьютер в детском саду: зло или благо? Взгляд со стороны
разработчика образовательных программ // Современное дошкольное образование. –
2010. – № 4. – C. 26.
6. Никитенко С.Г. Интернет ресурсы по дошкольному образованию за рубежом //
Детский сад от А до Я. – 2008. – № 2 (32). – С. 137.
7. Пирская Т.Б. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного
процесса в ДОУ // Современный детский сад. – 2010. – № 3. – С. 43.
8. Проблемы разработки и внедрения информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) в ДОУ : Материалы круглого стола «Проблемы разработки и
внедрения ИКТ в ДОУ» // Современное дошкольное образование. – 2011. – № 3. – С.
32.
9. Скуратова К. В. Информационно-компьютерные технологии как условия
перевода детского сада в режим функционирования и развития как открытой
образовательной системы // Детский сад от А до Я. – 2008. – № 5 (35). – С. 24.
10. Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. «Встреча с городом» как форма
организации совместной деятельности воспитателя с детьми…// Современный
детский сад. – 2011. – №5. – С. 38.
27
О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова,
П.Д. Рабинович, Е.М. Марич
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методические рекомендации для педагогических работников
дошкольных образовательных организаций
и родителей детей дошкольного возраста
Редактор Ю.В. Гукова
Технический редактор Е.К. Прокахина
Подписано в печать 12..10..2014
Бум. офс. Печать на ризографе. Гарнитура Таймс
Формат 60х90/8. Усл.п.л. 6,0. Уч.-изд.л. 4,49
Тираж 1000 экз.. 1-й завод 200 экз..
Заказ №
Федеральный институт развития образования
(ФИРО)
125319, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр.1
Оригинал-макет подготовлен в ФГАУ ФИРО
Отпечатано в отделе оперативной полиграфии ФГАУ ФИРО
111024, Москва, Е-24, ул. 3-я Кабельная, д. 1
Телефон 8(495)673-36-81, 8(495)730-52-59, доб. 601, 602