Автор: Шарафутдинова Альбина Рафкатовна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/c "Снежинка"
Населённый пункт: п. Нижнесортымский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игры для развития речи"
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое
мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают
движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о
координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит
под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику
рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые
отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко.
Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И,
кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для
использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием
движений пальцев рук. Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга
близко расположены, и поэтому возбуждение, возникающее в двигательной
области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной
зоны и стимулирует артикуляцию.
Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная,
координированная работа кистей и пальцев, то развитию навыков мелкой
моторики необходимо уделять много внимания.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только
тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения
пальцев рук, или мелкую моторику. Мелкая моторика рук взаимодействует с
такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-
пространственное восприятие (координация, воображение,
наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие
навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь
ребенка потребует использования точных, координированных движений
кистей и пальцев.
Мелкую моторику рук развивают:
1. Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные
движения в определенной последовательности;
2. Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под
присмотром взрослых);
3. Игры, где требуется что – то брать или вытаскивать, сжимать –
разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в
отверстия и т. д.
4. Рисование карандашом, фломастером, кистью;
5. Застегивание и расстёгивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.
д.