"Использование техники квиллинг в работе с детьми с ОВЗ"
Автор: Ширшова Нина Ивановна Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБС(К)ОУ с.Малый Толкай
Населённый пункт: с. Малый Толкай, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование техники квиллинг в работе с детьми с ОВЗ"
Использование техники «Бумажная филигрань» ( квиллинг) в работе с
детьми с ОВЗ.
Ширшова
Н.И.
воспитатель
ГБС(К)ОУ с.Малый Толкай Самарской обл.
Одним из видов творческой деятельности, используемой для развития детей с
ОВЗ, является техника «Бумажная филигрань» (квиллинг).
В условиях модернизации российского образования особую актуальность
приобретает проблема создания оптимальных условий для воспитания, развития и
образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одной из
основных идей, лежащих в основе модернизации отечественной системы
образования, является идея социальной адаптации детей с ОВЗ. Преобразования,
происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к
переосмыслению сущности процесса воспитания и обучения, поисков новых
подходов к осуществлению образовательной деятельности детей.
Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права и
равную ценность. Это означает, что любой ребенок должен иметь возможность не
только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему
способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом
общества.
Главная проблема детей с ОВЗ заключается в нарушении связи с миром, в
ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, но
они так же способны и талантливы, как и обычные дети и нуждаются лишь в том,
чтобы им дали возможность проявить себя и оказали поддержку. У многих детей
ОВЗ наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня
развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у таких
детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно
слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое
умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Развитие мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья –
это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей
рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими,
необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того
механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и
мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой
моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному
обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой
моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и
внимание, связная речь.
Перед педагогами все чаще встает вопрос: как помочь детям познать свое Я,
раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и
взаимодействовать в нем? Поиск средств, методов, путей помощи таким детям
является актуальной проблемой современной педагогики. Развивать заложенную в
каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого
качества - значит создавать педагогические условия, которые будут
способствовать этому процессу.
Одним из видов творческой деятельности, используемой для развития детей с
ОВЗ, является квиллинг. Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань —
искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в плотные диски,
видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или
плоскостные композиции. Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть
которого заключается в накручивании и моделировании с помощью специальной
ручки, бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи
полученных форм создании самых различных композиций, напоминающих
“тонкую кружевную паутинку”. Затем эти объёмные формы- модули, соединяясь и
пересекая друг друга, создают каскад фигур, листьев цветов, подчиняясь
нескончаемой фантазии мастера-художника.
Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и
девочки всех возрастов, а так же родители. Вот почему эти занятия позволяют в
совместной художественно – творческой деятельности объединить максимальное
количество человек, овладевая коммуникативными навыками, такими как:
взаимопомощь, взаимовыручка, постановка и решение общих задач и целей,
толерантность, этикет, поведение в коллективе.
Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания,
мышления, эстетики и т. д. у детей с ОВЗ, но и колоссальные возможности
реализовать свои творческие возможности.
Обучение у детей происходит более эффективно при условии:
систематической и последовательной работы с детьми, постепенно
усложняя уровень выполнения работ.
совместной работы детей и родителей по освоению квиллинга.
В результате этого ставятся задачи:
познакомить детей и родителей с новым видом конструирования –
квиллингом, научить изготавливать основные формы (плотную спираль,
свободную спираль, каплю, стрелу) и из них составлять различные
композиции (от простых до более сложных).
через занятия квиллингом повысить уровень развития моторики,
мышления, внимания, памяти, творчества.
в процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при
выполнении, эстетику, интерес.
Каждое занятие имеет свой обучающий характер, но в процессе всей работы
идёт развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества;
воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес,
эстетика.
Можно также сказать, что предлагаемый вид деятельности оказывает
значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинга
способствует формированию у детей с ОВЗ, таких качеств личности, как
настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и
упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных
волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать
руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза
(зрительно-моторная координация, осмысленная моторика).
Квиллинг способствует развитию творческой активности, учит детей
преодолевать неуверенность и страх перед незнакомым делом. Кроме того
занятия квиллингом развивают у ребенка чувство вкуса, что немаловажно
для его дальнейшего эмоционального и эстетического развития.
Занятие квиллингом помогает детям достичь того уровня знаний и умений,
трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации,
организации досуга, формирования общей культуры. Этот вид творчества
развивает логику, пространственное мышление и воображение, смекалку,
фантазию, память, способствует концентрации внимания и самодисциплины,
активизирует мыслительные процессы, улучшает способность следовать устной
инструкции, воспитывает аккуратность, расширяет коммуникативные
способности, повышает заинтересованность в конечном результате.
На занятиях квиллингом используется деятельностный подход. Он
осуществляется через практическое воплощение творческих замыслов. Этот
подход требует построение образовательного процесса с учётом индивидуальных
возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, что
особенно важно для детей с ОВЗ.
Список литературы:
1.Баранов С.П., Педагогика / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1997. – 236 с.
2. Букина С., Букин М., Квиллинг: волшебство бумажных завитков /. С.Букина ,
М Букин. -Ростов н\Д: Феникс, 2010.-271с.
3. Худенко, Е.Д., Гаврилычева, Г.Ф., Селиванова, Е.Ю., Организация и планирование
воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском до-
ме / Е.Д. Худенко, Г.Ф Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова – М.: АРКТИ, 2008. – 310с.