"Использование техники квиллинг в работе с детьми с ОВЗ"

Автор: Ширшова Нина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБС(К)ОУ с.Малый Толкай
Населённый пункт: с. Малый Толкай, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование техники квиллинг в работе с детьми с ОВЗ"
Дата публикации: 12.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Ширшова Н.И.

Использование техники «Бумажная филигрань» ( квиллинг) в работе с

детьми с ОВЗ.


Ширшова Н.И. воспитатель ГБС(К)ОУ с.Малый Толкай Самарской обл. Одним из видов творческой деятельности, используемой для развития детей с ОВЗ, является техника «Бумажная филигрань» (квиллинг). В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для воспитания, развития и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одной из основных идей, лежащих в основе модернизации отечественной системы образования, является идея социальной адаптации детей с ОВЗ. Преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению сущности процесса воспитания и обучения, поисков новых подходов к осуществлению образовательной деятельности детей. Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права и равную ценность. Это означает, что любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества. Главная проблема детей с ОВЗ заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, но они так же способны и талантливы, как и обычные дети и нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить себя и оказали поддержку. У многих детей ОВЗ наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у таких детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Развитие мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Перед педагогами все чаще встает вопрос: как помочь детям познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Поиск средств, методов, путей помощи таким детям является актуальной проблемой современной педагогики. Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества - значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Одним из видов творческой деятельности, используемой для развития детей с ОВЗ, является квиллинг.
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань —

искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в плотные диски,

видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или


плоскостные композиции.
Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью специальной ручки, бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи полученных форм создании самых различных композиций, напоминающих “тонкую кружевную паутинку”. Затем эти объёмные формы- модули, соединяясь и пересекая друг друга, создают каскад фигур, листьев цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника. Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки всех возрастов, а так же родители. Вот почему эти занятия позволяют в совместной художественно – творческой деятельности объединить максимальное количество человек, овладевая коммуникативными навыками, такими как: взаимопомощь, взаимовыручка, постановка и решение общих задач и целей, толерантность, этикет, поведение в коллективе. Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д. у детей с ОВЗ, но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности. Обучение у детей происходит более эффективно при условии:  систематической и последовательной работы с детьми, постепенно усложняя уровень выполнения работ.  совместной работы детей и родителей по освоению квиллинга. В результате этого ставятся задачи:  познакомить детей и родителей с новым видом конструирования – квиллингом, научить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу) и из них составлять различные композиции (от простых до более сложных).  через занятия квиллингом повысить уровень развития моторики, мышления, внимания, памяти, творчества.  в процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении, эстетику, интерес. Каждое занятие имеет свой обучающий характер, но в процессе всей работы идёт развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества; воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика. Можно также сказать, что предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинга способствует формированию у детей с ОВЗ, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика). Квиллинг способствует развитию творческой активности, учит детей преодолевать неуверенность и страх перед незнакомым делом. Кроме того занятия квиллингом развивают у ребенка чувство вкуса, что немаловажно для его дальнейшего эмоционального и эстетического развития. Занятие квиллингом помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры. Этот вид творчества развивает логику, пространственное мышление и воображение, смекалку, фантазию, память, способствует концентрации внимания и самодисциплины, активизирует мыслительные процессы, улучшает способность следовать устной
инструкции, воспитывает аккуратность, расширяет коммуникативные способности, повышает заинтересованность в конечном результате. На занятиях квиллингом используется деятельностный подход. Он осуществляется через практическое воплощение творческих замыслов. Этот подход требует построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, что особенно важно для детей с ОВЗ. Список литературы: 1.Баранов С.П., Педагогика / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1997. – 236 с. 2. Букина С., Букин М., Квиллинг: волшебство бумажных завитков /. С.Букина , М Букин. -Ростов н\Д: Феникс, 2010.-271с. 3. Худенко, Е.Д., Гаврилычева, Г.Ф., Селиванова, Е.Ю., Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском до- ме / Е.Д. Худенко, Г.Ф Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова – М.: АРКТИ, 2008. – 310с.