Автор: Тодересе Наталья Георгиевна Должность: воспитатель 4 класса МБОУ "Гимназия № 8"
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 8"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодской области
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: "Проектная деятельность в начальной школе"
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития
новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на
индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку
навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование
у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения
возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности,
самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание
подлинно свободной личности, формирование у детей способности
самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно
обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия,
эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах,
быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Программа организации внеурочной деятельности младших
школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для
работы с детьми 1-4 классов.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе
технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской
деятельности определены как одно из условий реализации основной
образовательной программы начального общего образования. Современные
развивающие программы начального образования включают проектную
деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической
значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации
научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической
идеи формирования у младших школьников умения учиться –
самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве
программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Принцип научности опирается на закономерную связь между содержанием
науки и учебного предмета. Он требует, чтобы содержание обучения
знакомило учащихся с научными фактами, понятиями, закономерностями,
теориями всех основных разделов соответствующей отрасли науки, в
возможной мере приближалось к раскрытию ее современных достижений и
перспектив развития в дальнейшем.
Принцип систематичности и последовательности
требует, чтобы
знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке,
когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с
другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению
нового.
Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне
реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали
интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно
сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
Принцип наглядности . Многолетний опыт обучения и специальные
психолого-педагогические исследования показали, что эффективность
обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств
человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного
материала, тем более прочно он усваивается.
Принцип гуманизации образования диктует необходимость бережного
отношения к каждому ребенку.
Принцип дифференциации и индивидуализации обучения
,
предусматривающий психолого-педагогическое изучение личности, ее
отношений в коллективе для наилучшей социальной адаптации,
максимального раскрытия ее творческих способностей.
Принцип творческого самовыражения
способствует реализации
потребности ребенка в самовыражении. Стимулирует стремление личности
активно реализовать свои лучшие качества в любой сфере деятельности,
формирует активную созидательную позицию.
Принцип осуществления «педагогики
сотворчества», предусматривающий совместную дискуссионно-
эвристическую деятельность педагога и воспитанника, обеспечивающую
исследовательско-творческий характер взаимодействия между ними.
Принципы патриотического воспитания:
Принцип системно организованного подхода , который предполагает
скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и
общественных структур по патриотическому воспитанию граждан
Российской Федерации;
^ Принцип адресного подхода
в формировании патриотизма,
предполагающий использование особых форм и методов
патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной,
профессиональной и других групп населения. Он указывает на
разноуровневую включенность в воспитание гражданина-патриота
таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение,
этнокультурная среда, производственный коллектив, регион
проживания с его экономическими, социальными, культурными и
другими особенностями общества в целом;
^ Принцип активности и наступательности
, который
предусматривает настойчивость и разумную инициативу в
трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок,
ориентированных на национальные интересы России;
^ Принцип универсальности основных направлений
патриотического воспитания
, предполагающий целостный и
комплексный подход к ним, необходимость использования и такого
фактора формирования патриотизма, как социально-ценный опыт
прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих
предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных
отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;
^ Принцип учета региональных условий
в пропаганде
патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и
ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или
регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к
родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной
команде и так далее.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Цели проекта:
Основная цель данного проекта формирование основ
патриотизма - воспитание качеств человека, которые составляют основу его
коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие
творческих способностей, воспитание уважения к истории, традициям
культуре своей семьи, малой родины, Отечества в целом.
Овладение основами самостоятельной проектной и исследовательской
деятельностью обучающимися.
Задачи:
воспитание патриотизма и гражданственности;
обучение основам проектной деятельности;
уважение к культуре и истории своей семьи, гимназии, города, страны;
учить взаимодействию и взаимовыручке;
развивать исследовательские и творческие способности учеников,
умение планировать свою работу;
актуализировать знания, умения и навыки ребенка;
развивать взаимодействия между школой, детьми и родителями.
Способствовать реализации системно - деятельностного подхода;
Выявлять организаторские способности детей, развитие их творческой
инициативы и умения грамотно, ярко презентовать итоги своей
деятельности;
Способствовать развитию самостоятельной познавательной
деятельности учащихся.
Предполагаемый результат:
Обучающиеся научатся:
Ставить цели, задачи;
Находить пути решения поставленных задач: изучение
литературы, интернет ресурсов, интервью и т.д.
Планировать свою деятельность;
Презентовать итог своей деятельности.
Получат знания о гербах Вологодчины, о видах народной
игрушки, узнают о блокаде Ленинграда.
Воспитательные:
обучающие будут с уважением и любовью относится к
традициям и истории своей семьи и своей Родины;
активизируется гражданская и социальная активность,
коммуникабельность.
Основные понятия :
Проекты различных направлений служат продолжением урока и
предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на
страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется
не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение
новых (порой путем самообразования).
Проект – буквально «брошенный
вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.
Проект учащегося
– это дидактическое средство активизации
познавательной деятельности, развития креативности и одновременно
формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г
определяет как результат освоения основной образовательной программы
начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности
детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее
классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в
подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут
возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения
творческих заданий или специально созданной системы проектных задач .
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут
быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему
получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы,
выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи,
отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять
точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными.
Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны,
способствует получению качественно новых результатов в усвоении
учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения
эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны,
закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как
ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Форма организации : занятия проводятся 2 раз в неделю в учебном
кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке,
на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы,
архитектурные достопримечательности и пр.) Проектная деятельность
включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных
клубов младших школьников олимпиад, соревнований, реализации проектов
и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой
недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на
электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной
информации могут быть взрослые: представители различных профессий,
родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Сроки реализации программы: 1 год.
Итоги реализации программы могут быть
представлены через
презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным
направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
1. Организация работы по патриотическому воспитанию учащихся 3
класса предполагает 2 темы в соответствии с возрастными особенностями
учащихся:
I тема – «Города Вологодской области»
II тема – «Никто не забыт, ничто не забыто»
–
Организация работы – 2часа в неделю, всего – 68 часов.
2 . Обеспечение деятельности по совершенствованию процесса
патриотического воспитания:
а) разработка и включение в программу мероприятий, отвечающих интересам
воспитанников, соответствующих цели программы
б) использование различных методов, форм, обеспечивающих устойчивый
интерес и познавательную активность учащихся
3. Организация работы по созданию банка информационного
сопровождения патриотического воспитания:
а) систематизация полученных материалов в ходе реализации проекта.
б) создание базы данных по данной проблеме.
4
.
Этапы работы над проектом
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
II этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
актуальность и важность данной проблемы;
анализ разнообразной информации;
программа действий;
разработка варианта реализации своей программы.
III этап: Сбор и обработка информации
IV этап: Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы)
представляют проект перед обучающимися начальной школы
оформляют портфолио
готовят стендовую защиту
разрабатывают электронную презентацию и т.д.
V этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все
виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная
презентация и т.д.)
VI этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои
впечатления).
1 тема «Города Вологодской области» (срок реализации сентябрь , октябрь ,
ноябрь , декабрь ,январь, февраль, март - 34часа)
Цели этого проекта были следующие:
Учебно-воспитательные:
Получить представление о городах Вологодской области, истории их
возникновения. Дать возможность почувствовать себя частью малой Родины.
Познавательные и развивающие :
Развитие исследовательской деятельности и коммуникативного общения.
Использование формы получения информации – энциклопедии, книги,
интернет.
Развивать умение работать в группах.
Сплочение классного коллектива.
Создание альбома «Города Вологодчины»
Этапы работы над проектом:
Iэтап: «Погружение в проблему»
Вводная беседа о г. Череповца - вызвать у детей желание узнать больше о
геральдике.
IIэтап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
Детям необходимо выбрать город Вологодской области (карта Вологодской
области). Разделиться на группы. Составить план дальнейшей работы.
IIIэтап: Сбор и обработка информации:
Работа с книгами, энциклопедиями, интернетом. Найти информацию и фото
гербов.
IVэтап: Подготовка к защите проектов.
Обработка результатов поиска и создание альбома «Города Вологодчины».
Vэтап: Презентация альбома будет представлена каждой группой в классе
и в форме выпуска альбома, защита проекта перед обучающимися начальной
школы.
VIэтап: Рефлексия. По итогам работы определим значимость проделанной
работы и удовлетворенности для каждого участника.
2 блок «Никто не забыт, ничто не забыто» (срок реализации январь ,
февраль ,март, апрель, май 34 часа)
Тема: «Блокада Ленинграда»
Цели:
Собрать материал о детях в блокаду Ленинграда, «Дороге Жизни»,
Найти стихи, посвященные блокаде
Собрать материал о детях героях ВОВ
Посещение ветеранов Великой Отечественной войны
Принять участие в концерте и митинге, посвященным 9 мая.
Создать альбомы «Дети блокадного Ленинграда», «История блокады».
Этапы работы над проектом:
Iэтап: «Погружение в проблему»
Классный час, просмотр фильмов «Блокада Ленинграда»
IIэтап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
Разделить класс на команды.
Каждой команде нужно было разработать план действий в соответствие, с
которым далее подобрать материал из книг энциклопедий, найти фотографии,
взять интервью у ветеранов и поздравить с праздником.
IIIэтап: Сбор и обработка информации:
Задания для каждой команды:
собрать материал об истории блокады
собрать материал о детях блокады Ленинграда
собрать материал о детях героях
подобрать фотоматериалы для презентации и оформления альбома,
найти стихи, посвященные блокаде Ленинграда
встречи с участниками блокады Ленинграда
IVэтап: Подготовка к защите проектов.
Оформлению общей презентации в форме альбома «Блокада Ленинграда» и
составление порядка выступления участников и сценария презентации.
Vэтап: Презентация проекта
Наиболее важный и сложный этап - умение донести до слушателя важность
своей работы, сконцентрировать внимание зрителя. Для этого надо
использовать разные формы подачи материала. Наряду с информационными
докладами о детях героях и детях блокады Ленинграда, включить материал
звукозаписи с голосом Левитана о снятии блокады Ленинграда,
фотоматериалы, чтение стихов о блокаде. Выступления перед учениками
других классов, чтобы дети смогли почувствовать значимость и актуальность
своей работы.
VIэтап: Рефлексия.
Награждение участников и подведение итогов
Весьма важный вопрос – оценка работы младших школьников, я считаю,
что поощрён должен быть каждый ребёнок, участвующий в проекте,
независимо от его лидерских качеств. Ведь в разных проектах разные дети
проявляются по-разному. Поэтому надо определить несколько номинаций для
награждения детей, чтобы победителем был каждый ребенок и интерес к
творчеству у детей не иссякал.
Выводы и заключение
Такая работа позволяет решить важнейшую воспитательную задачу -
воспитание патриота своей родины.
Так, поэтапно начиная с истории своей семьи, изучения школы, в которой
учишься, родного края - своей малой родины, а затем к истории России
ведется работа по формированию гражданина Российской Федерации,
который не только знает историю своей страны, но и является настоящим ее
патриотом. Гражданином, готовым к деятельному участию в жизни Родины,
преумножению ее богатств и дальнейшего процветания.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России
является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного
единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и
экономической стабильности. Невозможно создать современную
инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества
внутренней жизни.
Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от
гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы,
жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и
духовных ценностей.
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности,
любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть
важнейшее условие успешного развития России.