"Проектная деятельность в начальной школе"

Автор: Тодересе Наталья Георгиевна
Должность: воспитатель 4 класса МБОУ "Гимназия № 8"
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 8"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодской области
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: "Проектная деятельность в начальной школе"
Дата публикации: 12.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов.
Актуальность
проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность
программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью
данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

Принцип научности
опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с научными фактами, понятиями, закономерностями, теориями всех основных разделов соответствующей отрасли науки, в возможной мере приближалось к раскрытию ее современных достижений и перспектив развития в дальнейшем.
Принцип систематичности и последовательности
требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
Принцип доступности
требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей, чтобы обучаемые не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
Принцип наглядности
. Многолетний опыт обучения и специальные психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается.
Принцип гуманизации образования
диктует необходимость бережного отношения к каждому ребенку.
Принцип дифференциации и индивидуализации обучения
, предусматривающий психолого-педагогическое изучение личности, ее отношений в коллективе для наилучшей социальной адаптации, максимального раскрытия ее творческих способностей.
Принцип творческого самовыражения
способствует реализации потребности ребенка в самовыражении. Стимулирует стремление личности активно реализовать свои лучшие качества в любой сфере деятельности, формирует активную созидательную позицию.
Принцип осуществления «педагогики

сотворчества»,
предусматривающий совместную дискуссионно-
эвристическую деятельность педагога и воспитанника, обеспечивающую исследовательско-творческий характер взаимодействия между ними.
Принципы патриотического воспитания:

Принцип системно организованного подхода
, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации; 
^ Принцип адресного подхода
в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями общества в целом; 
^ Принцип активности и наступательности
, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России; 
^ Принцип универсальности основных направлений

патриотического воспитания
, предполагающий целостный и
комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально-ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества; 
^ Принцип учета региональных условий
в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее. Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Цели проекта:
Основная цель данного проекта формирование основ патриотизма - воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к истории, традициям культуре своей семьи, малой родины, Отечества в целом. Овладение основами самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися.
Задачи:
 воспитание патриотизма и гражданственности;  обучение основам проектной деятельности;  уважение к культуре и истории своей семьи, гимназии, города, страны;  учить взаимодействию и взаимовыручке;  развивать исследовательские и творческие способности учеников, умение планировать свою работу;
 актуализировать знания, умения и навыки ребенка;  развивать взаимодействия между школой, детьми и родителями.  Способствовать реализации системно - деятельностного подхода;  Выявлять организаторские способности детей, развитие их творческой инициативы и умения грамотно, ярко презентовать итоги своей деятельности;  Способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Предполагаемый результат:
 Обучающиеся научатся:  Ставить цели, задачи;  Находить пути решения поставленных задач: изучение литературы, интернет ресурсов, интервью и т.д.  Планировать свою деятельность;  Презентовать итог своей деятельности.  Получат знания о гербах Вологодчины, о видах народной игрушки, узнают о блокаде Ленинграда.  Воспитательные:  обучающие будут с уважением и любовью относится к традициям и истории своей семьи и своей Родины;  активизируется гражданская и социальная активность, коммуникабельность.
Основные понятия
:
Проекты
различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий.
Метод проектов
– педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования).
Проект
– буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.
Проект учащегося
– это дидактическое средство активизации
познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования. Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной
системы проектных задач
. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:  Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);  Целеполагать (ставить и удерживать цели);  Планировать (составлять план своей деятельности);  Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);  Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;  Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте. Форма организации : занятия проводятся 2 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) Проектная деятельность
включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Сроки реализации программы: 1 год.
Итоги
реализации программы могут быть
представлены
через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

1.
Организация работы по патриотическому воспитанию
учащихся 3 класса предполагает 2 темы в соответствии с возрастными особенностями учащихся: I тема – «Города Вологодской области» II тема – «Никто не забыт, ничто не забыто» – Организация работы – 2часа в неделю, всего – 68 часов. 2
. Обеспечение деятельности по совершенствованию процесса

патриотического воспитания:
а) разработка и включение в программу мероприятий, отвечающих интересам воспитанников, соответствующих цели программы б) использование различных методов, форм, обеспечивающих устойчивый интерес и познавательную активность учащихся 3.
Организация работы
по созданию банка информационного сопровождения патриотического воспитания: а) систематизация полученных материалов в ходе реализации проекта. б) создание базы данных по данной проблеме. 4 .
Этапы работы над проектом

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы) II этап: Разработка собственного варианта решения проблемы: актуальность и важность данной проблемы; анализ разнообразной информации; программа действий; разработка варианта реализации своей программы. III этап: Сбор и обработка информации IV этап: Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы) представляют проект перед обучающимися начальной школы оформляют портфолио готовят стендовую защиту разрабатывают электронную презентацию и т.д. V этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.) VI этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
1 тема «Города Вологодской области»
(срок реализации сентябрь , октябрь , ноябрь , декабрь ,январь, февраль, март - 34часа) Цели этого проекта были следующие:
Учебно-воспитательные:
Получить представление о городах Вологодской области, истории их возникновения. Дать возможность почувствовать себя частью малой Родины.
Познавательные и развивающие
: Развитие исследовательской деятельности и коммуникативного общения. Использование формы получения информации – энциклопедии, книги, интернет. Развивать умение работать в группах.
Сплочение классного коллектива. Создание альбома «Города Вологодчины»
Этапы работы над проектом:
Iэтап: «Погружение в проблему» Вводная беседа о г. Череповца - вызвать у детей желание узнать больше о геральдике. IIэтап: Разработка собственного варианта решения проблемы: Детям необходимо выбрать город Вологодской области (карта Вологодской области). Разделиться на группы. Составить план дальнейшей работы. IIIэтап: Сбор и обработка информации: Работа с книгами, энциклопедиями, интернетом. Найти информацию и фото гербов. IVэтап: Подготовка к защите проектов. Обработка результатов поиска и создание альбома «Города Вологодчины». Vэтап: Презентация альбома будет представлена каждой группой в классе и в форме выпуска альбома, защита проекта перед обучающимися начальной школы. VIэтап: Рефлексия. По итогам работы определим значимость проделанной работы и удовлетворенности для каждого участника.
2 блок «Никто не забыт, ничто не забыто»
(срок реализации январь , февраль ,март, апрель, май 34 часа) Тема: «Блокада Ленинграда»
Цели:
Собрать материал о детях в блокаду Ленинграда, «Дороге Жизни», Найти стихи, посвященные блокаде Собрать материал о детях героях ВОВ Посещение ветеранов Великой Отечественной войны
Принять участие в концерте и митинге, посвященным 9 мая. Создать альбомы «Дети блокадного Ленинграда», «История блокады».
Этапы работы над проектом:
Iэтап: «Погружение в проблему» Классный час, просмотр фильмов «Блокада Ленинграда» IIэтап: Разработка собственного варианта решения проблемы: Разделить класс на команды. Каждой команде нужно было разработать план действий в соответствие, с которым далее подобрать материал из книг энциклопедий, найти фотографии, взять интервью у ветеранов и поздравить с праздником. IIIэтап: Сбор и обработка информации: Задания для каждой команды: собрать материал об истории блокады собрать материал о детях блокады Ленинграда собрать материал о детях героях подобрать фотоматериалы для презентации и оформления альбома, найти стихи, посвященные блокаде Ленинграда встречи с участниками блокады Ленинграда IVэтап: Подготовка к защите проектов. Оформлению общей презентации в форме альбома «Блокада Ленинграда» и составление порядка выступления участников и сценария презентации. Vэтап: Презентация проекта Наиболее важный и сложный этап - умение донести до слушателя важность своей работы, сконцентрировать внимание зрителя. Для этого надо использовать разные формы подачи материала. Наряду с информационными докладами о детях героях и детях блокады Ленинграда, включить материал звукозаписи с голосом Левитана о снятии блокады Ленинграда, фотоматериалы, чтение стихов о блокаде. Выступления перед учениками
других классов, чтобы дети смогли почувствовать значимость и актуальность своей работы. VIэтап: Рефлексия. Награждение участников и подведение итогов Весьма важный вопрос – оценка работы младших школьников, я считаю, что поощрён должен быть каждый ребёнок, участвующий в проекте, независимо от его лидерских качеств. Ведь в разных проектах разные дети проявляются по-разному. Поэтому надо определить несколько номинаций для награждения детей, чтобы победителем был каждый ребенок и интерес к творчеству у детей не иссякал.
Выводы и заключение
Такая работа позволяет решить важнейшую воспитательную задачу - воспитание патриота своей родины. Так, поэтапно начиная с истории своей семьи, изучения школы, в которой учишься, родного края - своей малой родины, а затем к истории России ведется работа по формированию гражданина Российской Федерации, который не только знает историю своей страны, но и является настоящим ее патриотом. Гражданином, готовым к деятельному участию в жизни Родины, преумножению ее богатств и дальнейшего процветания. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.