"Здоровьесберегающие технологии в детском саду по физической культуре"

Автор: Ткаченко Наталья Валентиновна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №30 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Алапаевск, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в детском саду по физической культуре"
Дата публикации: 12.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Здоровьесберегающие технологии в детском саду по

физической культуре.
Инструктор по физической культуре Ткаченко Наталья Валентиновна МБДОУ «Детский сад №30 комбинированного вида» город Алапаевск Свердловской области Давным-давно, ещё на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми, сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им и они будут беречься». В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни и развить познавательную активность? Когда это надо начинать? Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий. Свою профессиональную деятельность осуществляю в соответствии с: -Законом РФ «Об образовании» - Конвенцией о правах ребёнка - Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении - Уставом МБДОУ - инструктивно-методическими письмами «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» - «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами» - ФГОС. Работу с детьми по непосредственной образовательной деятельности «Физическая культура» осуществляю по основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ д/с №30 комбинированного
вида, разработанной на основе примерной образовательной программы дошкольного образования. В целях эффективной работы в данном направлении я внедряю парциальные программы «Старт», «Зелёный огонёк здоровья». Разработала на их основе рабочую программу, где большое внимание уделяю обучению детей, использованию спортивных атрибутов и нетрадиционного оборудования (шишек, листочков, платочков, шнурочков, степ-доски, утяжелённые гантели и т.д.). Как говорил Сократ: « Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто». Эти слова актуальны и сегодня. Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Мы живем в XXI веке, веке мобильных телефонов, компьютеров и высочайших технологий, веке стремительного ритма жизни и экологических кризисов, поэтому проблема здоровья и его сохранения является наиболее значимой. И если мы хотим иметь здоровую нацию, необходимо заниматься этой проблемой систематически и целенаправленно. Для успешной работы осуществляю совместную работу с педагогами групп и специалистами: медицинский работник, учитель-логопед, музыкальный руководитель. Повышение уровня физического развития детей можно объяснить тем, что с детьми работает не один специалист по физическому воспитанию, прослеживается преемственность в содержании обучения, формах, методах и приемов работы со всеми специалистами ДОУ: • медицинский персонал (оценка физического развития и здоровья); • инструктор по физической культуре и воспитатели (оценка уровня двигательной активности и физической подготовленности); • учитель-логопед (оценка речевого развития и звукопроизношения); • музыкальный руководитель (оценка музыкально- ритмического развития детей).
Здоровьесберегающие технологии
в дошкольном образовании - технологии, направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. В воспитательно-образовательный процесс активно внедряю следующие виды здоровьесберегающих технологий:
технология стимулирования и сохранения здоровья
- это технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья ребенка, развитие его двигательной активности. К данным технологиям относятся:
- подвижные игры, которые подбираются в соответствии с возрастом ребёнка; -утренняя гимнастика благотворно действует на центральную нервную систему, после гимнастики появляется чувство бодрости, повышается работоспособность; -бодрящая гимнастика ежедневно после дневного сна, способствует пробуждению, бодрит; - пальчиковая гимнастика проводится во время НОД, систематические упражнения пальцев развивают у детей мелкую моторику и координацию движений рук, превращают процесс обучения в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию; - дыхательная гимнастика осуществляется в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. Наряду с дыхательной гимнастикой провожу звуковую гимнастика, целью которой является научить детей дышать через нос и подготовить к их более сложным дыхательным упражнениям. Такая гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям; - гимнастика для глаз в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз. Во время её проведения использую наглядный материал, показ педагога; - релаксационные упражнения способствуют снятию внутреннего мышечного напряжения, помогают детям успокоиться, тем самым привести их нервную систему и психику в нормальное состояния покоя; Мной составлены картотека подвижных игр, картотека общеразвивающих упражнений, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа. Детям даю представления об индивидуальности человеческого организма, знакомлю со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подвожу к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека. Широко использую такие формы проведения НОД как: экскурсии, развлечения, праздники, конкурсы, театрализованные сказки, викторины; - коммуникативные игры, к которым относятся - беседы, этюды, игры разной степени подвижности; - самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы; - точечный самомассаж регулирует деятельность внутренних органов, повышает защитные силы организма в целом. Обеспечиваю эмоциональный комфорт и позитив психологического самочувствия ребенка в процессе общения его со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального
благополучия дошкольника. На физкультурных занятиях решаю традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций и специальные коррекционно – развивающие: развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений по пространственно – временным характеристикам, совершенствование ориентировки в пространстве. Для предупреждения речевых нарушений у дошкольников работаю в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом и воспитателями группы компенсирующей направленности, разработала комплексы дыхательной гимнастики, самомассажа отдельных частей тела, пальчиковой гимнастики. В педагогическом мониторинге прослеживается положительная речевая динамика: речь детей стала лучше, малообщительные дети начали проявлять интерес на занятиях и в повседневной жизни, легче идут на контакт со взрослыми и сверстниками. Для воспитателей и родителей проводились консультации: «Комплекс дыхательной гимнастики», «Как подобрать секцию», «Как научить ребенка кататься на лыжах, коньках» «Профилактика осанки и плоскостопия», «Утренняя гимнастика», «Гимнастика после сна» и др. Использую компьютерные презентации образовательных порталов, а также свои разработки при организации образовательной деятельности с детьми по некоторым темам («Зимние и летние виды спорта», «Спортивный инвентарь для занятий спортом»), средства ТСО. Использование разнообразных технологий помогает обеспечить эмоциональную комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, а так же и социально - эмоциональное благополучие дошкольника в окружающем мире. Одной из приоритетных задач здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни у детей. Важным направлением в этой сфере является правильно организованная предметно-пространственная среда. Для этого я применяю нестандартное оборудование. К сожалению, есть еще дети, имеющие нарушения опорно- двигательного аппарата: сутуловатость, вялая осанка, уплощенная стопа. Все эти нарушения легко предупреждаются при использовании нестандартного оборудования, так как выполнение упражнений с пособиями и дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения. Для полноценного развития ребенка в двигательной деятельности я знакомлю с большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов, которые имеют огромное значение для
развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества. Детей привлекают необычные формы и красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время занятий и интересу детей к различным видам двигательной деятельности, увеличению двигательной активности, развитию самостоятельности детей, формированию потребностей в движениях. Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ и родителей. В детском саду мною проводятся дни здоровья, спортивные развлечения, дни открытых дверей для родителей, совместные спортивные праздники и развлечения с участием родителей «Папа, мама я - спортивная семья», «Я как папа», «Будь здоров!», «Малые зимние Олимпийские игры», что способствует сотрудничеству детей с родителями. Родители больше узнают, чем дети занимаются в детском саду, повышается компетентность родителей в физическом воспитании детей. Для родителей на сайте детского сада веду страницу «Консультации инструктора по физической культуре», где каждый месяц обновляется информация: «Для чего нужна физкультурная форма»; «Десять правил физического воспитания для родителей»; «Зимние виды спорта»; «Движение - это жизнь» и т. д. В родительских уголках каждой возрастной группы так же каждый месяц обновляется информация, проводится анкетирование для родителей. В результате работы у детей повышается самооценка, потребность в занятиях физической культурой. Они активны, свободно ориентируются в пространстве, физически развиты. Регулярное использование комплексов игр и упражнений по развитию координационных способностей; комплексов дыхательной гимнастики; пальчиковой гимнастики позволило повысить уровень двигательной активности, улучшить координацию движений, чувство ритма, повысилась результативность воспитательно- образовательного процесса. Положительная динамика результатов свидетельствует о том, что применение здоровьесберегающих педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста укрепляет здоровье детей, способствует формированию культуры здоровья. Сотрудничество педагогов и родителей в этом направлении, их сознательная деятельность к преобразованию здоровьесозидающего пространства и использованию здоровьесозидающих практик позволяют ребенку укрепить свои внутренние позиции и действовать в соответствии с критериями ведения здорового образа жизни.