"Здоровьесберегающие технологии в детском саду по физической культуре"
Автор: Ткаченко Наталья Валентиновна Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №30 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Алапаевск, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в детском саду по физической культуре"
физической культуре.
Инструктор по физической культуре Ткаченко Наталья Валентиновна
МБДОУ «Детский сад №30 комбинированного вида» город Алапаевск
Свердловской области
Давным-давно, ещё на заре педагогики, Януш Корчак поделился
своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём
здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть
здоровыми, сильными, только дети не знают, что для этого надо делать.
Объясни им и они будут беречься».
В Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление
физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна,
своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье
наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни и развить
познавательную активность? Когда это надо начинать?
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим
здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый
ребенок – успешный ребенок”, считаю
невозможным решение проблемы
воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы
мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.
Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений
педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского
сада здоровьесберегающих технологий.
Свою профессиональную деятельность осуществляю в соответствии с:
-Законом РФ «Об образовании»
- Конвенцией о правах ребёнка
- Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении
- Уставом МБДОУ
- инструктивно-методическими письмами «О гигиенических
требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в
организованных формах обучения»
- «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами»
- ФГОС.
Работу с детьми по непосредственной образовательной деятельности
«Физическая культура» осуществляю по основной общеобразовательной
программе дошкольного образования МБДОУ д/с №30 комбинированного
вида, разработанной на основе
примерной образовательной программы
дошкольного образования.
В целях эффективной работы в данном направлении я внедряю
парциальные программы «Старт», «Зелёный огонёк здоровья». Разработала
на их основе рабочую программу, где большое внимание уделяю обучению
детей, использованию спортивных атрибутов и нетрадиционного
оборудования (шишек, листочков, платочков, шнурочков, степ-доски,
утяжелённые гантели и т.д.).
Как говорил Сократ: « Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто».
Эти слова актуальны и сегодня.
Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более
важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Мы живем в
XXI веке, веке мобильных телефонов, компьютеров и высочайших
технологий, веке стремительного ритма жизни и экологических кризисов,
поэтому проблема здоровья и его сохранения является наиболее значимой. И
если мы хотим иметь здоровую нацию, необходимо заниматься этой
проблемой систематически и целенаправленно.
Для успешной работы осуществляю совместную работу с педагогами
групп и специалистами: медицинский работник, учитель-логопед,
музыкальный руководитель.
Повышение уровня физического развития
детей можно объяснить тем, что с детьми работает
не один специалист по
физическому воспитанию, прослеживается преемственность в содержании
обучения, формах, методах и приемов работы со всеми специалистами ДОУ:
• медицинский персонал (оценка физического развития и
здоровья);
• инструктор по физической культуре и воспитатели (оценка
уровня двигательной активности и физической подготовленности);
• учитель-логопед (оценка речевого развития и
звукопроизношения);
• музыкальный руководитель (оценка музыкально-
ритмического развития детей).
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании -
технологии, направлены на решение приоритетной задачи современного
дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения
здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей,
педагогов и родителей.
В воспитательно-образовательный процесс активно внедряю следующие
виды здоровьесберегающих технологий:
технология стимулирования и сохранения здоровья
- это технологии,
направленные на сохранение и укрепление здоровья ребенка, развитие его
двигательной
активности. К данным технологиям относятся:
- подвижные игры, которые подбираются в соответствии с возрастом
ребёнка;
-утренняя гимнастика благотворно действует на центральную нервную
систему, после гимнастики появляется чувство бодрости, повышается
работоспособность;
-бодрящая гимнастика ежедневно после дневного сна, способствует
пробуждению, бодрит;
- пальчиковая гимнастика проводится во время НОД, систематические
упражнения пальцев развивают у детей мелкую моторику и координацию
движений рук,
превращают процесс обучения в увлекательную игру, не
только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное
воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию;
- дыхательная гимнастика осуществляется в различных формах
физкультурно - оздоровительной работы. Наряду с дыхательной гимнастикой
провожу звуковую гимнастика, целью которой является научить детей
дышать через нос и подготовить к их более сложным дыхательным
упражнениям. Такая гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру,
повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
- гимнастика для глаз в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки,
способствует снятию статического напряжения мышц глаз. Во время её
проведения использую наглядный материал, показ педагога;
- релаксационные упражнения способствуют снятию внутреннего мышечного
напряжения, помогают детям успокоиться, тем самым привести их нервную
систему и психику в нормальное состояния покоя;
Мной составлены картотека подвижных игр, картотека общеразвивающих
упражнений, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, массажа и
самомассажа.
Детям даю представления об индивидуальности человеческого организма,
знакомлю со строением некоторых частей тела и основных органов чувств;
условиями их охраны и гигиены. Детей подвожу к пониманию того, какие
факторы влияют на укрепление здоровья человека. Широко использую такие
формы проведения НОД как: экскурсии, развлечения, праздники, конкурсы,
театрализованные сказки, викторины;
- коммуникативные игры, к которым относятся - беседы, этюды, игры разной
степени подвижности;
- самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного
занятия или в виде динамической паузы;
- точечный самомассаж
регулирует деятельность внутренних органов,
повышает защитные силы организма в целом.
Обеспечиваю эмоциональный комфорт и позитив психологического
самочувствия ребенка в процессе общения его со сверстниками и взрослыми
в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального
благополучия дошкольника.
На физкультурных занятиях
решаю традиционные задачи по общему
физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья,
развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию
психомоторных функций и
специальные коррекционно – развивающие:
развитие моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений
по пространственно – временным характеристикам, совершенствование
ориентировки в пространстве.
Для предупреждения речевых нарушений у дошкольников работаю в
тесном сотрудничестве с учителем-логопедом и воспитателями группы
компенсирующей направленности, разработала комплексы дыхательной
гимнастики, самомассажа отдельных частей тела, пальчиковой гимнастики.
В педагогическом мониторинге прослеживается положительная
речевая динамика: речь детей стала лучше, малообщительные дети начали
проявлять интерес на занятиях и в повседневной жизни, легче идут на
контакт со взрослыми и сверстниками.
Для воспитателей и родителей
проводились консультации: «Комплекс
дыхательной гимнастики», «Как подобрать секцию», «Как научить ребенка
кататься на лыжах, коньках» «Профилактика осанки и
плоскостопия»,
«Утренняя гимнастика», «Гимнастика после сна» и др.
Использую компьютерные презентации образовательных порталов, а
также свои разработки при организации образовательной
деятельности с
детьми по некоторым темам («Зимние и летние виды спорта», «Спортивный
инвентарь для занятий спортом»), средства ТСО.
Использование разнообразных технологий помогает обеспечить
эмоциональную комфортность и позитивное психологическое самочувствие
ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и
семье, а так же и социально - эмоциональное благополучие дошкольника в
окружающем мире.
Одной из приоритетных задач здорового образа жизни у детей
дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие
навыков здорового образа жизни у детей. Важным направлением в этой сфере
является правильно организованная предметно-пространственная среда. Для
этого я применяю нестандартное оборудование.
К сожалению, есть еще дети, имеющие нарушения опорно-
двигательного аппарата: сутуловатость, вялая осанка, уплощенная стопа. Все
эти нарушения легко предупреждаются при использовании нестандартного
оборудования, так как выполнение упражнений с пособиями и
дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество
их выполнения. Для полноценного развития ребенка в двигательной
деятельности я знакомлю с большим количеством разнообразных
физкультурных пособий и предметов, которые имеют огромное значение для
развития активности детей, формирования их инициативного поведения и
творчества.
Детей привлекают необычные формы и красочность такого
оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во
время занятий и интересу детей к различным видам двигательной
деятельности, увеличению двигательной активности, развитию
самостоятельности детей, формированию потребностей в движениях.
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно
только при условии тесного взаимодействия всего педагогического
коллектива ДОУ и родителей.
В детском саду мною проводятся дни здоровья, спортивные
развлечения, дни открытых дверей для родителей, совместные спортивные
праздники и развлечения с участием родителей «Папа, мама я - спортивная
семья», «Я как папа», «Будь здоров!», «Малые зимние Олимпийские игры»,
что способствует сотрудничеству детей с родителями. Родители больше
узнают, чем дети занимаются в детском саду, повышается компетентность
родителей в физическом воспитании детей.
Для родителей на сайте детского сада веду страницу «Консультации
инструктора по физической культуре», где каждый месяц обновляется
информация: «Для чего нужна физкультурная форма»; «Десять правил
физического воспитания для родителей»; «Зимние виды спорта»; «Движение
- это жизнь» и т. д.
В родительских уголках каждой возрастной группы так же каждый месяц
обновляется информация, проводится анкетирование для родителей.
В результате работы у детей повышается самооценка, потребность в
занятиях физической культурой. Они активны, свободно ориентируются в
пространстве, физически развиты. Регулярное использование комплексов игр
и упражнений по развитию координационных способностей; комплексов
дыхательной гимнастики; пальчиковой гимнастики позволило повысить
уровень двигательной активности, улучшить координацию движений,
чувство ритма,
повысилась результативность воспитательно-
образовательного процесса.
Положительная динамика результатов свидетельствует о том, что
применение здоровьесберегающих педагогических технологий в
воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста
укрепляет здоровье детей, способствует формированию культуры здоровья.
Сотрудничество педагогов и родителей в этом направлении, их сознательная
деятельность к преобразованию здоровьесозидающего пространства и
использованию здоровьесозидающих практик позволяют ребенку укрепить
свои внутренние позиции и действовать в соответствии с критериями ведения
здорового образа жизни.