Напоминание

Создание музейно-педагогического комплекса "Cодружество"

Автор: Беспалова Алла Алексеевна
Должность: заместитель директора по научно-методической работе
Учебное заведение: МАУ ДО "Дворец творчества детей и молодежи"
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: социально-педагогический проект
Тема: Создание музейно-педагогического комплекса "Cодружество"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Создание музейно-педагогического

комплекса «Cодружество»
___ Беспалова А.А. заместитель директора по научно- методической работе МАУ ДО Дворца творчества детей и молодежи г. Братска. В настоящее время всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике, целью которой является создание условий для развития личности учащихся путём включения её форм и методов в многообразную совместную деятельность Дворца творчества детей и молодежи с музеем, выставочным залом. Исходя из этого, родилась идея создания совместного проекта «Создание музейно-педагогического комплекса «Содружество» с Художественным выставочным залом города. Механизм совместного проекта - организация системных, взаимосвязанных по смыслу и содержанию, мероприятий для учащихся Школы Дизайна с использованием образовательной среды Художественного выставочного зала и Дворца, методов и форм музейной педагогики, как при проведении досугово- развивающих мероприятий, так и при планировании и проведении учебных занятий в контексте реализации комплексной общеобразовательной программы «Основы дизайна и архитектуры» В результате, был подписан 2-х сторонний договор между Дворцом творчества и Художественным выставочным залом. На основании договора составлен план совместной работы на текущий учебный год, в котором было предусмотрено как посещение учащимися школы Дизайна выставок в Художественный выставочный зал, так и проведение мастер - классов профессионалами своего направления для отдельных групп учащихся, выездные выставки во Дворец с привлечением авторов, создателей экспонатов этих выставок и многое другое. Уже состоялись экскурсии в Художественный выставочный зал на выставку «Грани таланта» Иркутских художников и «Мой вернисаж», выставку молодого Братского художника-керамиста Пономаревой Марианны. Также, по плану во Дворце творчества детей и молодежи состоялось торжественное открытие передвижной выставки «Лоскутный мир». Выставка была подготовлена творческим коллективом клуба общения «Семицветик», под руководством Ананенко Зои Владимировны, действующего с октября 2009 г. при Художественном выставочном зале Братского музея. Выставка была организована с целью показа всего богатства и многогранности талантов наших Братских мастеров художественно-прикладного направления. Передвижная выставка дала возможность провести необычные экскурсии для учащихся различных творческих объединений ДТДиМ в форме беседы о новых техниках лоскутного шитья и стежках, которые применяются мастерицами при изготовлении сумок, текстильных игрушек, украшений и других лоскутных изделий. Здесь также были представлены: лоскутные панно, покрывала, картины и миниатюры, выполненные в разных техниках. Всего было предоставлено 129 экспозиций, 5-ти членов клуба «Семицветик». У многих ребят, да и взрослых эта встреча пробудила интерес к данному виду творчества. Экскурсию для присутствующих провела Асташова Елена Владимировна, научный сотрудник Художественного выставочного зала, в последующие дни работы – группа юных экскурсоводов, уч-ся школы Дизайна. Общее число учащихся, посетивших выставку свыше 250 человек. Также, во Дворце творчества был открыт выставочный зал, который соединил в себе функциональность и эстетику. Изюминкой оформления зала стала «лента времени» - иллюстрация к определённому архитектурному стилю, расположенная в исторически
обусловленной последовательности. Работы выполнены юными художниками Школы Дизайна. Зал предназначен для оформления выставок работ по изобразительному творчеству. Стартовала и первая лекция из цикла «Творчество Братских художников» к 60- летию г. Братска. С творчеством Знаменитого Братского художника Мамилова Гелия Александровича, учащихся познакомила директор Художественного Выставочного Зала В.Д. Козлова. Гелий Александрович был многогранным и талантливым человек, его работы написаны как в суровом, и так и в лирическом стиле. Основная часть его работ отражает годы освоения Сибири во время строительства Братской ГЭС, мужество и героизм молодежи того времени. Учащиеся с интересом воспринимали информацию. Определив приоритет в создании проекта на выявление потенциала (интересов и возможностей) каждого ребёнка и вовлечение их в разнообразную деятельность, была организована исследовательская деятельность учащихся школы Дизайна – по следующим темам: «Валентин Демьяненко. Влияние детских впечатлений на творческий почерк художника» (Нечаева Софья), «Миссия музея сегодня: музей – пережиток прошлого или необходимость будущего?» (Макарова Валерия), «Искусство керамики в Братске» (Сереброва Ксения) , а научные сотрудники Художественного выставочного зала осуществляют научное руководство, предоставляя возможность работы с фондами музея и осуществляют экспертизу работ юных исследователей. Логическим завершением будет представление работ на учебно-исследовательской конференции Дворца в конце учебного года. В качестве логического продолжения работы по совместному проекту были задуман и создан комплексный педагогический проект школы Дизайна «Я и Музей», включающий в себя 3 ступени, адаптированных под разные возрастные категории учащихся: «Я - музейный зритель» (9-10лет), «Я - музейный эрудит» (11-13 лет), «Я – музейный работник» (13-15 лет). Различие ступеней — в объекте изучения: от понятия «музей», «экспонат» до профессиональных тонкостей работы экскурсовода. Пробуждение интереса к музею, создание фундамента культуры общения с ним — главная цель первого этапа « Я - музейный зритель». Формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран, знакомство с разнообразием музейной тематики – цель второй ступени «Я - музейный эрудит». Развитие коммуникативных умений, знакомство с современными музейными технологиями, приобретение практических навыков проведения экскурсий – цель ступени «Я - музейный работник». Проект воплощается через разнообразные формы и методы на учебных занятиях в течение учебного года: тематические беседы, интерактивные игры, виртуальные экскурсии, компетентностные олимпиады, проектная деятельность учащихся. Каждый учащийся вовлечён в процесс приобщения к музею и его культуре, одновременно открываются и новые возможности для творческой деятельности педагогов, в целом, развитие образовательной среды школы Дизайна способствует обретению культуры, необходимой для созидательной жизни учащихся в дальнейшем». При условии успешной реализации, данный комплексный проект позволит сделать музейную педагогику составляющей частью дополнительной общеобразовательной программы по дизайну в дальнейшем. Педагоги Школы Дизайна распланировали использование технологии музейной педагогики на учебных занятия в виде календарно-тематического плана. В целом, в реализации сетевого проекта принимает участие 65 учащихся педагогов Школы Дизайна – Климкович Е.Е., Благодарева Н.Р., Ковалевич О.В., в
том числе родители, с которыми было проведено родительское собрание, на котором они выразили свое согласие на участие в проекте. Вначале работы по проекту был проведен опрос и анкетирование учащихся Творческого объединения «Школа дизайна», участников совместного проекта «Создание музейно- педагогического комплекса «Содружество» с ц елью определения степени интереса к посещению музеев и участия в проекте. Анкетирование показало, что большинство опрошенных учащихся: бывают в музеях 1-2 раза в год; посещают музеи, в основном, с классным руководителем; очень немногие учащиеся бывают в музеях с родителями (13%); родители не считают возможным и необходимым тратить свободное время на посещение музея; учащимся хотелось бы чаще бывать в музеях (41%), им нравятся экскурсии; некоторые из респондентов изъявили желание в будущем стать экскурсоводами (35%). Данные ответы подтверждают необходимость реализации настоящего социально-педагогического проекта, обосновывают его актуальность и своевременность. Чего хотим добиться - расширения образовательного пространства, мобилизацию усилий Дворца на более тесное и результативное влияние совместной и направленной работы педагогов и коллектива Художественного выставочного зала на развитие общей культуры учащихся и отбор самых интересных, полезных и приемлемых всеми сторонами – участниками процесса форм и методов музейной педагогики для дальнейшего сотрудничества и внедрения их в практику работы других педагогов. Таким образом, реализуется миссия Дворца - осуществляя мероприятия проекта «Содружество» создавать условия для развития личности учащихся с достаточным уровнем общей культуры, социального интеллекта, которые позволят им успешно жить в быстро меняющемся мире.