Создание музейно-педагогического комплекса "Cодружество"
Автор: Беспалова Алла Алексеевна Должность: заместитель директора по научно-методической работе
Учебное заведение: МАУ ДО "Дворец творчества детей и молодежи"
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: социально-педагогический проект
Тема: Создание музейно-педагогического комплекса "Cодружество"
комплекса «Cодружество»
___ Беспалова А.А.
заместитель директора по научно- методической работе
МАУ ДО Дворца творчества детей и молодежи г. Братска.
В настоящее время всё большее внимание в теории и практике образования
придаётся музейной педагогике, целью которой является создание условий для
развития личности учащихся путём включения её форм и методов в
многообразную совместную деятельность Дворца творчества детей и молодежи с
музеем, выставочным залом.
Исходя из этого, родилась идея создания совместного проекта «Создание
музейно-педагогического комплекса «Содружество» с Художественным
выставочным залом города.
Механизм совместного проекта - организация системных, взаимосвязанных
по смыслу и содержанию, мероприятий для учащихся Школы Дизайна с
использованием образовательной среды Художественного выставочного зала и
Дворца, методов и форм музейной педагогики, как при проведении досугово-
развивающих мероприятий, так и при планировании и проведении учебных
занятий в контексте реализации комплексной общеобразовательной программы
«Основы дизайна и архитектуры»
В результате, был подписан 2-х сторонний договор между Дворцом творчества
и Художественным выставочным залом. На основании договора составлен план
совместной работы на текущий учебный год, в котором было предусмотрено как
посещение учащимися школы Дизайна выставок в Художественный выставочный
зал, так и проведение мастер - классов профессионалами своего направления
для отдельных групп учащихся, выездные выставки во Дворец с привлечением
авторов, создателей экспонатов этих выставок и многое другое. Уже состоялись
экскурсии в Художественный выставочный зал на выставку «Грани таланта»
Иркутских художников и «Мой вернисаж», выставку молодого Братского
художника-керамиста Пономаревой Марианны. Также, по плану во Дворце
творчества детей и молодежи состоялось торжественное открытие передвижной
выставки «Лоскутный мир». Выставка была подготовлена творческим коллективом
клуба общения «Семицветик», под руководством Ананенко Зои Владимировны,
действующего с октября 2009 г. при Художественном выставочном зале Братского
музея. Выставка была организована с целью показа всего богатства и
многогранности талантов наших Братских мастеров художественно-прикладного
направления. Передвижная выставка дала возможность провести необычные
экскурсии для учащихся различных творческих объединений ДТДиМ в форме
беседы о новых техниках лоскутного шитья и стежках, которые применяются
мастерицами при изготовлении сумок, текстильных игрушек, украшений и других
лоскутных изделий. Здесь также были представлены: лоскутные панно,
покрывала, картины и миниатюры, выполненные в разных техниках. Всего было
предоставлено 129 экспозиций, 5-ти членов клуба «Семицветик». У многих ребят,
да и взрослых эта встреча пробудила интерес к данному виду творчества.
Экскурсию для присутствующих провела Асташова Елена Владимировна, научный
сотрудник Художественного выставочного зала, в последующие дни работы –
группа юных экскурсоводов, уч-ся школы Дизайна. Общее число учащихся,
посетивших выставку свыше 250 человек. Также, во Дворце творчества был
открыт выставочный зал, который соединил в себе функциональность и эстетику.
Изюминкой оформления зала стала «лента времени» - иллюстрация к
определённому архитектурному стилю, расположенная в исторически
обусловленной последовательности. Работы выполнены юными художниками
Школы Дизайна. Зал предназначен для оформления выставок работ по
изобразительному творчеству.
Стартовала и первая лекция из цикла «Творчество Братских художников» к 60-
летию г. Братска. С творчеством Знаменитого Братского художника Мамилова
Гелия Александровича, учащихся познакомила директор Художественного
Выставочного Зала В.Д. Козлова.
Гелий Александрович был многогранным и талантливым человек, его работы
написаны как в суровом, и так и в лирическом стиле. Основная часть его работ
отражает годы освоения Сибири во время строительства Братской ГЭС, мужество
и героизм молодежи того времени. Учащиеся с интересом воспринимали
информацию.
Определив приоритет в создании проекта на выявление потенциала
(интересов и возможностей) каждого ребёнка и вовлечение их в разнообразную
деятельность, была
организована исследовательская деятельность учащихся
школы Дизайна – по следующим темам:
«Валентин Демьяненко. Влияние детских
впечатлений на творческий почерк художника» (Нечаева Софья), «Миссия музея
сегодня: музей – пережиток прошлого или необходимость будущего?» (Макарова
Валерия), «Искусство керамики в Братске» (Сереброва Ксения)
, а научные
сотрудники Художественного выставочного зала осуществляют научное
руководство, предоставляя возможность работы с фондами музея и
осуществляют экспертизу работ юных исследователей. Логическим завершением
будет представление работ на учебно-исследовательской конференции Дворца в
конце учебного года.
В качестве логического продолжения работы по совместному проекту были
задуман и создан комплексный педагогический проект школы Дизайна «Я и
Музей», включающий в себя 3 ступени, адаптированных под разные возрастные
категории учащихся: «Я - музейный зритель» (9-10лет), «Я - музейный эрудит»
(11-13 лет), «Я – музейный работник» (13-15 лет).
Различие ступеней — в
объекте изучения: от понятия «музей», «экспонат» до профессиональных
тонкостей работы экскурсовода. Пробуждение интереса к музею, создание
фундамента культуры общения с ним — главная цель первого этапа « Я -
музейный зритель».
Формирование отношения к музею как к сокровищнице
духовного и художественного опыта народов разных стран, знакомство с
разнообразием музейной тематики – цель второй ступени «Я - музейный эрудит».
Развитие коммуникативных умений,
знакомство с современными музейными
технологиями, приобретение практических навыков проведения экскурсий – цель
ступени «Я - музейный работник».
Проект воплощается через разнообразные
формы и методы на учебных занятиях в течение учебного года: тематические
беседы, интерактивные игры, виртуальные экскурсии, компетентностные
олимпиады, проектная деятельность учащихся. Каждый учащийся вовлечён в
процесс приобщения к музею и его культуре, одновременно открываются и новые
возможности для творческой деятельности педагогов, в целом,
развитие
образовательной среды школы Дизайна способствует обретению культуры,
необходимой для созидательной жизни учащихся в дальнейшем».
При условии успешной реализации, данный комплексный проект позволит
сделать музейную педагогику составляющей частью дополнительной
общеобразовательной программы по дизайну в дальнейшем.
Педагоги Школы
Дизайна распланировали использование технологии музейной педагогики на
учебных занятия в виде календарно-тематического плана.
В целом, в реализации сетевого проекта принимает участие 65 учащихся
педагогов Школы Дизайна – Климкович Е.Е., Благодарева Н.Р., Ковалевич О.В., в
том числе родители, с которыми было проведено родительское собрание, на
котором они выразили свое согласие на участие в проекте. Вначале работы по
проекту был проведен опрос и анкетирование учащихся Творческого объединения
«Школа дизайна», участников совместного проекта «Создание музейно-
педагогического комплекса «Содружество» с ц
елью определения степени
интереса к посещению музеев и участия в проекте.
Анкетирование показало, что большинство опрошенных учащихся: бывают в
музеях 1-2 раза в год; посещают музеи, в основном, с классным руководителем;
очень немногие учащиеся бывают в музеях с родителями (13%); родители не
считают возможным и необходимым тратить свободное время на посещение
музея; учащимся хотелось бы чаще бывать в музеях (41%), им нравятся
экскурсии; некоторые из респондентов изъявили желание в будущем стать
экскурсоводами (35%).
Данные ответы подтверждают необходимость реализации настоящего
социально-педагогического проекта, обосновывают его актуальность и
своевременность. Чего хотим добиться - расширения образовательного
пространства, мобилизацию усилий Дворца на более тесное и результативное
влияние совместной и направленной работы педагогов и коллектива
Художественного выставочного зала на развитие общей культуры учащихся и
отбор самых интересных, полезных и приемлемых всеми сторонами –
участниками процесса форм и методов музейной педагогики для дальнейшего
сотрудничества и внедрения их в практику работы других педагогов.
Таким
образом, реализуется миссия Дворца
-
осуществляя мероприятия проекта
«Содружество»
создавать условия для развития личности учащихся с
достаточным уровнем общей культуры, социального интеллекта, которые
позволят им успешно жить в быстро меняющемся мире.