"Организация ранней профессиональной ориентации воспитанников ДОУ"

Автор: Рогожина Людмила Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 358 "Лесная полянка"
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация ранней профессиональной ориентации воспитанников ДОУ"
Дата публикации: 13.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Проект «Организация ранней профессиональной ориентации воспитанников ДОУ» Автор: Рогожина Людмила Аркадьевна Воспитатель I квалификационной категории МАДОУ № 358 Екатеринбург, 2015

Цель:
приобщение детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитие интереса к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители) определить значение существования трудовой деятельности в жизни человека, через вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности.
Задачи:
Образовательные: - расширить представления воспитанников о профессиях; - учить ориентироваться в мире профессий. Развивающие: - содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков старших дошкольников, а также умению работать в группах; - содействовать развитию коммуникативной культуры воспитанников; - развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности. Воспитывающие: - способствовать сплочению детского коллектива, помочь дошкольникам осознать ценность совместной деятельности; - формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
Актуальность:
Проблема формирования представлений о мире труда и профессий у детей дошкольного возраста недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. В дошкольных организациях формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время детский сад должен оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий. Формирование представлений старших дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то старший дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 5 - 7 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в
школе, профессии летчика, полицейского, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. В ходе работы с детьми выяснилось, что они мало знакомы с нераспространенными видами профессий и их спецификой, с профессиями своих родителей. ( Бухгалтер, архитектор, строитель и т.д.) Порой они не знают место работы, название специальности, трудовые обязанности родителей. Иногда понимание ребенком специфики профессии соседствует с комичным. На вопрос «Кем работает твой папа? », можно услышать ответы: «Папа: целый день играет за компьютером». А на самом деле папа – программист и не просто играет, а проектирует строительство любого здания, учреждения или определенного изделия. И такая важная профессия как строитель — без этой помощи не может обойтись, как и без помощи: бетонщиков, каменщиков, сварщиков и т.д. Таким образом, назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей. В результате проведенного в сентябре 2014 года пилотного исследования представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях мы определили следующие проблемы: - только одна четвертая часть воспитанников имеют представления о профессиях сотрудников детского сада, в общих чертах знают содержание их работы; - половина опрошенных детей не знают, кем работают их родители и в чем заключается сущность их работы. - треть опрошенных родителей не рассказывали своим детям о своей работе. Таким образом, можно сделать вывод, что проблема ранней профориентации дошкольников для нашего дошкольного учреждения очень актуальна. Так родилась
проектная идея
– провести цикл мероприятий, направленных на знакомство с актуальными профессиями сегодняшнего дня.
Технологии реализации:
Технология, способствующая развитию познавательного интереса дошкольников
1.Целевые прогулки по близлежащим улицам города

2.Экскурсии – путешествия.
Любая экскурсия состоит из трёх взаимосвязанных этапов: подготовительного, самой экскурсии и заключительного. В подготовительном этапе педагог продумывает цель, маршрут будущей экскурсии, объекты изучения, способы познания, дополнительный материал. В ходе экскурсии – путешествия педагог (экскурсовод) знакомит дошкольников с архитектурными сооружениями, , организует беседу с людьми, работающими в этих зданиях. Весь материал излагается с учетом возрастных особенностей детей. Заключительный этап экскурсии–путешествия – это «празднование». Дети совместно с педагогом
рисуют, лепят, конструируют, делятся впечатлениями об экскурсии– путешествии.
3.Интервью с представителями разных профессий

4. Встречи с интересными людьми
Технология, способствующая развитию творческого опыта дошкольника
1.Составляем рассказ «О профессиях детского сада»

«О профессиях

мамы», «О профессиях папы», «Профессии моей семьи»

2.«Загадай загадку о …».
Детям предлагают загадать друг другу загадку о любой профессии произведении, изображённой на иллюстрации, фотографии (средства выразительности, композиция и т.д.).
3.Детско-родительский проект-коллаж «Профессии моей семьи»
оформление выставки под таким названием. Далее по желанию дошкольники выходят, показывают свои проекты и рассказывают о профессиях своей семьи. При желании остальные могут задать интересующие вопросы автору коллажа.
4. Выставка детских рисунков «Кем я хочу стать»

5. Фотовыставки «Кем работают наши мамы», «Кем работают наши

папы»

6. Оформление альбомов «Как мы ходили на экскурсию»
Игровые технологии Позволяют «прожить» в игре волнующие детей ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого; Информационно-коммуникационные технологии Просмотр мультфильмов, мультимедийных презентаций, видеоэкскурсии. Реализация идеи зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами реализуется
через различные виды

деятельности:

- игровую,
включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, Социализация ребенка-дошкольника осуществляется в большей степени через игру, как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Ролевые игры помогают развитию личности. Любое обучение проходит значительно продуктивнее, если оно интересно малышу. Организация сюжетно-ролевых игр: «Мы пожарные», «Военные» «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь», «Аптека», «Автобус», «Такси» «Железная дорога», «Почта», «Магазин», «Кафе», «Школа», «Детский сад», «МЧС». Настольные игры: лото «Все профессии важны», «Профессии», «Кому нужны инструменты» «Наша улица». «Профессии», «Кем быть?»; Собери картинки: строитель, пожарный, музыкант, рабочий, космонавт, врач; - Дидактические, словесные игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии», «Писатель», «Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом», «Где можно это купить», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает? », «Кому что надо», «Петрушка идет трудиться», «Названия профессий от А до Я», «Что
случилось, если бы не работал … », «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».
- коммуникативную
(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), Самое яркое событие для детей – встреча с людьми разных профессий или приход в гости родителей с рассказами о своих профессиях, а иногда и с результатами своего труда.
- познавательно-исследовательскую
(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними) Этот вид достаточно тесно связан с игрой. Ведь именно благодаря последней ребенок знакомится с окружающим миром. В зависимости от целей, которые ставит перед детьми воспитатель, этот вид деятельности может включать экспериментирование, наблюдение, экскурсии. Именно экскурсии и наблюдения обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действительность приобретаемых детьми познаний.
- восприятие художественной литературы и фольклора
, Ребенок открывает целый мир профессий, и этот интерес обязательно нужно поощрять. Помочь в этом могут детские книги о профессиях, которые важны не только для расширения кругозора ребенка, закрепления интереса к профессиям, но и для того, чтобы более осмысленно играть в сюжетные игры: в докторов, футболистов, парикмахеров и т.д. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. Наши любимые детские книги о профессиях: Р. Скарри «Город добрых дел», И. Карпова «Кем быть?», Д. Денисова, «Какие бывают профессии» В.В. Маяковский «Кем быть?», М. Познанская «Пойдем на работу», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла», С. Маршак «Откуда стол пришел», С. Михалков «А что у вас? », В Лифшиц «И мы трудиться будем». С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», С. Михалков «Дядя Степа». С. Маршак «Мы военные», С. Михалков «Дядя Степа- милиционер». Чуковский «Айболит», А. Барто «Мы с Тамарой санитары», Б. Житков «Железная дорога», Ильин «Машины на нашей улице» Воспитатель: Н. Найденова «Ольга Павловна».
С. Баруздин «Кто построил новый дом», Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим»,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд
(в помещении и на улице). Поможем помощнику воспитателя накрыть на стол, постираем кукольную одежду, поможем дворнику расчистить дорожки.
- конструирование
из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал Игры с конструктором: «Мы строим дом», постройки из крупного деревянного строителя: «Магазин», «Больница», «Лестница для пожарных», «Носилки», «Аэропорт», «Гаражи», «Бензоколонка», «Автодром» Постройки из пластмассового «Лего»: «Мебелевоз», «Карусель», «Космодром», «Машины специального назначения»,«Автостоянка» Плоскостное моделирование макет улицы Изготовление макета улицы.
-изобразительная
(рисование, лепка, аппликация), Рисование представителей профессий: «Все работы хороши, выбирай на вкус». Разукрашивание раскрасок профессия моих родителей и рисование инструментов и оборудования. Лепка: Изготовление кондитерских изделий (соленое тесто, овощей, фруктов (пластилин)).
-музыкальная
Пение и слушание музыкальных произведений о той или иной профессии.
Досуговая деятельность:
Досуги, праздники, викторины
Работу с родителями:
Включение родителей в процесс сбора информации, наглядного материала; привлечение родителей к проектной деятельности, знакомству с профессиями мамы, папы, дедушек, бабушек, других родственников; участие родителей в подборе фотоматериалов для фотовыставок.
Механизм проведения образовательных мероприятий по теме

«Калейдоскоп профессий»
(Алгоритм проведения) Цель; Задачи; Целевая группа и количество детей: количество детей от 10 до25, возраст 5 -7 лет; Материал и оборудование: оборудование в зависимости от темы и имеющиеся на группе; Продолжительность занятия: до 30 минут (в зависимости от возраста); Форма проведения: индивидуальная, групповая; Ход занятия; Итог занятия.