"Эволюция семейных ценностей. Место ребенка в современной семье"

Автор: Ляшенко Ольга Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ Отрадненская СОШ
Населённый пункт: с. Отрадное, Ростовская область
Наименование материала: разработка к использованию в работе с педагогами, родителями, подростками
Тема: "Эволюция семейных ценностей. Место ребенка в современной семье"
Дата публикации: 13.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


РЕФЕРАТ

Тема: «Эволюция семейных ценностей.

Место ребенка в современной семье»

Выполнила:


Социальный педагог МБОУ Отрадненская СОШ Ляшенко О.Н.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
…………………………………………...………………………..3 § 1. Ценности семьи. Нравственные основы семьи ………………………4 § 2. Брак и семья в системе ценностей современного человека............….8 § 3. Трансформация иерархии семейных ценностей в эволюции семейно- брачного института. ………….………... ……............................................12 § 4. Место ребенка в современной семье ………………..........……….....16
Заключение
………………………………………..………….……………20
Список литературы
………………………...………… …….…………...22

ВВЕДЕНИЕ
Большинство из нас считают печать в паспорте всего лишь ненужной формальностью. Может так оно и есть. Но дело в том, что и семью уже считают формальностью. Ни для любви, ни для секса, ни для рождения детей семья не нужна. Если раньше для человека интересы семьи стояли выше собственных интересов, то сейчас мир потихоньку сходит с ума. Материализм, карьеризм, цинизм, эгоизм пришли на смену ответственности, совести, свободы, веры, любви, бескорыстности, патриотизму, взаимопомощи. К сожалению, люди сейчас стремятся к материальному. К чему это все может привести, как это отразится на нашем будущем поколении? Семья — маленькая ячейка общества, маленькое государство со своими жителями, которых объединяет сходный образ жизни, единая цель, моральные ценности, любовь, взаимоуважение. Начать разговор о семье и семейном воспитании мне хочется прекрасными словами Ф. М. Достоевского, которые он вложил в уста Алеши Карамазова: «Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание; и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь эдакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь». Действительно, человек так устроен, что ничего не забывает из того, что в его жизни было. Все хотя бы раз когда-то слышанное человеком, даже если он и не слушал, а просто слышал, остается в нем. Внутри нас есть, образно говоря, некий «видеомагнитофон», который постоянно включен и на который записывается абсолютно все - каждая наша мысль, каждое чувство, каждое наше желание, хотим мы того, или нет.

§1. ЦЕННОСТИ СЕМЬИ. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ СЕМЬИ
Являясь ячейкой общества, семья отражает его идейно-политические и нравственные устои. В ряду духовных ценностей семьи важнейшее место занимают именно ценности идейные. Семья – важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морально-политического становления личности. Активная общественная направленность деятельности отца и матери находят отражение в образе жизни семьи. У таких родителей вырастают идейно убеждённые дети. Огромную роль в передаче идейного опыта старших поколений младшим играют традиции (начало и окончание учебного года детей; дни совершеннолетия; получения паспорта и т.д.) К идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям – источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений. Мораль формируется в конкретных исторических условиях и соответственно, само её содержание меняется в зависимости от этих условий. Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: “Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей”. Но и другие принципы напрямую касаются семьи – так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип “один за всех, все за одного “ – разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости? Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей.
Так, понятие “семейный долг” шире, чем “супружеский долг”: оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей. И любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так, дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива. Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи. Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинающие такие отношения семьи отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды. С первых дней существования, молодая семья, опираясь на всё то лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь. Предлагаемая ниже классификация основана на характеристиках семьи, отражающих ее жизнедеятельность. Исследователи руководствовались гипотезой о более высокой эффективности воспитательного воздействия в семьях, отличающихся стабильностью внутрисемейных отношений. С другой стороны, стабильность семьи обусловлена наличием в ней устойчивой системы ценностей, создающей ситуацию социального равновесия и
успешного сопротивления негативным внешним факторам. Воспитательные ценности семьи по существу являются отражением ее ценностных ориентаций. Известно, что воспитательные меры реализуются родителями не столько путем дидактического воздействия на ребенка, сколько через демонстрацию личного поведения, направленность интересов и потребностей, а также через создание определенного психологического климата в семье. Опираясь на такую основу, определяем воспитательную стратегию семьи через ее ценностную систему. Исходя из этой теоретической посылки, в классификацию семейных ценностей были включены следующие основные элементы: 1) ценности супружества; 2) ценности, связанные с демократизацией отношений в семье; 3) ценности родительства, воспитания детей; 4) ценности родственных связей; 5) ценности, связанные с саморазвитием; 6) ценности внесемейных коммуникаций; 7) ценности профессиональной занятости. В результате анализа полученных данных приведенных в сборнике тезисов международной конференции: "Подростки и молодежь в меняющимся обществе (проблемы девиантного поведения)", был выстроен следующий динамический ряд, характеризующий готовность детей принять те или иные ценности родительской семьи для их реализации в собственной семье (табл. 1). Таблица 1. Преемственность семейных ценностей в динамике лет Ценности семьи Готовы принять, подростки (%) Не готовы принять, подростки (%) 1999 2004 2009 1999 2004 2009 Супружеские отношения 16 13 22 38 26 35 Демократизация отношений в семье 34 42 35 30 23 33
Родительство, воспитание детей 51 44 44 16 21 24 Родственные связи 67 73 69 7 3 11 Саморазвитие 11 21 18 43 30 46 Внесемейные коммуникации 46 62 46 16 7 20 Профессиональная занятость родителей 72 64 50 15 7 20 Анализируя данные табл. 1, можно утверждать, что в наибольшей мере подростки готовы заимствовать из родительской системы ценностей модель родственных связей (готовы принять в среднем по годам мониторинга 70% подростков, не готовы – 7%). Достаточно высок также рейтинг такой семейной ценности, как профессиональные интересы, отношение к работе (готовы следовать такой родительской модели поведения в среднем 62%, отвергают ее 14% подростков). Следующая семейная ценность, принимаемая детьми в качестве образца поведения – внесемейное общение, и прежде всего – отношения с друзьями (принимают 51% подростков, отвергают – 14%). Несколько меньше половины подростков (46%) одобряют систему воспитания, принятую в родительской семье (в сравнении с 20% не одобряющих методов воспитания своих родителей). Достаточно сопоставимо число подростков, одобряющих стиль отношений в семье (демократический) и отвергающих существующие в семье отношения (соответственно 37% и 29%). Не пользуются поддержкой детей эмоциональные взаимоотношения между родителями: положительно оценивают их лишь 17% подростков при 33% негативных оценок. Наконец, совсем не одобряют подростки формы проведения родителями своего свободного времени, отсутствие возможностей для саморазвития в этой сфере. Готовы заимствовать родительский пример лишь 16% детей при 40% не желающих.
§2. БРАК И СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО

ЧЕЛОВЕКА.

Главной формой возникновения семьи является брак – союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке и направленный на создание семьи, на принятие взаимных прав и обязанностей. Брак и семья – это не тождественные понятия. Понятие «семья» значительно шире понятия брак, а брачные отношения не исчерпывают собой все многообразие семейных. «Брак» как особое социальное и психологическое явление находится как бы в пределах более общего явления «семья», захватывая тот его аспект, который связан с взаимоотношениями между брачными партнерами – мужем и женой. Вместе с тем, юридически оформляя эти отношения, брак является тем генетически исходным состоянием, которое определяет развитие более сложных и многообразных семейных отношений. Все это наводит на мысль, что проблема упрочения и стабилизации семейных отношений связана, в первую очередь, с устойчивостью супружеских отношений. Отношения между супругами регулируются совокупностью норм и санкций института брака. Одни нормы, обязанности и права носят юридический характер и регламентируются законодательством. Другие регулируются моралью, обычаями, традициями. «Брак возник, – пишет А.Н. Волкова, – на определенном этапе развития общества из экономических нужд и как институт, осуществляющий воспроизводство населения, социальный и сексуальный контроль, как результат все большего подчинения отношений между полами условиям социально-экономического развития». В начале века К. Юнг высказал мысль, что брак – самая сложная форма человеческих отношений. Большинство исследователей (А.Н. Волкова, С.И. Голод, Л.В. Карцева, Т.М. Трапезникова и др.) считают, что изменение брачных отношений, охватившее современное общество, выражается в смене механизмов регуляции брачных отношений, функций и мотивации брака при сохранении его формы (моногамии). Брачная мотивация освобождается от
экономических, политических, религиозных, престижных соображений, и возрастает роль индивидуалистических чувств при брачном выборе. Второе изменение – смена взглядов на функции брака. Когда речь идет о функциях брака, имеется в виду социальное назначение этого института. С точки зрения общества, цель брака – обеспечение контроля над воспроизводством населения и сексуальным поведением. С точки зрения индивида, брак является межличностным отношением, удовлетворяющим потребности в чувственном наслаждении, эмоциональной привязанности и индивидуальной любви. В настоящее время брак следует рассматривать скорее как социально – психологическое отношение, чем как социальный институт. Институциональные формы регуляции брачных процессов утрачивают свое значение и на смену приходят социально – психологические, этические и моральные нормы как механизмы регуляции брака. Э.Г. Эйдемиллер подчеркивает, что нынче «брак и половая близость все в большей мере идентифицируются с неформальным, т.е. по сути дела, не регулируемым извне межличностным отношением, которое по сути своей противостоит норме и регламентации». Развитие форм брака тесно связано с развитием форм семейной организации, так что определенному типу брачных отношений соответствует особый тип семьи. Семья – основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, является ячейкой общества, где зарождается и формируется информационное обеспечение социального поведения индивида. Через семью сменяются поколения, в ней еще задолго до рождения человека формируются генетические предпосылки его способности освоения и развития культурного наследия, как семьи, так и человечества в целом. В семье в течение детства родителями и старшим поколением в целом у человека вырабатываются генетически не передаваемые условные рефлексы,
отражающие опыт старших поколений, формируется индивидуальная психика и ее динамика. В семье человек осваивает свои первые социальные роли и получает начальные представления о жизнеустройстве общества, которые являются основой формирования его индивидуальной логики социального поведения – нравственно-этического обоснования целей деятельности и избрания средств их достижения. Современный этап развития семьи можно назвать кризисным. Смена регуляторов, типа, функций, размеров семьи проявляется в явлениях неустойчивости и дезорганизации семьи. Это находит свое выражение в росте разводов, дезертирств из семьи; падении рождаемости; росте числа неполных и неблагополучных семей; изоляции семьи от общества; росте незаконнорожденности, детской преступности; алкоголизма и наркомании; возрастании числа неврозов семейной и бытовой этиологии; падении престижа семейных ценностей и увеличении числа одиноких. На всей территории России эта ситуация обозначена особенно остро: кризис семьи является доминирующим, всепоглощающим и пока трудно преодолимым. Социальное сиротство стало серьезной проблемой последних лет. На настоящий момент в России около полумиллиона сирот, 95% – это сироты при живых родителях. Растет число детей, оставленных в родильных домах. Семейное неблагополучие, ослабление воспитательной функции семьи существенно влияют на социальную дезадаптацию всех ее членов, прежде всего, на поведение и положение детей в обществе. Поэтому вопрос об укреплении брака, особенно молодого, его стабилизации на данном этапе развития общества приобретает особо важное социальное звучание. С начала 20 века интенсивно переосмысливается значимость сексуальности: становится тривиальным понимание несводимости супружеской сексуальности к деторождению; происходит активная переориентация на возможность сексуальных отношений вне института брака. Часть женщин не воспринимают деторождение как исключительно
брачный атрибут: стала реальным фактом внебрачная рождаемость. Увеличилось число женщин и мужчин, никогда не вступавших в брак, рост разводов, отмирание контроля со стороны религии и эмансипация женщин от патриархальной зависимости. Семья переживает сложный этап эволюции, перехода от традиционной модели к новой. Другой облик приобретает весь семейный уклад, стиль жизни. Разрушаются прежние самобытные устои семьи. Современная семья эволюционирует в своей супружеской форме, что означает выдвижение на первый план значения супружества, обладающего статусом самостоятельной ценности. Превращение любви в основной мотив брака расширяет, по мнению А.Г. Харчева, круг моральных требований, предъявляемых супругами друг к другу, повышает ожидания, связанные с супружеством. Л.В. Варфалви отмечает, что для современного переходного состояния характерны определенные трудности в освоении супружеских ценностей. В современном брачном союзе возрастает значение личного, интимного общения, основанного на любви, уважении, внимании, заботе, ощущении ценности своей личности. Брак в современном виде оценивается с позиций достижения экзистенционального смысла и выступает как психологическое отношение между супругами. Вместе с тем это усложняет характер супружеских взаимоотношений, увеличивает вероятность психологических коллизий в семье, что делает последнюю менее устойчивой. Итак, современная семья характеризуется стремительными изменениями функций, структуры, системы власти и подчинения, механизмов регуляции брачных отношений, мотивации брака при сохранении его формы (моногамии). Супружеская диада выделяется как основополагающий, центральный элемент, определяющий общее благополучие семьи. В любом акте взаимодействия людей всегда присутствует их отношение друг к другу, которое следует рассматривать как социализированную связь внутреннего и внешнего содержания психики
человека. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной вынуждает людей строить и согласовывать образы «Я – Он», «Мы – Они», координировать усилия между собой.
§3. ТРАНСФОРМАЦИЯ ИЕРАРХИИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В

ЭВОЛЮЦИИ СЕМЕЙНОГО-БРАЧНОГО ИНСТИТУТА

Существует значительное количество видов брачных отношений, и соответственно, ряд семейных типов, однако рассмотреть все их в настоящей работе не представляется возможным. Но для актуальных современных исследований наибольшее значение имеют патриархальная семья и современная семья, которую ряд исследователей называют трансформированной. Именно в рамках трансформации патриархальной семьи в современную, произошли наиболее яркие изменения в системе семейных ценностей. По мнению российских социологов (С.И. Голода, А.А. Авдеева и др.), в настоящее в Росси функционирует параллельно несколько различных типов семейных отношений: патриархальный, или традиционный; детоцентристский, или современный; супружеский, или постсовременный. Россия с этой точки зрения вполне сопоставима с европейскими странами, где, как утверждают зарубежные исследователи, семья сегодня – это «брак добрых друзей», объединившихся для совместного устройства жизни и воспитания детей. В патриархальной семье на протяжении многих веков господствовала абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. Малейшее нарушение этих принципов приводило к неотвратимым санкциям. Согласно уложению 1649 года, сын, в равной мере и дочь, независимо от возраста, подвергались наказанию кнутом, если они грубо разговаривали с родителями, тем более при попытке предъявить им иск. Вообще забота о своих детях не была в обычаях крестьянской семьи, у них, по мнению русских этнографов, отсутствовало понятие ответственности родителей перед детьми. «Отцы обязанность воспитания детей слагают исключительно на матерей, а себя перед детьми держат строго. Детей воспитывают нерадиво, неправильно, невежественно и грубо. Ухода большого за ними нет. Детей очень рано, с восьми лет заставляют работать».
В то же время, наряду с безответственностью родителей перед детьми, существовала гиперответственность детей перед родителями. Отсюда особое почтение крестьян к пятой заповеди: «Чти отца своего и матерь свою». Можно выделить пять основных ценностей патриархальной семьи:  семейная экономика – «семья» и «экономика» являются неразделимыми понятиями, причем, производственные отношения существуют в форме семейных демографических отношений. Социальные роли мужчин и женщин в этом случае строго дифференцированы;  власть родственных связей, то есть в качестве доминанты общественной жизни выступает власть родства;  нераздельная связь с землей, которая проявляется в том, что большинство русских семей конца XIX начала ХХ веков были крестьянскими, чья жизнь, как и жизнь дворянских семьей, неразрывно связывалась с землей. Земля была не только всеобщим базисом производства, но и основой, на которой держалась вся жизнь семьи;  многодетность – последствие принятие социокультурных норм ранней брачности и высокой рождаемости, в связи с высокой смертностью населения;  приоритет старших поколений, – другими словами, мощная власть межпоколенных связей. Возраст – основной агент социального контроля, при котором старшие поколения, используя свое право распоряжения ресурсами семьи, отстаивают и увеличивают свой статус и власть. Особенности новой, супружеской семьи связаны с трансформацией патриархальных семейных ценностей. В этом типе отношения определяются не родством (как в патриархальном) и не порождением (как в детоцентристском типе), а свойством. Муж и жена отказываются безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей, сексуальность не сводиться к прокреации; а эротизм выступает основным моментом постсовременной семьи. Супружество – это личностное
взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями. Аграрное общество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство, как правило, все взрослые работают дома и не за заработную плату, а на себя. Современная же модель семьи связана с разделением дома и работы, появляется наемный труд на крупных предприятиях с индивидуальной оплатой труда независимо от статуса семейно-родственных связей. Однако, в силу социокультурного разделения семейных обязанностей женщины, участвующие в наемном в несемейном труде, продолжают вести домашнее хозяйство. Происходит переход от централизованной расширенной семейно- родственной системы, состоящей из трех поколений, и доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых – родительских, причем в самом супружестве интерес пар подчинен интересам индивида (депривация личности от семьи, изоляция). В связи с этим, осуществляется переход от развода по инициативе мужа (прежде всего в связи с бездетностью брака) к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов. В современных семьях наблюдается отказ от «закрытой» системы выбора супруга в пользу «открытой» на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга, независимо от предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупа невесты (хотя и при сохранении имущественных интересов и систем наследования, закрепляемых брачным контрактом). Снимаются и ограничения относительно репродуктивного поведения. Происходит переход от культуры многодетности с жестким табу к применению контрацепции и индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, то есть к предупреждению и прерыванию беременности; этот переход также устраняет необходимость в удлинении репродуктивного периода жизни посредством приближения к
физиологическим границам – срокам начала и конца деторождения, посредством ранней и сплошной брачности, традиций пожизненного брака. Таким образом, суть явления трансформации в данном случае заключается в изменении иерархии семейных ценностей. Если в патриархальной семье главенствующее место занимает сохранение целостности семьи, в детоцентристской, смыслом ее существования становится ребенок, то в супружеской на первый план выдвигаются отношения между супругами, признание их индивидуальности.
§4. МЕСТО РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ

В настоящее время в результате экономической нестабильности, утраты духовно- нравственных ориентиров появился ряд опасных тенденций, прежде всего, – возрастание асоциального поведения в детской, подростковой и молодежной среде (бродяжничество, ранняя алкоголизация, наркомания и проституция, нарушение норм морали, рост самоубийств). Растет число детей и подростков, находящихся в состояние школьной и социальной дезадаптации, все острее встает вопрос о росте криминализации в среде детей и подростков. Сохранение тенденций устойчивого роста количества детей с различными проблемами в развитии приведет в ближайшее пора к приросту доли социально дезадаптированных лиц среди граждан трудоспособного возраста и дальнейшему обострению социально-экономических проблем. В то же пора современная педагогическая практика при всех ее проблемах, трудностях, недостатках сохраняет статус одного из основных институтов социализации личности, ее становления и развития, антиподом которых становится девиантное развитие. Комплексное решение проблемы профилактики девиантного поведения школьников с участием социологов, юристов, педагогов, психологов в условиях организованного детского коллектива. Процесс социализации сложен для детей, воспитывающихся в полноценных семьях, а тем более – в условиях социальной депривации (в учреждениях интернатного типа, неблагополучных семьях). Ребенок является центром пересечения целого комплекса проблем: социальных, экономических, психологических, правовых. Во всех этих позициях несовершеннолетний, его возрастное психическое, личностное развитие постоянно рассматривается через призму его социальной ситуации развития, его индивидуальных особенностей социализации и взаимоотношений с той социальной средой, в которой реализуется и осуществляется его жизнедеятельность.
Во многом это определяет и невербальную сторону семейных отношений. В таких семьях дети переживают тревогу перед неопределенностью будущего, они могут тяготиться домом, стремятся больше проводить пора на улице. У детей отмечается заниженная самооценка, так как они часто проецируют причину ссор на себя. С началом наркотизации при углублении семейного кризиса наркотизирующийся ребенок может начинать выступать с одним из родителей против другого. Нужно всегда помнить о том, что в будущем наш ребенок будет копировать ту модель поведения мужчины или женщины, которую видел в своей семье. По мере взросления детей необходимо говорить с ними об интимных отношениях, и дабы что-то противопоставить растлевающему внешнему воздействию, выйти навстречу природному стремлению душ к чистоте. Чем больше света мы зажжем в душе ребенка, тем меньше будет в ней тьмы. Скудость, монотонность домашнего быта приводит к тому, что дети испытывают эмоциональный голод. Павлов утверждал, что эмоция является для человека своеобразным энергетическим источником. Она необходима. Если нет положительных «зарядов», могут пойти и отрицательные. Один раз, другой, а там глядишь, человек научился получать удовольствие от того, что с нравственной точки зрения просто неприемлемо. Родители - инстинктивно или сознательно - обычно поддерживают оптимистичное умонастроение ребенка, укрепляют его убежденность, что если сейчас хорошо, то потом во взрослой жизни станет еще лучше. Правда иногда приходится слышать: «Кому ты, кроме нас нужен? Или «Вот уйдешь во взрослую жизнь, узнаешь почем фунт лиха!» Это недопустимо Можно жестоко ранить подростка, потому что ему свойственно рваться в будущее, верить в свою удачливость. Нельзя отравлять эту веру. Поэтому в семье должно жить ощущение светлой перспективы, не омраченное страхом завтрашнего дня. Только в атмосфере положительных эмоций может родиться оптимистическая устремленность ребенка.
Порой в семье мы недооцениваем значение воспитания самобытной своеобразной личности. Как часто мы подгоняем ребенка под воображаемый образец, понуждаем его быть как все. Добиваясь послушания для своего удобства мы ссылаемся на авторитет общественного мнения, которое якобы не простит подростку того, сего, пятого, десятого. Мы не признаем за взрослеющим ребенком права на самостоятельность. Конечно нельзя воспитывать пренебрежение общественным мнением. Но нельзя прививать и безусловное, безоговорочное ему подчинение. Даже наперекор тому, что ребенку кажется верным, нужным. Мне кажется, что сейчас во многих семьях недостаточное внимания уделено трудовому воспитанию. Любовь, как и вера без дел мертва. Она познается по труду, физическому или моральному, выполненному во благо другого. Дети жалеют усталую мать, а встать вместо нее у плиты не могут. Таких примеров можно привести множество. Тот, кто не приучен к труду, не может оказать помощь нуждающемуся, выразить ему свою любовь и сочувствие. Отсутствие трудового воспитания порождает эгоизм, иждивенческий подход к жизни и к людям, беспомощность даже в простейших жизненных ситуациях. В трудовое воспитание входит отношение к школьным урокам и выполнение домашних заданий. Здесь полезно чтение дополнительной научно-популярной и исторической литературы по отдельным разделам школьного курса и различные дополнительные занятия. Важно приучить ребенка к труду и к работе мысли. Сент - Экзюпери писал: "Работая только для материальных благ, мы сами себе строим тюрьму и запираемся в одиночестве. Все наши богатства - прах и пепел, - они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить". И, конечно же, очень важны совместные семейные увлечения -поездки, походы, занятия техникой, музыкой. Если в семье царят бодрость, вера в будущее, если родители не пасуют перед трудностями и умеют по-настоящему радоваться победам, то и дети
заражаются этим духом и учатся жить в оптимизме и в гармонии с самим собой. Все вышесказанное заставляет серьезно призадуматься над следующими проблемами: способны ли современные родители адекватно проявлять свою любовь к ребенку, быть искренними в отношениях с ним.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мало родить ребенка, его надо еще и воспитать. И это порой бывает сложнее, чем обеспечение ребенка всем необходимым. Мне кажется, невозможно переоценить роль семьи в воспитании детей. Почему именно сейчас этот вопрос стоит так остро? Долгое время семью, хоть и считали ячейкой общества, но главную роль в воспитании отводили обществу, коллективу, школе и.т.д. Но мы то знаем, что испокон веков только семья является основой воспитания, мировоззрения, становления человека. Все начинается с детства. И это в действительности так. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Да, современная семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это и материальные проблемы, ухудшение здоровья населения, изменение традиционных ролей в семье (особенно женщин), рост количества неполных семей. Из-за разводов около700 тысяч детей ежегодно лишаются одного из родителей. А ведь за этой цифрой горе каждого несчастного ребенка в отдельности. Задача родителей - сделать все от них зависящее, чтобы в памяти детей в их сознании и, что гораздо важнее в их подсознании осталось как можно больше того, что проникнуто добротой, любовью, правдой. Поэтому воспитывать можно только силой примера, причем пример должен быть не нарочитый. Ничего не выйдет, если мы будем думать: вот сейчас на меня смотрит мой ребенок, и я покажу ему пример. Сын или дочь все равно увидят нас не такими, какими мы им пытаемся иногда себя представить, а такими, какие мы есть ежедневно, ежеминутно в отношениях с женой или мужем, с соседями, окружающими. Я думаю, что многие со мной согласятся, если я скажу, что главная задача человека в этой жизни - научиться ЛЮБИТЬ. А где как ни в семье, в первую очередь, можно постичь эту науку? Однако и здесь не все так просто. Любить дальнего гораздо легче, чем любить ближнего. Но любовь к
дальнему не может быть глубокой. Получается странный парадокс: Семья должна быть основана на любви ее членов друг к другу. И любовь здесь должна расти и совершенствоваться. Но в то же время, именно здесь она подвергается таким испытаниям, через которые не проходит больше нигде. Никакая лютая ненависть не сравнится с той, которая порой царит между членами семьи, утратившими любовь. Очень метко заметил Герцен; самое свирепое животное в своей норе с детенышами бывает кротким и ласковым; человек же, наоборот, именно в своей семье становится хуже самого свирепого животного. Слава Богу, так бывает не всегда, но все-таки часто. Стоит задуматься и над этим. В семье мы должны научиться отдавать. Замечательному подвижнику Георгию Задонскому один человек написал письмо, где жаловался, что его никто не любит. Георгий ответил: «А разве есть такая заповедь, чтобы нас любили? У нас есть заповедь, чтобы мы любили». Семья как раз и является тем местом, где есть возможность научиться любить, В одной, древней молитве есть такие слова: «Господи, удостой меня понимать, а не искать понимания; утешать, а не искать утешения; любить, а не искать любви!» Только преобладание положительных эмоций над отрицательными создает то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает и сплачивает вокруг себя людей, дает пищу чувствам и отдых душе. Семья, при всех свойственных ей заботах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость. Недаром Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети, - будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките своих друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы // Вестник Моск. ун-та. Психология. Сер.14. - 1987. - № 2. - С.60-72. 2. Антонюк Е.В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами: Психологическое исследование // Вестник Моск. ун- та. Психология. Сер.14. - 1993. - № 4. - С.25-34. 3. Богданова Л.П., Щукина А.С. Гражданский брак в современной демографической ситуации // СОЦИС. - 2003. - №7. - С.100-105. 4. Бэндлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. - 160 с. 5. Волков А.Г. Эволюция российской семьи в XX веке // Мир России. - 1999. - № 4. - С. 47-57. 6. Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости: Дис. … канд. психол. наук. - Л., 1979. - 236 с. 7. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: Петрополис, 1998. 8. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // СОЦИС. -1995. - № 10. - С. 96-99. 9. Здравомыслова О.М. Российская семья в 90-е годы: жизненные стратегии мужчин и женщин // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций / Под ред. М.М. Малышевой. - М., 2001. - С. 474. 10. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // СОЦИС. - 2003. - №7. - С.92-100. 11. Кризис семьи и депопуляция в России: круглый стол // СОЦИС. - 1999. - № 11. - С. 50-57. 12. Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы // СОЦИС. - 2004. - №5. - С.65-73.
13. Осипова А.А. Психокоррекция детско-родительских и семейных отношений //Общая психокоррекция: Учеб. пособие. - М.: Сфера, 2000. - С.439-484. 14. Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение ребёнка // Психология инновационного управления социальными группами и организациями: Мат-лы межд. конгр. / Отв. ред. А.В. Брушлинский и др. - М.; Кострома, 2001. - С.355-358.