" Формирование эстетических представлений в процессе выполнения орнаментальных мотивов на уроках трудового обучения в коррекционной школе"

Автор: Чуватова Любовь Петровна
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: Государственная бюджетная специальная(коррекционная) школа- интернат
Населённый пункт: с.Малый Толкай, Похвистневский район, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: " Формирование эстетических представлений в процессе выполнения орнаментальных мотивов на уроках трудового обучения в коррекционной школе"
Дата публикации: 13.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственная бюджетная специальная (коррекционная) школа-интернат с. Малый Толкай Похвистневского района Самарской области
Статья по теме:

« Формирование эстетических представлений в процессе

выполнения орнаментальных мотивов на уроках трудового

обучения в коррекционной школе»
подготовила учитель трудового обучения Чуватова Любовь Петровна

Тема: «Формирование эстетических представлений в процессе выполнения

орнаментальных мотивов на уроках трудового обучения в коррекционной

школе»
Главная задача, стоящая перед современной коррекционной школой -воспитание гармонически развитой личности. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, как указывается в Основных направлениях реформ общеобразовательной, профессиональной в том числе и коррекционной школы, - «значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки изобразительного искусства, трудового обучения, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу». Эстетическое воспитание — это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность работы по эстетическому воспитанию. Эстетическая воспитанность предполагает: 1) эмоциональное отношение ко всему окружающему; 2) осмысление содержания и средств выражения прекрасного; 3) наличие эстетических и нравственных суждений; 4)стремление к самостоятельному художественному творчеству. Особенность эстетического воспитания состоит в том, что оно затрагивает, прежде всего, чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, создает эмоциональную атмосферу, побуждает к общению с прекрасным. Однако стремление к красоте и эстетическая потребность — это не врожденные качества.
Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия. Эстетическое воспитание в коррекционной школе — неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий дети с ОВЗ значительно продвигаются в эстетическом развитии, хотя и не в состоянии достичь того уровня, который характерен для их сверстников, обучающихся в массовой школе. В ходе систематической и целенаправленной работы по эстетическому воспитанию, прежде всего, происходит сенсорное развитие учащихся с ОВЗ, составляющее фундамент их умственного развития. Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия, и, следовательно, становятся отчетливее и полнее представления. Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче представления. С учетом своеобразия развития детей с ОВЗ и особой роли коррекционной школы как специального учреждения эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач: 1. Способствовать коррекции (исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов психического и физического развития школьников с ОВЗ, постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни. 2. Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость. Умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни. Обогащать имеющийся опыт школьников эстетическими впечатлениями. Воспитывать у детей сенсорную культуру, личное отношение к воспринятому. Развивать эстетический вкус, приучать школьников к нравственно-эстетическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям. 3. Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение и пр.), добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства или
окружающую обстановку. 4. Содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных детям с ОВЗ художественных навыков (в области изобразительной деятельности, пения, музыки, хореографии, ритмики, художественного рукоделия и т. д.). Недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сферы детей с ОВЗ во многом осложняют решение указанных выше задач. Поэтому нужна специальная организация работы, предусматривающая, во- первых, более элементарный, чем в массовой школе, уровень содержания эстетического воспитания, во-вторых, рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям учащихся форм, методов и средств воспитания и обучения, в-третьих, коррекционно направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий. Следовательно, эстетическое воспитание в коррекционной школе имеет определенную специфику, которая обусловлена конкретными проявлениями психофизического развития ее воспитанников. Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво. Эстетическое воспитание, будучи частью идейного, нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всесторонне развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств. Эстетическое отношение к миру - это, конечно, не только созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты. Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. «Нельзя себе представить ... трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда..., вместе с тем, нельзя себе представить и эстетическое воспитание, оторванное от активной творческой деятельности и борьбы за достижение идеалов». Эстетический вкус выражает оценку действительности с позиции выработанных у человека представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом и т.д. Каждый человек должен воспитывать, обогащать,
совершенствовать эстетический вкус. Задача коррекционной школы - сформировать у ребенка с ОВЗ эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам прекрасного. Развивая эстетический вкус, надо научить школьников с ОВЗ видеть и оценивать прекрасное, т.е. воспитать культуру эстетического восприятия и чувства. Школа, закладывая основы формирования личности ребенка, воспитывает из них не только сознательных граждан и хороших специалистов, но и людей с развитым эстетическим вкусом. Склонность к эстетическому восприятию действительности у детей проявляется довольно рано. В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям». Учитывая эту особенность учащихся с ОВЗ, необходимо показать им величие и красоту труда, научить их трудиться на общую пользу так, чтобы труд стал для них потребностью. При этом большое внимание уделяется воспитанию чувства прекрасного, желание своими руками сделать что-то красивое, необходимое обществу, школе, семье. Большую роль в эстетическом воспитании учащихся с ОВЗ играет применение на уроках труда элементов народного творчества, декоративно- прикладного искусства. Практически все темы программы по предмету «Швейное дело» позволяют осуществлять эстетическое воспитание школьников с ОВЗ на уроках труда. Так, на уроках, учитель формирует у учащихся навыки изготовления тех или иных изделий. Он проводит беседы о том, как должны сочетаться цвета, подбор фасонов изделий, моделирование, умение украсить их различными видами вышивки. А для этого необходимо создание эскизов рисунка, с применением национального колорита. При изучении «Основ материаловедения» девочки оформляют коллекции образцов тканей, на которых учатся использовать контрастные сочетания в
расцветках тканей и выполнять различные композиции: персонажи из мультфильмов, сказок, фигуры животных и т.д. «Ручной творческий труд, составляющий основу деятельности народных художественных промыслов, - это дожившая до наших дней форма труда, естественно сочетающая в себе все стороны человеческой личности, проявляющая в непрерывном целом способность человека чувствовать и творить, работать и радоваться, познавать и учить других». Так, на уроке материаловедения в 5-ом классе девочки знакомятся со свойствами льняных и хлопчатобумажных тканей при изготовлении игольниц, салфеток, хозяйственных сумок, вышивая на них небольшие орнаменты. Цель уроков: расширить представление учащихся о свойствах льняных и х/б тканей, дать информацию о национальных традициях. Приступая к изучению темы «Конструирование и моделирование одежды», учитель рассказывает о свойствах, цвете и рисунках тканей, показывает, как они влияют на выбор моделей, на зрительное ощущение пропорций в одежде. Особенно следует остановиться на соответствии фасона назначению модели, на конструктивных линиях, подчеркивающих линии тела, на элементах отделки, зависящих от фасона, цвета, назначении изделия. Со школьных лет нужно приучать учащихся к чувству меры в одежде и украшениях к ней. Дети часто бывают склонны к излишнему украшательству одежды, поэтому задача учителя - объяснить, что это нарушает красоту, гармонию, изящество и художественность формы изделия. Очень полезны беседы об эстетическом соответствии материала и модели одежды индивидуальным особенностям человека: росту, фигуре, цвету волос и глаз, полноте, возрасту. Неправильно выбранный фасон - и платье даже из дорогой, красивой ткани делает девушку неизящной, некрасивой и неловкой. Именно умелым сочетанием цветовых тонов с моделью платья можно зрительно улучшить фигуру человека, надо подсказать, что можно добиться простоты и элегантности в соответствии с возрастом человека и особенностями его фигуры путем использования элементов
отделки и украшений. Работа по эстетическому воспитанию учащихся с ОВЗ на уроках труда должна быть систематической и целенаправленной. Но чтобы добиться результатов и воспитать ребенка эстетически развитым, нужно помнить, что «эстетическое воспитание непрерывно - оно осуществляется всеми учителями, на всех занятиях, все время» Литература: 1. Дремов А. К «Эстетика и современность» Москва, 1988 год 2. Максимова З.Н. «Народное искусство в эстетическом и трудовом воспитании детей» Москва, 1981 год 3. Хохлов А.Д. «Народное декоративно-прикладное творчество» Москва, 1985 год 4. Пармон Ф.М. «Композиция костюма» ТП «Легкая и пищевая промышленность» 1985 год 5. Неменский В.М. «Мудрость красоты» Москва, 1981 год