" Формирование эстетических представлений в процессе выполнения орнаментальных мотивов на уроках трудового обучения в коррекционной школе"
Автор: Чуватова Любовь Петровна Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: Государственная бюджетная специальная(коррекционная) школа- интернат
Населённый пункт: с.Малый Толкай, Похвистневский район, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: " Формирование эстетических представлений в процессе выполнения орнаментальных мотивов на уроках трудового обучения в коррекционной школе"
Государственная бюджетная специальная (коррекционная)
школа-интернат с. Малый Толкай
Похвистневского района Самарской области
Статья по теме:
« Формирование эстетических представлений в процессе
выполнения орнаментальных мотивов на уроках трудового
обучения в коррекционной школе»
подготовила
учитель трудового обучения
Чуватова Любовь Петровна
Тема: «Формирование эстетических представлений в процессе выполнения
орнаментальных мотивов на уроках трудового обучения в коррекционной
школе»
Главная задача, стоящая перед современной коррекционной школой
-воспитание гармонически развитой личности. В формировании гармонически
развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В
настоящее время важнейшая задача, как указывается в Основных направлениях
реформ общеобразовательной, профессиональной в том числе и коррекционной
школы, - «значительное улучшение художественного образования и эстетического
воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать
высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства,
памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше
использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно
литературы, музыки изобразительного искусства, трудового обучения, эстетики,
имеющих большую познавательную и воспитательную силу».
Эстетическое воспитание — это процесс целенаправленного и
систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно
понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также
развитие способности создавать красивое. Совокупность педагогических средств,
предназначенных для решения этих задач, составляет сущность работы по
эстетическому воспитанию.
Эстетическая воспитанность предполагает:
1) эмоциональное отношение ко всему окружающему;
2) осмысление содержания и средств выражения прекрасного;
3) наличие эстетических и нравственных суждений;
4)стремление к самостоятельному художественному творчеству.
Особенность эстетического воспитания состоит в том, что оно затрагивает,
прежде всего, чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания,
создает эмоциональную атмосферу, побуждает к общению с прекрасным. Однако
стремление к красоте и эстетическая потребность — это не врожденные качества.
Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического
воздействия.
Эстетическое воспитание в коррекционной школе — неотъемлемая часть
единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих
педагогических условий дети с ОВЗ значительно продвигаются в эстетическом
развитии, хотя и не в состоянии достичь того уровня, который характерен для их
сверстников, обучающихся в массовой школе.
В ходе систематической и целенаправленной работы по эстетическому
воспитанию, прежде всего, происходит сенсорное развитие учащихся с ОВЗ,
составляющее фундамент их умственного развития. Под влиянием эстетических
средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательная
деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия, и, следовательно,
становятся отчетливее и полнее представления. Чем выше качество восприятия,
тем ярче и богаче представления.
С учетом своеобразия развития детей с ОВЗ и особой роли коррекционной школы
как специального учреждения эстетическое воспитание направлено на решение
следующих задач:
1. Способствовать коррекции (исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов
психического и физического развития школьников с ОВЗ, постоянно проявляя
заботу о становлении личности каждого ребенка в целом и подготовке его к
самостоятельной жизни.
2. Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость. Умение видеть и
понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни. Обогащать
имеющийся опыт школьников эстетическими впечатлениями. Воспитывать у
детей сенсорную культуру, личное отношение к воспринятому. Развивать
эстетический вкус, приучать школьников к нравственно-эстетическим оценкам и
правильным, аргументированным суждениям.
3. Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них
эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение и пр.),
добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства или
окружающую обстановку.
4. Содействовать развитию элементарных творческих способностей
(наклонностей) и доступных детям с ОВЗ художественных навыков (в области
изобразительной деятельности, пения, музыки, хореографии, ритмики,
художественного рукоделия и т. д.).
Недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной
сферы детей с ОВЗ во многом осложняют решение указанных выше задач.
Поэтому нужна специальная организация работы, предусматривающая, во-
первых, более элементарный, чем в массовой школе, уровень содержания
эстетического воспитания, во-вторых, рациональное использование
разнообразных и отвечающих возможностям учащихся форм, методов и средств
воспитания и обучения, в-третьих, коррекционно направленный характер всех
учебно-воспитательных мероприятий. Следовательно, эстетическое воспитание в
коррекционной школе имеет определенную специфику, которая обусловлена
конкретными проявлениями психофизического развития ее воспитанников.
Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво.
Эстетическое воспитание, будучи частью идейного, нравственного, трудового и
физического воспитания, направлено на всесторонне развитие нового человека, у
которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой
культурой чувств. Эстетическое отношение к миру - это, конечно, не только
созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам
красоты.
Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием.
«Нельзя себе представить ... трудовое воспитание без познания прекрасного в
целях, содержании и процессе труда..., вместе с тем, нельзя себе представить и
эстетическое воспитание, оторванное от активной творческой деятельности и
борьбы за достижение идеалов».
Эстетический вкус выражает оценку действительности с позиции
выработанных у человека представлений о прекрасном, безобразном, комическом,
трагическом и т.д. Каждый человек должен воспитывать, обогащать,
совершенствовать эстетический вкус.
Задача коррекционной школы - сформировать у ребенка с ОВЗ эстетическое
отношение к действительности, потребность в деятельности по законам
прекрасного. Развивая эстетический вкус, надо научить школьников с ОВЗ видеть
и оценивать прекрасное, т.е. воспитать культуру эстетического восприятия и
чувства.
Школа, закладывая основы формирования личности ребенка, воспитывает из
них не только сознательных граждан и хороших специалистов, но и людей с
развитым эстетическим вкусом. Склонность к эстетическому восприятию
действительности у детей проявляется довольно рано. В.А. Сухомлинский писал,
что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так
пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных
звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей
его сердце, в стремлении делать добро людям». Учитывая эту особенность
учащихся с ОВЗ, необходимо показать им величие и красоту труда, научить их
трудиться на общую пользу так, чтобы труд стал для них потребностью. При этом
большое внимание уделяется воспитанию чувства прекрасного, желание своими
руками сделать что-то красивое, необходимое обществу, школе, семье.
Большую роль в эстетическом воспитании учащихся с ОВЗ играет
применение на уроках труда элементов народного творчества, декоративно-
прикладного искусства.
Практически все темы программы по предмету «Швейное дело» позволяют
осуществлять эстетическое воспитание школьников с ОВЗ на уроках труда.
Так, на уроках, учитель формирует у учащихся навыки изготовления тех или
иных изделий. Он проводит беседы о том, как должны сочетаться цвета, подбор
фасонов изделий, моделирование, умение украсить их различными видами
вышивки. А для этого необходимо создание эскизов рисунка, с применением
национального колорита.
При изучении «Основ материаловедения» девочки оформляют коллекции
образцов тканей, на которых учатся использовать контрастные сочетания в
расцветках тканей и выполнять различные композиции: персонажи из
мультфильмов, сказок, фигуры животных и т.д.
«Ручной творческий труд, составляющий основу деятельности народных
художественных промыслов, - это дожившая до наших дней форма труда,
естественно сочетающая в себе все стороны человеческой личности, проявляющая
в непрерывном целом способность человека чувствовать и творить, работать и
радоваться, познавать и учить других».
Так, на уроке материаловедения в 5-ом классе девочки знакомятся со свойствами
льняных и хлопчатобумажных тканей при изготовлении игольниц, салфеток,
хозяйственных сумок, вышивая на них небольшие орнаменты.
Цель уроков: расширить представление учащихся о свойствах льняных и х/б
тканей, дать информацию о национальных традициях.
Приступая к изучению темы «Конструирование и моделирование одежды»,
учитель рассказывает о свойствах, цвете и рисунках тканей, показывает, как они
влияют на выбор моделей, на зрительное ощущение пропорций в одежде.
Особенно следует остановиться на соответствии фасона назначению модели, на
конструктивных линиях, подчеркивающих линии тела, на элементах отделки,
зависящих от фасона, цвета, назначении изделия.
Со школьных лет нужно приучать учащихся к чувству меры в одежде и
украшениях к ней. Дети часто бывают склонны к излишнему украшательству
одежды, поэтому задача учителя - объяснить, что это нарушает красоту, гармонию,
изящество и художественность формы изделия.
Очень полезны беседы об эстетическом соответствии материала и модели
одежды индивидуальным особенностям человека: росту, фигуре, цвету волос и
глаз, полноте, возрасту.
Неправильно выбранный фасон - и платье даже из дорогой, красивой ткани
делает девушку неизящной, некрасивой и неловкой. Именно умелым сочетанием
цветовых тонов с моделью платья можно зрительно улучшить фигуру человека,
надо подсказать, что можно добиться простоты и элегантности в соответствии с
возрастом человека и особенностями его фигуры путем использования элементов
отделки и украшений.
Работа по эстетическому воспитанию учащихся с ОВЗ на уроках труда должна
быть систематической и целенаправленной. Но чтобы добиться результатов и
воспитать ребенка эстетически развитым, нужно помнить, что «эстетическое
воспитание непрерывно - оно осуществляется всеми учителями, на всех занятиях,
все время»
Литература:
1. Дремов А. К «Эстетика и современность» Москва, 1988 год
2. Максимова З.Н. «Народное искусство в эстетическом и трудовом воспитании
детей» Москва, 1981 год
3. Хохлов А.Д. «Народное декоративно-прикладное творчество» Москва, 1985 год
4. Пармон Ф.М. «Композиция костюма» ТП «Легкая и пищевая промышленность»
1985 год
5. Неменский В.М. «Мудрость красоты» Москва, 1981 год