"Перелетные птицы"

Автор: Щукина Зинаида Егоровна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ ДС №8 "Солнышко"
Населённый пункт: город Оса, Пермский край
Наименование материала: ННОД в подготовительной группе
Тема: "Перелетные птицы"
Дата публикации: 14.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Перелётные птицы» (подготовительная группа) Цель: закреплять знания детей о перелётных птицах; выяснить, почему их так называют. Задачи: 1. Закреплять представления о перелетных птицах (грач, скворец, ласточка) ; 2. Дать понятия - «насекомоядные» и «водоплавающие» птицы; 3. Развивать умение образовывать однокоренные слова в речевой игре. Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц; Наблюдение за птицами на прогулке; Беседы о перелетных птицах; Дидактические игры «Улетает – не улетает», «Узнай по описанию», «Кто как кричит». Чтение художественной литературы Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок» Рисование перелётных птиц; Лепка птиц. Средства: Иллюстрации с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц, животных, рыб, насекомых. Способы:Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Какие птицы бывают»; беседа по прочитанному, использование загадок, дидактические игры: «У кого кто? », «Птицы, животные, рыбы, насекомые». Ход НОД. 1. Организационный этап. Воспитатель читает рассказ Ю. Дмитриева «Какие птицы бывают». Птиц на земле, конечно меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9
тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные… Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова (перелётные птицы) . Перелетные птицы – вот тема нашего занятия. 2. Ознакомление с новым материалом. Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы. Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие. Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. Раньше люди этого не знали. Они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь немного позднее, они узнали, куда улетают перелетные птицы. Как же удалось это сделать? Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать, где зимуют птицы. А теперь отгадайте загадку. Какая весенняя птица Трактору чуть ли не на нос садится? Бежит за плугом с криком вскачь Весны посланец – чёрный. (Грач)
Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни или на опушке рощи. – А вот еще загадка. Прилетает к нам с теплом, Путь, проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка) Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и разных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато- коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной, и сидят птенцы потом в таком гнезде, как в чашке. – Хочу загадать еще одну загадку. Нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет Деревянный свой дворец Темно-бронзовый. (Скворец) Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц. 3. Дидактическая игра «У кого кто? ». Цель: образовывать однокоренные слова во множественном числе. У грача (грачата). У скворца… .(скворчата) У ласточки … .(ласточата). У дрозда (дроздята) У стрижа (стрижата). У журавля… .(журавлята) У кукушки… .(кукушата) . 4. Физкультминутка.
Лебеди летят, Крыльями машут. Прогнулись над водой Качают головой Прямо и гордо Умеют держаться И очень бесшумно На место садятся. 5. Дидактическая игра «Птицы, животные, рыбы, насекомые». Цель: развивать умение называть различные группы животных обобщающим словом: птицы, животные, рыбы, насекомые – Посмотрите, у нас есть картинки, на них изображены животные, птицы, рыбы и насекомые. Сейчас мы с вами их перемешаем. Каждый должен взять себе по одной карточке. Я буду называть группу, и те ребята, у кого есть кто- то из этой группы, должны быстро выложить их на стол. В ходе игры нужно проговаривать названия групп и животных, обсуждать, правильно ли получилась группа. Воспитатель обращает внимание на ошибки, поощряет за правильные ответы и высказывания. 6. Подведем итог. - О чём мы сегодня говорили? - Каких птиц называют перелётными? - Какие птицы называются «насекомоядными» и «водоплавающими»? - Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!