Напоминание

"Использование ИКТ на уроках швейного дела как средство достижения эффективности учебного процесса"

Автор: Васильева Ирина Владимировна
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: МСОУ "Озоно-Чепецкая школа-интернат"
Населённый пункт: п.Чепца, Кезский район, Удмуртская Республика
Наименование материала: доклад
Тема: "Использование ИКТ на уроках швейного дела как средство достижения эффективности учебного процесса"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МСОУ «Озоно-Чепецкая школа интернат» Доклад
Использование ИКТ на уроках швейного дела как

средство достижения эффективности учебного

процесса
Прочитала: Васильева И.В. учитель швейного дела Чепца 2015 год
Доклад «Использование ИКТ на уроках швейного дела как средство достижения эффективности учебного процесса». Из опыта работы учителя швейного дела Васильевой Ирины Владимировны. Кезский район, МСОУ «Озоно-Чепецкая школа интернат». Современный мир невозможно представить без компьютерных технологий, они довольно прочно обосновались практически во всех сферах деятельности человека. Образовательный процесс не является исключением. Информатизация образования стала одним из приоритетных направлений. К компьютерным урокам относятся такие уроки, на которых освоение темы полностью или частично осуществляется посредством компьютера. Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. У подавляющего большинства учащихся коррекционных школ дома нет компьютеров, тем более у детей-сирот, поэтому они испытывают повышенный интерес к компьютерной технике. Поэтому 2 года назад своей темой самообразования я выбрала «Использование ИКТ на уроках швейного дела». Для того чтобы эффективно использовать ИКТ в своей работе, мне предстояло решить следующие задачи: · научиться пользоваться ресурсами сети Интернет; · научиться пользоваться цифровым фотоаппаратом, сканером, ноутбуком, мультимедиапроектором; · научиться разрабатывать медиауроки с применением компьютера; · научиться создавать учебные пособия в программе Power Point; · создать коллекцию уроков-презентаций, учебных пособий и других ресурсов. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет: · усилить образовательные эффекты; · повысить качество усвоения материала; · построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; · осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; · организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями. В результате работы над темой, которую я изучаю, у меня появился определённый опыт использования ИКТ на уроках, а также авторские разработки уроков и учебных пособий.
Виртуальный фотоальбом.
Выполнен в виде слайд-презентаций, в которых размещены фотографии работ учащихся по темам. В альбом помещены фотографии изделий, выполненных учащимися в течение последних лет. Самые лучшие работы участвуют в районных и республиканских выставках. Многие работы ученики уносят домой, а фотоальбом позволяет сохранить их и показать другим учащимся. Фотографии сделаны цифровым фотоаппаратом и помещены в программу подготовки презентаций Power Point. Первый слайд – текстовый, остальные содержат фотографию изделия и пояснительный текст. Учащиеся с интересом смотрят такие фотоальбомы, восхищаются работой своих старших товарищей и очень хотят научиться делать также.
Медиауроки.
Хотя можно пользоваться сетью Интернет и найти готовые презентации, но в большинстве своем они не вписываются в канву данного конкретного урока, конкретного учителя. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке. Я разработала медиауроки с применением программы создания презентаций Power Point: «Основы прядильного и ткацкого
производства» 6 класс, «Виды юбок. Снятие мерок» 7 класс, «Виды халатов» 8 класс, «Фасоны блузок» 8класс. В этой же программе разработала урок по профориентационной работе «Профессия швея». Медиауроки позволяют повысить эффективность усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов. Слайды, выведенные на большой экран – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, способствует повышению внутренней мотивации к изучению данной темы и выполнению практических работ. Использование анимации в слайдах позволяет дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. В рамках учебного процесса можно выделить следующие основные цели проведения презентации: · освоение нового материала; · закрепление изученного материала; · контроль знаний. Методика использования компьютерных презентаций на учебных занятиях предполагает: · совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока; · усиление мотивации обучения; · улучшение качества обучения и воспитания, что повысит инфомационную культуру и уровень готовности учащихся к трудовой деятельности в современном обществе; · повышение уровня подготовки учащихся и преподавателей в области современных информационных технологий; · демонстрацию возможностей компьютера (анимационные эффекты и видеоклипы, звуковое сопровождение и музыка, графика, созданная на ЭВМ и.т.д.). При оформлении слайдов соблюдать следующие основные правила: · вспомогательная информация не преобладает над основной информацией; · на одном слайде использовать не более трёх цветов; · не злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде; · не заполнять один слайд слишком большим объёмом информации: дети могут единовременно запомнить не более трёх фактов, выводов, определений; · наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. Создание медиауроков - очень увлекательная и творческая работа, но она отнимает массу времени. Во-первых, нужно найти необходимый информационный и иллюстративный материал. В поисках информации выручает Интернет. Во-вторых, нужно продумать структуру и оформление презентации, расположить текстовую информацию на слайдах, вставить картинки, настроить анимацию, сделать гиперссылки, вставить звуковые и видео-файлы. Результаты урока оправдывают время, затраченное на подготовку к уроку, потому что ученики проявляют повышенный интерес к изучаемому материалу, их невозможно отправить на перемену во время спаренных уроков швейного дела.
Тестирование.
В этапе урока повторения и закрепления материала часто использую тестовые задания, которые выполнены в программе My Test Editor. А
сколько восторга у учащихся, когда компьютер ставит им оценку! Нет ничего лучше сияющих лиц учеников, постигающих основы информационно-коммуникационных технологий. Тест позволяет проверить качество знаний учащихся по теме; работа с ним способствует воспитанию прилежности; через многократное выполнение однотипных действий – добросовестного отношения к учебе; воспитанию навыков самоконтроля, развитию познавательного интереса, избирательности их внимания.
Внеклассная работа
. Компьютерные технологии применяю и во время проведения декадника трудового обучения при проведении общешкольных мероприятий. Разработала игры: «Кто хочет стать миллионером» и «Звездый час». Всю работу по декаднику показываю с помощью программы Windows Movie Maker, где представляю открытые уроки, профмастерство учащихся по профилям трудового обучения, общешкольное мероприятие.
Проектная деятельность и компьютер.
Сильные учащиеся, совместно с учителем, занимаются проектной деятельностью, и в этом году для защиты проекта стали использовать презентации, выполненные в программе Power Point. Презентация облегчает процесс выступления учащихся, так как информация по проекту расположена на слайдах в сжатом виде. На экране можно увидеть всю последовательность выполнения проекта, фотографии готовых изделий. С проектом участвовали в республиканской выставке-конкурсе профессионально-трудового обучения «Ярмарка труда». В номинации «Дом, в котором я живу» заняли 1 и 4 место. Участвовали в районном конкурсе проектов «Национальная кукла» среди учащихся общеобразовательных школ, заняли 3 место. Сейчас работаю над разработкой пособия: «Натуральные волокна». Своим опытом работы я неоднократно делилась с коллегами, выступая на заседаниях ШМО учителей трудового обучения. Второй год мои разработки принимают участие в районном конкурсе «Лучший урок с использованием ИКТ». Я буду продолжать работать над темой по самообразованию дальше, совершенствовать своё мастерство и пополнять коллекцию авторских разработок уроков, пособий и тестов.