Автор: Курышева Ольга Николаевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ "Буратино"
Населённый пункт: пос. Унъюган, Октябрьский район, Ханты Мансийский автономный округ - Югра
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Путешествие в страну живописи"
НОД по приобщению детей к изобразительному искусству с элементами ТРИЗ
в старшей группе
«Путешествие в страну живописи»
Цель: вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные
произведения, желание внимательно рассматривать картины. Закрепить знания детей
о таких жанрах изобразительного искусства как натюрморт, пейзаж, портрет.
Развивать фантазию, воображение используя игровые приемы ТРИЗ – «Да-нет-ка»,
«Подзорная труба».
Развивать умение создавать образы предметов, основываясь на их схематичном
изображении, видеть в части – целое.
Материал: картины с изображением пейзажа, натюрморта, портрета, образцы
натюрмортов, Набор карточек, на каждой изображена фигура, которая может
восприниматься как деталь или контурное изображение отдельного предмета,
цветные карандаши.
Предварительная работа: знакомство с жанрами живописи, рассматривание
репродукций, рисование пейзажей, портретов, натюрмортов.
Дети заходят в зал, в котором расположены картины
- Ребята, что мы здесь видим?
- Как много картин!
- Как называется профессия человека, который пишет картины? (художник)
- Какие жанры живописи вы знаете? (пейзаж, натюрморт, портрет)
- Покажите картины, где изображён пейзаж? Как вы узнали? (леса, поля, города,
деревни, море, горы, поляны)
Кто из вас хочет рассказать стихотворение о пейзаже, используя схематичные
изображения?
Если видишь - на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака.
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,-
Обязательно картина
Называется пейзаж.
- Покажите картины, где изображен портрет?
- Значит, что такое портрет? (картины, где изображены люди)
Кто из вас хочет рассказать стихотворение о портрете, используя схематичные
изображения?
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на вас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина
Или Колька твой сосед,-
Обязательно картина
Называется портрет.
- Покажите картины, где изображен натюрморт? Почему вы думаете, что это
натюрморт? (цветы, фрукты, ягоды, предметы быта)
- Как создать натюрморт? (художник сначала красиво расставляет предметы, затем
изображает их)
Для чего же нужны натюрморты? (сорванные цветы завянут, фрукты и ягоды съедят
люди, а нарисованные художником будут жить вечно)
Кто из вас хочет рассказать стихотворение о натюрморте, используя схематичные
изображения?
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу -
Знай, что это натюрморт.
Физминутка «Выросли деревья в поле»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся на места)
А сейчас давайте поиграем. Я загадала картину, а вам необходимо ее отгадать.
Вы будете задавать вопросы, а я буду отвечать на них только «Да» или «Нет». Таким
образом вы сможете определить картину, которую я загадала.
А теперь мы с вами рассмотрим эту картину, а поможет нам в этом «Подзорная труба»
- Какое время года изображено на картине?
- Что является главным объектом на картине?
- Какие мелкие детали мы можем здесь увидеть?
- Какие цвета использовал художник? и т.д.
- Ребята, наш общий знакомый художник Карандаш предложил вам выполнить одно
очень сложное задание - это набор карточек, на каждой изображена фигура, которую
нужно превратить в предмет, относящийся к портрету, пейзажу или натюрморту
(Детям предлагается дорисовать картинку)
Изобразительная деятельность детей
По ходу работы помочь нуждающимся детям, напоминая об аккуратности, об осанке.
В конце дети рассказывают о том, какие рисунки у них получились.