"Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии"

Автор: Цопова Ирина Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №6 г. Новокуйбышевск СП "Детский сад "Ёжик"
Населённый пункт: г. Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии"
Дата публикации: 14.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основной общеобразовательной школы №6 города

Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

Структурное подразделение «Детский сад «Ёжик»

Консультация

«
Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии »
Музыкальный руководитель

структурного подразделения

« Детский сад «Ёжик»

Цопова Ирина Викторовна

г.о. Новокуйбышевск, 2015



Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобранных приемов, дети преображаются: положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится их речь. Не зря, особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в систему, в комплекс методик артпедагогики и арттерапии в специальном образовании. Задачи музыкального воспитания: Музыкальное воспитание в детском саду проводится с учетом «симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями и направлено помимо решения музыкальных задач, на решение задач коррекционных, к которым относятся следующие: 1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично. 2. Нормализация психических процессов и свойств; памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивает тренировку органов слуха. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие. 3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата; развитие равновесия, свободы движений, снятие мышечного напряжения, улучшения ориентировки в пространстве, координация движений, развитие дыхания, воспитание правильной осанки и походки. Специалисты утверждают, что коррекция движений сказывается на речи (Р.Б.Стеркина, К.В.Тарасова, Г.П.Визель). По мнению Г.А.Волковой («Логоритмика», М.: Просвещение, 1985) «Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре, в двигательной импровизации». 4. Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончаний слов. Виды музыкальной деятельности традиционные: это слушание музыки, исполнительство (включающее пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах), творчество. Обратим внимание на некоторые особенности в работе над этими видами деятельности с детьми, страдающими нарушениями речи.
Слушание музыки
является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т. е. по сути является ведущим. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом; оказывает действенную помощь в решении коррекционных
задач. У детей с нарушениями речи я стараюсь развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти. Это прослушивание таких произведений, как П.И.Чайковский «Осенняя песня» (из цикла «Времена года», П.И.Чайковский «Зимнее утро», Р.Шуман «Дед Мороз», П.И.Чайковский «Подснежник» (из цикла «Времена года», «Три чуда» Римского-Корсакова из оп. «Сказка о царе Салтане») и др. В конце НОД я вставляю релаксацию с прослушиванием спокойных музыкальных произведений, т.е. на протяжении всей НОД дети постоянно слышат музыку.
Исполнительство:
Значимость такого вида музыкальной деятельности, как игра на музыкальных инструментах очень велика. Научить детей с нарушением речи игре на детских музыкальных инструментах, игре в оркестре – это средство решения коррекционных задач. В своей работе с детьми логопедических групп я решаю следующие коррекционные задачи: - развитие внимания и памяти (показываю детям иллюстрации, альбомы, открытки с изображением музыкальных инструментов и загадками о них); - развитие координации движений (дети играют на бубнах, барабанах, металлофоне, маракасах и др.); - развитие мелкой моторики пальцев рук (дети играют на дудочке, металлофоне, колокольчиках и др.); - развитие дыхания при игре на духовых инструментах (триолы, дудочки); - развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх: «На каком инструменте я играю?», «Отгадай инструмент и сыграй как я», «Музыкальное лото»; - развитие координации пения с движением пальцев рук (дети изображают игру на фортепиано); - развитие музыкально-ритмического чувства.
Пение
– один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение давно используется как одно из реабиталитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи. Оно помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятного произношения, проглатывания окончаний слов, особенно твердых. В настоящее время стало появляться больше музыкальных пособий для занятий в логопедических группах. Одно из таких пособий я приобрела для своей работы. Это сборник Г.А. Анисимовой «Новые песенки», в который входят: - вокальные упражнения для развития голоса на разные слоги: «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», которые способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения; - упражнения для развития звуковысотного слуха; - пение с сопровождением игровыми действиями; - пение с использованием наглядного материала.
Также использую вокальную деятельность на занятиях в следующих формах: артикуляционная и дыхательная гимнастика, мелодизированные речевые игры, музыкально – артикуляционная гимнастика на формирование артикуляционной моторики и артикуляционного уклада определенных звуков.
Музыкально-ритмические движения
– вид исполнительской деятельности, который включает упражнения, пляски, игры. Игра является основным видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.
Музыкально-дидактические

игры,

дидактические

упражнения

и

задания,

некоторые

игры

с

пением
способствуют развитию фонетико- фонематического слуха, развивают звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух, помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка» (В. Генералова). Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует. Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают
музыкально-ритмические упражнения
. Без них в логопедических группах не обойтись. Поэтому, в каждое занятие я включаю обязательно выполнение музыкально-ритмических упражнений («Всадники и лошадки» Т. Ломовой, «Пружинка» р.н.м., «Веселые мячики» М. Сатуллиной и др.) Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим движениям относятся и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться в самостоятельной деятельности. Нашим детям очень нравятся танцы с атрибутами («Пляска с султанчиками» укр.н.м., «Пляска с платочками» рус. н. м., «Танец с лентами» М. Карасевой и др.)
Творчество –
как один из видов музыкальной деятельности детей, предполагает развитие у них творческого воображения, активности, способности в импровизировании и пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не самоцелью, а скорее всего средством коррекции, помогающим преодолеть стеснение, снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание, память. В свои занятия я тоже включаю импровизацию песен («По малину в сад пойдем», «На мосточке», «Уж ты, зимушка-зима», «Как на тоненький ледок» и др.), музыкально-ритмических движений («Зайчики», «Лошадка», «Кошечка», «Птички и машины» и др.)
Логоритмика –
одно из важнейших методических средств,
направленных на решение коррекционных задач у детей с нарушением речи. Она связана с игротерапией, с психогимнастикой и с методикой музыкального воспитания в целом. «Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи» (З.Пунина, Л.Брозелло «Ритмика для детей с расстройством слуха и речи»). Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. В каждое свое занятие я обязательно включаю различные логоритмические упражнения: - с музыкальным сопровождением («Краб», «Паучок», «Листопад», «Про медведя» и др.); - без музыкального сопровождения («Веник», «Аты-баты», «Барабан», «Пироги пшеничные» и др.), а также чистоговорки и скороговорки.

В связи с особыми потребностями плохо говорящих детей, музыка для них является особым средством развития эмоционально-волевой сферы, двигательной, речевой и умственной деятельности. Влияние музыки на эмоционально-волевую сферу заключается в том, что она успокаивает (эмоционально), активизирует, побуждает к деятельности (например, дети рисуют под музыку), объединяет (во время любой совместной деятельности, в танцах), расслабляет (физически), концентрирует (музыка звучит – играю на фортепиано, музыка закончилась – не играю). Развитие координационных способностей происходит во время движений телом, частями тела под музыку (использую хлопки, притопы), во время исполнения танцевальных движений. Всю свою работу с детьми с нарушением речи я стараюсь связать с развитием навыков произношения звуков, слогов, слов, фраз (при подпевании), с расширением пассивного и активного словаря (когда мы с детьми разучиваем песни). Также стараюсь развивать умственную деятельность, которая происходит в процессе различения музыкальных параметров, узнавания музыки, распознавания музыкальных инструментов, осознанного выбора музыки, осознание содержания песен.
Источники 1. Г.А.Волкова «Логоритмика», М.: Просвещение, 1985 2. Г.Н. Анисимова «Новые песенки для занятий в логопедическом детском саду», СПб.: КАРО, 2008 3. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет», ООО «ТЦ Сфера», 2006