"Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии"
Автор: Цопова Ирина Викторовна Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №6 г. Новокуйбышевск СП "Детский сад "Ёжик"
Населённый пункт: г. Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основной общеобразовательной школы №6 города
Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области
Структурное подразделение «Детский сад «Ёжик»
Консультация
«
Музыкальное
воспитание
детей
с
отклонениями
в
речевом
развитии
»
Музыкальный руководитель
структурного подразделения
« Детский сад «Ёжик»
Цопова Ирина Викторовна
г.о. Новокуйбышевск, 2015
Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в
коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Под
влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно
подобранных приемов, дети преображаются: положительно развиваются
психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится их
речь. Не зря, особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в
систему, в комплекс методик артпедагогики и арттерапии в специальном
образовании.
Задачи музыкального воспитания:
Музыкальное воспитание в детском саду проводится с учетом
«симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями и
направлено помимо решения музыкальных задач, на решение задач
коррекционных, к которым относятся следующие:
1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах,
выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать
свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности,
развиваться более гармонично.
2. Нормализация психических процессов и свойств; памяти, внимания,
мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с
музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивает тренировку органов
слуха. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.
3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата; развитие
равновесия, свободы движений, снятие мышечного напряжения, улучшения
ориентировки в пространстве, координация движений, развитие дыхания,
воспитание правильной осанки и походки. Специалисты утверждают, что
коррекция движений сказывается на речи (Р.Б.Стеркина, К.В.Тарасова,
Г.П.Визель). По мнению Г.А.Волковой («Логоритмика», М.: Просвещение,
1985) «Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного
эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи,
поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре,
в двигательной импровизации».
4. Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения,
скороговорки, проглатывания окончаний слов.
Виды музыкальной деятельности традиционные: это слушание музыки,
исполнительство
(включающее
пение,
музыкально-ритмические
движения,
игру на детских музыкальных инструментах), творчество. Обратим внимание
на некоторые особенности в работе над этими видами деятельности с детьми,
страдающими нарушениями речи.
Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной
деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т. е. по
сути является ведущим. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу
детей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и формирование
личности в целом; оказывает действенную помощь в решении коррекционных
задач. У детей с нарушениями речи я стараюсь развивать музыкальное
восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и
памяти. Это прослушивание таких произведений, как П.И.Чайковский
«Осенняя песня» (из цикла «Времена года», П.И.Чайковский «Зимнее утро»,
Р.Шуман «Дед Мороз», П.И.Чайковский «Подснежник» (из цикла «Времена
года», «Три чуда» Римского-Корсакова из оп. «Сказка о царе Салтане») и др.
В конце НОД я вставляю релаксацию с прослушиванием спокойных
музыкальных произведений, т.е. на протяжении всей НОД дети постоянно
слышат музыку.
Исполнительство: Значимость такого вида музыкальной деятельности,
как игра на
музыкальных
инструментах очень
велика.
Научить
детей
с
нарушением
речи
игре
на
детских
музыкальных
инструментах,
игре
в
оркестре – это средство решения коррекционных задач.
В своей работе с детьми логопедических групп я решаю следующие
коррекционные задачи:
- развитие внимания и памяти (показываю детям иллюстрации,
альбомы, открытки с изображением музыкальных инструментов и загадками о
них);
- развитие координации движений (дети играют на бубнах, барабанах,
металлофоне, маракасах и др.);
- развитие мелкой моторики пальцев рук (дети играют на дудочке,
металлофоне, колокольчиках и др.);
- развитие дыхания при игре на духовых инструментах (триолы,
дудочки);
-
развитие
фонематического
слуха
в
музыкально-дидактических
играх: «На каком инструменте я играю?», «Отгадай инструмент и сыграй как
я», «Музыкальное лото»;
- развитие координации пения с движением пальцев рук (дети
изображают игру на фортепиано);
- развитие музыкально-ритмического чувства.
Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение
давно используется как одно из реабиталитационных средств для
заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи. Оно помогает исправлять
ряд речевых недостатков: невнятного произношения, проглатывания
окончаний слов, особенно твердых. В настоящее время стало появляться
больше музыкальных пособий для занятий в логопедических группах. Одно из
таких пособий я приобрела для своей работы. Это сборник Г.А. Анисимовой
«Новые песенки», в который входят:
- вокальные упражнения для развития голоса на разные слоги: «ля-ля»,
«ти-ли-ли», «ту-ру-ру», которые способствуют автоматизации звука,
закреплению правильного произношения;
- упражнения для развития звуковысотного слуха;
- пение с сопровождением игровыми действиями;
- пение с использованием наглядного материала.
Также использую вокальную деятельность на занятиях в следующих
формах: артикуляционная и дыхательная гимнастика, мелодизированные
речевые игры, музыкально – артикуляционная гимнастика на формирование
артикуляционной моторики и артикуляционного уклада определенных звуков.
Музыкально-ритмические движения – вид исполнительской
деятельности, который включает упражнения, пляски, игры. Игра является
основным видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной и
непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом
коррекционные задачи.
Музыкально-дидактические
игры,
дидактические
упражнения
и
задания,
некоторые
игры
с
пением
способствуют
развитию
фонетико-
фонематического слуха, развивают звуковысотный, ритмический, тембровый и
динамический слух, помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных
процессов.
«Движение
–
это
тоже
речь,
выражающая
сущность
ребенка»
(В.
Генералова). Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер
музыкального
произведения,
выражает
свое
отношение
к
нему,
если
правильно
выполняет
двигательные
упражнения
по
заданию
педагога,
–
значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.
Среди музыкально-ритмических движений большое место
занимают музыкально-ритмические упражнения . Без них в логопедических
группах не обойтись. Поэтому, в каждое занятие я включаю обязательно
выполнение музыкально-ритмических упражнений («Всадники и лошадки» Т.
Ломовой, «Пружинка» р.н.м., «Веселые мячики» М. Сатуллиной и др.)
Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим движениям относятся
и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные,
характерные. Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с
нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и
движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться в
самостоятельной деятельности. Нашим детям очень нравятся танцы с
атрибутами («Пляска с султанчиками» укр.н.м., «Пляска с платочками» рус. н.
м., «Танец с лентами» М. Карасевой и др.)
Творчество – как один из видов музыкальной деятельности детей,
предполагает развитие у них творческого воображения, активности,
способности в импровизировании и пении, музыкально-ритмических
движениях, игре на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми,
имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не самоцелью, а
скорее всего средством коррекции, помогающим преодолеть стеснение,
снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание,
память. В свои занятия я тоже включаю импровизацию песен («По малину в
сад пойдем», «На мосточке», «Уж ты, зимушка-зима», «Как на тоненький
ледок» и др.), музыкально-ритмических движений («Зайчики», «Лошадка»,
«Кошечка», «Птички и машины» и др.)
Логоритмика – одно из важнейших методических средств,
направленных на решение коррекционных задач у детей с нарушением речи.
Она связана с игротерапией, с психогимнастикой и с методикой музыкального
воспитания в целом. «Главная задача логоритмики – воспитание и развитие
чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и
улучшения речи путем воспитания ритма речи» (З.Пунина, Л.Брозелло
«Ритмика для детей с расстройством слуха и речи»).
Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания
музыки и движения, музыки и слова, слова и движения, направленных на
решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
В каждое свое занятие я обязательно включаю различные
логоритмические упражнения:
- с музыкальным сопровождением («Краб», «Паучок», «Листопад», «Про
медведя» и др.);
- без музыкального сопровождения («Веник», «Аты-баты», «Барабан»,
«Пироги пшеничные» и др.), а также чистоговорки и скороговорки.
В связи с особыми потребностями плохо говорящих детей, музыка для
них является особым средством развития эмоционально-волевой сферы,
двигательной, речевой и умственной деятельности. Влияние музыки на
эмоционально-волевую сферу заключается в том, что она успокаивает
(эмоционально), активизирует, побуждает к деятельности (например, дети
рисуют под музыку), объединяет (во время любой совместной деятельности, в
танцах), расслабляет (физически), концентрирует (музыка звучит – играю на
фортепиано, музыка закончилась – не играю). Развитие координационных
способностей происходит во время движений телом, частями тела под музыку
(использую хлопки, притопы), во время исполнения танцевальных движений.
Всю свою работу с детьми с нарушением речи я стараюсь связать с
развитием навыков произношения звуков, слогов, слов, фраз (при подпевании),
с расширением пассивного и активного словаря (когда мы с детьми разучиваем
песни).
Также стараюсь развивать умственную деятельность, которая
происходит в процессе различения музыкальных параметров, узнавания
музыки, распознавания музыкальных инструментов, осознанного выбора
музыки, осознание содержания песен.
Источники
1.
Г.А.Волкова «Логоритмика», М.: Просвещение, 1985
2.
Г.Н. Анисимова «Новые песенки для занятий в логопедическом детском
саду», СПб.: КАРО, 2008
3.
М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7
лет», ООО «ТЦ Сфера», 2006