"Наедине со всеми или психология общения"

Автор: Хабибова Алсу Ильясовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД ДЮЦ "виктория"
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: образовательная программа
Тема: "Наедине со всеми или психология общения"
Дата публикации: 14.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Детско-юношеский центр «Виктория»

Калининского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан
Принята Утверждаю на педагогическом совете Директор ДЮЦ «Виктория» Протокол №____ от________ 2015 г. __________ Желнина О. А. «___» ____________ 2015 г.
Дополнительная общеразвивающая программа

«Наедине со всеми или психология общения»

(срок реализации программы 2 года, возраст 10-14 лет)
Автор-составитель: Хабибова Алсу Ильясовна, педагог дополнительного образования Уфа – 2015 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Детско-юношеский центр

«Виктория» Калининского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан
«Утверждаю» «Утверждаю» Директор МБОУДОД ДЮЦ «Виктория» ректор ГАОУ ДПО ИРО РБ __________О.А. Желнина ____________Р.Г. Мазитов «____» __________ 201__ г. «____» __________ 201__ г Утверждена на программно-экспертном совете протокол № __от «___» __________201_г.
ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

«Наедине со всеми или психология общения»

Срок реализации программы: 2 года

Возраст детей: 10-14лет
Автор – составитель программы: Хабибова Алсу Ильясовна, педагог дополнительного образования МБОУДОД ДЮЦ «Виктория»:
Уфа 2015


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Детско-юношеский центр

«Виктория» Калининского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан
Согласовано Утверждаю на методсовете Директор МБОУДОД ДЮЦ «Виктория» «____» __________ 201__ г. __________Желнина О. А. «____» ____________ 201 __г.
Дополнительная общеразвивающая программа

«Наедине со всеми или психология общения»

Срок реализации программы: 2 года

Возраст детей: 10-14 лет
Автор – составитель программы: Хабибова Алсу Ильясовна, педагог дополнительного образования МБОУДОД ДЮЦ «Виктория»:
Уфа 2015


Отдел образования Калининский район городского округа г. Уфа

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

детей Детско – юношеский центр «Виктория»
Утверждена «Утверждаю» На методсовете № Директор ДЮЦ «Виктория» «___»__________2007 г. ____________ О.А. Желнина «___»___________2007 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Наедине со всеми или психология общения»

(

Предназначена для детей 10-14 лет, на 2 года обучения)
Составитель: педагог дополнительного образования Салахова Алсу Ильясовна УФА – 2007 г.

Пояснительная записка
Данная образовательная программа «Наедине со всеми или психология общения» имеет
социально-педагогическую направленность
и предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста, Наш меняющийся мир трудно определить, одним словом. Как и в системе школьного обучения, так и в системе дополнительного образования нет программы, которые были бы нацелены на обучение подросток
«группы риска».
Факторами риска здесь являются особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное внешнесоциальное окружение, поэтому данная программа
актуальна.
Содержание программы предусматривает учебные занятия по развитию коммуникативных навыков, изучению психических процессов человека, основ культуры и искусства речи, роли подростка в обществе, а также по обеспечению нравственной позиции «я среди людей». Назначение программы - сближение содержания обучения с окружающей жизнью – познание предмета, явления с точки зрения
взаимосвязи

нескольких учебных предметов
, таких как обществознание, история, литература. Программа
нацелена
на развитие у детей социальной компетентности, воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в обществе. Сегодняшние проблемы подростков – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей, уникальности и неповторимости, появление представлений о пределе и глубине своего «Я», о своем жизненном пути и роли своего «Я» на этом пути. Путь к познанию себя лежит и через познание других людей. К сожалению, на практике сами подростки сталкиваются с тем, что не умеет правильно выражать свои эмоции, чувства в общении со сверстниками и взрослыми людьми (родителями, учителями). Из-за чего возникает непонимание во взаимоотношениях и в дальнейшем эти трудности могут вылиться в межличностные конфликты подростков и взрослых. Все это приводит к тому, что вместе с развитием личности подростка необходимо одновременно вести и развитие коммуникативных возможностей подрастающего человека.
Цель программы:
Развивать коммуникативные навыки и умения в процессе учебных занятий. Для реализации цели решаются следующие
задачи
:
Обучающие задачи:
 научить навыкам общения;  научить проводить различные творческие дела, вести конструктивные диалоги, публично выступать;  научить разрешать конфликтные ситуации в общении;  научить подростка разбираться в самом себе и окружающих его людей;
Воспитательные задачи:
 воспитание культуры общения подростков;  воспитание нравственной и духовной личности подростка;  формирование мотивов социальной деятельности;  способствовать воспитанию чувства уважения и любви
к людям различных традиций, национальностей и культуры;
Развивающие задачи:
 развитие и самовыражение личности;  развивать природные задатки и творческий потенциал каждого ребенка объединения;  развивать у подростков способности к взаимодействию с окружающими людьми;  развивать психические процессы;

Данная образовательная программа построена по блочно – модульной системе, поэтому обучение может происходить как последовательно с 1-го блока по 4-ый, так и вразброс, в зависимости от комплектования групп по интересам. Учебный материал разбит на блоки. Каждый блок знакомит детей с видами, приемами, навыками общения. Программа предлагает идею свободного выбора в развитии творческой мысли детей, что дает им возможность преодолеть неравномерность отдельных качеств личности, целенаправленно достигать гармоничности развития и создания условий для расцвета природных дарований. Методика занятий предполагает более глубокое проникновение в духовный мир подростка, его эмоциональную сферу. Проблемные ситуации, психологические тесты позволяют ребенку увидеть сложность и противоречивость человеческой личности, разобраться в собственном «я», начать поиск путей самоопределения в жизненных коллизиях. Включение подростков на занятиях в совместную деятельность, творчество и игру помогает познать себя и других, выработать собственные взгляды и суждения.
Программа рассчитана на 2 года
. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 занятия продолжительностью 45 минут с обязательным 10 минутным перерывом между ними для отдыха детей и проветривания помещения (согласно Приложению 3 к Сан ПиН. 2.4.4. 3172-14). Наполняемость групп производится в соответствии с площадью кабинета (согласно Сан ПиН 2.4.4. 3172-14), но не более 8-9 человек в группе 1-го и 2-го года обучения. Работа по программе «Наедине со всеми или психология общения» строится на следующих
принципах:
 принцип доброжелательности и взаимопомощи;  принцип общественно – полезной направленности в деятельности;  принцип эмоциональной насыщенности занятий;  принцип сотрудничества педагога и ребенка;  принцип добровольного участия в совместных делах;
Ожидаемые результаты:
По окончании изучения программы «Наедине со всеми или психология общения» получив знания, учащиеся должны научиться проводить различные творческие дела, вести конструктивные диалоги, публично выступать, разрешать конфликтные ситуации в общении, разбираться в самом себе и окружающих его людях;

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

№ Наименование разделов.

Темы

Всего

часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия
1 Вводное занятие. Что такое общение? 4 2 2 2 Общение и его слагаемые 32 10 22 3 Основы культуры речи 30 8 22 4 Анатомия конфликтов 26 4 22 5 Звучащая речь и её особенности 32 8 24 6 «Я» «Мы» внутри нас 16 6 10 7 Итоговое занятие 4 4
ИТОГО:

144

38

106

2 год обучения

№ Наименование разделов.

Темы

Всего

часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1
Вводное занятие. Деловое общение 4 2 2
2
Виды делового общения. 32 6 26
3
Основы ораторского искусства 32 10 22
4
Основы полемического мастерства 50 16 34
5
Дикция как основа профессиональной речи 24 8 16
6
Итоговое занятие 2 1 1
ИТОГО:

144

43

101


III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (1 год обучения)

Тема № 1 Вводное занятие (4 часа)
Основные вопросы: Знакомство с детьми. Правила поведения в центре и в объединении. Знакомство с планом работы объединения. Беседа «Что такое общение и для чего оно нам нужно?». Практическая работа: Тест «Общительный ли ты человек?»
Тема №2 «Общение и его слагаемые» (32 часа)

Знакомство с культурой общения.
Основные вопросы: Культура общения, овладение видами общения, включение подростков в активное познание простых норм нравственности и культуры взаимодействия людей в общении Практическая работа Задание «Я - ромашка» направлена на раскрытие своих положительных и отрицательных качеств личности. Разыгрывание ситуаций по общению с участием каждого ребенка
Бытовое общение. Условия эффективности разговора
Основные вопросы: Как мы общаемся с нашими близкими людьми дома, в школе, на улице. Знакомство детей с народными раздумьями о собеседовании. Основные условия эффективности разговора – доброжелательность, открытость, доступность Практическая работа: Психологические игры «Первые впечатления». «Интересный ли ты собеседник», упражнение «Говорящий и слушающий»
Развитие

восприятия.

Упражнения

для

развития

восприятия

и

наблюдательности
Основные вопросы: Восприятие как основной компонент в успешности установления контакта с окружающими людьми. Раскрытие понятий полного и частичного восприятия. Восприятие как основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при непосредственном действии на органы чувств Практическая работа Упражнения на развитие восприятия и наблюдательности и тесты на раскрытие своих способностей к наблюдению и восприятию.
Обмен информацией, пути получения информации и проблема сохранения

получаемой информации
Основные вопросы: Общение как средство передачи информации. Раскрыть три уровня слушания. Основные пути получения информации. Строение
информационной речи: повествование, описание, объяснение. Три уровня слушания: «слушаю, но не понимаю»; «слушаю и хочу понять»; «слушаю и формирую у себя новое знание» Практическая работа Психологические игры «Совместимость несовместимость», «Информация в газете», «Нестандартные приемы работы с текстом»
Невербальные средства общения (мимика, жесты, жестикуляция)
Основные вопросы: Невербальное общение – жесты, мимика, позы, пантомимика. Разновидности видов улыбок Практическая работа изучение словаря телодвижений, игры, упражнения
Внимание. Особенности, правила самоорганизации. Упражнения по развитию

внимания
Основные вопросы: Определение внимания. Виды и свойства внимания. Зависимость учебной деятельности человека от сформированности познавательного процесса, как внимание и влияние произвольного внимание на активное владение речью. Практическая работа Упражнения на развитие внимания. Диагностика внимания.
Тема №3. Основы культуры речи (30 часов)

Культура речи и его значение.
Основные вопросы: Раскрыть значение слова «культура». Влияние культуры речи на личность человека. Как влияют на человека слова ругани, брани и слова похвалы, благодарности Практическая работа Час дружеского общения (ЧДО) «Поступай с другими так, и тебя будут радушно принимать везде и всегда», игра «Словарь воспитанного человека»
Основы качества речи
Основные вопросы: Познакомить с этикой взаимоотношений людей разных социальных слоев в разные исторические эпохи. Раскрыть значение слова «Качество речи» - чистота, точность, ясность, правильность речи Практическая работа Практикум «Форумы речевого этикета», игра Разумно для себя и приятно для других
Умеем ли мы говорить друг другу доброе?

Основные вопросы: «Добро – не наука, оно действие» научить детей вести беседу, переговоры. Раскрыть богатство и разнообразие словаря говорящего разных народов Практическая работа Игровой практикум по общению. Разучивание массовых (народных) игр, танцев, песен
Доверие – основа взаимодействия
Основные вопросы: древние заповеди общения – доверие, вера и уважение к собеседнику Практическая работа Час общения «Беседуем о беседе»
Дружба как высшая форма общения
Основные вопросы: Формирование представлений о дружбе и ее психологических составляющих. Первое впечатление. Какое оно? Литературные произведения с описанием дружбы – как высшей формы общения. Практическая работа Упражнения «Ищу друга», «Ассоциации»
Мышление. Особенности мышления. Упражнения для развития логического

мышления
Основные вопросы: Тесная взаимосвязь мыслительной деятельности человека с овладением речью, умением осуществлять речевые преобразования и логически правильно строить свою мысль. Основные формы и виды мышления. Практическая работа Упражнения для развития логического мышления.
Тема №4. Анатомия конфликтов (26 часов)

Конфликт в общении.
Основные вопросы: Познакомить с анатомией конфликтов (возникновение, протекание, углубление или разрешение). Научить правилам поведения в конфликте. Практическая работа Психологические игры «Умение слушать или умение говорить», «Мы выбираем, нас выбирают…»
Человек среди людей: зачем нам нужна группа?
Основные вопросы: Понятие об одиночестве. Различие общения и одиночества. Высказывания великих писателей, философов и др. о значение общения и тесная взаимозависимость общения и человека. Зачем человеку нужна группа? Как преодолевать барьеры общения?
Практическая работа Психологические игры «Способен ли ты повлиять на других?», «Какой ты лидер?», «Кораблекрушение»
Общие законы психологической власти.
Основные вопросы: Портрет лидера. Развитие лидерских качеств. «Я-концепция». Азбука общения. Рефлексия индивидуальная и групповая. Конфликты. Сотрудничество Практическая работа Разыгрывание ситуаций «Шаг навстречу», «Шесть проб», «Рисунок вдвоем»
Искусство побеждать или спор без конфликта.
Основные вопросы: Структура и динамика конфликта. Раскрытие основных способов, помогающие понять другого человека. Знакомство со стилями поведения человека в конфликтной ситуации. Игровые методы разрешения конфликта. Способы блокировки конфликта. Практическая работа Профилактика конфликтных взаимодействий при помощи упражнений «Равновесие», «Терапия общением».
Правила поведения в конфликте или как ссориться конструктивно.
Основные вопросы: Основные элементы конфликта: стороны конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, а также исходы конфликтных действий. Раскрытие методики посредничества по улаживанию конфликта: (1 шаг – «Найти время, чтобы поговорить», 2 шаг «Спланируйте организацию», 3 шаг «Выговорись», 4 шаг «Соглашение»). Правила поведения в конфликте. Практическая работа Упражнения «Равновесие», «Мудрец», Упражнения по разрешению конфликта
Тема №5. Звучащая речь и ее особенности (32 часа)

Речевой аппарат.
Основные вопросы: Знакомство с понятием «Речевой аппарат», показать значимость на собственном примере детей о правильности владения голосом в жизнедеятельности человеческого организма. Язык как ценнейшее народное достояние и богатство. Практическая работа : Изучить упражнения для тренировки голоса. Подготовка голоса к выступлению.
Дыхание и его тренировка. Дыхательная гимнастика

Основные вопросы:
П
равильность владения дыханием. Уметь правильно дышать и рассчитывать силу дыхания во время выступления. Паузы. Практическая работа
У
пражнения для тренировки дыхания. Дыхательная гимнастика.
Умейте владеть эмоциями
Основные вопросы: Что мы знаем об эмоциях. Виды и роль эмоций в жизни человека. Биологические основы эмоции. Влияние эмоций на поведение человека. Эмоциональная жизнь личности. Практическая работа
У
пражнения «Угадайте выражение лица», «Учимся различать эмоции»
Разучивание песен, подготовка к публичному выступлению
Практическая работа : Организация и подготовка к праздничному концерту. Чтение стихов, постановка мини-сценок. Подведение итогов занятия.
Память. Особенности памяти. Диагностика и тренировка памяти.
Основные вопросы: Значимость памяти у древних греков и история ее развития. Память как необходимое условие для развития интеллектуальных способностей. Виды и типы памяти. Память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей Практическая работа Заучивание предлагаемого материала. Диагностика и тренировка памяти
Тема №6. «Я» и «Мы» внутри нас (16 часов)

Отправляясь на поиски своего «Я»
Основные вопросы: Осознание своей уникальности и неповторимости, раскрытие индивидуальных способностей каждого воспитанника как личности, познание себя через познание других людей. Кто такой «Я» (мой автопортрет). «Я - волшебник» (мои чувства и желания). Познание самого себя, самоуважение, чувство собственного достоинства. Практическая работа : Самоанализ собственного «Я - образа», упражнение «Двадцать Я», «Мое имя», «отражение в озере», «Мой автопортрет»
Как изменить себя, не изменяя себе.
Основные вопросы: Хозяин своего «Я». Преодоление дурных привычек и поступков. Формирование чувства собственного «Я». Мое настроение (ощущение собственной значимости).
Практическая работа :
У
пражнение «Глазами других». Научиться произвольному расслаблению – упражнения на расслабление групп мышц – рук, ног, туловища, лица, шеи.
Слагаемые самооценки.
Основные вопросы: Виды самооценки адекватное, завышенная, заниженная. Формирование самооценки воспитанника. Осмысливание и оценка человеческих поступков и отношений. Самовоспитание Практическая работа :
Т
ест на самооценку. Этюды, игры и упражнения.
Тема №7 Итоговое занятие (4 часа)
Практическая работа: Тестирование.
Итоговая литературная викторина
Практическая работа: Выполнение творческих заданий. Физкультминутка.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (2 год обучения)

Тема №1 Вводное занятие. Деловое общение (4 часа)

Особенности делового общения»
Основные вопросы:
П
ознакомить с видами делового общения, обучить технологиям делового общения, показать отличие делового общения от бытового общения, раскрыть существующие типы собеседников делового общения. Практическая работа : Разыгрывание ситуаций по общению с участием каждого ребенка
Тема №2 Виды делового общения (32)
Основные вопросы: Классификация видов делового общения Практическая работа : Тренинг «Деловые переговоры». Игра «Деловая беседа»
Практикум «О знакомстве в шутку и всерьез»
Основные вопросы: Одиночество – тяжелое, противоестественное состояние человека. Практическая работа : Игры на общение: «Гений общения», «Слушание и говорение», «Разговор в пользу возможности» и другие
Час делового общения «Я творческая личность.
Практическая работа : Игры и упражнения, этюды и мини – сценки на раскрытие творческих способностей обучающихся. Подведение итогов
Телефонные разговоры
Основные вопросы: Культура общения по телефону – содержание беседы и его форма. Подготовка к телефонному разговору. Практическая работа : Обучение искусству телефонной беседы, Правила пользования телефоном, игры и упражнения с использованием телефона.
Пишите письма или «Говорите по бумаге»
Основные вопросы: Письмо как источник передачи и получения информации и одна из форм общения. Значение слова «письмо» на разных языках народов мира. Классификация писем и образцы написания писем разного стиля и содержания. Практическая работа :
С
оставление и написание письма своим близким, друзьям.

Тема №2 Основы ораторского искусства (32 часа)

Что такое ораторское искусство?
Основные вопросы: Ораторское искусство как искусство убеждать с помощью слов. Красноречие. Виды красноречия Практическая работа : Подготовка к выступлениям, составление речи для выступления
Риторические навыки и умения
Основные вопросы: Риторика как наука. Риторические приемы, навыки и умения Знакомство с известными ораторами, философами, владеющих в совершенстве риторическими навыками Практическая работа :
У
пражнения на развитие риторических способностей
Час дружеского общения «Как воздействовать на людей, не оскорбляя и не

обижая их»
Основные вопросы: Юмор и шутка в общении. Построение речи. Владение вниманием слушающего. Уважение, понимание и участие в общении с близкими людьми. Практическая работа :
П
риемы владения речью, упражнения на удержание внимания слушающего.
Индивидуальные особенности оратора
Основные вопросы:
Т
ребования к оратору – высокая коммуникабельность, артистизм, доброжелательность, сочувствие, сопереживание, шутка, остроумие, увлекательная информация, меткое слово. Индивидуальные особенности – внешность, манера, поза, жесты. Практическая работа : Этюды и мини – сценки. Скороговорки. Составление имиджа выступающего, обсуждение и подведение итогов.
Дискуссия на тему «Каждый ли может стать хорошим оратором?»
Основные вопросы: Воспитанники рассказывают друг другу и анализируют случаи из своего опыта с применением риторических навыков и умений. Подведение итогов

Оптимизм и юмор повышают эффективность общения.
Основные вопросы: Оптимизм способствует созданию обстановки доброжелательности и взаимного доверия между людьми. Благотворное влияние смеха и шутки на нервную систему человека. Практическая работа :
У
пражнения на снятие напряжения с использованием юмора (смешные истории, анекдоты). «Изобрази напуганную кошку», «Мне повезло», «Опять двойка»
Требования к юмору.
Основные вопросы: Использование юмора в ликвидации сложного конфликта и установления положительного контакта между людьми в общении или как может шутка привести к конфликту. Раскрытие основных психологических требований к юмору. Практическая работа : Разыгрывание ситуаций с использованием доброго и злого юмора, шутки, «прикола». Обсуждение и подведение итогов.
Тема №4 Основы полемического мастерства (50 часов)

Как построить свою речь.
Основные вопросы: Передача информации через строение речи – голос, тон, подбор выражений, обертоны звуков, оттенки, интонация. Раскрытие всех понятий. Практическая работа : Подготовка к выступлению со сцены с использованием основ полемики.
План построения своей речи. Вступление и заключение. Главная часть.
Основные вопросы Подготовка к публичному выступлению, составление речи, разработка плана выступления. Повседневная подготовка. Виды подготовки. Форма преподнесения материала. Практическая работа : Подготовка к публичному выступлению с использованием плана – конспекта, составленного по правилам подготовки речи
Приемы привлечения внимания аудитории
Основные вопросы Слова ограниченного и неограниченного употребления. Внешний вид, интонация, построение речи, жесты, мимика. Положительный настрой.
Практическая работа : Игры «Умение слушать или умение говорить», «Карусель», «Маска, я тебя знаю?»
Знание психологии слушателей.
Основные вопросы Ошибки, которые мы делаем в общении из-за неумения их слушать. Что значит уметь хорошо слушать и понимать человека. Высокое самомнение. Правила общения. Практическая работа : Анализ своего поведения в различных жизненных ситуациях. Игры и упражнения.
Типы собеседников. Игры и упражнения.
Основные вопросы Раскрытие типов собеседников. Основные правила собеседования (смотреть в глаза собеседнику, быть в разговоре частным, улыбка, положительный настрой, знание имени, использование комплимента, доверие друг к другу). Практическая работа : Тест «Хороший ли ты собеседник?», Поведение собеседника в общении
Как готовиться к публичным выступлениям.
Основные вопросы: Форма преподнесения материала. Знание излагаемого материала. Практическая работа : Подготовка к выступлению
Виды подготовки выступления.
Основные вопросы: Как построить свою речь. План построения своей речи. Вступление, заключение и главная часть Практическая работа : Подготовка к выступлению (определение темы, формулировка, подбор материала, изучение отобранной литературы, выработка собственной позиции)
Основы полемического мастерства: спор, дискуссия, полемика
Основные вопросы: Успех в споре это богатство знаний, хорошее владение языком и речью, быстрота и точность реакций. Методика проведения дискуссии. Практическая работа : Активные формы обучения полемического мастерства. Занятие - дискуссия
Классификация споров. Культура спора

Основные вопросы: Уметь грамотно вести спор (доказательства, логические ошибки, доводы, доказывание, убеждение). Умение воздержаться от споров как важнейшее условие выиграть спор. Метод Сократа. Правила ведения спора
Полемические приемы
Основные вопросы: Использование полемических приемов (атака вопросами, прием бумеранга, критика доводов оппонента и др.) Практическая работа : Игры и упражнения «Способен ли ты повлиять на других?», «Шаг на встречу», «Шесть проб».
Полемические вопросы. Юмор, ирония, сарказм.
Основные вопросы: Определение понятий – юмор, ирония, сарказм
.
Их отличие. Искусство отвечать на вопросы. Виды ответов. Нечестные приемы. Практическая работа : Игра «Атака вопросами»
Требования к юмору.
Основные вопросы: Какое значение имеет юмор в жизни человека. Его положительное и отрицательное влияние на отношение между людьми. Практическая работа : Тест «Остроумны ли вы?». Незаконченные предложения, юмористические фразы. Изготовление юмористических коллажей.
Тема №5 Дикция как основа профессиональной речи (24 часа)

Голос и процесс его воспитания
Основные вопросы: Постановка голоса – развитие речевого дыхания, его объема, ритмичности Умение владеть им, регулировать его. Овладение разными степенями громкости голоса. Индивидуальные особенности голоса Практическая работа : Разучивание песен, владением голосом. Влияние вредных привычек на формирование голоса, чтение стихов, отрабатывание навыков владения голосом.
Интонация.
Основные вопросы: Интонация и эмоции. Передача смысла речи через интонацию Виды интонации. Сопереживание, эмоциональная насыщенность и смысловое значение речи через интонацию Практическая работа : Подготовка к выступлению на сцене, чтение стихов, диалогов и монологов
Темп

Основные вопросы: Определение понятия темпа речи. Овладение разными темпами речи. Практическая работа : Проговаривание скороговорок. Дыхательная гимнастика. Развитие темпа речи до 120 слов в минуту.
Тембр.
Основные вопросы: Взаимосвязь интонации и тембра. Различие и сходство этих понятий. Как тембр голоса выражается в речи говорящего. Виды тембра. Овладение разными степенями громкости голоса, темпом речи Практическая работа : Упражнения, исполнение различных сценок
Пауза. Разновидность пауз.
Основные вопросы: Определение понятия пауза. Её разновидности. Для чего в речи используют паузу Практическая работа : Выразительное чтение стихов с использованием основ профессиональной речи (интонация, темп, тембр, пауза).
Контакт с аудиторией
Практическая работа : Тест
«
Общительный ли ты человек?». Тренинг на сплочение группы. Упражнения на снятие напряжения перед выступлением. Аутотренинг
Тема №6 Итоговое занятие (2 часа)

Творческий час по итогам знаний, умений, навыков.
Основные вопросы: диагностические методики, обсуждение пройденного материала Самоанализ. Подведение итогов.

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Качество усвоения содержания программы определяется выбором методов обучения и воспитания. На занятиях используются следующие методы обучения: 
Репродуктивный метод
используется на первом и втором годах обучения, направлен на формирование умений и навыков. В данном случае педагог сам объясняет изучаемый материал. 
Объяснительно – иллюстративный метод
он способствует формированию личностного отношения к действительности, самосознания и самовыражения. Педагог, иллюстрируя, объясняет детям о правильном и неверном поведении людей в различных ситуациях. 
Проблемный метод
активно применяется на первом году обучения и направлен на стимулирование мышления и воображения детей. Познавательная проблема ставится педагогом и вместе с детьми педагог ищет способы её решения. 
Поисковый метод
активно применяется на втором году обучения, где дети сами решают проблему, а педагог делает только вывод. 
Эвристический метод
активизирует познавательную деятельность детей, их самостоятельность, стимулирует развитие творческих способностей. Педагог ставит проблему, и предлагает решить ее самостоятельно, используя творческий поиск учащихся. В процессе работы применяются следующие
приемы
: 1. Устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся проблем в рамках предлагаемой темы занятия. 2. Обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой. 3. Тестирование, ситуационно – ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока. 4. Контроль «уровня достижений» в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в «поле опыта» На занятиях педагог опирается на следующие
формы
обучения.  Диспут;  Пример;  Этическая беседа;  Игра;  Тренинг;  Коллективная творческая деятельность. Программой предусмотрено регулярное проведение различных мероприятий самими детьми либо непосредственное участие в них, что способствует закреплению полученных знаний, умений, навыков. Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный материал. Для учебных занятий (теоретических) детям необходима тетрадь для записей, а для практических занятий – блокнот или альбом.
Для оценки результативности учебных занятий применяется входная, текущая и итоговая диагностика знаний, умений и навыков учащихся.
Цель входного контроля
- диагностика имеющихся знаний и умений детей на начало обучения по каждой из предложенной образовательной программе. Формы оценки
:
собеседование с детьми и родителями, тестирование.
Текущий контроль -
осуществляется для оценки качества усвоения материала. Формы оценки: диагностические методики, опросники, творческие задания.
Цель итоговой диагностики
- оценка успешности освоения предмета, анализ действий педагога.
Формой подведения итогов реализации программы
в конце учебного года является творческий отчет учащегося о жизнедеятельности в данном объединении, который проходит в виде выступления, написания реферата, выполнения плакатов, стенгазеты, поделки.

Основная литература:
1. Педагогика. /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Пед. наследие России, 2012. - 608 с. 2. Сластенин В.А. И др. Общая педагогики. в 2 частях. – М: Академия, 2012. – 571 с. 3. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 2012. - 465 с. 4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М.: Народное образование, 2014. - 856 с. 5. Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2010. 6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. – М.: Просвещение, 2010. 7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. – М.: Просвещение, 2010 8. Концепция и программа развития башкирского национального образования. – Уфа, 2010. 9. Концепция и программа формирования гражданина нового Башкортостана. – Уфа, 2010. 10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 11. Программа «Формирование ЗОЖ у населения РБ, включая сокращение потребления алкоголя, табака и борьбу с наркоманией на 2011-2015 г». – Уфа, 2010 (ПП РБ № 248 от 05.07.10) 12. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: СанПиН 2.4.2.3172-14. (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования 2014 Минюст РФ № 33660 от 20.08.2014) 13.Федеральный закон от 29.12.12. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 14. ФГОС основного общего образования/ МОиНФ. – М.: Просвещение, 2011 г. -48 с. 15.ФГОС начального общего образования: текст с изм. М доп. На 2011 г./ МОиНФ. – М: Просвещение, 2011. – 33 с.
Дополнительная литература:
1. «Детские капризы» Е.Н. Корнеева; Ярославль 2012 г. 2. «Игры в школе и дома» Н.В. Самоукина; М.2010 г. 3. «Как стать лидером» С.П.Белинкая; М. 2010 г. 4. «Культура поведения и этикет» А.Г. Фитерман; г. Уфа 2013 г. 5. «Педагог и подростки» С.Б. Штайнберг; М. 2012 г. 6. «Психология общения» М.И. Станкин;М. 2010 г. 7. «Психология» Р.С. Немов; М. 2013 г.
8. «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте»И. Они; М. 2010 г. 9. «Хочу, могу , умею» Е. Коротаева; М. 2011 г. 10.Журнал «Воспитание школьников»; 2011, 2012 г. 11.Здоровьесберегающие технологии в ОУ: программа профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения. – Уфа, 2011 12. Ковалев С.В. «Подготовка старшеклассников к семейной жизни», М2001 г. 13. Крашенинникова Е.А. «Шаг навстречу», М.2010 г. 14. Локалова Н.П. «Уроки психологического развития», М. 2001 г.МОиН РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. 15. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 г.г. 16. Овчарова Р.В. «Практическая психология», М.2012 г.
Литература для детей:
1. Ди Снайдер «Практическая психология для подростков или как найти свое место в жизни», М., 2010 г. 2. М.А. Панфилова «Лесная школа» Коррекционные сказки и настольные игра для школьников, М., 2012 г. 3. Р.С. Немов «Психология», Пособие для учащихся школ, М., 2012 г.
НОВОЕ

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


1 год обучения

№ Тема

Всего

часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия
1 Вводное занятие 2 1 1 2 Общение и его слагаемые 40 13 27 3 Основы культуры речи 26 7 19 4 Анатомия конфликтов 26 4 22 5 Звучащая речь и её особенности 32 8 24 6 «Я» «Мы» внутри нас 16 5 11 7 Итоговое занятие 2 1 1
ИТОГО:

144

39

105

2 год обучения

№ Тема

Всего

часов

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1
Вводное занятие 2 1 1
2
Деловое общение 32 7 25
3
Основы ораторского искусства 32 11 21
4
Основы полемического мастерства 52 18 34
5
Дикция как основа профессиональной речи 24 9 15
6
Итоговое занятие 2 1 1
ИТОГО:

144

47

97

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (1 год обучения)

1 блок. «Общение и его слагаемые»


Тема №1 «Общение и его слагаемые» (8 часов)

Теория
- Знакомство с культурой общения, овладение видами общения, включение подростков в активное познание простых норм нравственности и культуры взаимодействия людей в общении
Практика
– Задание «Я - ромашка» направлена на раскрытие своих положительных и отрицательных качеств личности. Разыгрывание ситуаций по общению с участием каждого ребенка В процессе обучения дети будут знать
:
 понятие «общение» и его слагаемые  основные виды общения дети будут уметь:  вести беседу, переговоры дети будут иметь навык  владеть культурой общения
Тема №2
«
Бытовое общение. Условия эффективности разговора
»
(6 часов)

Теория
– Как мы общаемся с нашими близкими людьми дома, в школе, на улице. Знакомство детей с народными раздумьями о собеседовании. Основные условия эффективности разговора – доброжелательность, открытость, доступность
Практика
- Психологические игры «Первые впечатления». «Интересный ли ты собеседник», упражнение «Говорящий и слушающий» В процессе обучения дети будут знать
:
 основные условия разговора; дети будут уметь:  вести собеседование с соблюдением этикета разговора;  в общении не только говорить, но и внимательно слушать своего собеседника; дети будут иметь навык  доброжелательного, открытого и доступного отношения к партнеру по общению;
Тема№3 «Развитие восприятия. Упражнения для развития восприятия и

наблюдательности» (4 часа)


Теория –
восприятие как основной компонент в успешности установления контакта с окружающими людьми. Раскрытие понятий полного и частичного восприятия. Восприятие как основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при непосредственном действии на органы чувств
Практика
- упражнения на развитие восприятия и наблюдательности и тесты на раскрытие своих способностей к наблюдению и восприятию. В процессе обучения дети будут знать
:
 виды восприятия  свойства восприятия дети будут уметь:  вести наблюдение  выделять информацию, чтобы ее подтвердить или опровергнуть в результате восприятия дети будут иметь навык  наблюдательности
Тема №4
.
Обмен информацией, пути получения информации и проблема

сохранения получаемой информации (10 часов)

Теория
. Общение как средство передачи информации. Раскрыть три уровня слушания. Основные пути получения информации. Строение информационной речи: повествование, описание, объяснение. Три уровня слушания: «слушаю, но не понимаю»; «слушаю и хочу понять»; «слушаю и формирую у себя новое знание»
Практика
- Психологические игры «Совместимость несовместимость», «Информация в газете», «Нестандартные приемы работы с текстом» . В процессе обучения дети будут знать
:
 основные пути получения и передачи информации дети будут уметь:  выделять главное и второстепенное в полученной информации  передавать и сохранять информацию дети будут иметь навык  получения и сохранения информации в процессе общения
Тема№5 Невербальные средства общения (мимика, жесты, жестикуляция) (8

часов)

Теория
– Невербальное общение – жесты, мимика, позы, пантомимика. Разновидности видов улыбок
Практика
– изучение словаря телодвижений, игры, упражнения В процессе обучения дети будут знать
:

 невербальные средства общения  виды улыбок и эмоций дети будут уметь:  использовать невербальное средства общение для получения и передачи информации  уметь различать эмоции дети будут иметь навык  получения и передачи информации с использованием невербальных средств общения
Тема №6. Внимание. Особенности, правила самоорганизации. Упражнения по

развитию внимания (4 часа)

Теория
- Определение внимания. Виды и свойства внимания. Зависимость учебной деятельности человека от сформированности познавательного процесса, как внимание и влияние произвольного внимание на активное владение речью.
Практика
– Упражнения на развитие внимания. Диагностика внимания. В процессе обучения дети будут знать
:
 виды и свойства внимания дети будут уметь :  распределять, концентрировать, переключать внимание  рассуждать вслух, для удержания и управления вниманием дети будут иметь навык  различать основные виды и свойства внимания
2 блок. Основы культуры речи.

Тема №1.Что такое культура речи? (6 часов)

Теория
– Раскрыть значение слова «культура». Влияние культуры речи на личность человека. Как влияют на человека слова ругани, брани и слова похвалы, благодарности
Практика
- Час дружеского общения (ЧДО) «Поступай с другими так, и тебя будут радушно принимать везде и всегда», игра «Словарь воспитанного человека» В процессе обучения дети будут знать
:
 понятие «культура речи»  речевой этикет дети будут уметь:  вести беседу, переговоры  слушать и говорить дети будут иметь навык  использования речевого этикета в общении
Тема №2.Основы качества речи (4 часа)


Теория
– Познакомить с этикой взаимоотношений людей разных социальных слоев в разные исторические эпохи. Раскрыть значение слова «Качество речи» - чистота, точность, ясность, правильность речи
Практика
- Практикум «Форумы речевого этикета», игра Разумно для себя и приятно для других В процессе обучения дети будут знать
:
 основные качества речи дети будут уметь:  правильно строить свою речь  видеть и различать социальные, национальные и другие особенности этики и традиции людей проживающих в нашей стране дети будут иметь навык  использования речевого этикета общения
Тема №3.Умеем ли мы говорить друг другу доброе? (4 часа)

Теория
– «Добро – не наука, оно действие» научить детей вести беседу, переговоры. Раскрыть богатство и разнообразие словаря говорящего разных народов
Практика
– Игровой практикум по общению. Разучивание массовых (народных) игр, танцев, песен По окончании темы дети будут знать
:
 богатство и разнообразие словаря говорящего дети будут уметь:  быть доброжелательными, открытыми и коммуникативными в общении с другими людьми  вести беседу, переговоры дети будут иметь навык  ведения бесед и переговоров
Тема №4.Доверие – основа взаимодействия (4 часа)

Теория
- древние заповеди общения – доверие, вера и уважение к собеседнику
Практика
– Час общения «Беседуем о беседе» По окончании темы дети будут знать
:
 основные заповеди общения дети будут уметь:  проявлять доверие, открытость и уважение в беседе к своему собеседнику дети будут иметь навык  взаимодействия на основе доверия и доброжелательности
Тема №5.Дружба как высшая форма общения (4 часа)


Теория
– Формирование представлений о дружбе и ее психологических составляющих. Первое впечатление. Какое оно? Литературные произведения с описанием дружбы – как высшей формы общения.
Практика
– Упражнения «Ищу друга», «Ассоциации» По окончании темы дети будут знать
:
 правила дружбы и законы дети будут уметь:  различать дружбу от товарищества, приятельства;  завязывать, поддерживать, сохранять дружеские отношения. дети будут иметь навык  проявления ответственности, взаимовыручки, сопереживания по отношению к другу.
Тема №6.Мышление. Особенности мышления. Упражнения для развития

логического мышления (4 часа)

Теория
– Тесная взаимосвязь мыслительной деятельности человека с овладением речью, умением осуществлять речевые преобразования и логически правильно строить свою мысль. Основные формы и виды мышления.
Практика
- Упражнения для развития логического мышления. По окончании темы дети будут знать
:
 влияние мышления на уровень языкового развития  формы и виды мышления дети будут уметь :  правильно строить свою мысль  осуществлять различные логические операции дети будут иметь навык  владения логически правильными формами, схемами мышления, расширяя свои интеллектуальные возможности
3 блок. Анатомия конфликтов

Тема №1 Эффективная обратная связь, или как критиковать не обижая (4

часа)

Теория
– познакомить с анатомией конфликтов (возникновение, протекание, углубление или разрешение). Научить правилам поведения в конфликте.
Практика
- Психологические игры «Умение слушать или умение говорить», «Мы выбираем, нас выбирают…» В процессе обучения
дети будут знать
:
 правила поведения в конфликте дети будут уметь:  разрешать конфликтные ситуации дети будут иметь навык  использования игровых методов разрешения конфликтов
Тема №2 Человек среди людей: зачем нам нужна группа? (4 часа)

Теория -
Понятие об одиночестве. Различие общения и одиночества. Высказывания великих писателей, философов и др. о значение общения и тесная взаимозависимость общения и человека. Зачем человеку нужна группа? Как преодолевать барьеры общения?
Практика -
Психологические игры «Способен ли ты повлиять на других?», «Какой ты лидер?», «Кораблекрушение» В процессе обучения дети будут знать
:
 понятие об одиночестве дети будут уметь:  общаться со сверстниками и выходить из замкнутого круга одиночества  находить пути к сердцу других людей  преодолевать барьеры в общении дети будут иметь навык  проявления подхода к человеку (умение понять его, предложить помощь, и дать почувствовать ему, что он не одинок)
Тема №3 Общие законы психологической власти (6 часов)

Теория –
Портрет лидера. Развитие лидерских качеств. «Я-концепция». Азбука общения. Рефлексия индивидуальная и групповая. Конфликты. Сотрудничество
Практика -
Разыгрывание ситуаций «Шаг навстречу», «Шесть проб», «Рисунок вдвоем» В процессе обучения дети будут знать
:
 общие законы психологической власти  основные формы сотрудничества дети будут уметь :  разрешать конфликтные ситуации  выражать свои чувства и эмоции через общение. дети будут иметь навык  освоения приемами рефлексии  коммуникативных способностей и умений
Тема №4 Искусство побеждать или спор без конфликта (6 часов)


Теория –
Структура и динамика конфликта. Раскрытие основных способов, помогающие понять другого человека. Знакомство со стилями поведения человека в конфликтной ситуации. Игровые методы разрешения конфликта. Способы блокировки конфликта.
Практика –
Профилактика конфликтных взаимодействий при помощи упражнений «Равновесие», «Терапия общением». В процессе обучения дети будут знать
:
 структуру и динамику протекания конфликта  способы блокировки конфликта дети будут уметь:  использовать игровые методы в разрешении конфликтов дети будут иметь навык  конструктивного разрешения конфликтов
Тема №5 Правила поведения в конфликте или как ссориться конструктивно (6

часов)

Теория –
Основные элементы конфликта: стороны конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, а также исходы конфликтных действий. Раскрытие методики посредничества по улаживанию конфликта: (1 шаг – «Найти время, чтобы поговорить», 2 шаг «Спланируйте организацию», 3 шаг «Выговорись», 4 шаг «Соглашение»). Правила поведения в конфликте.
Практика –
упражнения «Равновесие», «Мудрец», Упражнения по разрешению конфликта В процессе обучения дети будут знать
:
 основные правила поведения в конфликте  причину и структуру конфликта дети будут уметь:  использовать методику посредничества по улаживанию конфликта  управлять конфликтом дети будут иметь навык  бесконфликтного взаимодействия
4 блок. Звучащая речь и ее особенности.

Тема №1 Речевой аппарат. (6 часов)

Теория -
Знакомство с понятием «Речевой аппарат», показать значимость на собственном примере детей о правильности владения голосом в жизнедеятельности человеческого организма. Язык как ценнейшее народное достояние и богатство.
Практика -
Изучить упражнения для тренировки голоса. Подготовка голоса к выступлению. В процессе обучения дети будут знать
:

 строение речевого аппарата дети будут уметь:  владеть своим голосовым аппаратом дети будут иметь навык  подготовки голоса к выступлению
Тема №2 Дыхание и его тренировка. Дыхательная гимнастика (4 часа)

Теория


правильность владения дыханием. Уметь правильно дышать и рассчитывать силу дыхания во время выступления. Паузы.
Практика –
упражнения для тренировки дыхания. Дыхательная гимнастика. В процессе обучения дети будут знать
:
 упражнения для развития дыхания дети будут уметь:  использовать упражнения для тренировки дыхания дети будут иметь навык  владения дыхательной гимнастикой
Тема №3. Умейте владеть эмоциями (8 часов)

Теория -
Что мы знаем об эмоциях. Виды и роль эмоций в жизни человека. Биологические основы эмоции. Влияние эмоций на поведение человека. Эмоциональная жизнь личности.
Практика –
упражнения «Угадайте выражение лица», «Учимся различать эмоции» В процессе обучения дети будут знать
:
 виды эмоций дети будут уметь :  различать эмоции от ощущений дети будут иметь навык  влияние эмоций на поведение человека
Тема №4 Разучивание песен, подготовка к публичному выступлению

(8 часов)

Практика –
организация и подготовка к праздничному концерту. Чтение стихов, постановка мини-сценок. Подведение итогов занятия.
Тема №5 Память. Особенности памяти. Диагностика и тренировка памяти (6

часов)

Теория –
Значимость памяти у древних греков и история ее развития. Память как необходимое условие для развития интеллектуальных способностей. Виды и типы памяти. Память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей
Практика –
Заучивание предлагаемого материала. Диагностика и тренировка памяти В процессе обучения дети будут знать
:

 особенности памяти, виды и типы памяти дети будут уметь  запоминать и передавать информацию дети будут иметь навык  запоминания предлагаемого материала
5 блок. «Я» и «Мы» внутри нас

Тема №1. Отправляясь на поиски своего «Я» (4 часа)

Теория

-
Осознание своей уникальности и неповторимости, раскрытие индивидуальных способностей каждого воспитанника как личности, познание себя через познание других людей. Кто такой «Я» (мой автопортрет). «Я - волшебник» (мои чувства и желания). Познание самого себя, самоуважение, чувство собственного достоинства.
Практика
Самоанализ собственного «Я - образа», упражнение «Двадцать Я», «Мое имя», «отражение в озере», «Мой автопортрет» В процессе обучения дети будут знать
:
 уникальность и неповторимость своего «Я» дети будут уметь:  управлять и контролировать свое поведение и поступки  замечать и подвергать анализу собственные успехи и достижения дети будут иметь навык  познания себя через познание других людей
Тема №2. Как изменить себя, не изменяя себе (6 часов)

Теория
– Хозяин своего «Я». Преодоление дурных привычек и поступков. Формирование чувства собственного «Я». Мое настроение (ощущение собственной значимости).
Практика
– упражнение «Глазами других». Научиться произвольному расслаблению – упражнения на расслабление групп мышц – рук, ног, туловища, лица, шеи. В процессе обучения дети будут знать
:
 упражнения на расслабление дети будут уметь  владеть собой, своими эмоциями, чувствами дети будут иметь навык  преодоления своих дурные привычек и поступков

Тема №3 Слагаемые самооценки (6 часов)

Теория
– виды самооценки адекватное, завышенная, заниженная. Формирование самооценки воспитанника. Осмысливание и оценка человеческих поступков и отношений. Самовоспитание
Практика
- тест на самооценку. Этюды, игры и упражнения. В процессе обучения дети будут знать
:
 какие качества следует воспитывать у себя дети будут уметь:  составлять индивидуальную программу самовоспитания дети будут иметь навык  формирования самооценки путем сравнения себя с другими людьми
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (2 год обучения)


Блок занятий «Деловое общение»

Тема №1 «Особенности делового общения» (2 часа)

Теория
- познакомить с видами делового общения, обучить технологиям делового общения, показать отличие делового общения от бытового общения, раскрыть существующие типы собеседников делового общения.
Практика
– Разыгрывание ситуаций по общению с участием каждого ребенка
Тема №2 «Виды делового общения» (2 часа)

Теория
– классификация видов делового общения
Практика
– Тренинг «Деловые переговоры». Игра «Деловая беседа»
Тема №3 «Практикум «О знакомстве в шутку и всерьез» (6 часов)

Практика –
Одиночество – тяжелое, противоестественное состояние человека. Игры на общение: «Гений общения», «Слушание и говорение», «Разговор в пользу возможности» и другие
Тема №4
«
Час делового общения «Я творческая личность» (8 часов)

Практика -
Игры и упражнения, этюды и мини – сценки на раскрытие творческих способностей обучающихся. Подведение итогов
Тема№5 «Телефонные разговоры» (6 человек)

Теория
- Культура общения по телефону – содержание беседы и его форма. Подготовка к телефонному разговору
Практика
- обучение искусству телефонной беседы, Правила пользования телефоном, игры и упражнения с использованием телефона.
Тема №6 «Пишите письма или «Говорите по бумаге» (4 часа)

Теория
– Письмо как источник передачи и получения информации и одна из форм общения. Значение слова «письмо» на разных языках народов мира. Классификация писем и образцы написания писем разного стиля и содержания.
Практика -
составление и написание письма своим близким, друзьям.
По окончании 1 блока
дети будут знать
:
 виды делового общения  культуру общения по телефону  этические законы переписки  составлять и писать письма разного стиля и содержания дети будут уметь:  вести деловую беседу, переговоры  планировать свой разговор  составлять и писать письма разного стиля и содержания дети будут иметь навык  краткого и информативного общения по телефону  написания письма

2.Блок. Основы ораторского искусства

Тема №1 Что такое ораторское искусство? (4 часа)

Теория –
Ораторское искусство как искусство убеждать с помощью слов. Красноречие. Виды красноречия
Практика –
Подготовка к выступлениям, составление речи для выступления
Тема №2 Риторические навыки и умения (8 часов)

Теория –
Риторика как наука. Риторические приемы, навыки и умения Знакомство с известными ораторами, философами, владеющих в совершенстве риторическими навыками
Практика –
упражнения на развитие риторических способностей
Тема № 3 Час дружеского общения «Как воздействовать на людей, не

оскорбляя и не обижая их». (6 часов)

Теория –
Юмор и шутка в общении. Построение речи. Владение вниманием слушающего. Уважение, понимание и участие в общении с близкими людьми.
Практика –
приемы владения речью, упражнения на удержание внимания слушающего.
Тема №4 Индивидуальные особенности оратора (6 часов)

Теория –
Требования к оратору – высокая коммуникабельность, артистизм, доброжелательность, сочувствие, сопереживание, шутка, остроумие, увлекательная информация, меткое слово. Индивидуальные особенности – внешность, манера, поза, жесты.
Практика –
Этюды и мини – сценки. Скороговорки. Составление имиджа выступающего, обсуждение и подведение итогов.
Тема №5 Дискуссия на тему «Каждый ли может стать хорошим оратором?» (2

часа)

Практика –
Воспитанники рассказывают друг другу и анализируют случаи из своего опыта с применением риторических навыков и умений. Подведение итогов
Тема №6 Оптимизм и юмор повышают эффективность общения. (4 часа)

Теория –
Оптимизм способствует созданию обстановки доброжелательности и взаимного доверия между людьми. Благотворное влияние смеха и шутки на нервную систему человека.
Практика –
упражнения на снятие напряжения с использованием юмора (смешные истории, анекдоты). «Изобрази напуганную кошку», «Мне повезло», «Опять двойка»
Тема №7 Требования к юмору (2 часа)

Теория –
Использование юмора в ликвидации сложного конфликта и установления положительного контакта между людьми в общении или как может шутка привести к конфликту. Раскрытие основных психологических требований к юмору.
Практика-
Разыгрывание ситуаций с использованием доброго и злого юмора, шутки, «прикола». Обсуждение и подведение итогов.

По окончании 2 блока
дети будут знать
:
 понятие ораторское искусство  индивидуальные особенности оратора  благотворное влияние смеха и шутки на здоровье человека  виды красноречия  требования к юмору дети будут уметь:  готовиться к публичному выступлению  составлять план выступления дети будут иметь навык  отличать хороший и плохой юмор  владения ораторскими умениями
3.Блок. Основы полемического мастерства

Тема №1. Как построить свою речь (4 часа)

Теория –
Передача информации через строение речи – голос, тон, подбор выражений, обертоны звуков, оттенки, интонация. Раскрытие всех понятий.
Практика –
Подготовка к выступлению со сцены с использованием основ полемики.
Тема №2. План построения своей речи. Вступление и заключение. Главная

часть. (6 часов)

Теория –
Подготовка к публичному выступлению, составление речи, разработка плана выступления. Повседневная подготовка. Виды подготовки. Форма преподнесения материала.
Практика-
Подготовка к публичному выступлению с использованием плана – конспекта, составленного по правилам подготовки речи
Тема №3. Приемы привлечения внимания аудитории (8 часов)

Теория –
Слова ограниченного и неограниченного употребления. Внешний вид, интонация, построение речи, жесты, мимика. Положительный настрой.
Практика –
игры «Умение слушать или умение говорить», «Карусель», «Маска, я тебя знаю?»
Тема №4. Знание психологии слушателей. (4 часа)

Теория –
Ошибки, которые мы делаем в общении из-за неумения их слушать. Что значит уметь хорошо слушать и понимать человека. Высокое самомнение. Правила общения.
Практика -
Анализ своего поведения в различных жизненных ситуациях. Игры и упражнения.

Тема №5.Типы собеседников. Игры и упражнения (4 часа)

Теория –
Раскрытие типов собеседников. Основные правила собеседования (смотреть в глаза собеседнику, быть в разговоре частным, улыбка, положительный настрой, знание имени, использование комплимента, доверие друг к другу).
Практика –
тест «Хороший ли ты собеседник?», Поведение собеседника в общении
Тема №6. Как готовиться к публичным выступлениям (4 часа)

Теория –
Форма преподнесения материала. Знание излагаемого материала.
Практика -
Подготовка к выступлению
Тема №7. Виды подготовки выступления (4 часа)

Теория –
Как построить свою речь. План построения своей речи. Вступление, заключение и главная часть
Практика –
Подготовка к выступлению (определение темы, формулировка, подбор материала, изучение отобранной литературы, выработка собственной позиции)
Тема №8. Основы полемического мастерства: спор, дискуссия, полемика

(6 часов)

Теория –
Успех в споре это богатство знаний, хорошее владение языком и речью, быстрость и точность реакций. Методика проведения дискуссии.
Практика -
Активные формы обучения полемического мастерства. Занятие - дискуссия
Тема №9. Классификация споров. Культура спора (6 часов)

Теория –
Уметь грамотно вести спор (доказательства, логические ошибки, доводы, доказывание, убеждение). Умение воздержаться от споров как важнейшее условие выиграть спор. Метод Сократа. Правила ведения спора
Тема №10. Полемические приемы (4 часа)

Теория –
Использование полемических приемов (атака вопросами, прием бумеранга, критика доводов оппонента и др.)
Практика –
Игры и упражнения «Способен ли ты повлиять на других?», «Шаг на встречу», «Шесть проб».
Тема №11. Полемические вопросы. Юмор, ирония, сарказм. (4 часа)

Теория –
определение понятий – юмор, ирония, сарказм
.
Их отличие. Искусство отвечать на вопросы. Виды ответов. Нечестные приемы.
Практика –
Игра «Атака вопросами»
Тема №12. Требования к юмору (2 часа)

Теория –
Какое значение имеет юмор в жизни человека. Его положительное и отрицательное влияние на отношение между людьми.
Практика


Тест «Остроумны ли вы?». Незаконченные предложения, юмористические фразы. Изготовление юмористических коллажей.

По окончании 3 блока
дети будут знать
:
 типы собеседников;  методику проведения дискуссии;  форму преподнесения материала дети будут уметь:  грамотно вести спор  составлять план своей речи дети будут иметь навык  использования полемических приемов  подготовки к публичному выступлению
4.Блок. Дикция как основа профессиональной речи

Тема №1. Голос и процесс его воспитания (6 часов)

Теория –
Постановка голоса – развитие речевого дыхания, его объема, ритмичности Умение владеть им, регулировать его. Овладение разными степенями громкости голоса. Индивидуальные особенности голоса
Практика –
разучивание песен, владением голосом. Влияние вредных привычек на формирование голоса, чтение стихов, отрабатывание навыков владения голосом.
Тема №2. Интонация (2 часа)

Теория –
Интонация и эмоции. Передача смысла речи через интонацию Виды интонации. Сопереживание, эмоциональная насыщенность и смысловое значение речи через интонацию
Практика –
Подготовка к выступлению на сцене, чтение стихов, диалогов и монологов
Тема №3. Темп (2 часа)

Теория –
Определение понятия темпа речи. Овладение разными темпами речи.
Практика –
Проговаривание скороговорок. Дыхательная гимнастика. Развитие темпа речи до 120 слов в минуту.
Тема №5. Тембр (2 часа)

Теория –
Взаимосвязь интонации и тембра. Различие и сходство этих понятий. Как тембр голоса выражается в речи говорящего. Виды тембра. Овладение разными степенями громкости голоса, темпом речи
Практика
– Упражнения, исполнение различных сценок
Тема №6. Пауза. Разновидность пауз (4 часа)

Теория –
Определение понятия пауза. Её разновидности. Для чего в речи используют паузу
Практика


выразительное чтение стихов с использованием основ профессиональной речи (интонация, темп, тембр, пауза).
Тема №7. Контакт с аудиторией (4 часа)


Практика –
Тест
«
Общительный ли ты человек?». Тренинг на сплочение группы. Упражнения на снятие напряжения перед выступлением. Аутотренинг
Тема №8. Творческий час по итогам знаний, умений, навыков (4 часа)

Теория


диагностические методики, обсуждение пройденного материала Самоанализ.
Практика –
Подведение итогов.
По окончании 4 блока
дети будут знать
:
 разновидности пауз;  индивидуальные особенности голоса;  виды интонации;  влияние вредных привычек на формирование голоса дети будут уметь:  выразительно читать стихи;  проговаривать скороговорки дети будут иметь навык  овладения разными степенями громкости голоса и темпом речи;





ТЕСТ «МОЛЧУН? ГОВОРУН?»

На вопросы, приведенные ниже, надо дать односложный ответ:

«да» - 2 очка, «нет» - 0 очков, «иногда» - 1 очко и сосчитать результат.
1. Вам предстоит деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи? 2. Откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу? 3. Вызывает ли у вас неудовольствие или даже смятение поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо собрании? 4. Представьте, что вам предлагают поехать в командировку в город, где вы никогда не были. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой поездки? 5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было? 6. Раздражаетесь ли, если незнакомый человек на улице обратиться к вам с просьбой? 7. Верите ли, что существует проблема отцов и детей, что людям разных поколений трудно понимать друг друга? 8. Постесняетесь ли напомнить знакомому, что он забыл вернуть вам 100 рублей, которые занял несколько месяцев назад? 9. В столовой, если вам подали явно недоброкачественное блюдо, вы промолчите, лишь рассержено отодвинув тарелку? 10.Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это? 11.Вас приводит в ужас любая длинная очередь в магазине, в библиотеке, кассе кинотеатра…Предпочтете ли вы скорее отказаться от своего намерения, нежели встать в хвост и толпиться в ожидании? 12.Побоялись ли вы участвовать в комиссии по каким – либо комфортным ситуациям? 13.У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не принимаете. Это так? 14.Услышав где – либо в «кулуарах» явно ошибочное высказывание по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор? 15.Вызывает ли у вас досаду просьба кому – то помочь разобраться в учебной теме? 16.Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
А теперь подсчитаем очки.

30 -32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это беда, от которой страдаете

больше всего вы сами.

25 – 29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество,

поэтому у вас мало друзей.


19 – 24 очков. Вы достаточно общительны, в незнакомой обстановке чувствуете

себя вполне уверенно. В ваших высказываниях может быть порой слишком

много сарказма, причем без всяких оснований. Но эти недостатки исправимы.

14

-18

очков.

У

вас

нормальная

коммуникабельность.

Без

неприятных

переживаний начинаете новое дело, идете на встречу с новыми людьми. Хотя,

вероятно, не любите шумных компаний, многословие вас раздражает.

6 -13 очков. Вы, должно быть, «рубаха - парень» всюду чувствуете себя «в своей

тарелке», охотно высказываетесь по любому вопросу, даже если имеете о нем

поверхностное представление, берегитесь за любое дело, хотя не всегда можете

успешно довести его до конца. Задумайтесь над этим.