"Русский язык и культура речи"

Автор: Дроздова Светлана Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГАПОУ "Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева"
Населённый пункт: г. Добрянка, Пермский край
Наименование материала: Рабочая программа для специальности 13.02.07 "Электроснабжение (по отраслям)"
Тема: "Русский язык и культура речи"
Дата публикации: 14.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И.Сюзева»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебной дисциплине
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
для специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям) (форма обучения – заочная) 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям). Организация-разработчик: КГАОУ СПО «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева» Разработчик: Дроздова Светлана Николаевна, заведующий учебной части, преподаватель Рассмотрено и Одобрено на заседании П(Ц)К технического профиля Протокол № ____ от «____» _______ 2015 г. 2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

11
3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1.

Программа учебной дисциплины
является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)
1.2. Место учебной дисциплины
в структуре основной профессиональной программы: дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к циклу общих гуманитарных и социально- экономических дисциплин
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины
– требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: знать: - различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли; - нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров; уметь: - строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; - анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи; - пользоваться словарями русского языка. Полученные знания и приобретенные умения направлены на формирование следующих компетенций: ОК 1 – 9.
Рекомендуемое количество часов
на освоение программы учебной дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося 192 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 16 часов; самостоятельной работы обучающегося 176 часов 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 192 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 16 в том числе: практические занятия 10 лабораторные работы 0 контрольные работы 0 Самостоятельная работа студента (всего) 176 - самостоятельная проработка конспектов занятий, учебной литературы, учебных пособий; - подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя; - выполнение практических заданий по отдельным темам дисциплины; - самостоятельное изучение отдельных вопросов (с целью углубления знаний по заданию преподавателя) с последующим оформлением доклада Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2 5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Наименование разделов и

тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся,

курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
Объем

часов

Уров

ень

освое

ния

Раздел 1. Введение
Язык и речь. Основные единицы языка Культура речи Коммуникативные качества речи.
Содержание учебного материала
2 Язык и речь. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Словари русского языка. Виды словарей. Качества хорошей речи (чистота, правильность, точность, логичность, этикетность, выразительность, уместность употребления языковых средств). 2 2 Практическая работа № 1. «Работа со словарями». 1 2 Самостоятельная работа: Подготовка реферата: « Преобразование монологической речи в диалогическую и наоборот (с одновременным привнесением в создаваемый текст соответственно элементов разговорного языка и строго нормированного литературного языка письменной речи)» или работа с карточками «Коммуникативные качества речи». 8 2
Раздел 2 Фонетика
Фонема. Орфоэпические нормы. Орфоэпические словари. Фонетические средства речевой выразительности
Содержание учебного материала
2 Практическая работа № 2: « Фонетические единицы языка (фонемы). Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов; сценическое произношение и его особенности. Определение орфоэпических норм» 1 2 Самостоятельная работа: «Подготовка сообщения «Русское ударение и произношение». Выполнение упражнений на постановку ударения». Ударение и произношение слов. Устранение собственных ошибок в речи» 8 3
Раздел 3 Лексика и

фразеология
Слово, его лексическое значение. Толковые словари. Лексические и фразеологические единицы. Лексико-фразеологические нормы.
Содержание учебного материала:
Слово, его лексическое значение. Лексико-фразеологические нормы литературного языка. Лексико-изобразительные, выразительные средства языка. 1 2 Практическая работа № 3: «Толковые словари русского языка. Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов». 1 2 Практическая работа № 4: «Лексические ошибки и их исправление». 1 3 Самостоятельная работа: Подготовка сообщения по теме: «Лексико-фразеологические средства речевой выразительности. Профессионализмы и термины» 8 3 Самостоятельная работа: «Лексико-изобразительные, выразительные средства языка». «Лексические ошибки и их исправление». 10 2 Самостоятельная работа: «Словотворчество В. Маяковского, А. Вознесенского и др.». 6 2
Раздел 4

Словообразование

Содержание учебного материала:
3 6
Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования Словообразование профессиональной лексики и терминов Практическая работа № 5: «Словообразовательный анализ. Словообразовательный анализ профессиональной лексики и терминов». Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Использование лексики со стилистически окрашенными морфемами» 1 Самостоятельная работа: Использование терминов и профессионализмов при составлении текстов документов. Терминология деловой речи. Деловой этикет. Служебно-деловое общение: деловые переговоры, интервью, презентация. Реклама в деловой речи». 10 3 Самостоятельная работа. «Словообразовательный анализ профессиональной лексики и терминов». 5 2 Самостоятельная работа: «Словообразовательный анализ». 5 3
Раздел 5. Морфология.
Части речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.
Содержание учебного материала:
3 Практическая работа № 6: « Выявление ошибок на употребление форм слова в работах авторов. Стилистический анализ грамматических форм в тексте». 1 3 Самостоятельная работа: «Морфологический разбор частей речи». 6 2
Раздел 6. Синтаксис.
Синтаксические единицы и нормы. Виды предложений. Актуальное членение предложений .Синтаксические средства речевой выразительности.
Содержание учебного материала
: Синтаксические нормы современного русского литературного языка. 1 2 Практическая работа № 7: « Исправление синтаксических ошибок. Выразительные средства русского синтаксиса» 1 3 Самостоятельная работа: « Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложения. Актуальное членение предложений. Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и др. фигуры речи). Синтаксическая синонимия как богатство и выразительность русской речи «Схема предложения». 16 2
Раздел 7. Орфография и

пунктуация.

Тема 7.1.
Орфограмма. Принципы русской орфографии. Лексико- грамматический анализ в орфографии. Принципы русской пунктуации.
Содержание учебного материала:
Практическая работа № 8: «Лексико-грамматический анализ. Пунктуационный разбор». 1 3 Самостоятельная работа:
«
Нормы русского правописания. Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения. Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте». 16
2

Тема 7.2.
Пунктуация и интонация. Цитирование Орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.
Содержание учебного материала:
Практическая работа № 9: «Оформление на письме чужой речи». Исправление орфографических и пунктуационных ошибок в тексте». 1 2 Самостоятельная работа: «Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности». 6 2 Самостоятельная работа: «Лексико-грамматический анализ». «Оформление на письме чужой речи». 6 2 Самостоятельная работа: «Пунктуационный разбор». 4 2
Раздел 8. Текст. Стили

речи.

Содержание учебного материала
: 7
Текст и его структура. Типы речи. Стили русского литературного языка. Практическая работа № 10: «Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования). Описание научное, художественное, деловое». 1 2 Самостоятельная работа: Подготовка сообщения «Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный; сфера их использования, их язык, признаки, особенности построения текста разных стилей. Жанры деловой и учебно-научной речи» 8 2 Самостоятельная работа: «Создание текстов по теме (на выбор) в соответствии с композицией и нормами русского литературного языка». 20 2 Самостоятельная работа: «Выявление ошибок, нарушающих стилистическое единство текста, нормы стилистического оформления», «Создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей». 16 3 Самостоятельная работа: «Создание и анализ типов речи». 18 2
Дифференцированный

зачет
2
Всего

192
8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению.
Реализация дисциплины «Русский язык и культура речи» должна обеспечивать наличие специального кабинета. Оборудование учебного кабинета: рабочие места преподавателя и студентов, оборудованные современными средствами обучения (интерактивными досками, планшетами, проекторами, необходимым программным обеспечением.)
3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:
1. Введенская Л.А. Культура речи. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 448 с. 2. Русский язык и культура речи: Учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений/Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 320 с. 3. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.
Дополнительные источники:
1. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / под ред.чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Швецовой. – 19-е изд., испр. – М.: Русский язык., 1987. – 750 с. 2. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Рос. академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова: 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1994. – 944 с. 3. Словарь афоризмов русских писателей / А.В. Королькова, А.Г. Ломов, А.Н. Тихонов; под ред. Д-ра филол. наук, проф. А.Н. Тихонова. – М.: Русский язык – Медиа, 2004. – ХХ, 636 с. 4. Орфографический словарь для учащихся средних учебных заведений. – СПб: Издательство «Лань», 2002. – 320 с. 5. Школьный словарик антонимов и синонимов русского языка: 3-е издание / Авт. коллектив: И. Гуров, Е. Ладанникова, Н.Лобова: Оформление А.А. Громов. – СПб.: Издательский Дом А.Громова, М.: Вахрумка, 2002. – 256 с. 6. Толковый словарь русского языка. Современное написание / В.И. Даль. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 757 с. 7. Давайте говорить правильно! Новые и наиболее распространенные финансовые термины в современном русском языке: краткий словарь-справочник / Г.Н. Скляровская, Е.Ю. Ваулина. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208 с. 8. Давайте говорить правильно! Новые и наиболее распространенные экономические термины в современном русском языке: краткий словарь-справочник / Г.Н. Скляровская, Е.Ю. Ваулина. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с. 9
9. Давайте говорить правильно! Новые и наиболее распространенные сокращения в современном русском языке: краткий словарь-справочник – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 160 с. 10. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения: краткий словарь-справочник / Л.А. Вербицкая, Н.В. Богданова, Г.Н. Скляровская – 5-е изд., стер. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с. 11. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989. – 383 с. 12. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка: Пособие для учащихся – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 288 с. 13. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – 4-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1988. – 704 с. 14. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий / Отв. ред. д-р филол. наук В.Н. Гелия. – М.: Русский язык, 2006. – 784 с. 15. В.С. Елистратов. Толковый словарь русского сленга. – М.: АСТ-ПРЕССА КНИГА, 2005. – 672 с. 16. Словарь антонимов русского языка. Св. 3000 антонимических пар / Под ред. Л.А.Новикова. – 8-е изд., стереотип. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 592 с. 17. Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический / А.П. Гуськова, В.Б. Сотин – М.: Русский язык. – Медиа, 2003. – 869 с. 18. М.А. Надель-Чевинская, А.П. Червинская, Л.П. Червинская. Иностранные слова и сочетания с ними. Вопросы и задания по развитию речи для школ, гимназий, лицеев. Лингвопсихологический словарь- учебник. Часть 2. – г. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 512 с. 19. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами /Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. – М.: ООО «Издательский Дом «ОНИКС 21 век»; ООО «Издательство «Мир и образование», 2002. – 704 с. 20. Школьный топонимический словарь: пособие для учащихся сред. и ст. возраста. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с. 21. Орфографический словарь русского языка / Ситников В.П., Славкин В.В. – М.: Филол. общество «Слово», ООО «Издательство Эксмо», 2003. – 638 с. 22. Собственные имена в русском языке: словарь ударений – Более 35000 словар. единиц. – М.: Издательство НЦЭНАС, 2001. – 376 с. 23. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1991. – 576 с. 24. Русский язык: Справочные материалы: Учеб. пособие для учащихся / М.Т. Баранова, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1987 – 288 с. 26. Школьный фразеологический словарь. Значение и происхождение словосочетаний / Н.М. Шанский, В.И. Зимин, А.В. Филиппов – 2-е изд. – М.: Дрофа; Русский язык, 1997. – 268 с. 10
26. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника). Ок. 82000 слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1982. – 879 с. 27. Толковый словарь-справочник русского языка. – Мн.: Интерпресссервис; Книжный Дом, 2—3. – 544 с. 28. Орфографический словарь русского языка: 106000 слов / АН СССР. Институт русского языка; Под ред. С.Г. Бархударова и др. – 26-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1988. – 400 с. 29. Русский язык и культура речи: Учебник / Под. Ред. Проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2001. – 413 с. (электронный учебник) 30. Русский язык и культура речи: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. проф. О.Я. Гойхмана.:ИНФРА-М; Москва; 2009. – 166 с. (электронный учебник) 31. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 384 с. (электронный учебник)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий
Результаты

обучения

(освоенные

умения, усвоенные

знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения: - строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; - анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи; - пользоваться словарями русского языка. Усвоенные знания: - различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и
Практическая работа № 1:
«Язык и речь. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Словари русского языка. Виды словарей. Работа со словарями. Качества хорошей речи (чистота, правильность, точность, логичность, этикетность, выразительность, уместность употребления языковых средств)».
Практическая работа № 2
: « Фонетические единицы языка (фонемы). Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов; сценическое произношение и его особенности. Определение орфоэпических норм»
Практическая работа № 3
: «Слово, его лексическое значение. Толковые словари русского языка. Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов».
Практическая работа № 4
: « Лексико-фразеологические нормы литературного языка. Лексико-изобразительные, выразительные средства языка». Лексические ошибки и их исправление».
Практическая работа № 5
: «Словообразовательный анализ. Словообразовательный анализ профессиональной лексики и терминов». Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Использование лексики со стилистически окрашенными морфемами»
Практическая работа № 6
: « Выявление ошибок на употребление форм слова в работах авторов. Стилистический анализ грамматических форм в 11
трансляции мысли; - нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров. тексте».
Практическая работа № 7
: «Исправление синтаксических ошибок. Выразительные средства русского синтаксиса»
Практическая работа № 8
: «Лексико-грамматический анализ. Пунктуационный разбор».
Практическая работа № 9
: «Оформление на письме чужой речи». Исправление орфографических и пунктуационных ошибок в тексте».
Практическая работа № 10
: «Текст и его структура. Функционально- смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования). Описание научное, художественное, деловое».
Самостоятельная работа
: Подготовка реферата: « Преобразование монологической речи в диалогическую и наоборот (с одновременным привнесением в создаваемый текст соответственно элементов разговорного языка и строго нормированного литературного языка письменной речи)» или работа с карточками «Коммуникативные качества речи».
Самостоятельная работа
: Подготовка сообщения по теме: «Лексико- фразеологические средства речевой выразительности. Профессионализмы и термины»
Самостоятельная работа
: «Лексико-изобразительные, выразительные средства языка». «Лексические ошибки и их исправление».
Самостоятельная работа
: «Словотворчество В. Маяковского, А. Вознесенского и др.».
Самостоятельная работа
: Использование терминов и профессионализмов при составлении текстов документов. Терминология деловой речи. Деловой этикет. Служебно-деловое общение: деловые переговоры, интервью, презентация. Реклама в деловой речи».
Самостоятельная работа
. «Словообразовательный анализ профессиональной лексики и терминов»
Самостоятельная работа
: «Словообразовательный анализ».
Самостоятельная работа
: «Морфологический разбор частей речи».
Самостоятельная работа
: « Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Синтаксические нормы современного русского литературного языка. Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложения. Актуальное членение предложений. Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и др. фигуры речи). Синтаксическая синонимия как богатство и выразительность русской речи «Схема предложения».
Самостоятельная работа
:
«
Нормы русского правописания. Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения. Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте».
Самостоятельная работа
: «Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности».
Самостоятельная работа
: «Лексико-грамматический анализ». «Оформление на письме чужой речи». 12

Самостоятельная работа
: «Пунктуационный разбор».
Самостоятельная работа
: Подготовка сообщения «Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный; сфера их использования, их язык, признаки, особенности построения текста разных стилей. Жанры деловой и учебно-научной речи»
Самостоятельная работа
: «Создание текстов по теме (на выбор) в соответствии с композицией и нормами русского литературного языка».
Самостоятельная работа
: «Выявление ошибок, нарушающих стилистическое единство текста, нормы стилистического оформления», «Создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей».
Самостоятельная работа
: «Создание и анализ типов речи». 13