"Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста"
Автор: Ходько Наталья Юрьевна Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка " детский сад № 85
Населённый пункт: г. Владикавказа РСО-Алания
Наименование материала: мастер-класс для педагогов
Тема: "Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста"
дошкольного возраста»
Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий,
гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.
В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом
выделяют психологическое здоровье.
Основным условием нормального психосоциального развития
признается спокойная и доброжелательная обстановка
Обобщенный портрет психологически здорового человека — это прежде
всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий
себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией.
Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на самого
себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.
Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с
помощью реализации психологической поддержки детей.
Работа с детьми по формированию психологического здоровья включает в
себя:
1. Овладение детьми языком эмоций
Мимика.
Пантомимика.
Закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций
Обучение детей адекватному выражению эмоций (соответственно ситуации) .
2. Коррекция агрессивности
Коррекция драчливости у дошкольников.
Снятие конфликтности в общении детей.
Снятие вербальной агрессии.
Преодоление импульсивности.
3. Формирование у дошкольников уверенности в себе.
Снятие тревожности.
Коррекция страхов.
Формирование адекватной положительной самооценки.
Формирование у детей уверенности в собственных силах. Задачи:
4. Формирование социальных навыков у ребенка
Развитие умения понимать и принимать позицию другого человека.
Овладение коммуникативными навыками. Задачи:
Развитие эмпатии.
Развитие дружеских взаимоотношений.
5. Формирование у дошкольников нравственного сознания и повеления
Формирование нравственного сознания
Формирование у детей ценностного отношения к моральной стороне
поступков.
Формирование умений детей конструктивно общаться со сверстниками.
Развитие взаимопонимания и заботливого отношения к близким людям.
Практическая часть.
Игры, направленные на формирование психологического здоровья
дошкольников.
1. Овладение языком эмоций.
Этюд «Поссорились и помирились»
Два ребенка сначала изображают поссорившихся. Они стоят спиной друг к
другу и притопывают одной ногой, руки на поясе или за спиной. Затем
помирившиеся поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за
руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются. Этюд выполняется под
музыку.
Игра «Повторяй за мной»
Ведущий ритмично выполняет простые движения – хлопает в ладоши, по
коленям, топает ногой, кивает головой. Дети повторяют его движения.
Этюд «Цветок»
Цель: выражение чувства радости.
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:
«Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки,
из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли
и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос
прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны.
Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток,
поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок,
представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век,
улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево. А теперь
расскажите, что вы почувствовали, когда были цветком».
Этюд «У страха глаза велики»
Ход упражнения: Психолог вместе с детьми встает в круг (На
расстоянии вытянутых рук друг от друга) и предлагает всем представить, что
у них большой, огромный страх. (Широко разводит руки в стороны.) «У всех,
кто боится, от страха большие глаза», – добавляет психолог. (Изображает
большие, круглые глаза при помощи рук.) Дети повторяют движения вслед за
педагогом. «Но теперь страх уменьшается», – говорит он и делает вновь
руками соответствующие движения, предлагая детям повторить его за ним.
Выполняя с детьми упражнение, психолог подводит их к тому, что
страх постепенно уменьшается, а затем совсем исчезает. (Пожимают плечами
и в недоумении разводят руками.) В конце упражнения психолог предлагает
детям посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого из них нет больше
«больших глаз» и, следовательно, они ничего не боятся, так как страх исчез.
Пантомима «Дарю цветок»
Цель: развитие эмоциональной сферы.
Дети встают в круг. Ведущий предлагает детям изобразить сомкнутыми
ладонями цветок. Ведущий: Жил – был цветок. Однажды он проснулся
оттого, что пригрело солнышко. (Подуть на ладони теплым воздухом).
Цветочек медленно распустился. Вдруг налетел прохладный ветерок, и
лепесточки сомкнулись. (Подуть на ладони холодным воздухом). А теперь
подарим свой цветочек соседу слева. А теперь в обратную сторону (соседу
справа) .
Пантомима «Смелый зайка»
Цель: коррекция тревожности, развитие эмоциональной сферы, экспрессии.
Надоело зайке бояться. Поза: «руки в боки», нога вперед. «Не боюсь волка!
(Шаг вперед) Не боюсь лисы! (Еще шаг) Не боюсь снега! (Играют в снежки)
».
2. Коррекция агрессивности.
«Выбиваем пыль» каждому участнику достается «пыльная» подушка.
Усердно колотя руками, хорошенько ее почистить.
«Подушка для битья» Когда ребенок дерется, объяснить ему, что бить детей
плохо, а вот побить подушку для битья можно. Этот прием позволяет
выплеснуть отрицательные эмоции.
Упражнение «Возьми себя в руки»
Цель: поощрять конструктивные варианты решения конфликтов, проблемных
ситуаций, подчеркивая их значимость для ребенка и других людей.
Цель: научит сдерживать себя.
Объяснить детям, что когда они испытывают неприятные эмоции: злость,
раздражение, желание ударить кого-либо, то можно себя “взять в руки”, т. е.
остановить себя. Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и
выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться,
открыть глаза.
Упражнение «Спина к спине»
Цель: дать детям представление о необходимости видеть лицо собеседника во
время разговора
Двое детей (по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача —
вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут.
Остальные дети играют роль молчаливых зрителей.
- Легко ли было вести разговор?
- В чем были трудности?
- Есть ли удовлетворение от разговора?
Зрители высказывают свои наблюдения.
Игра «Мешочек криков»
Как известно, детям очень непросто справляться со своими
отрицательными чувствами, ведь те так и стремятся прорваться наружу в
форме криков и визгов. Конечно, это не вызывает одобрения у взрослых.
Однако если эмоции очень сильны, то неправильно сразу требовать от детей
спокойного анализа и поиска конструктивных решений. Сначала нужно дать
им возможность немного успокоиться, выплеснуть негатив приемлемым
способом.
Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в
состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться
"мешочком криков". Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот
мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему
необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет
разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.
Примечание. Так называемый "мешочек криков" вы можете изготовить
из любого тканевого мешочка, желательно пришить к нему завязочки, чтобы
иметь возможность "закрыть" все "кричалки" на время нормального
разговора. Получившийся мешочек должен храниться в определенном месте
и не использоваться с другими целями.
Игра «Кто за кем? » (25 мин.)
Цель: Снижение возбужденности детей.
Процедура игры. Звучит спокойная музыка (например, А. Ферро «Гавот» или
И. С. Баха «Инвенция»). В комнате расставлены стулья. Ведущий называет
первого ребенка, он начинает двигаться между стульями и, когда в музыке
возникает перерыв, садится на стул. (Другие дети - стоят в стороне и смотрят)
.Затем ведущий вызывает другого ребенка, под музыку он тоже двигается
между стульями и садится тогда, когда возникает перерыв.
Игра продолжается до тех пор, пока на стулья не сядут все дети.
3. Формирование у дошкольников уверенности в себе.
Упражнение «Ладонь в ладонь»
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия
в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и
левую ладонь к правой ладони стоящего ребёнка рядом. Соединенные таким
образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные
препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек, реку (в виде
разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.
В этой игре пару могут составлять взрослый и ребёнок. Усложнить игру
можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т.
д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.
«Слепой и поводырь»
Этюд «Один дома»
Цель:Способствовать выражению чувства страха, помочь его
преодолеть
Этюд «Один дома» (страх). Мама-зайчиха ушла добывать еду, и зайчонок
остался один в домике. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Зайчонку
страшно: вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на
помощь.
«Ниточка и иголочка» Для игры дети становятся "паровозиком". Нетрудно
догадаться, что стеснительный или неуверенный ребенок становится первым.
В игре "Ниточка" все передвигаются за ним по сложному маршруту, пытаясь
не разорвать ниточку.
«Нарисуй себя»
ЦЕЛЬ: формирование социальных навыков у ребенка.
Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся
(эмпатия)
Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных
барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства
другого через прикосновение.
Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети
сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает
задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты) :
• Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь
одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.
• Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся.
Опустите руки.
• Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки
мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.
Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе
упражнения, что понравилось больше?
«Сижу, сижу на камушке»
Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку
(сверстнику) .
Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько)
садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.
Сижу, сижу на камушке,
Сижу на горючем,
А кто ж меня верно любит,
А кто ж меня сменит,
Меня сменит-переменит,
Еще приголубит?
После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в
кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже
сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит»
«Передай улыбку по кругу»
Цель: выполнение группового правила, обмен переживаниями.
Ход игры: участникам группы предлагается взяться за руки, пожать их,
улыбнуться соседу.