"Колобок и осень"

Автор: Трегулова Лилия Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 1 "Ласточка"
Населённый пункт: г.Зеленодольск, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Колобок и осень"
Дата публикации: 14.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект занятия по экологии с элементами математики «Колобок и осень» Программное содержание: Закреплять представления детей о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью. Закрепить знания признаков живой и неживой природы. Тренировать в отгадывании загадок, умение не только правильно отвечать на вопросы, но и строить свою речь, развивать связную речь через полные ответы на вопросы. Уточнять знания цифр до 5. Закрепить название геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг; закрепить цвета: синий, красный, зеленый, желтый, оранжевый; уточнить знание по охране безопасности жизни детей на улице и дома. Развивать мелкую и общую моторику через работу с блоками Дьенеша, игры с мячом; Развивать внимание, память, мышление; Развивать связную речь через полные ответы на вопросы. Закрепить правила ОБЖ; Ход занятия: - Дети, сегодня нас ждет увлекательное занятие, но для начала посмотрите друг на друга внимательно, если у кого - то на груди вы увидите такую же геометрическую фигуру как у вас, такого же цвета и размера, подойдите друг к другу (в-ль находит пару себе, дети ориентируются). Нашли себе дружочка? Теперь вас двое, вы пара. Что вы видите у своего друга по два? Слушать нам помогает пара ушей, на мир смотрит пара… глаз, рисовать или лепить умеет пара… рук, ходит и бегает пара… ног. Игра «Парочка». Есть две ножки, чтоб бежать, Есть две ручки, чтоб махать, Есть два глаза, чтобы видеть, Есть два ушка, чтобы слышать. Нос один, второго нет. Ротик скажет всем «привет». - Вот мы поздоровались друг с другом и с гостями, а сейчас пройдите на стульчики. Я вам расскажу и покажу сказку. А про кого она- отгадайте: Круглый бок, румяный бок, Живет в сказке … Дети: Колобок. Педагог: Правильно ребята, это колобок.
Слайд
Жили-были старик со старухой.
Слайд
Вот и говорит старик старухе: «Поди-ка старуха по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок».
Слайд
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. А потом замесила муку на сметане.
Слайд
Стала стряпать Колобок. Положила его в печь да изжарила в масле.
Слайд
А когда поджарился и подрумянился колобок, старуха на окошко студить его положила.
Слайд

Колобок полежал, полежал, взял да и покатился – с окна на стол, со стола на пол, по полу и двери, прыг через порог – да в сени.
Слайд
Из сеней на крыльцо, с крыльца во двор.
Слайд
Со двора за ворота.
Слайд
А потом все дальше и дальше. Ребята, а скажите мне, почему говорят, что колобок катился? Дети: Потому что он круглый. Педагог: Правильно, он круглый, как шар или мячик. Если его не поймать он может далеко укатиться. А на какую геометрическую фигуру похож колобок? Дети: На круг. Педагог: Правильно, посмотрите, он похож на круг.
Слайд
Посмотрите, это круг. Много есть кругов вокруг! Солнце круглое и мяч, Круглый обруч и калач. Колобок глядит вокруг, Надо ж, я похож на круг. - Посмотрите, у вас на столах тоже лежат блоки. Посмотрите внимательно и найдите блок, который соответствует вот такой схеме. (показываю на слайде -дети находят.). - Какой блок ты выбрал? Почему (опрос детей). - Молодцы, а сейчас давайте продолжим нашу сказку. Покатился колобок дальше и, посмотрите, куда попал ?
Слайд
Дети: в лес. - Какое время года в лесу? Как вы думаете? Почему? Ответы детей. - Правильно. В лесу наступила осень. Вы правильно назвали все признаки осени. Ребята, а что бы было, если бы после лета, сразу наступала зима? (в природе все бы замерзло, никто не успел бы приготовиться к холоду/голоду). Поэтому и нужна осень. Осенью природа готовится к зиме, готовятся звери к зиме, птицы и деревья. -Захотелось колобку узнать, как звери готовятся встретить зиму. Покатился колобок дальше и встретил там …кого? Отгадайте загадку: Что за зверь лесной? Встал, как столбик под сосной? И стоит среди травы, Уши больше головы.
Слайд
Дети: Зайца. Педагог: Правильно. Зайца. Заяц осенью тоже готовится к зиме. Интересно, как он это делает? Заяц делает запасы?(нет) А как же он все-таки готовится к зиме? (линяет – повторите, меняет шубку). Какая шерсть вырастает? Почему? Какая у зайца шуба зимой? Для чего зайцу нужна белая шуба? - Давайте сделаем зайчика из блоков. (Дети выкладывают по образцу зайца из блоков Дьенеша). - А колобок тем временем покатился дальше. И встретился с кем? Кто в лесу зубами- щелк, Это бродит серый…
Слайд
Как волк готовится к зиме? Какая шерсть вырастает? Волк делает запасы? Почему? - А сейчас пойдемте отдохнем и поиграем в игру «Да или нет дайте правильный ответ» с мячом.
Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы? Тучки солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Туманы осенью плывут? А букашки прилетают? Звери норки закрывают? Урожай все собирают? Птичьи стаи улетают? Часто-часто льют дожди? Достаем ли сапоги? Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать? Ну а что же надо делать? Куртки шапки надевать? - А сейчас садитесь и посмотрим, с кем встретился колобок дальше. Кто- то косолапый, По лесу идет, И мохнатой лапой, Он кору дерет.
Слайд.
- Да, это медведь. Как медведь готовится к зиме? Медведь делает запасы на зиму? Почему? Что делает медведь зимой? (Заставить детей повторить – впадает в спячку). Как же он всю зиму спит и ничего не ест? Объяснить детям, что за лето медведь накапливает подкожный жир. Он очень много ест летом и осенью. Где зимой спит медведь? Какие звери еще впадают в спячку? (Ёжик, барсук, суслик.) - А сейчас давайте встанем и отдохнем, сделаем гимнастику для глаз: Мы отправились гулять, Грибы-ягоды искать. Светит солнце в вышине Вот грибок растет на пне, Дрозд на дереве сидит, Ежик под кустом шуршит. Слева ель стоит –старушка, Справа – сосенки-подружки, Где вы, ягодки, ау? Все равно я вас найду! Топай мишка, хлопай мишка, Приседай со мной братишка. Руки вверх , вперед и вниз. Улыбайся и садись. - Возьмите картинки ,посмотрите на них внимательно и найдите 5 отличий. Дети находят и называют. - Покатился наш колобок дальше и встретил … (лису).
Слайд .
Давайте расскажем про лису. Как лиса готовится к зиме? (линяет). Какая шерсть вырастает у лисы? Лиса меняет цвет шубки? Почему? Делает ли запасы на зиму? Почему? - Ребята, лиса предлагает вам поиграть, посчитать предметы и вспомнить цифры. Слайд (игра назови цифру) Поиграл Колобок с лисой и покатился домой к бабушке и дедушке. Сегодня наша сказка со счастливым концом. Никто даже и не собирался, есть Колобка. В лесу ему попались добрые животные, которые рассказали , как они готовятся к зиме, поиграли с Колобком. Но мы с вами знаем и другую сказку, где хитрая лиса съела Колобка. А все потому, что он без разрешения и один ушел из дома от бабушки и дедушки.
Педагог задает вопросы детям. Ребята, скажите, можно уходить из дома одному? Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми? Можно ли брать у незнакомых людей угощения? Можно ли с незнакомыми куда-нибудь уходить или уезжать? - Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Рассказали много интересного, выполнили все задания правильно. А что вам понравилось больше всего в нашем занятии?