"Ознакомление с театром кукол"

Автор: Стальмакова Алевтина Владимировна
Должность: преподаватель актерского мастерства и сценической речи, режиссер
Учебное заведение: МАОУДОД "Детская школа театрального искусства"
Населённый пункт: г. Набережные Челны, Татарстан
Наименование материала: Учебная программа по "Кукловождению"
Тема: "Ознакомление с театром кукол"
Дата публикации: 15.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Министерство культуры Республики Татарстан

Управление культуры г.Набережные Челны

МАОУ ДОД Детская школа театрального искусства
Рассмотрено и рекомендовано на УТВЕРЖДАЮ заседании театрального Зав.театральным отделением отделения ________________________ (подпись) протокол №_________________ ________________________ «____»_______________20___г. И.О.Фамилия «____»_____________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРЕДМЕТА ПО

ВЫБОРУ

КУКЛОВОЖДЕНИЕ
ОДОБРЕНО педагогическим советом школы ________________ Директор ДШТИ______________________ (подпись) (И.О.Фамилия) «____»________________20___г. Набережные Челны 2011г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Рабочая программа Кукловождение

для учащихся театрального отделения Детской школы театрального

искусства
составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта на основе программы театрального училища (факультета «актер театра кукол») и адаптированная для учащихся театрального отделения школ искусств, а также детской школы театрального искусства. СОСТАВИТЕЛЬ Режиссер, преподаватель актерского мастерства и сценической речи высшей категории в ДШТИ А.В.Стальмакова ____________________ (подпись) «____»___________2011г.
2.
Оглавление

1.
Пояснительная записка 2
2.
Цель обучения 3
3.
Основные задачи 3
4.
Содержание учебно-методической программы 4
5.
Учебно-методическое обеспечение 6
6.
Литература 7
Пояснительная записка
Театрализованная деятельность «театральной куклы» представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними. Искусство кукольного театра начинается там, где кукла несет "новое" в жизнь: новый образ, новую пластику, новый звук. Такая кукла является стимулятором, вызывающим на творчество. Кукла есть "оживление" неживой материи при помощи рук актера и фантазии. "Ожившие" герои будят у ребенка воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребенка: в работу включается мыслительный процесс. Прежде чем "оживлять" куклу, рассматривается внешний образ, составляется характеристика, подбирается соответствующая интонация и стиль речи. В этом процессе общения проявляется познавательная и предметная деятельность ребенка. Овладение речью через куклу позволяет ребенку воспринимать явления более осознанно. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности. Восприятие живой образной речи побуждает детей к творчеству художника, поэта, скульптора, а это все вместе составляет основу профессии кукольника. Театр кукол - способ пластического мышления в пространстве. При этом главное внимание уделяется развитию ассоциативного мышления.

3.

Цель обучения кукловождению
Сочетание общего развития образного и ассоциативного мышления детей со специальным, связанным с peaлизацией образа, перенесенного в куклу, а также с техникой вождения куклы и необходимым для этого сценическим мастерством.
Основные задачи обучения
1. Знакомство учащихся с различными видами театра кукол (теневым, пальчиковым, перчаточным, тростевым). 2. Поэтапное освоение детьми работы с театральной куклой. 3. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи. 4. Учить действовать на сценической площадке естественно. 5. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношении со сверстниками, а также согласовывать свои действия с партнерами по сценической площадке.
Дети должны:
- знать происхождение куклы, виды кукол; - уметь определять идею произведения, сверхзадачу; - владеть темпо-ритмом, чувством пространства сцены; - уметь общаться со зрителем и партнером через куклу; владеть тембровой и интонационной окраской голоса; - владеть техникой вождения кукол: перчаточной, тростевой.

Программа рассчитана на учащихся последнего года обучения на театральном отделении школы театрального искусства (а также школ искусств) как предмет по выбору.
4.
Содержание учебно-методической программы



п\п

Тема и содержание



Количество часов

теория

практика
I.
Происхождение куклы. Виды театра кукол
Рассказ и показ иллюстраций: фигурки духов и поклонение им первобытного человека; перчаточная кукла (Италия. Россия); планшетная кукла; марионетка; тростевая кукла (Восток, Индокитай); театр теней (Япония). 2 2.
Что может быть куклой?
Оживление неживой материи есть особое существо-кукла. 2 3.
Теневой театр
Работа над пластикой рук: упражнения «Волна», «Алфавит», пластические упражнения и этюды «Море», «Угадай, что хочу», «Художник и картина», «Оркестр», «Лепка», птицы, лес; показ тенью силуэты животных, людей и т.д. 4 4.
Анимация с помощью рук актера и предмета.
Придумывание образов кукол с использованием платка, ленточки, шарика. Коллективное сочинительство историй с теми героями, которых «оживили». Понятие символа, через цветовую гамму (белый- добро, черный-зло, зеленый- надежда и т.д.) Показ индивидуальных и групповых этюдов. Зачет. 8 5.
Развитие образного мышления.
Эмоции (игра в слова, определение вызываемых эмоций, фиксирование эмоций в рисунке и пластике рук и «куклы»). Форма и содержание (рассматривание предметов, поиск сходства его содержание с чем-либо, определение характеристики содержания, игра в «если бы». Музыка и образ (прослушивание произведений
классики, современной музыки, зарисовка эмоционального впечатления в пластике рук). Итоговое занятие в форме зачета: самостоятельные этюды с использованием музыки, графики, цветового решения, с определением характера образа, события в придуманной истории. 6 2 6.
Перчаточная кукла (или тростевая)
Основы положения куклы (работа пальцев рук в перчаточной кукле). Гимнастика в пластике рук. Понятие «Держать уровень». Характер и образ в передаче бессловесных действий (походка, выход, повороты, смотрю в стороны, вниз, сравнения их с характером образов, разговор двух персонажей) .
Работа над постановкой голоса и дикцией
(проводится параллельно на уроках по сценической речи) Вождение куклы (физическое состояние куклы во время разговора, бега, прыжков и т.д. обрабатывание походки, оценка происходящего через куклу, все время держим уровень) . Этюды (составление парных этюдов, с использованием русского фольклора: лиса и заяц, медведь и хозяин, колобок и волк, дед и баба и т.д.) Зачет за 1 полугодие . 1 1 6 2 7.
Работа над кукольным спектаклем.

Выбор пьесы.
Читка пьесы. Обсуждение: цепь событий, характер действующих лиц, их взаимоотношения. В чем проблема каждого героя: чего он хочет и чего добьется. Цепь проблем действующих лиц ведет к столкновениям. Определить причины этих столкновений. Цель и мотивы поведения героев. Сверхзадача пьесы.
Работа над ролью
Индивидуальные занятия параллельно с изготовлением куклы на уроках по ДПИ(эскиз, лепка, папье-маше, обработка и покрытие, каркас и приспособления для вождения, раскрой); 2 2 2
- анализ роли; - поиск характера, образ
.

Репетиции в "выгородке"
- Образ-символ и импровизированный текст - Этюды с импровизированным текстом
.

Работа с текстом
- Монологи и диалоги. Работа с партнером. - Паузы - Читка по ролям Паузы: логическая, психологическая, люфт-пауза. Главное слово: (ударное: сильное, среднее, слабое, голосовая волна, перспектива). Интонационные знаки препинания 4 2 8. 9.
Репетиции на сцене.

Ознакомление со сценой театра кукол.
Принципы построения ширмы. Декорации и приспособления для свободного вождения куклы. Репетиции : походка, жест, поворот головы, корпуса. Оценка факта. Физическое и психологическое самочувствие актера в роли через куклу. Что делаю? (действие). Для чего делаю? (хотение). Как делаю? (приспособления). Приспособление к. реквизиту, декорации. Общение через куклу. Музыка и движения куклы. Речь актера и движения куклы, жест, характеризующий отношение к происходящему. Через пластику к сверхзадаче роли, пьесы.
Показ спектакля.
Экзамен
ИТОГО

ВСЕГО
7 24 2 65
72

Учебно-методическое обеспечение


На занятиях используются: ТСО для прослушивания аудио –материалов, просмотров фильмов при ознакомлении в видами театров кукол; оснащение для теневого театра (ширма, обтянутая белым материалом, источник заднего
света); театральные куклы (перчаточные, тростевые, планшетные, марионетки); материал, используемый на пед.столе (иллюстрации и репродукции картин, фигурки, разные предметы.
Итог обучения 1 полугодия.
Выставка рисунка и показ этюда на ширме.
Критерии оценки результата.
Владение техникой речи, наличие навыка вождения перчаточной (тростевой) куклой, развитие воображения, осмысленный выбор образа.
7.

Итог обучения за год.
Показ спектакля.
Критерии оценки результата.
Нестандартные приемы и решения образа куклы, гармоничное существование в спектакле, характеризующее отношение к происходящему.
Литература:
В кукольном театре...- М.: Сов. Россия, 1972-1979. - ( Б-чка «В помощь художественной самодеятельности). Деммени Е. Школьный кукольный театр. - Л.: Детгиз, 1960. Кузнецова Т..Обучающая программа. Театр кукол. Москва, 2005. Программа для студентов театральных училищ, обучающихся по специальности актерское искусство «актер театра кукол». Федотов А. Техника театра кукол. –М:ВТО, 1953 Сперанский Е.В. Актер театра кукол. - М.: ВТО, 1965. Театр кукол: Сб. пьес. - М.: Искусство, 1955, 1977, 1982. Театр кукол зарубежных стран. - М., Л.: Искусство, 1959. Файнштейн Ф. Самодеятельный театр кукол: Программа по организации и работе дет.самодеятельности.