"Если в доме пожар"

Автор: Ганипровская Ульяна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Дворец творчества"
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Если в доме пожар"
Дата публикации: 15.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Ф.И.О. педагога
Ганипровская Ульяна Владимировна
Тема занятия
«Если в доме пожар»
Возраст

учащихся
13-14 лет
Тип занятия
Закрепление
Цели и задачи

занятия
Формирование у детей знаний о пожарной безопасности, воспитание навыков осознанного, адекватного поведения в пожароопасных ситуациях. - обогащать знания детей о профессии пожарных; - формировать представление о тактике тушения пожара; - учить адекватно, действовать в пожароопасных ситуациях, отрабатывать правил поведения при пожаре.
Форма занятия
Игра, решение ситуационных задач, эстафета.
Методы
Беседы, рассказа, показа
Дидактические

средства
Фотоматериалы с нарушениями правил пожарной безопасности, пожарное оборудование (пожарные каски, боевки, пожарные рукава – 2 шт., разветвление рукавное трехходовое, пожарные стволы – 2 шт., телефоны – 2 шт., веревки для вязания узлов – 2 шт., вопросы викторины)
Этапы занятия Содержание работы. Методы, формы, приемы, используемые педагогом Предполагае мые действия учащихся Приме чание Орг. момент Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами занятие – конкурс «Если в доме пожар» Сидят за партами Пожарное дело – для крепких парней, Пожарное дело – спасение людей, Пожарное – дело отвага и честь, Пожарное дело – так было, так есть. Огонь - давний друг человека. Он освещает нам путь в темноте, согревает нас, плавит сталь, запускает двигатели машин, самолетов, ракет. Вечный огонь горит у памятников неизвестным солдатам, защищавшим нашу страну. Но огонь может быть очень опасным. Он сжигает дома, леса, лишает нас крова, губит природу. И чтобы умело противостоять беде, не допускать ее появления, мы с вами и занимаемся в д/о «Юный пожарный» и сегодня покажем наши знания и умения. Прежде чем мы продолжим, командам надо придумать название и девиз. А сейчас мы представим вам команды юных помощников пожарных. «Пожарные» Девиз: Мы сильные и смелые, пожарные умелые. «Спасатели» Девиз: Надейтесь, люди вы на нас! Спасем вас в самый трудный час! Сегодня ваши знания и умения будут оценивать жюри: - Баяндина С. В. , методист руководитель музея «Пожарная часть»; - Моисеева Елена Владимировна, старший Представлен ие команд
инспектор отдела надзорной деятельности; - Кравченко Дина Юрьевна, инспектор отдела надзорной деятельности. Мы приступаем к первому конкурсу «Разминка». Предлагаю вам, проверить, а знаете ли вы, как нужно бороться с огнем. Я вам буду задавать вопросы, а вы из предложенных вариантов должны выбрать правильный. Оцениваться этот конкурс будет по бальной системе. За правильный ответ 1 балл. Вопросы для каждой команды задаются по очереди, по 3 вопроса для каждой команды.
1.

«Разминка»

1.
Как называется профессия человека, который тушит пожары?
А.
пожарный
Б.
пожарник
В.
спасатель
2.
Назовите условия, при которых может возникнуть пожар?
А.
горючее вещество и восстановитель
Б.
горючий материал, источник огня или тепла, кислород
В.
теплообмен между веществами.
3.
К поражающим факторам пожара относятся:
А.
интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей
Б.
токсичные продукты горения, высокая температура
В.
образование облака угарного газа
4.
Если в твоей квартире или доме случился пожар, кого ты должен оповестить после вызова пожарных?
А.
полицию
Б.
скорую помощь
В.
соседей «Разминка» Учащиеся отвечают на вопросы.

5.
Каким средством невозможно потушить горюче-смазочные материалы?
А.
пеной
Б.
песком
В.
водой
6.
Как потушить загоревшуюся на человеке одежду?
А.
направить на него струю огнетушителя
Б.
повалить человека на землю и накрыть плотной тканью.
В.
сорвать с него одежду. - Молодцы, справились с этим заданием, и мы переходим к следующему конкурсу.
2. «Знатоки правил пожарной
безопасности». - Этот конкурс состоит из двух блоков. 1 блок – это вопросы по правилам пожарной безопасности и 2-й блок – ситуационные задачи. в 1 блоке по 3 задания для каждой команды. За каждый правильный ответ 1 балл. Представитель от команды выходит и вытягивает листок с заданием, возвращается в команду и обсуждают вопрос. По истечении 20 секунд необходимо дать ответ. Если команда не дает ответ, право ответа передается соперникам. 1. Почему при пожаре внутри помещения нельзя открывать окна и двери? Ответ: поступает свежий воздух (кислород) и огонь разгорается сильнее. 2. Пожарный и пожарник. Чем отличаются эти понятия? Ответ: пожарный – тушит пожар, пожарник – поджигатель. 3. Почему пожарных вызывают по телефону именно `01`? Работа в группе
Ответ: `01` самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте и на ощупь. 4. Почему пожарная машина красная? Ответ: Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет - цвет огня. 5. От чего чаще страдают люди: от огня или дыма? Ответ: от дыма чаще: 2-3 вдоха угарного газа – получишь сильное отравление. 6. Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город? Ответ: Раньше все дома строились из дерева, строили их близко друг к другу. - На вопросы первого блока вы ответили, переходим ко второму блоку. «Ситуационные задачи». По 2 задачи для каждой команды.
1.

Придя домой поздно вечером, вы

почувствовали запах газа. Вы:
1) включите свет и позвоните по телефону «04»; 2) сообщите соседям и от них позвоните в газовую службу; 3) откроете окна, ыерекроете газ. Если запах газа не улетучится, позвоните от соседей по телефону «04».
2.

При приготовлении пищи

загорелся жир на сковородке. Вы:
1)выключите газ. Сковородку накроете крышкой; 2) накинете на сковородку влажную ткань, предварительно отключив газ; 3) зальете сковородку водой.
3.

Во время приготовления пищи

(кипячения воды) на газовой плите вы

отлучились с кухни. Вернувшись,
Работа учащихся над ситуационны ми задачами

обнаружили, что пламя залито водой

Вы:
1) сразу же попытаетесь зажечь газ; 2) перекроете газ, а затем попытаетесь зажечь его; 3) перекроете газ. Откроете форточку (окно) и после проветривания вновь зажжете газ.
4.

Во время просмотра

телевизионных передач ваш телевизор

задымил. Вы:
1) зальете телевизор водой; 2) немедленно отключите от сети, а затем начнете его тушить; 3) накинете на телевизор плотную влажную ткань. - Молодцы, хорошо справились с заданием. Переходим к следующему конкурсу.
3.

«

Лучший пропагандист

пожарной

безопасности»
1. На партах лежат фотоматериалы с нарушениями правил пожарной безопасности. Вам надо по картинке найти нарушение по ТБ и составить рассказ. - Время вышло. Команды готовы познакомить со своим рассказом. - Молодцы, у вас получились хорошие рассказы. - А теперь переходим к следующему конкурсу
4. «Пожарный автомобиль будущего».
Все мы знаем, что в борьбе с огнем, Работа учащихся с фотоматериа лами. Учащиеся проговарива ют все нарушения через составленны й рассказ Презентация пожарного автомобиля будущего Работа учащихся над шифровкой
человеку служит помощником пожарная техника и нам нужен такой автомобиль, который будет соответствовать современным требованиям. Это задание было домашним. Прошу представить свои автомобили. «Пожарный автомобиль будущего». (презентация) - Молодцы, ваши автомобили способны спасти больше жизней и облегчить работу пожарным. - Мы переходим к следующему конкурс
5. «Безопасный дом»
Следующее задание это шифровка. Вам надо найти среди букв средства тушения, которые есть дома. Слова могут быть расположены в любом порядке, по вертикали, диагонали, зигзагом. - Вы нашли эти средства, а теперь назовем их по очереди. П О К Л О М Л Е С Р А Д Е Я О П Ы В О З Ю Р О Ш О К Ь Г (песок, покрывало, порошок, земля, вода, лом). - Переходим к заключительному конкурсу
6.«Эстафета огнеборцев».
- Я прошу вас всех выйти в фойе. - В эстафете участвует вся команда, каждый участник на своем этапе. Первый этап – вызов пожарной охраны; Второй этап – вязание пожарных узлов; Третий этап – одевание боевки; Четвертый этап – прокладывание магистральной линии (2 участника); Пятый этап – тушение очага возгорания. - Участники команд займите свои этапы. Эстафета
- На старт, внимание, марш. - Эстафета окончена. Просьба всех пройти в кабинет. - Вот и наше занятие подходит к концу. - Сегодня вы показали свои знания по правилам ПБ, умения быстро реагировать в пожароопасной ситуации. Пока жюри подводит итоги, мы поиграем.
Шуточная викторина.
-Я вам задаю вопрос, кто знает ответ поднимает руку. 1. Когда пожарная машина едет, какое колесо у нее не вертится (запасное). 2. Что стоит между стеной и дверью («И») 3. В комнате горело 7 свечей, проходил мимо человек, потушил две свечи.Сколько свечей осталось? (две остальные сгорели) 4. Какой месяц короче всех? (май) 5. Что в руку не схватишь? (дым) 6. Что останется в коробке, если убрать все спички (дно). 7. У кого язык самый длинный (у огня)? 8. Рта нет, а пожирает (огонь). 9. Какой огонь не жжет? (Нарисованный) - Слово предоставляется жюри. Заключ ительн ый этап Итог занятия: - При выборе данной профессии вы спасаете людей. Получив в д/о «Юный пожарный» первоначальные знания вы возможно в будущем выберете эту профессию и будете хорошими профессионалами своего дела, а если вы выберете другую профессию, то полученные знания вам облегчат жизнь.