"Патриотическое воспитание в Еврейской автономной области"

Автор: Конькова Нелли Леонидовна
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: ОГАОУ ДПО ИПКПР
Населённый пункт: г. Биробиджан, Еврейская автономная область
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание в Еврейской автономной области"
Дата публикации: 15.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конькова Нелли Леонидовна Старший преподаватель ОГАОУ ДПО «ИПКПР», Аспирант ПГУ им. Шолом – Алейхема Г. Биробиджан, Евоейская автономная область nellikonkova@mail. ru
Патриотическое воспитание в Еврейской автономной области
Аннотация: В статье представлен опыт работы образовательных организаций Еврейской автономной области в сфере патриотического воспитания подрастающего поколения. Описаны практики организации работы центров, клубов по патриотическому воспитанию. Рассказывается о мероприятиях, организованных на муниципальном , региональном, всероссийском уровнях. Ключевые слова: патриотизм, воспитание, детские объединения, самоуправление, конкурсы, акции. В воспитательной работе образовательных организаций области приоритетными направлениями являются воспитание патриотизма, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, поддержка семейных ценностей, воспитание законопослушных граждан. Обучающиеся образовательных организаций области принимают участие в общешкольных и городских мероприятиях, проводимых с целью гражданско- патриотического, правового воспитания. Ежегодно в феврале проходит месячник военно-патриотического воспитания, в мае – гражданско-патриотического воспитания, в рамках которых проводится цикл мероприятий, направленный на формирование у обучающихся чувства гражданственности, патриотизма, толерантности.
С 20 сентября по 20 декабря 2012 года в рамках подготовки к 80-летнему юбилею Еврейской автономной области в образовательных учреждениях области проводился областной конкурс методических разработок «ЕАО-моя маленькая родина», в котором приняли участие 65 педагогов области. Педагоги представили разработки внеклассных мероприятий для младших школьников, младших подростков, старших подростков, старших школьников, молодежи. С 10 февраля по 20 июня 2013 года в соответствии с планом комитета образования ЕАО и ОГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации педагогических работников» в образовательных проведен областной конкурс программ по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в котором приняли участие 30 педагогов области. Педагоги представили программы для младших школьников, младших подростков, старших подростков, старших школьников, молодежи. В связи с положением о конкурсе жюри определило лучшие программы. 23 апреля 2013 года прошел областной конкурс органов ученического самоуправления среди образовательных организаций с целью активизации деятельности органов ученического самоуправления в образовательных учреждениях, обновления содержания и структуры органов самоуправления на основе существующих традиций и современного опыта. В конкурсе приняли участие: МБОУ НОШ № 14, МБОУ СОШ № 1, МКОУ СОШ № 16, ОГОБУ «Детский дом № 3», МБОУ СОШ с. Птичник, Школа-интернат п. Бира, МКОУ СОШ с. Екатерино- Никольское, МКОУ СОШ № 18 п. Теплоозерск, ОГПОБУ «Политехнический техникум», ОГПОБУ «Технологический техникум», МКОУ СОШ с. Биракан, МКОУ СОШ с. Бабстово, МКОУ СОШ с. Дежнево, МКОУ СОШ с. Лазарево, МКОУ СОШ с. Ленинское. Каждая образовательная организация представила на конкурс модель ученического самоуправления. В МКОУ СОШ № 16 самоуправление осуществляется через детскую организацию «Юниор», которая действует с 2002 года. Организация ориентирована на успешную адаптацию детей в школе, раскрытие способностей и склонностей каждого ребенка во внеурочной
деятельности, на вовлечение родителей в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. В состав организации входит 433 ученика. Главный орган ученического самоуправления- ученический Совет из числа обучающихся 5-11 классов, который способствует реализации общешкольного плана в классах и школе, организует работу с активом обучающихся старшего, среднего и младшего звена. 1 ступень- детское объединение «Эллада», в которое входят учащиеся 1-4 классов. 2 ступень- «Юниор», в которую входят учащиеся 5-11 классов. В ШДО входит волонтерский корпус «Добрых дел». Опрос 100 родителей показал, что детское объединение воспитывает у детей культуру поведения и общения (99%); негативное отношение к ПАВ (97%); товарищество, доброжелательность, милосердие, уважение (99%); волевые качества (98%); гражданственность (99%); ответственность и правовое сознание (98%); инициативность и лидерские качества (99%). В МКОУ СОШ с. Бабстово действует школьная демократическая республика «Шанс» (Бойко Светлана Давыдовна, зам. директора по ВР). Реализуют модель сотворчества учащихся и педагогов. Разработан Устав. Организует работу Совет, в который входят: Совет лидеров классов, Старостат, Учком, Временные Советы дела, рабочие группы для создания и реализации различных проектов. ШАНС- школа активных надежных спортивных, которая предполагает включение детей в различные виды деятельности: познавательную, творческую, игровую, художественную и т.д. Формы работы организации: КТД, ЧТП ( чередование традиционных поручений), творческая переменка, сюрприз для всех, информационные листки, агитка, Кактус (сатирический листок). Ежегодно проходит конкурс классных коллективов, разработано положение. Организуют деятельность через постоянно действующую игру «Единая команда- наш классный коллектив». В школе- интернате п. Бира успешно реализуется игровая модель школьной организации «Галактика детства»- (Брыкова Л.В., зам. директора по ВР, Фомицкая В.М., педагог- организатор), которая ориентирована на детей 8-16
лет. На весь учебный период коллектив перевоплощается в звездные экипажи и при поддержке педагогов совершает космическое путешествие по «Галактике Детства»: «Планеты затей», «Планеты добрых дел», «Планеты творчества и фантазии», «Планеты здоровья и спорта». Основные формы работы: акции, операции, КТД, игры, встречи, концерты, праздники, соревнования, выставки, поездки и экскурсии. Структура построена как движение от «высоты к высоте». «Высота»- это путь от умения к умению. Организует деятельность Большой совет - Звездный штаб, в который входят командиры, волонтерский отряд «Контакт». Педагоги и обучающиеся МКОУ СОШ с. Дежнево работает детское объединение «Спектр» (самые продвинутые, естественные, коллективно творческие ребята), в котором организована деятельность экипажей: учебный, культура, здоровье и спорт, классведы, истоки, пресс-центр. В МКОУ СОШ с. Екатерино- Никольское функционирует модель детского объединения «БРиЗ» ( Будущее России и Земли), (Долбня Елена Алексеевна, зам. директора по ВР), которая направлена на развитие и саморазвитие ученика на основе общечеловеческих ценностей с учетом индивидуальных особенностей каждого. Направления деятельности: познавательное, трудовое, спортивно-оздоровительное, культурное, шефское, информационное. Структура: классное ученическое самоуправление- собрание класса- совет учащихся класса- классные ученические комиссии: наука и образование, труд и порядок, спорт и здоровье, досуг, пресс-центр, забота, экология и мы. В старших классах функционирует система временных органов самоуправления- «Советов дел», создающиеся под конкретные дела и проблемы. Главная цель школьной демократической республики «Новое поколение» МКОУ СОШ с. Ленинское (Пух Татьяна Александровна): становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива. Высший орган - Управляющий Совет. Координатор всех ветвей власти - Президент. Исполнительную власть представляет правительство, которое состоит из Министерств. Основу ученического самоуправления
составляет классное ученическое самоуправление. Министерства: по науке и образованию, по культуре и досугу, здравоохранения и спорта, социальной защиты и помощи, труда и порядка, по рекламе и связям с общественностью. Программа «Успех» (Попова Ирина Анатольевна, старший воспитатель). ОГПОБУ «Технологический техникум» г. Биробиджана направлена на построение коллективных и межличностных отношений среди обучающихся; воспитание самостоятельности, ответственности, толерантности; профилактику правонарушений, противодействие вредным привычкам, организацию свободного времени; формирование навыков самоуправления. Структура: председатель- старосты этажей- старосты отсеков- старосты комнат и активные творческие личности. 5 секторов: трудовой, учебный, культурно-массовый, спортивно- оздоровительный, информационный. Совет избирается на 1 год на 1 год на общем собрании. В самоуправлении участвуют все: 46 сирот, 20 обучающихся проблемного поведения, 86- из неблагополучных семей. Личностное становление и самосовершенствование обеспечивается прохождением пути по «Лестнице успеха»: 1.Познай себя. 2.Открой себя. 3.Найди себя. 4.Друг. 5.Таланты и способности. На вершине лестницы «Успех» располагается творческий комитет, который организует все мероприятия. Грамотно анализируется деятельность. Демократическая республика «МИР» (моя идеальная республика МКОУ СОШ с. Птичник (заместитель директора по ВР Захарова О.В.) предназначена для создания условий получения опыта участия и действия в демократическом общественном пространстве через различные формы учебной и внеучебной работы: правовые игры, граждановедческие элективные курсы, факультативы, школьные конференции, выборы, олимпиады, слеты). Структура: директор –
президент - школьный парламент – правительство - государственная дума - первичные коллективы обучающихся. Программа Республики «БИНН» (Бороться, искать, найти, не сдаваться). (Понизова Наталья Петровна, Овчинникова Маргарита Леонидовна, зам. директора по ВР) МКОУ СОШ № 18 Теплоозерск реализуется через формирование инициативной творческой личности, готовой к активным социальным действиям, стремящейся к постоянному совершенствованию. Основные направления: здоровье и спорт, образование, краеведение, культура и досуг, лидер. Вожатый, пресс-центр. Структура: президент - совет министров (представители классов) – вице - президент. Функции самоуправления реализуются через постоянные и временные, одновозрастные и разновозрастные группы. Утверждена годовая циклограмма деятельности. Основные формы работы: игра «День Дублера», КТД «Арбат», акции, деловая игра «Выборы», клуб «Семейный вечер», игра «Расскажи мне обо мне», журнал- эстафета, Факельные шествия, Дни здоровья, Недели вежливости, конкурс классных уголков. Республика «Олимп» (Беляева Галина Викторовна) МКОУ СОШ с. Лазарево действует с 1997 года. Разработан Устав. Действует Парламент во главе с Президентом. Президенту подчиняются Министерства: спорта, культуры, «Поиск», внутренних дел, «Малышок», «пресс- центр». Органы самоуправления осуществляют: дежурство, организацию трудовых дел, поисковую и исследовательскую деятельность, досуг, подвижные перемены, спортивные соревнования, выпуск газеты «Олимпийские новости». Высшим органом является конференция. Деятельность школьной организации «РИТМ» (республика интересных творческих малышей). (Щетнева Оксана Петровна - педагог- организатор) МКОУ НОШ № 14 направлена на выявление лидеров, развитие лидерских качеств, формирование активной жизненной позиции. Возглавляет организацию координатор. Классные руководители и управляющие классов (командиры). В каждом классе созданы детские объединения, имеющие свою
программу. Ежегодно проводится конкурс вариативных программ детских объединений. Создан совет координаторов. В конце каждой четверти проходит слет: представление деятельности объединений в форме творческого отчета. Выпускается ежемесячная газета «Ритм». В ОГОБУ «Детский дом № 3» (педагог – организатор Чепелева Елена Александровна) создана детская организация «Шатл», деятельность которой направлена на самоопределение, самореализацию в различных видах деятельности. Работают экипажи. В состав организации входят обучающиеся 1- 11 классов. Главный орган - Совет. Самоуправление функционирует через длительно-массовую игру по методике КТД. Реализуются подпрограммы: Здоровье, Отечество, Экология, Учение, Человек, Досуг. В ОГПОБУ «Политехнический техникум» (педагог – организатор Ли Венера Баратовна) самоуправление реализуется через программу «Содружество». Направления деятельности: спортивное, военно-строевое, гражданско- патриотическое, духовно-нравственное, художественно- эстетическое. Создан Совет училища: директор - председатель совета- руководители направлений, члены органов ученического самоуправления, совместно разрабатывается план, анализируется деятельность, готовятся ключевые событийные дела. В МКОУ СОШ № 1 детская республика существует с 1997 года (заместитель директора по ВР Копейкина Татьяна Михайловна). В рамках сюжнтно-ролевой игры каждый класс-город. У города своя символика, атрибутика. Во главе - мэр. В классе выбирается мэрия. Во главе детской республики - школьный парламент, который выбирается в рамках деловой игры «Выборы». Традиционными стали конкурсные программы: Ученик года, конкурс на Лучшее печатеое издание класса, выпускается школьная газета «Первая молодежь». 3 года на базе учреждения работает городская Школа молодого лидера. В системе работает волонтерское движение. Организация работы по гражданско-патриотическому, правовому воспитанию осуществляется в тесном взаимодействии с различными службами и ведомствами (МЧС, ГОЧС и ПБ, пограничная служба г. Биробиджана, ГИБДД
УМВД России по ЕАО, Служба по ЕАО РУФСКН России по Хабаровскому краю, учебный центр УВД), общественными организациями (Средне-Амурское окружное казачье общество, "Красный крест", "Киокусинкай каратэ-до", "Волонтер ХХI века", областной совет ветеранов, городской совет ветеранов) и другими. 9 сентября было принято постановление мэрии города № 489 "Об утверждении плана основных мероприятий по подготовке и празднованию на территории городского округа в 2015 году 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.", в котором предусмотрено 65 организационных, информационно-пропагандистских, культурно-массовых и спортивных мероприятий, а также благоустройство памятных и мемориальных мест. Чтобы сегодняшние дети знали важнейшие даты и события Великой Отечественной войны, прониклись духом той атмосферы, поняли, насколько важен для всех нас и поныне подвиг советского народа, для городских школьников организованы такие мероприятия, как Уроки Мужества, смотр строя и песни, плац-парад, фестиваль творческой самодеятельности, военно- спортивная игра "Зарница", конкурсы тематических сочинений, инсценированной песни, акции "Солдатский треугольник", "Бессмертный полк". В школах проводятся классные часы, внеклассные мероприятия, приуроченные ко Дню Победы, проводимые с участием ветеранов и для них (концерты, творческие мероприятия). С декабря 2014 года проводятся акции "Поздравь ветерана", "Забота", когда школьники посещают на дому ветеранов войны, тружеников тыла, поздравляют с праздниками, дарят подарки, сделанные своими руками, помогают по дому, скрашивают своим присутствием одинокие вечера. Основным воспитательным средством является включение обучающихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно-полезной
деятельности, туристско- краеведческая работа, поисковые экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, шефские связи с воинскими частями, встречи с ветеранами, занятость обучающихся в кружках, объединениях, клубах патриотической тематики. В каждом из этих направлений реализуются как традиционные, так и инновационные формы работы, развивающие чувство патриотизма у разных категорий обучающихся. На совместном заседании советов были определены победители областного конкурса на лучшую постановку патриотической работы. Среди победителей - средняя школа № 11 (село Волочаевка), технологический техникум (г. Биробиджан), Биробиджанский областной колледж культуры, специальная (коррекционная) школа-интернат (п. Бира), "Центр народного творчества, кинематографии и историко-культурного наследия ЕАО" (г. Биробиджан), музей средней школы № 8 областного центра, городской совет ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. В 2015 году Россия и весь мир отмечал 70-летие Великой Победы. К важной дате различные общественные организации России, в том числе в регионах, проводили специальные патриотические акции. Чтобы подрастающее поколение не забывало о подвиге героев Великой Отечественной войны, школьников периодически привлекают к различным патриотическим мероприятиям. О таком проекте Центра социально- психологической помощи семье и молодежи в Еврейской автономной области в интервью EAOmedia рассказала его глава и доверенное лицо президента России Наталья Шаталова. «Специалисты нашего центра уже разработали социально-патриотический проект под названием «Исполни мечту ветерана». Его реализация начнется в январе, а в мае подведем итоги». Образовательные организации области включились во Всероссийскую акцию «Наследники Победы» (Координатор – Конькова Н.Л., старший преподаватель ОГАОУ ДПО «ИПКПР»), которая проводилась в 3 этапа:
1 этап – декабрь 2014 года — февраль 2015 года. В ходе уроков мужества и любви к Родине в 1-11 классах «Благодарю за Победу!» участники игры познакомились с основными битвами Великой Отечественной войны, узнали о ранее неизвестных примерах мужества и массового героизма наших соотечественников как на фронте, так и в тылу. К проведению мероприятий привлекались военнослужащие срочной службы, военнослужащие запаса, курсанты военных училищ, воспитанники суворовских и нахимовских училищ, члены военно – патриотических клубов и объединений. Были проведены социально значимые акции: - «Ветеран»- адресное поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла; концерты в микрорайоне; - «Обелиск» - благоустройство территорий около обелисков воинской славы городов и сельских поселений; - «70 лет - 70 добрых дел» - в преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне детские организации совершили «70 добрых дел», результаты которых оформили в электронном альбоме добрых дел на сайте школы; - «Синий платочек» - ветераны Великой Отечественной войны имеют свой символ – синий платочек. В преддверии Дня Победы получить платочек, сделанный руками активистов детских организаций, – это лучший для многих из них подарок. Платочек может быть с вышивкой инициалов ветерана, с его фамилией, символом «9 мая» или с любым другим элементом; - «Голубь мира» - символы Победы – это голубь и бумажный самолетик. Это одновременно ощущение легкости и уверенности, надежности и преданности. Детские организации, ученические коллективы в рамках проведения мероприятий патриотического направления использовали этот символ. Данная акция была реализована как флеш-моб в рамках детской организации, школы, микрорайона. Основная цель – привлечение внимания общественности к историческим событиям Великой Отечественной войны и пропаганда символов Победы и мира.
2 этап – конкурс творческих проектов: « Поклонимся великим тем годам ». Муниципальный уровень проходил с 01 февраля по 15 марта 2015 года, региональный: с 16 марта по 19 апреля 2015 года. Обучающиеся, занявшие I, II, III места в конкурсе творческих проектов на муниципальном уровне, представили свои работы на областной конкурс. 3 этап – «Сохраним правду о Победе». 15-16 мая 2015 года детские организации приняли участие в муниципальной военно-спортивной игре «Зарница». 22 мая победители состязались в региональной военно-спортивной игре «Зарница». В период с 01.09.2014 г. по 30.02.2015 г. проходил второй этап областного конкурса органов ученического самоуправления. В конкурсе приняли участие органы ученического самоуправления из 17 образовательных организаций Еврейской автономной области: МКОУ «СОШ с.Екатерино-Никольское» Октябрьского района; МБОУ «СОШ № 18 п. Теплоозерск» Облученского района; ОГПОБУ «Политехнический техникум» г. Биробиджана; МБОУ «СОШ с. Амурзет» Октябрьского района; ОГПОБУ «Технологический техникум» г. Биробиджана; ОГПОБУ «Профессиональное училище № 7» Октябрьского района; МКОУ «ООШ с. Полевое» Октябрьского района; МБОУ «СОШ № 7» г. Биробиджана; МКОУ «СОШ с. Дубовое» Биробиджанского района; ОГОБУ «Детский дом № 2»; ОГОБУ «Детский дом № 3»; ОГОБУ «Специальная коррекционная школа-интернат» п. Бира Облученского района; ОГОБУ СПО «Биробиджанский медицинский колледж» г. Биробиджана; МКОУ «СОШ имени И. А. Пришкольника с. Валдгейм» Биробиджанского района; МБОУ «СОШ № 15» п. Биракан Облученского района; МКОУ «ООШ с. Благословенное» Октябрьского района; МКОУ «СОШ № 16» г. Биробиджана. Победители регионального этапа участвовали в отборе финального этапа Всероссийского конкурса органов ученического самоуправления. В области успешно развивается кадетская форма обучения и воспитания подростков. На протяжении ряда лет при Епархии в Благовещенском кафедральном соборе юные кадеты изучают православную культуру, историю
России, принимают участие в мероприятиях Дней воинской славы и памятных дат России. Организация военно-патриотического воспитания и физического развития школьников продолжается и в летнее время через создание отрядов различной направленности. Кадеты «Школы юных спасателей-пожарных» при УМЦ ГОЧС в этом году представляли регион и Дальневосточный Федеральный округ на двух Всероссийских полевых лагерях: XII Всероссийский полевой лагерь «Юный спасатель» и III Всероссийский полевой лагерь «Юный спасатель (водник)». Стало традицией в области проведение регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя», главной целью которого является обобщение практики педагогов по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи. В 2014 и 2015 г.г. педагоги МКОУ СОШ № 16 г. Биробиджана Кушнарь Лариса Викторовна и Андреева Наталья Андреевна были признаны победителями в номинации «Лучшая программа по духовно-нравственному воспитанию» и «Лучший издательский проект» 35 и 36 межрегиональных этапов Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в г. Петропавловске – Камчатском и Комсомольске – на – Амуре. К 80-летнему юбилею со дня образования Еврейской автономной области выпущена книга «Имя твое - Учитель», посвященная народным и заслуженным учителям Российской Федерации. Реализация закона Еврейской автономной области от 17.07.2013 № 340-03 «О памятник датах в Еврейской автономной области» осуществляется путем проведения торжественных мероприятий и их освещения в региональных средствах массовой информации. В январе - феврале институтом совместно с комитетом образования проведен областной конкурс школьных сочинений от лица очевидца событий в жанре эссе или письма «Я говорю с тобой из Ленинграда...», областной конкурс компьютерных работ, областной «Единый
урок истории» для школьников 5-11 классов и студентов, посвященные 70- летию Победы в Великой Отечественной войне Проведена областная спартакиада по военно-прикладным видам спорта обучающихся профессиональных образовательных учреждений, областная краеведческая экспедиция «Военная фотография в семейном альбоме», областной конкурс творческих работ «Уроки Холокоста-путь к толерантности», областной фестиваль художественной самодеятельности обучающихся профессиональных образовательных учреждений «Мы - будущее России!» В 2007 году на базе музея «Боевой и трудовой славы» МОУ СОШ №3 п. Смидович был открыт РЦ «Патриот», целью которого было создание системы по патриотическому воспитанию в Смидовичском районе. Благодаря работе по грантовым проектам муниципального, областного и федерального уровня стало возможным полное обновление экспозиций музея. Трудом активистов центра, учителей, родителей были созданы новые экспозиции. Этой работе предшествовала большая поисковая деятельность всех школьных структур: классных сообществ, дополнительного образования. К работе были привлечены администрация поселка Смидович, молодежная организация «СМИД», ОЭО «Зеленый росток» в ЕАО. Ребятами был собран недостающий фото и информационный материал, необходимый для оформления стендов и витрин музея. Новые экспозиции способствовали притоку молодежи в музей, вызвали интерес к его документам и экспонатам, что способствует формированию социально-активной личности патриота и гражданина, который будет обладать чувством любви к Отечеству и стремиться к его защите. Школьниками собран большой фонд подлинных памятников – фотографий, экспонатов, воспоминаний, относящихся к Великой отечественной войне. В коллективной работе «Победители» впервые был обобщен материал о земляках – воинах, собранный многими поколениями Смидовичских школьников. В работе представлены биографии 57 героев и участников Великой Отечественной войны. Весь материал является незаменимым источником для
подготовки классных часов, тематических уроков, факультативных и кружковых занятий, открытых мероприятий, как на уровне школы, так и района. Экскурсионная работа является основной в работе музея. Активисты центра проводят их как для ребят школы, так и поселка. Ученики районных школ также являются частыми гостями центра «Патриот». Стало традицией посещение центра ветеранами войны и труда, воинами-интернационалистами, воинами- пограничниками, иностранными гостями, родителями. Активисты центра практикуют новую форму работы - подготовку инсталляций – выставок за пределами музея, посвященных тематическим датам. Ребятам нравится этот вид деятельности, он вызывает интерес, способствует лучшему запоминанию событий. Еще к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне была организована работа выставки-инсталляции, с которой молодежный актив посетил все села и поселки района, а также дважды она была представлена и в областном центре. За эту работу организация была удостоена медали президента РФ. К празднованию 70-летия Победы в ВОВ мы планируем эту выставку дополнить и задействовать снова. К 90-летию «Волочаевского боя» была организована игра – инсталляция. Ребята прошли «путь партизана»: попали в мишень, на скорость скатились с «сопки Июнь-Корань», оказали помощь раненому партизану и спели под баян партизанскую песню, имитировали снежную гору под Волочаевскую сопку, почтили память погибших партизан минутой молчания и возложили к мемориалу гирлянду Памяти. РЦ «Патриот» проводит ежегодные акции «Поможем ветеранам», «Помоги памятникам района», участвует в областных акциях « В защиту Амура», «Белая ромашка» - акция помощи, больным туберкулезом. В год учителя активисты центра выпустили книгу об учителях-ветеранах школы «Одна судьба со школой на двоих». В 2014 году выпустили вторую части книги к юбилею школы. Традицией стало проведение таких мероприятий как: «Чтобы помнили…», посвященное историческим датам Великой Отечественной войны, экскурсии, вечера Памяти, посвященные воинам-
интернационалистам, «Дети войны» - ветеранам труда, «Экскурс в историю родного поселка» - для учеников «Группы риска, День открытых дверей – для родителей. Активисты РЦ участвовали в смене «Моя Федерация» ВДЦ «Океан», где заняли призовые места в номинации «Лучший экскурсовод». Центр является координатором патриотической работы в школах и общественных объединениях района и работает в тесном сотрудничестве с районным Советом ветеранов, общественными объединениями района, районным музеем РОВД, военкоматом. По результатам работы центром совместно с РОО «Зеленый росток» выпущено много методической литературы по патриотическому воспитанию молодежи: информационные материалы: опыт работы по проекту «Память в наследство» в 2-х частях, буклет «Память в наследство», сборник «Общественные инициативы Смидовичского района», закладки и листовка по здоровому образу жизни. Активисты центра провели цикл мероприятий, посвященных 80-летию района и области: викторина для начального звена «Здесь все мое и я отсюда родом», КТД «Точка на карте» об истории возникновения поселков и сел района, в декабре 2014 года прошло открытое общешкольное мероприятие «День героя России», посвященное не только современным героям, но и прославленным князьям русских начала прошлого тысячелетия: Александру Невскому, Владимиру Красно Солнышко, Илье Муромцу. В школьном музее в настоящее время практикуется форма проведения экскурсий под названием «Живые фигуры». Ребята экскурсоводы одевают форму, например: железнодорожника, пионера, еврейского мальчика или русский народный костюм и проводят экскурсию на соответствующую тематику. Железнодорожник рассказывает о Транссибе и нашем поселке, истории образовании ст. Ин, Мальчик в кипе с ханукией рассказывает об истории образования области. А «Живые фигуры» потому, что экскурсоводы стоят неподвижно, пока к ним не подойдет очередь вести экскурсию. Эта форма работы очень интересна для посетителей музея, и особенно для учащихся, так как помогает перенестись в прошлое, более нагляднее
познакомиться с историей. Все виды деятельности РЦ «Патриот» способствуют воспитанию настоящего гражданина своей страны, помогают лучше запомнить исторические события. В настоящее время активисты центра реализуют очень интересный и долгосрочный проектом. Под руководстовом руководителя центра и музея Томашевич Татьяны Викторовны дети работают над созданием районного краеведческого музея. Первый Народный музей на Дальнем Востоке был создан Е.И.Кудишем в поселке Смидович. Но в 90-е годы он был утрачен. Идея возрождения музея нашла отклик у главы и администрации Смидовичского района и была поддержана Правительством области и региональным политсоветом партии «Единая Россия». В течение года велась работа по согласованию помещения, разработка дизайна будущих экспозиций, а главное разработка проектов муниципальных и областных для финансирования будущей работы. На данный момент полностью закончены экспозиции флоры и фауны, а также археологической покровской культуры нашего района. Сейчас ребята работают над завершением экспозиции «Гражданская война». Здесь помимо оригинальной информации, фотографий тех времён у нас ещё разработана и воплощается в жизнь скульптурная группа. Один персонаж из неё Павел Петрович Постышев уже готов и установлен на своё место. А буквально в феврале профессиональный художник из Биробиджана должен сделать ещё две фигуры Василия Константиновича Блюхера и Степан Михайлович Серышева. Это очень интересная и актуальная тема, поскольку Инский и Волочаевский бои, произошедшие в то время на территории нашего района, имели решающее значение в Гражданской войне на Дальнем Востоке. Есть в музее карта Смидовичского района с интерактивными элементами, «Смидовичский район - современный». Заканчивается работа по созданию экспозиции «Смидовичский район - шаги во времени».
Систематически для создания нового музея проводится большая поисковая работа с целью пополнения фонда музея различными экспонатами: фотографиями, дипломами, предметами быта прошлых лет, спортивной атрибутикой команды «Урожай», материалами по экономики и социальной сфере района. Собраны материалы о каждом населенном пункте района и его предприятиях, фермерских хозяйствах, учреждениях, командах, общественных организациях. Русский историк Владимир Ключевский сказал: «Изучая предков – узнаем самих себя». Я думаю, что мы все вместе делаем очень нужную и важную работу. Таким образом, можно считать, что патриотическое воспитание в Еврейской автономной области является приоритетным направлением деятельности образовательных организаций всех типов, реализуется через различные формы. Литература 1.Агапова, И. А.Патриотическое воспитание в школе : научно-популярная литература / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва : Айрис-пресс, 2002. - 224 с. : цв. ил. - (Внимание: дети!). 2.Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону : Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям 3.Жиренко, О. Е. Я - гражданин России!: классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы / О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Кисилёва. - Москва : Вако, 2008. - 160 с. - (Педагогика. Психология. Управление). 4.Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно- патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж : Учитель, 2005. - 205 с
5.Поваров, К. С. Миссия к детям : формы и методы работы с детьми и молодёжью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания / К. С. Поваров. - Москва : ИЭОПГКО, 2007. - 144 с. - (Обретенное поколение). 6.Социально-педагогический проект "Недаром помнит вся Россия" : методический материал. - Москва : Новое образование, 2011. – 119 с. - (Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей).