"Коммуникативный метод изучения иностранного языка"

Автор: Каримова Ольга Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО Дворец творчества детей и молодежи
Населённый пункт: город Нефтекамск, республика Башкортостан
Наименование материала: научно-методическая разработка
Тема: "Коммуникативный метод изучения иностранного языка"
Дата публикации: 15.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Выступление на занятии Школы Педагогического Мастерства

«Коммуникативный метод изучения иностранного

языка»
В наше время, когда миром правит технический прогресс и связанные с ним международные отношения, изучение
иностранных языков
стало неотъемлемой частью нашего образования и нашей жизни в целом. Потребность общества в
знании языков
, привило к возникновению различных по своей концепции, направлениям и результатам, школ. Из средств массовой информации, от знакомых мы узнаем о всевозможных
коммуникативных методиках

преподавания
иностранных языков. Если вы твердо решили выучить какой-либо язык, вам, прежде всего, понадобиться: желание, стремление в достижении результата и, конечно, терпение. Школу следует выбирать тщательно, заранее ознакомившись с ее методикой, с преподавательским составом, а также с перспективами, которые она перед вами открывает. У каждого репетитора, у каждой школы свои специфические приемы и программы по
изучению языков
. Как определить наиболее эффективную программу среди такого многообразия? На сегодняшний день, можно говорить о появлении новой
методики -

коммуникативной
, которая складывалась годами, и сейчас быстро завоевывает пальму первенства среди других методик –
интенсивной
и
традиционной
или как ее еще называют –
лексико-

переводной
.
Интенсивная методика
отличается напряженным изучением
иностранного языка
. Его главная задача – научить легко и быстро общаться. Первым делом вас обучают разговаривать, а уж потом писать. За небольшой промежуток времени вам предстоит выучить большое количество слов, не зазубривая слова и выражения, а с помощью ролевых игр и многим другим приемам. Этот метод учит грамотно выражать свою мысль, так, чтобы собеседник вас мог понять. Раскрепощенность – главное требование этого метода к ученикам.
Традиционный метод
применяется в высших учебных заведениях и школах по изучению
иностранных языков
. Этот метод знаком тем, кто учился даже в самой обычной школе. Изучение грамматических правил, применение их в предложениях, различных конструкциях, а затем закрепление: вам предстоит сделать множество упражнений на одно и тоже правило. Главное место в
лексико-переводном методе
занимает перевод с русского на иностранный. Это приводит к тому, что учащийся, говоря на иностранном языке, все равно думает на русском, инстинктивно делая перевод всех слов в уме. Традиционный способ позволяет хорошо выучить грамматику, научиться читать, писать, иметь богатый лексический запас. Чем же от этих устоявшихся методик отличается
коммуникативная
? На
самом деле, это в какой-то мере синтез тех двух способов обучения. Но несмотря на это,
коммуникативный метод
имеет свои новшества, свои особенности и преимущества. Это самый популярный метод. По его системе занимаются все иностранные школы за рубежом. Главное направление этого метода – общение. Поэтому на уроке обязательно присутствие представителя языковой группы, изучаемого языка. На занятиях ученикам позволяют применять свои языковые способности в реальных жизненных условиях. Благодаря таким возможностям учащиеся могут свободно выражать свои мысли на иностранном языке, используя соответствующие грамматические правила. Первый шаг к осваиванию языка – запоминание слов, выражений, а уже потом наложение имеющихся знаний на их грамматическую основу. В процессе обучения развиваются все языковые навыки. Вы научитесь устной и письменной речи, вы сможете на слух переводить иностранные тексты и хорошо читать. Студенты учатся говорить легко и свободно, а главное без ошибок. Во время занятий студенты, а тем более преподаватели не разговаривают на родном языке. Все объяснения происходят с помощью уже знакомых фраз и лексических конструкций, также для пояснения используется мимика, жесты, аудиозаписи, любой наглядный материал – видеоролики, картинки, фотографии. Важным моментом является то, что в процессе обучения учащиеся погружаются в культуру, географию, историю той страны, язык которой они изучают. Читая прессу этой страны, смотря ее телевидение, слушая ее музыку ученики с большим интересом относятся к
изучению языка.
Еще одним важным пунктом коммуникативного метода является работа студентов в парах. Преподаватель создает всевозможные ситуации, чтобы ученики могли пробовать себя в реальном общении. Такой вид работы позволяет студентам самостоятельно поправлять друг друга, находить ошибки в своей речи и в речи своего собеседника. Обсуждая различные темы и вопросы в группах, учащиеся могут помогать своим коллегам правильно выразить мысль, построить предложение так, чтобы было наиболее понятно. Неотъемлемой частью обучения считаются ролевые игры и драматизация. Это очень эффективно, особенно на первом этапе изучения языка. Между учениками разыгрываются всевозможные интересные ситуации, которые надо «разруливать». Разыгрываются различные представления, маленькие спектакли, сказки, обыгрываются повседневные жизненные ситуации, главная задача этих игр - разрабатывать говорящую речь. Сюжеты могут быть самые простые – поход в магазин, поездка на экскурсию, знакомство. Участники должны выпутаться из какой-либо сложной ситуации, используя лексику только иностранного языка. Проблемная ситуация может быть такая: вы заблудились в малознакомом городе и пытаетесь выяснить как добраться в гостиницу, адрес которой вы забыли или потеряли. На втором этапе
изучения иностранного языка
драматизация
сменяется более усложненным видом игры, тут уже подключается интеллект. Это командные на подобие хорошо известного нам «Брейн ринга». Такие тренировки позволяют студентам улучшить свой кругозор относительно той страны, язык которой изучается, а также проверить общий уровень знаний, смекалку, эрудицию, логику. Здесь важным моментом является само соревнование, желание выиграть. Это заставляет участников быстрее мыслить, причем на иностранном языке.
Коммуникативная методика
практикует и дискуссионные игры. Суть этих игр состоит в том, чтобы обсуждать и анализировать актуальные темы, волнующие студентов. Каждый студент высказывает свою точку зрения относительно того или иного вопроса. Преподаватель направляет учащихся, развивает тему, задает наводящие вопросы, высказывает свое мнение. Темы дискуссий очень разнообразные, могут обсуждаться как любимые фильмы и музыка так и проблемы экологии и безработицы, отношение к браку и к разводу и т.д. Эти дискуссии требуют непринужденной обстановки и помогают студентам без волнения
общаться на иностранном языке
. Такое простое общение снимает психологический страх и напряжение, учащиеся постепенно начинают грамотно и понятно выражать свои мысли. Вот такие главные особенности самой популярной
коммуникативной

системы обучения иностранным языкам
. Популярной эта методика стала благодаря своей эффективности. Вам не потребуется зазубривать правила и языковые формулы, вам просто нужно раскрепоститься и учиться
общению на иностранном языке
.
Коммуникативный

метод
создает для этого все условия. Сегодня без
знания иностранных языков
тяжело найти перспективную высокооплачиваемую работу,
знание языков
– это ваш шанс, шанс на достойную жизнь. А
коммуникативная

методика
открывает перед нами огромные возможности, которые обеспечат нам и нашим детям светлое будущее.