"Глаголы-исключения" 4 класс

Автор: Михайлова Октябрина Гаврильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Нюрбинская СОШ №1 им. Ст.Васильева
Населённый пункт: город Нюрба, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Глаголы-исключения" 4 класс
Дата публикации: 15.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема:
«Глаголы - исключения». 4 класс.
Тип урока:
освоение новых знаний
Форма организации учебной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения:
проблемно-поисковый
Оборудование: компьютерная презентация, дифференцированные индивидуальные карточки,
памятка – стихотворение, опорные таблицы признаков спряжения
Технологическая карта изучения темы «Глаголы-исключения»

Тема
Глаголы-исключения
Тип урока
Освоение новых знаний.
Цель
Создать условия для формирования УУД посредством проблемно-поискового метода
Задачи

Образовательные:
Формировать представление о глаголах – исключениях. Совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их личные окончания. Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;
Воспитывать
культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку.
Формировать УУД:

- Личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД:
умение определять и формулировать учебную задачу на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. -
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре. -
Познавательные УУД
: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат

Предметные:
Уметь находить глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний .
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Самоанализ урока русского языка в 4 классе.
Тема урока - «Глаголы-исключения». Учебник – Полякова А.В. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1. М. : Просвещение, 2011. Цель урока: Создать условия для формирования УУД посредством проблемно-поискового метода В классе 20 учащихся. Посетили урок – более 20 учителей начальных классов Нюрбинского района (педстаж – менее 5 лет). 1. Целью этапа актуализации знаний было развитие познавательных УУД через проверку знаний о глаголе, о личных окончаниях глагола и о спряжении; коммуникативных УУД через развитие устной и письменной речи. Я думаю, цель была достигнута – дети быстро определили часть речи, которая объединяет все слова – это глагол, определили спряжения. 2. Для самостоятельного определения цели урока было дано проблемное задание – проспрягать данные глаголы и определить спряжение по окончаниям и по инфинитиву (среди глаголов был глагол-исключение «видеть». Из каждого ряда по 1 ученику вышли к доске, чтобы защитить работу. При этом возник спор – что «видеть» по суффиксу относится к 1 спряжению, а личным
окончаниям – ко 2 спряжению. Отсюда вышли к проблеме – не все глаголы подчиняются правиле определения спряжения по инфинитиву. Дальше сами определили цель урока, при этом затруднились при формулировке предложения. 3. На дальнейшем этапе сформированы такие УУД, при парной работе в карточках (найди глаголы, которые не подчиняются правилу): Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата. 4. При закреплении нового материала организовано парное и самостоятельное выполнение заданий на новый способ действия. Сформированы коммуникативные и регулятивные УУД. 5. На заключительном этапе урока организовано обсуждение трудностей возникших на уроке и определили, достигнута ли цель, которая была поставлена в начале урока. При построении урока пользовалась принципами: - научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности. На уроке проводилась работа: - по расширению словарного запаса; - по овладению умениями и навыками устной и письменной речи; - по орфографии; Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию.
Этапы урока

Формы и

виды

оценивания

Деятельность

учителя

УУД


1.

Организационный

момент (Мотивация

к учебной

деятельности)
Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; На слайде 1
На доске

мелом
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
1.Эмоциональный настрой.
- Здравствуйте, ребята! Давайте, познакомимся, меня зовут Октябрина Гаврильевна. И сегодня на этом уроке мы будем работать вместе. - Ребята, сегодня у нас присутствуют гости, посмотрите на них, поприветствуйте улыбкой. Мы стоим с вами на пороге новых открытий, поэтому пожелаю вам успеха на уроке, плодотворной и эффективной работы. 2. Настроимся на деловой лад
(
Ученики берутся за руки) Мы – умные! Мы - дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы – отлично учимся! Всё у нас получится! Откройте тетради,
запишите дату, классная работа
. (пятое декабря)
2.

Актуализация

знаний. Постановка

проблемы, задачи

урока.
Цель: -актуализировать знания по теме «Спряжение глагола»
На слайде 2

Слайд 3-4

Меняю

Жарю

Вижу
- Прочитайте слова, что это за слова? (это глаголы); - что вы знаете о глаголах? (действие, ?, по лицам, по числам);
-

признаки глагола

1. Г действие;

2. НФГ;

3. I и II спряжение.

Слайд 5 Слайд 6
-
Молодцы! Вот мы и повторили наши знания о глаголе. - посмотрите на следующий слайд: - что вы можете об этом сказать? (это личные окончания глаголов, 1 столбик — это признаки 1 спряжения, 2ой столбик – признаки 2 спряжения). - А что такое спряжение глагола? (Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам). -Молодцы! (вывесить на доске). - Давайте вернемся к нашим глаголам. Определите спряжение глаголов. Как вы это сделали? (по окончаниям 3 л, мн.ч.) Я вам предлагаю проспрягать эти глаголы. (работа в тетрадях). 1 ряд – первый глагол, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий глаголы.
- не забудьте обозначить окончания и проставить ударения.
Меняю Жарю Вижу Меняешь Жаришь Видишь Меняет Жарит Видит Меняем Жарим Видим
Познавательные

УУД:
классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
Коммуникативные

УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Разрыв Цель: создать проблемную ситуацию. Постановка учебной задачи.
3.

Первичное

закрепление.
Цель: Закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях. (закрыть слайд) Меняете Жарите Видите Меняют Жарят Видят - что вы можете сказать об их спряжениях? (1спр, 2спр, 2спр) - Теперь, посмотрите и скажите, что объединяет эти слова? Обратите внимание на окончания. (
безударные окончания
); - как еще определить спряжение глаголов с безударными окончаниями?
(алгоритм)
- давайте, вместе поставим глаголы в форму инфинитива.
Познавательные

УУД
: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

4.

Итог урока.
Слайд 7 Слайд 8 (дети на карточке, 1 ученик на доске с комментированием) Как ты это сделал? Меняют – 1 спр - менять – 1 спр – Е + Жарят – 2 спр - жарить – 2 спр – И + Видят – 2 спр -
видеть
– 1спр – Е - - Что вы заметили? (сравнение). Какая проблема возникла? (Мы сделали все по правилу, но оказывается, это слово «видеть» не подчиняется правилу). При спряжении у него пишется буква «И». Относится ко 2 спряжению.
Не все глаголы – инфинитивы

подчиняются правилу.
- Тогда, какую задачу мы поставим на сегодняшнем уроке? (узнаем глаголы, которые не подходят правилу, узнаем, как они называются). –
написать на доске
- Вот сегодня мы познакомимся с такими инфинитивами, которые не подходят правилу. (
раздать по парам карточки
с 3 глаголами, один из которых не подчиняется правилу. Ставьте глаголы в 3 лице множественного числа и найдите этот глагол) - самостоятельная работа.
-
спешить, читать,
смотреть.
-
слышать
, писать, сидеть. - носить, помогать,
ненавидеть.
- выполнить, учить,
терпеть.
- молчать,
обидеть,
шалить. высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные

УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Личностные УУД
: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательност ь в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Регулятивные

УУД:
удерживать цель деятельности до получения ее
Цель: Обобщить полученные знания и сделать выводы. д/з - скакать,
вертеть,
ждать. - висеть, красить,
зависеть
. - любить, строить,
дышать.
- рубить, спать,
гнать.
- лежать, реветь,
держать
. (по той же карточке)
ПЛАН – предварительно определить спряжение по инфинитиву,

проспрягать глаголы – посмотреть на личные окончания,

(можно обратиться за помощью) - указать спряжение, если есть,

выделить глаголы, которые не подчиняются правилу.

(слова записать в столбик на доске).
- почему вы выбрали эти слова? (они не подходят правилу и являются глаголами 2 спряжения) - как вы думаете, как эти глаголы называются? (версии детей). - Какой вывод можно сделать по итогам этой работы? (в русском языке есть глаголы, которые не подчиняются правилу определения спряжения по инфинитиву, они называются глаголы-исключения). - давайте, прочитаем правило. И запишем эти слова в тетрадки. Физминутка
Задание
: закончить строчку стихотворения одним из глаголов – исключений, подходящих по смыслу. Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать. Очень – очень хочется Через стёклышко ________________ Целый мир прекрасно ______________ , Всё плохое _______________ . результата
Регулятивные

УУД:
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»), планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Комм.УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Научиться боль ______________ Чтоб никто не мог ________________, Чтоб от сильных не _____________________, Чтобы слабым не ________________. Как же хочется всё _______________ . Птицу синюю в руках _______________ , Чистым воздухом _________________ , Не спешите мысли ______________ . Как прекрасно помечтать. Коллективная проверка выполнения задания. Кто красиво прочтёт, выразительно, с правильной интонацией? (если время останется, упр 156) (не всегда глаголы – исключения стоят в форме инфинитива). - Молодцы! - Теперь, давайте, вспомним, какую задачу мы поставили в начале урока? (познакомиться с глаголами, которые не подчиняются правилу, узнать, как они называются) - Что же нам надо сделать, чтобы впредь у нас не возникло проблем с этими глаголами? (запомнить эти глаголы)
Не забудьте во II спряженье

Включить глаголы-исключения:

Гнать, держать,

Смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,


Их на “е” спрягать нельзя.
- упр 158.
5.

Рефлексия учебной

деятельности на

уроке
Цели: -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Делают самооценку своей деятельности.
слайд

27(рефлексия

)
Организую рефлексию. Предлагаю оценить свою работу таким образом:
Сегодня я доволен работой…

Не совсем доволен…

Не доволен своей работой…
В чем у тебя возникли затруднения?
Личностные УУД:
способность к самооценке
Рег. УУД
: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.