Дидактические игры для младшей группы детского сада на тему: "Природа. Животные. Птицы. Цветы".
Автор: Юртайкина Татьяна Сергеевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №1 "Росинка"
Населённый пункт: г. Калтан, п. Малиновка, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дидактические игры для младшей группы детского сада на тему: "Природа. Животные. Птицы. Цветы".
Дидактические игры для младшей группы детского
сада на тему: «Природа. Животные. Птицы. Цветы».
Найди листочек.
Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать
названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и
эстетические чувства.
Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков
(клена, дуба, ясеня, березы), один букет у воспитателя.
Ход игры
Воспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем
показывает какой-то листочек, например кленовый и говорит: «Раз, два,
три - такой же листочек покажи!» Дети поднимают руки и показывают
кленовые листочки.
Отгадайте что в руке.
Цель: учить детей различать и называть овощи, фрукты по цвету,
форме; воспитывать интерес к природе.
Материал: овощи и фрукты.
Ход игры
Дети образуют круг, закладывая руки за спину. Воспитатель кладет в их
руки овощи и фрукты, затем показывает что-то из овощей или фруктов,
а дети должны определить на ощупь, какой овощ или фрукт лежит в
руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к воспитателю.
Деревья и их плоды.
Цель: учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную
память, внимание.
Материал: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен)
картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка).
Ход игры
Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их
плоды.
Назвать птицу.
Цель: учить детей узнавать и называть птиц;
развивать зрительную
память, мышление; воспитывать любовь к природе.
Материал: картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец,
синица).
Ход игры
Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать
их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками
показывают согласны они или нет.
Какого цветка не стало.
Цель: учить детей называть цветы «уголка природы» (традесканция,
фиалка, амазонская лилия, бегония) развивать зрительную память,
воспитывать желание заботиться о растениях.
Материал: цветы «уголка природы».
Ход игры
Воспитатель выставляет на стол растения из «уголка природы», дети
называют их. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прячет одно
растение.
Дети открывают глаза, они должны отгадать: какой цветка не стало,
назвать его.
Ухаживать за цветами.
Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка
природы»; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память,
внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях.
Материал: лейка; тряпка; палка для рыхления; пульверизатор и
ненужные для ухода вещи (игрушка, камень, книга и т.д.).
Ход игры
На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те
вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и
называют, что ими делают.
Магазин цветов.
Цель: закреплять названия и внешние признаки цветов, растущих в
«уголке природы»; учить описывать растения двумя-тремя
предложениями развивать связную речь, память.
Материал: растения «уголка природы».
Ход игры
Воспитатель «продавец» предлагает детям «купить» цветы, но «купить»
растения можно лишь тогда, когда будет назван и описан цветок.
Например: «Это фиалка, у нее круглые, небольшие, пушистые листья. Ее
цветы маленькие, красивые, нежные, фиолетового цвета».
Кто в лесу живет.
Цель: закреплять знания детей о диких животных; развивать память,
речь; воспитывать любовь к животным.
Материал: наборы игрушек: «Дикие животные» и «Домашние
животные».
Ход игры
Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных
только тех, которые живут в лесу.
Найти цветок.
Цель: закреплять умение детей находить и называть цветы «уголка
природы».
Материал: цветы «уголка природы».
Ход игры
Воспитатель предлагает детям найти цветок, который он называет. Дети
находят его, повторяют его название.
Волшебный мешочек.
Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать
зрительную память, внимание.
Материал: «волшебный мешочек», овощи.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного
мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не
глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.
Узнайте животное.
Цель: закреплять умение детей узнавать домашних животных по их
звукам; развивать фонематический слух, внимание.
Ход игры
Вариант 1
Воспитатель издает звуки животных, а дети их отгадывают.
Вариант 2
Воспитатель вызывает к себе ребенка, на ушко называет ему животное.
Ребенок издает звуки животного, а дети отгадывают.
Овощи и фрукты.
Цель: закреплять умение детей находить названные овощи или фрукты
развивать внимание, память.
Материал: муляжи овощей и фруктов.
Ход игры
На столе перед детьми на тарелочках лежат овощи и фрукты,
воспитатель поочередно вызывает детей и просит найти тот или иной
овощ или фрукт. Ребенок находит его. Дети знаками показывают,
согласны ли они с выбором или нет.
Назвать дерево.
Цель: учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке;
развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.
Материал: деревья на уличной площадке.
Ход игры
Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название
этого дерева.
Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три - к березе беги!
Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе.
Игра продолжается, пока дети не устанут.
С какого дерева листочек.
Цель: учить детей узнавать и называть листья с деревьев, развивать
зрительную память, внимание.
Материал: засушенные листочки с деревьев, колокольчик.
Ход игры
На коврике по кругу разложены листочки с деревьев. Дети бегают
вокруг листьев, пока звенит звонок. Как только звонок замолкает - дети
останавливаются и по очереди называют, с какого дерева листочек, у
которого они остановились.
Узнаете по описанию.
Цель: учить детей узнавать деревья и кусты по описанию; развивать
внимательность, память.
Ход игры
Воспитатель описывает деревья, кусты, а дети должны угадать дерево
или куст. Например: высокое, стройное; все его веточки направлены со
стволом вверх; летом с него летит пух и т.д..
Кто лишний.
Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять,
почему оно лишнее; развивать логическое мышление, внимательность.
Материал: картинки с дикими животными и одним домашним животным,
птичка, цветок, насекомое, наборное полотно.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям рассмотреть на наборном полотне
картинки, найти лишнее из ряда диких животных и объяснить, почему
тот или иной предмет лишний. Например: «Лишняя кошка, потому что
она - домашнее животное».
Кто как кричит.
Цель: закреплять умение детей издавать звуки птиц; развивать
внимательность воспитывать любовь к природе.
Материал: картинки с изображением вороны, синицы, воробья, дятла,
совы.
Ход игры
Воспитатель показывает детям поочередно карточки с птицами, дети их
озвучивают, а потом называют.
Какой птицы не стало.
Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать
зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность.
Материал: карточки с изображением птиц, наборное полотно.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям посмотреть на наборное полотно, назвать
всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны
угадать: кого спрятал воспитатель.
Название птицы.
Цель: продолжать учить детей узнавать и называть перелетных птиц;
развивать память, внимание; воспитывать любовь к птицам.
Материал: карточки с изображением птиц (ласточка, скворец, журавль).
Ход игры
Перед детьми на наборном полотне - птицы. Воспитатель предлагает
детям назвать птиц. Кто правильно называет птицу, тот получает фишку.
Данные дидактические игры в детском саду
можно применять
при проведении занятий по определенной тематике , а также включать в
учебно-воспитательный процесс для достижения определенных целей.