Напоминание

"Совершенствование психосоматических возможностей организма школьников средствами ФК"

Автор: Барскова Светлана Вениаминовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Дальнеконстантиновская СШ
Населённый пункт: р.п. Дальнее Константиново, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Совершенствование психосоматических возможностей организма школьников средствами ФК"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Барскова С.В., учитель физической культуры МБОУ Дальнеконстантиновская СШ, Нижегородская область, р.п. Дальнее Константиново Совершенствование психосоматических возможностей организма школьников средствами ФК Проблема совершенствования психосоматических возможностей детского организма является весьма актуальной. Несмотря на очевидную заинтересованность общества, состояние здоровья всего населения и детей в особенности давно вызывает тревогу и широко обсуждается на самых различных уровнях. Эксперты ВОЗ считают, что здоровье человека лишь на 7-10% зависит от системы здравоохранения, на 50-60% от образа жизни человека, на 15-20% от экологической обстановки и примерно на столько же – от наследственности. Образ жизни можно определить, как типичные и существенные в сложившихся социально – экономических условиях формы жизни – деятельности человека. Образ жизни – наиболее важный фактор, влияющий на здоровье. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Уникальное место среди многих факторов, характеризующих здоровый образ жизни, занимает физическая культура. Физическая культура в ее исконном, широком смысле, включая физические упражнения и закаливание, аутогенную тренировку и дыхательную гимнастику, массаж и использование природных факторов, полноценный сон и адекватное питание и, конечно, отказ от вредных привычек, в значительной степени действительно является основой ЗОЖ, его движущей силой. Повышение уровня здоровья и функционального состояния детей невозможно без широкого и всестороннего использования средств физической культуры, и спорта, в рамках организованных тренировочных занятий. «Двигательные действия являются мощными факторами, повышающими адаптационные возможности организма, расширяющими его функциональные, психосоматические резервы». Большое разнообразие средств физической культуры обеспечивает возможности разнопланового воздействия на растущий организм. Особое значение воздействия средств физической культуры для развивающегося организма определяется тем, что посильная двигательная активность является фактором физиологической биологической стимуляции, фактором совершенствования механизмов адаптации – существенным пусковым механизмом развития ребенка, включая эмоциональную и интеллектуальную сферы.
Состояние физического развития и двигательной подготовленности сочетается с высокими показателями умственной работоспособности подрастающего поколения и служат важными показателями социального благополучия. «Рост спортивных достижений возможен только на основе активных, постоянных поисков новых путей раскрытия всех потенциальных возможностей человека, касающихся как функционального состояния организма, так и задатков человека, как целостной личности». В настоящее время психологический компонент двигательной деятельности выходит на основное место, поэтому проблема подготовки юных спортсменов включает методы и приемы воспитания личностных качеств, в том числе и волевых. Регулярная двигательная активность в рамках организованного двигательного режима оказывает определяющее воздействие не только на формирование опорно – двигательного аппарата, двигательных качеств и навыков, выносливости и работоспособности, но и на формирование морально – волевых качеств. Актуальность проблемы управления формированием волевых качеств спортсменов заключается в том, что в современном воспитании учащихся, развитие волевых качеств играет одну из главных ролей в полноценном формировании взрослой личности и в достижении высоких спортивных результатов. Представляется актуальным поиск и разработка новых нетрадиционных методов и средств физической культуры, применение которых в работе по физическому воспитанию с детьми делает возможным максимальное совершенствование психосоматических возможностей организма. Большое разнообразие средств физической культуры обеспечивает возможности разнопланового воздействия на растущий организм. С целью совершенствования психосоматических возможностей наиболее целесообразным для занимающихся ОФП нам представляются занятия с применением нетрадиционных средств ФК. Этот выбор обусловлен как привлекательностью этого вида деятельности и легкостью создания мотивации для занимающихся, так и мощным физиологическим воздействием на организм. В процессе регулярной тренировки целенаправленно повышаются функциональные возможности основных систем жизнеобеспечения, а также общая работоспособность, совершенствуются волевые качества. Имеется достаточное основание утверждать, что успешное применение методического подхода в учебно – тренировочном процессе по ОФП, с использованием нетрадиционного методического подхода, способствует эффективному улучшению уровня физического развития, двигательной подготовленности, а также общей физической работоспособности. Наряду с этим, получены убедительные результаты, свидетельствующие о совершенствовании волевых качеств занимающихся. Занятия ОФП необходимо дополнять разнообразными формами двигательной активности, отдавая предпочтение нагрузкам циклического
характера. Оптимизация питания, уделение должного внимания закаливанию, способствует укреплению организма занимающихся, повышает их функциональные возможности, способность эффективно противостоять негативным факторам окружающей среды. Адекватная, комплексная методика ОФП содействует укреплению здоровья занимающихся, способствует их правильному развитию. Большие умственные, нервные нагрузки, не сочетающиеся с соответствующими физическими нагрузками, крайне неблагоприятно сказываются на состоянии здоровья подростков. Регулярные занятия ОФП повышают естественную сопротивляемость организма неблагоприятным влияниям окружающей среды, инфекциям. Научные наблюдения доказывают, что дети, регулярно занимающиеся физическими упражнениями с соблюдением правил личной гигиены, реже болеют, меньше утомляются на занятиях в школе и как следствие, у таких школьников в дальнейшем нет проблем с получением образования, карьерным ростом, удовлетворенностью результатами своей деятельности и в целом с успешностью жизни. Содействие улучшению здоровья подрастающего поколения, повышению уровня работоспособности как умственной, так и физической, совершенствование морально – волевой сферы подростков а процессе регулярных тренировок с применением комплексного методического подхода позволяет решать, как соматические так и психологические проблемы подростков.