Программа воспитательной работы "Мы вместе"

Автор: Константинова Инга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 3"
Населённый пункт: город Коряжма, Архангельская область
Наименование материала: программа воспитания
Тема: Программа воспитательной работы "Мы вместе"
Дата публикации: 15.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Коряжма Рассмотрено Руководитель ШМО ___________/Костина М.Н../ Протокол №_____ от «____» ___________2015 г. Согласовано Заместитель директора по ВР ___________/Петухова Н.А./ «____»____________2015г. Утверждено на заседании методического совета ___________/Берсенёва В.М../ № _______ от_________2015г. Воспитательная программа
« Мы вместе »




Автор программы :
Константинова

Инга
1

Александровна
г. Коряжма 2015 год Название программы «Мы вместе» Сроки реализации программы 2007-2011, 2011-1015, 2015-2019 учебные года Апробация программы Наименование учреждения -юридический адрес МОУ «СОШ № 3» г. Коряжмы Архангельская обл. Проспект Ленина, дом 8 Автор программы Константинова Инга Александровна, учитель начальных классов высшая квалификационная категория Вид программы Комплексная Участники программы Учащиеся, родители, учителя, специалисты школы, работники дополнительного образования 1. Конституция Российской Федерации; 2. Конвенция ООН «О правах ребенка»; 3. .Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 4. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования; 5. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России; 6. Указ президента от 01.06.2012г. №763 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017гг.»; 7. Стратегия развития системы образования Российской Федерации до 2020 г.; 8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; 9. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; 10. Федеральный Закон «Об ограничении курения табака» 11. Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; 12. Устав ОУ; 13. Правила внутреннего распорядка учащихся; 2
14. Положения: о работе классного руководителя, о методическом объединении классных руководителей, об общешкольном родительском комитете, о родительском комитете класса, об ученическом самоуправлении.

Программа воспитательной работы «Мы вместе» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации».

Программа воспитательной работы «Мы вместе», предназначена для обучающихся 1-4 классов средней общеобразовательной школы № 3 г.Коряжмы, рассчитана на 4 года. Программа открывает широкие возможности для разностороннего совершенствования обучающихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные оздоровительные, образо вательные и воспитательные задачи. Работа по ней оказывает большое влияние на развитие личности, на процесс обучения и воспитания учащихся, формирование их социальной активности, привитие бережного отношения к природе, чувства любви к Родине. У школьников, занимающихся по данной программе, формируются новые навыки получения знаний, возрастает ин терес к общественно-полезной работе, заметно растет их познавательная активность. «Все мы родом из детства», «И хорошее, и плохое человек получает в семье». Проработав в школе 28 лет, могу с полной уверенностью сказать, что на всём отрезке взросления ребенку нужны поддержка со стороны родителей, помощь в разрешении конфликтных ситуаций, стимулы к дальнейшему росту и успеху. Учитель в данной ситуации выступает связующим звеном. Он приобщает родителей к педагогическому процессу. Педагог организует воспитательный процесс совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решает сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, объединяя усилия для достижения более высоких результатов. От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к школе, к учёбе, в развитии их знаний и умений, успешном социальном положении. Чтобы этот процесс сделать целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным, была разработана программа «Мы - вместе». Программа дает большие возможности для самоутверждения младших школьников. 3


Данная программа прошла апробацию в средней общеобразовательной школе. Имеются два выпуска начальной школы. С целью прослеживания результатов программы, а также динамики развития познавательных, коммуникативных и эмо ционально-волевых способностей детей было проведено анкетирование родителей, которые занимались с деть ми по программе "Мы вместе». Результаты анкетирования показа ли, что все родители отмечают положительное влияние програм мы на развитие детей, а именно: дети становятся более общительными, ответственными, наблюдательными, приобщаются к чтению, много времени проводят в библиотеке. Также было от мечено, что данная программа помогает сплотить коллектив, внутри которого наблюдаются прекрасные дружеские взаимоотношения. Параллельно с родителями было про ведено анкетирование учителей, продолжающих воспитательную работу с детьми в старших классах. Учителями отмечено, что дети отличаются самостоятельностью, ответственно относятся к порученным делам, очень общитель ны, раскованы, умеют свободно рассуждать, артистичны. Те дети, которые наиболее увлечённо принимали участие в делах класса , составляют костяк класса. Основным результатом работы по программе "Мы вместе" можно считать тот факт, что те учащиеся, которые занимались по данной программе с 1 по 4 класс, перейдя в среднее звено, изъявляют настойчивое желание продолжить традицию класса проводить все мероприятия совместно с родителями. Таким образом, результаты работы показывают, что познавательная, трудовая и исследовательская деятельность учащихся, занимающихся по данной программе, формируется в органическом единстве, а также оказывает большое влияние на раз- витие личности, на процесс обучения и воспитания учащихся, формирование их социальной активности. Программа " Мы вместе", благодаря многообразию форм, содержания и методов работы, формирует у школьников новые навыки получения знаний, вырабатывает привычку выполнять свои обязанности, воспитыва ет интерес к общественно-полезной работе, способствует при обретению навыков самостоятельной исследовательской работы. заключается в том, что в процессе реализации программы создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье – это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания. Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года становится познание самого 4
себя, в собственном взгляде на окружающих. На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие». Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам. Четвёртый год посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
обеспечение тесной связи школы и семьи для создания

благоприятных условий разностороннего развития ребёнка, реализация

им индивидуального потенциала в условиях социума, способствующая

гармоничному развитию его личности.



1) Разъяснение и пропаганда прав детей, семьи, педагогов; формирование

ответственности семьи за духовное и физическое развитие личности.

2) Создание единой воспитывающей среды семьи и школы, организация

психолого-педагогического всеобуча родителей, изучение воспитательного

потенциала семьи, приобщение родителей к целенаправленному учебно-

воспитательному процессу.

3) Пропаганда здорового образа жизни, семейных ценностей, использование

положительного потенциала семьи, опыта семейного воспитания.
Педагогическую целесообразность Программы определяют


Принцип открытости –
все ребята планируют жизнь в классе совместно со мной, вносят свои коррективы и предложения с учетом своих интересов.
Принцип деятельности –
ребята моего класса переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе и в классе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешными в глазах сверстников, меня и своих родителей.
Принцип свободы участия –
предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, я учитываю их мнение и желание. Я даю им возможность выбора задания с учетом их интересов.
Принцип обратной связи –
каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Я обязательно обсуждаю с детьми, что получилось, что не получилось в мероприятии.
Принцип сотворчества –
в этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Своим детям я предоставляю право самим выбирать партнеров по делу, помогаю в организации сотрудничества детей друг с другом.
Принцип успешности –
и взрослому, и ребенку необходимо быть успешным, значимым в коллективе. Степень успешности определяется его отношением к 5
окружающим его людям, окружающему миру. Необходимо видеть участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству оценивать её. Если ребенок будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен. Чтобы воспитать достойного члена детского коллектива, следует соблюдать основные подходы гуманистического воспитания:
Личностный подход –
признание личности ребенка высшей социальной ценностью, принятие его таким, какой он есть.
Деятельный подход –
ребенок живет реальной жизнью и ему нужна интересная, отвечающая его особенностям деятельность: игровая. Трудовая, творческая, досуговая .
Культорологический подход –
обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса.
Целостный подход –
воспитание и обучение являются равноправными и взаимными компонентами.
Комплексный подход –
предполагает воспитание и развитие каких-либо качеств личности в комплексе, а не по очереди. Нужно так организовать деятельность учащихся, чтобы он раскрывался со всех сторон и развивал все свои личностные качества. В воспитании не должно быть мелочей, оно должно способствовать социализации ребенка, овладению им общечеловеческими нормами нравственности, должно быть позитивным. Теоретические занятия:  беседы, рассказы, убеждения учителя;  слушание, наблюдения;  решение проблем, устные журналы;  обсуждение прочитанной литературы;  исследование (обучение установлению причинно-следственных связей). Практические занятия:  игры, конкурсы;  ролевые игры; соревнования;  экологические и фольклорные мероприятия  импровизированные сценки, спектакли;  дебаты; практикумы;  изготовление газеты;  тематические праздники и вечера  родительские собрания в различных формах;  тренинги;  опросы, анкетирование. Экскурсии: 6
 посещение библиотеки;  посещение выставочного зала, ДДТ, КДКЦ;  выездные поездки по малой Родине;  посещение краеведческого музея;  посещение исторических мест родного города.



сентябрь 2015г. – май 2019 г. (1 – 4 классы) 1 этап (1 класс)
« ПЕРВЫЕ ШАГИ»

(
Давайте, познакомимся)
Задача:
изучение потребностей, интересов и склонностей первоклассников, помощь в безболезненном адаптировании к школьной жизни. 2 этап (2- 3 класс)
«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»
( деятельность по сплочению классного коллектива)
Задача:
способствовать установлению более тесных контактов между учениками, учителем и родителями, формированию классного коллектива. 3 этап (4 класс)
«ЧТО МНЕ СНЕГ, ЧТО МНЕ ЗНОЙ, КОГДА МОИ ДРУЗЬЯ СО МНОЙ»

Задача:
развитие умения организовывать коллективно – творческое дело, воспитание самостоятельности.
Условия реализации:
-создание материально-технической базы; -организация внеклассных мероприятий; -создание творческих групп; -выступления классного коллектива на концертных площадках. -участие в конкурсах различного уровня, диспутах, играх, КВН, в рейдах, операциях, беседах, соревнованиях, творческих акциях, общешкольных мероприятиях; -анкетирование; -отзывы педагогической и родительской общественности.
Результативность реализации программы
При реализации программы “Мы вместе” мы получаем следующие результаты: к пятому классу у учащихся ведущими качествами личности выступают: гуманность, способность к сотрудничеству, трудолюбие, честность, самостоятельность, организованность, ответственность за родных, близких, друзей, вежливость, деликатность, исполнительность и инициатива; 7
-стремление к ведению здорового образа жизни; -бережливое отношение к природе; -знание русской национальной культуры и культуры родного края; -формирование главного жизненного принципа русского человека творить добро, любить людей и природу; -повышение уровня творческой активности. - высокий уровень сплоченности коллектива; - активное участие родителей в делах класса; -способность ученика соблюдать правила для учащихся, правила ЗОЖ; -повышение уровня культуры учащихся (культуры общения); -активизация интереса к творческим занятиям; -увеличение уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах, соревнованиях).
Предполагаемым результатом
данной воспитательной программы является постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе; осознание норм социального поведения; снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников; улучшение состояния здоровья детей; повышение мотивации к обучению; формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания
являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность
любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
В общении
педагога с детьми должны реализовываться следующие правила: -Умение выслушивать его до конца; -Не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно; -Открытость и доступность учащимся. Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности. - динамика развития творческих способностей учащихся, личностных качеств учащихся; -личностные достижения учащихся, выраженные в новых знаниях, умения, навыках; -участие в конкурсах и соревнованиях; 8
-динамика в развитии умения конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; - наличие законов, традиций класса; -наличие фото, видеоматериала; -продукты творческой деятельности (газеты, журналы, плакаты, сценарии); -удовлетворенность детей, родителей организацией работы учителя.
Направления воспитательной работы
9
« Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо

принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться

самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным

педагогом».
Ш.А.Амонашвили
Мы и мир

прекрасного
Задачи: формирование чувства прекрасного, эсте- тического вкуса, творческих способностей, создание условий для творческой самореализации обучающихся.


Мы и учёба
Задачи : создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; формирование интеллектуальной культуры учащихся; привлечение родителей в мир интеллектуальных игр.


Мы и семья
Задачи: организация и совместное проведение родительских собраний, досуга детей и родителей; создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно- воспитательного процесса.
Мы и семья
Задачи: организация и совместное проведение родительских собраний, досуга детей и родителей; создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно- воспитательного процесса.
Мы и здоровье
Задачи: пропаганда здорового образа жизни; формирование необходимых знаний, умений, навыков для совершенствования собственного здоровья.
Мы – патриоты
Задачи: формирование чувства патриотизма, гордости за свою Отчизну, свой край; развитие стремления к изучению своей страны; знакомство с символикой своей Родины.



Направление

« МЫ И СЕМЬЯ»

Цель:
формировать уважение к членам семьи; воспитывать семьянина, любящего свою семью.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение досуга детей родителей. 2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед. 3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей. 4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
 изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка;  сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми;  сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;  поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления

«Мы и семья»:
 семья,  уклад жизни и традиции семей,  родительский дом, родословная, 10
Мы и мир

прекрасного

Мы и учёба



Мы и семья

М

ы и здоровье

Мы – патриоты

 семейные корни,  авторитет отца и матери,  духовное общение в семье,  братья и сестры в семье и их взаимоотношения,  младшие и старшие дети,  традиции отношения к старшим в семье,  положение ребенка в семье.
Формы деятельности классного руководителя в направлении

«Мы и семья»:
 тематические классные часы;  праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек;  праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи);  походы выходного дня, экскурсии, викторины;  дни творчества, дни открытых дверей;  тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями;  читательские конференции по проблемам семьи.
1 класс
Название мероприятия Форма Ответственные Сроки проведения « Что значит быть первоклассником?» Беседа Учитель сентябрь « Трудности адаптации первоклассников» Родительское собрание Учитель октябрь « Праздник День рождения класса» Праздник Учитель, родители ноябрь «Режим дня школьника» Родительское собрание Учитель Соц. педагог декабрь « Мой папа- защитник» «Праздник мам» Фотовыставка Выставка рисунков Родительский комитет Учитель февраль, март
2класс
Название мероприятия Форма Ответственные Сроки проведения « Что значит быть хорошим сыном и дочерью?» Беседа Учитель сентябрь « Законы жизни семьи, Родительское Учитель октябрь 11
законы жизни класса» собрание « Праздник семьи» Праздник Учитель, родители ноябрь Каково на дому, таково и самому» Родительское собрание Учитель Соц. педагог декабрь « Мой папа- защитник Родины» « Милая мама моя» Фотовыставка Выставка рисунков Родительский комитет Учитель февраль март «8 Марта - мамин день» Праздник для мам Родители, учитель март « Поощрение и наказание в семье» Родительское собрание Учитель Психолог апрель « Только раз в году» Семейное празднование дней рождения Праздники чаепитие Родительский комитет Учитель В течение года «Прощание со 2 классом» Праздник Учитель, родители май Итоговое родительское собрание Собрание Учитель, психолог май


3 класс
Название мероприятия Форма проведения Ответственные Сроки проведения « Я помогаю вам - вы помогаете мне» Родительское собрание Учитель сентябрь «Режим дня школьника» Беседа Учитель сентябрь Посещение учащихся на дому Индивидуальная работа Учитель Родительский комитет В течение года День матери Праздник Учитель Родители ноябрь Профессии моих родителей Классный час Учащиеся Учитель декабрь « Хорошие дети у хороших родителей» Родительское собрание Учитель психолог ноябрь « Я и папа» Спортивные соревнования Родители Учитель физкультуры февраль « Мама, ты самая лучшая мама на свете» Праздник Учитель, родители март 12
« Роль семьи в формировании интереса к чтению» Собрание Учитель библиотекарь апрель Индивидуальные консультации с родителями Беседы, тренинги Учитель, психолог В течение года
4 класс
Название мероприятия Форма Ответственные Сроки проведения « Каким я вижу будущее своего ребенка?» Родительское собрание Учитель сентябрь Экскурсия в пожарную часть Экскурсия Учитель родители октябрь Семейная игра « Кто хочет стать миллионером? Игра Учитель, родители ноябрь «Мама, это для тебя» Выставка поделок Учащиеся, родители ноябрь «Только раз в году» Празднование дней рождения Родители Учитель В течение года «Переходный период» Родительское собрание Учитель Психолог декабрь «Об отце говорю с уважением» Конкурс сочинений Учитель Учащиеся февраль « Мамы и дочки» Конкурсное соревнование Учитель родители март Итоговое родительское собрание Учитель, психолог Кл. руководитель 5кл. май
Прогнозируемый результат:
повышение уважения ко всем членам семьи; создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
Оценка результата:
через анкетирование детей, родителей и через диагностику классного коллектива. 13

Направление

«МЫ – ПАТРИОТЫ»

Цель:
формирование чувства патриотизма, гордости за свою Отчизну, правового сознания и гражданской ответственности.


Задачи:
1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития. 2. Формирование у учащихся чувства патриотизма, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом. 3. Формирование гуманистического мировоззрения, гордости за свою Отчизну, правового сознания и гражданской ответственности.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:
- Сотрудничество с организациями в целях формирования гражданской ответственности, патриотического просвещения учащихся. - Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование патриотического воспитания. - Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Основные понятия направления:
- право, - закон, - права и обязанности, - правонарушения, - преступления, - ответственность, 14
Мы и мир

прекрасного

Мы и учёба



Мы и семья

М

ы и здоровье

Мы – патриоты

- долг, - честь, - достоинство, - личность, - правовые нормы, - совесть, - справедливость. - гордость за свою Родину.
Формы работы классного руководителя в направлении:
 тематические классные часы;  встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;  конкурсы, викторины по правовой тематике;  праздники, читательские конференции по праву;  посещение воинской части;  смотр строя и песни ;  экскурсии по родному краю.


1класс
Название мероприятия Форма проведения Ответственные Сроки «Я - гражданин России (знакомство с гимном, флагом, гербом страны)» Урок учитель сентябрь Правила дорожного движения Беседа Учитель Инспектор ДПС октябрь Фотографии моей Родины Фотоколлаж Учащиеся, родители ноябрь «Изучаем символику» Классный час Учитель Библиотекарь январь Конкурс плакатов « День Победы» Выставка Ученики Родители май « Россия- Родина моя» Урок Учитель сентябрь
2 -3 классы
«Конституция - основной закон нашего государства» Беседа Библиотекарь октябрь «Обычаи народов, живущих на севере России» Посещение библиотеки Учитель ноябрь « Если я стану президентом» Творческие Учащиеся декабрь 15
работы учитель январь Трудовой десант Акция Ученики учитель апрель май Песни военных лет Прослушивание Песен в записи Учитель, родители май «Я - гражданин России» Урок Учитель сентябрь
4 класс
«Коряжма – малая Родина» Выставка рисунков Учащиеся Родители октябрь Права несовершеннолетних Наши права и обязанности Лекция Инспектор по делам несовершеннолет них ноябрь «Герои земли русской» Ломоносов Классный час Ученики, учитель январь КВН для мальчиков «Защитники Родины» КВН Учитель февраль Просмотр кинофильма о войне Показ фильма Учитель май
Прогнозируемый результат:
повышение чувства ответственности за каждое порученное дело отдельной личности и в целом всего коллектива.


Оценка результата:
через диагностику классного коллектива. 16

Направление

«МЫ и ЗДОРОВЬЕ»

Цель
: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
 формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;  знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:
1. Сотрудничество с фельдшером школы, поликлиникой с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса. 2. Сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками в рамках обозначенной проблемы. 3. Сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания. 4. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом. 5. Формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия

в работе с классным коллективом:
17
Мы и мир

прекрасного

Мы и учёба



Мы и семья

М

ы и здоровье

Мы – патриоты

 психическое и физическое здоровье,  традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,  культура сохранения собственного здоровья,  ответственность за здоровье других людей,  гармония души и тела, режим дня и здоровье,  воля и её значение в сохранении здоровья,  самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Формы работы с классным коллективом в направлении:
 спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами;  марафоны, турниры;  встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;  походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;  спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;  беседы и дискуссии на различные темы: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны, моего города», «История видов спорта»;  тематические консультации для родителей;  обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме;  психолого-педагогические и тематические консультации по вопросам сохранения здоровья учащихся.
1 класс

Наименование мероприятия

Форма проведения

Ответственные

Сроки
« В гостях у Мойдодыра» Классный час Учитель октябрь Участие в спортивных соревнованиях, днях здоровья Общешкольные мероприятия Учащиеся Родители в течение года «Твой режим дня» Беседа Медработник школы ноябрь Внеклассные мероприятия по природоведению Игры, конкурсы КВН по плану « Лукошко грибника» Экологическая игра Учитель Родители март « Что? Где? Когда?» Викторина о пред-х личной гигиены Учитель Медработник апрель 18
«Друзья природы» Изготовление кормушек для птиц Викторина Кружок Учащиеся Родители в течение года Правила дорожного движения Беседы Учитель в течение года


2 - 3 классы
Участие в спортивных соревнованиях, Днях здоровья. Общешкольные мероприятия Учащиеся Родители по плану « Уроки Золушки» Классный час Учитель сентябрь « Как уберечься от гриппа? Зачем нужна прививка? » Беседа Медработник школы октябрь Экологическая викторина Викторина Учитель ноябрь Экскурсии по окружающему миру Экскурсии Учитель по программе « Пернатые друзья» КВН Учитель Родители апрель ОБЖ Беседы Учитель Родители в течение года
4 класс
Участи е общешкольных соревнованиях Общешкольные мероприятия Учащиеся Родители в течение года « Гигиена тела. Не только платье красит человека» Беседа Учитель сентябрь « Краски осени». Выставка поделок из природного материала Учащиеся Родители сентябрь- октябрь « Как сохранить зрение» Беседа Медработник школы ноябрь « Путешествие по природным зонам нашей Родины» Просмотр видеофильма Библиотекарь декабрь-январь Биологическая викторина Викторина Учитель февраль-март ОБЖ Беседы Учитель Родители в течение года
Прогнозируемый результат:
19
к концу 4 класса отдельные ученики и класс в целом должны понизить процент заболеваемости, свести к минимуму случаи проявления вредных привычек, показывать хорошие результаты в спортивных соревнованиях.
Оценка результата:
- анализ медицинских показаний; - результаты спортивных достижений.
Направление

« МЫ И УЧЁБА»

Цель
: оказание помощи ученикам в развитии способности рационально мыслить, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.
Задачи работы:
 определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;  создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;  формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;  привлечение родителей в мир интеллектуальных игр;
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:
1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса и организации коррекционной работы. 2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры умственного труда. 3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся. 20
Мы и мир

прекрасного

Мы и учёба



Мы и семья

М

ы и здоровье

Мы – патриоты

4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию интеллектуальных умений.
Основные понятия направления:
 умственное развитие,  способности,  уровни интеллектуального развития,  умственные способности,  фантазии в жизни человека,  способности к творчеству,  культура умственного труда.
Формы работы с классным коллективом в направлении:
 внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;  интеллектуальные игры внутри класса, среди школ города ;  интеллектуальные городские игры;  исследовательские конференции;  интеллектуальные марафоны, игры, КВН;  занятия в семейном интеллектуальном клубе «Умка».
1-3 классы
Мероприятие Форма проведения Ответственные Сроки Игры на развитие памяти, внимания, мышления Игры, тренинги Учитель, психолог В течение года «Учись учиться» Классный час Учитель Октябрь Проведение внеклассных мероприятий по предметам КВН, игры Учитель, ШМО В течение года Конференция младших школьников Исследование по теме учитель декабрь Совет профилактики беседа Социальный педагог В течение года «Старшеклассники у нас в гостях» Классный час, уроки Совет старшеклассников В течение года «Трудности адаптации первоклассников в школе» Родительское собрание Психолог, учитель ноябрь «Наказание и поощрение в семье» Родительское собрание -диспут Учитель, родительский комитет март Самоуправление в классе. Распределение обязанностей Выборы актива класса Учитель сентябрь Проведение внеклассных мероприятий по предметам Викторины, конкурсы, олимпиады Учитель, ШМО В течение года 21
Совет профилактики беседа Социальный педагог В течение года Пирамиды успеха Классный час Ученики Учитель Родители октябрь «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка» Родительское собрание Психолог, учитель сентябрь «Воображение и его роль в жизни ребенка» Родительское собрание Психолог, учитель март «Книги – наши друзья» Экскурсии в библиотеку Библиотекарь, учитель, родители В течение года Участие в общешкольных мероприятиях По плану Школа будущего Выставка рисунков Совет старше- классников апрель Конференция младших школьников Исследование по теме учитель декабрь Библиотеке нашу помощь Акция по ремонту учебников май «Старшеклассники у нас в гостях» Классный час, уроки Совет старше- классников В течение года «Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности» Беседа учитель сентябрь «Старшеклассники у нас в гостях» Классный час, уроки Совет старше- классников В течение года
4 класс
Проведение внеклассных мероприятий по предметам Викторины, конкурсы, игры,олимпиады ШМО В течение года Конференция младших школьников Исследование по теме учитель декабрь Интеллектуальные игры по предметам Компьютерная диагностика Учитель информатики В течение года Каким я хочу быть взрослым? беседа учитель декабрь Итоги четырех лет обучения. Родительское собрание Родители, учитель апрель 22
совместно с детьми
Прогнозируемый результат:
- повышение качества знаний на каждом этапе у конкретной личности и у класса в целом; - стойкий интерес к знаниям, уважение к учёным и научным достижениям.
Оценка результата:
через анкетирование детей, родителей и диагностику качества обучения.
Направление

«МЫ И МИР

ПРЕКРАСНОГО»

Цель:
развитие творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и интересов.
Задачи
: - Формирование у школьников чувства прекрасного, развитие эстетического вкуса. - Расширение общего и художественного кругозора учащихся.
Основные моменты деятельности классного руководителя в данном

направлении:
 развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях;  формирование у учащихся умения отстаивать свою позицию в ситуации выбора, формирование у школьников чувства прекрасного, развитие эстетического вкуса;  принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; 23
Мы и мир

прекрасного

Мы и учёба



Мы и семья

М

ы и здоровье

Мы – патриоты

 готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;  развитие творческих способностей учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и интересов, принятие ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;  трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
Основные понятия

направления
:  творческий выбор,  собственная позиция,  нравственное поведение,  нравственные ценности,  жизненные ценности,  самоактуализация и самореализация.
Формы работы с классным коллективом в направлении:
 тематические классные часы по нравственной тематике;  посещение детской библиотеки;  занятия в кружках дополнительного образования;  занятия в кружке «Очумелые ручки»;  организация циклов бесед «Уроки творчества»;  праздники, сюрпризы, конкурсы;  экскурсии, поездки, походы;  изучение нравственного наследия своей страны;  посещение театров, музеев, выставок;  театрализованные представления;  фестивали, презентации, танцевальные вечера. Класс Наименование мероприятий Форма проведения Ответственные Сроки
1

класс
Посещение детской библиотеки. Экскурсия Учитель библиотекарь По приглашению Посещение театрализованных представлений и цирка По приглашению Занятия в кружках по интересам Творческие часы Педагоги дополнительного образования В течение года Занятия в кружках дополнительного образования В течение года Экскурсии ( плановые, тематические) Экскурсия Родители В течение года 24

2,3

классы
Посещение детской библиотеки. Экскурсия Учитель библиотекарь По приглашению Посещение театрализованных представлений и цирка По приглашению Занятия в кружках по интересам Творческие часы Педагоги ДДТ В течение года Праздник пословиц и поговорок Классный час Учитель книголюбы октябрь Хорошая книга - твой друг на всю жизнь Беседа библиотекарь январь
4 класс
Посещение детской библиотеки. Экскурсия Учитель библиотекарь По приглашению Посещение театрализованных представлений и цирка По приглашению Занятия в кружках по интересам Творческие часы Педагоги ДДТ В течение года Экскурсии (плановые, тематические) Экскурсия Родители В течение года Инструменты русского народного оркестра Беседа Учитель музыки сентябрь Обычаи и традиции русского народа «Русская осень» Праздник осени Совет дела Сентябрь- ноябрь Святки. Классный час Библиотекарь учитель Декабрь февраль Пасха- главный христианский праздник. Беседа Выставка работ. Социальный педагог Апрель-май Итоги прошедшего учебного года – музыкальный праздник «Мы и наши таланты» Концерт Учитель, родители, учащиеся Май
Прогнозируемый результат:
к концу каждого класса и окончанию начальной школы (поэтапно) каждый ребёнок должен владеть нормами культуры общения со сверстниками и взрослыми и уметь отличать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Оценка результата:
через тестирование классного коллектива. 25

Ожидаемые результаты
Конечным результатом должно быть не только овладение детьми определёнными знаниями, но умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. В связи с этим, должны решиться такие вопросы, как сплочение классного коллектива, воспитание чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, развитие самостоятельности, дисциплинированности, ответственности, повышение интереса к учебным предметам.
Личностные качества
: У выпускника будут сформированы: · внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; · широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; · учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; · ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; · способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; · основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; · ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; 26
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, · развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; · установка на здоровый образ жизни; · основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения; · чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.


Регулятивные качества:
Выпускник научится: · принимать и сохранять учебную задачу; · учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; · планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; · учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; · оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; · адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; · различать способ и результат действия; · вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;




Познавательные качества:
Выпускник научится: 27
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; · осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; · сообщения в устной и письменной форме; · ориентироваться на разнообразие способов решения задач; · осуществлять синтез как составление целого из частей; · проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; · устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; · строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; · осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Коммуникативные качества:
Выпускник научится: · адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; · допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; · учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; · формулировать собственное мнение и позицию; · договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; 28
Определить эффективность воспитательной работы, уровень развития коллектива и отношений участников педагогического процесса, в педагогике и психологии можно с помощью методик и диагностик.
Диагностика нравственной воспитанности
Инструкция: «Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список из 10-ти желаний, выбрать из которых можно только пять» 1. Быть человеком, которого любят. 2. Иметь много денег. 3. Иметь самый современный компьютер. 4. Иметь верного друга. 5. Мне важно здоровье родителей. 6. Иметь возможность многими командовать. 7. Иметь много слуг и ими распоряжаться. 8. Иметь доброе сердце. 9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям. 10.Иметь то, чего у других никогда не будет. Интерпретация: Номера отрицательных ответов:№№2,3,6,7,10. Пять положительных ответов – высокий уровень. 4-е, 3-й – средний уровень. 2-а – ниже среднего уровня. – низкий уровень.
Диагностика этики поведения
29
Инструкция: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из них дописать сами». Тест:
Когда я вижу кого-то в нелепой ситуации, то я …
Если кто-то надо мной смеется, то я … Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я … Когда меня постоянно перебивают, то я … Когда мне хочется общаться с одноклассниками, я … Интерпретация: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствует равнодушие, агрессия, раздражение, легкомысленное отношение. Положительный результат – помощь, сочувствие.
Методика «Наши отношения»
Цель: выявление степени удовлетворенности учащихся жизнью детского коллектива. Инструкция: подчеркнуть № утверждения, которое совпадает с его мнением. 1. Наш класс очень дружный и сплоченный. 2. Наш класс дружный. 3. В нашем классе нет ссор, и конфликтным его назвать нельзя. 4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя. 5. Наш класс недружный. Часто возникают ссоры. 6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе. * * * Инструкция: подчеркнуть № утверждения, которое совпадает с его мнением. 1. В нашем классе принято помогать без напоминания. 2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям. 3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом попросит ученик. 4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда просит учитель. 5. В нашем классе не принято помогать друг другу. 6. В нашем классе отказываются помогать друг другу. Суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосфере в коллективе. Мнение конкретного ученика показывает, как он себя ощущает в системе этих отношений. 30
Формируемые личностные универсальные учебные действия Показатели результативности Методики 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Готовность и способность к саморазвитию Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, ориентация на понимание причин успеха, самоанализ и самоконтроль результатов 1-й уровень - ценностное и творческое отношение к учебному труду; 2-й уровень мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно-полезной и личностно-значимой деятельности. 3- уровень - первоначальный опыт самореализации в познавательной и творческой деятельности Тест-анкета выявления потенциала одарённост и (А. де Хана и Г. Кафа) Ян- варь Ян- варь Карта интересов для младших школьни- ков (А. И. Савенков) Ян- варь Ян- варь «Лесенка» Ок- тябрь Ок- тябрь Ок- тябрь Ап- рель Сформирован- ность мотивации к обучению и познанию Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно- познавательный интерес к новому Оценка уровня школьной мотивации ( Н.Г. Лусканова) Сен- тябрь Сен- тябрь Сен- тябрь Ап- рель 31
учебному материалу и способам решения новой задачи; 1 уровень: начальное представление о труде, о человеке труда, трудолюбии, творчестве; 2 уровень: осознание приоритета нравственных основ труда, творчества; 3 уровень: первоначальный опыт участия в различных видах трудовой деятельности А.А.Андре- ев «Удовлетво ренность учащихся школьной жизнью» Рейтинг участия Де- кабрь Май Де- кабрь Май Де- кабрь Май Де- кабрь Май Ценностно- смысловые установки Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира; чувство прекрасного и эстетические чувства, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, установка на здоровый образ жизни. 1 уровень: элементарные представления об эстетических и художественных ценностях культуры; о природе 2 уровень: первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдения эстетических объектов; 3 уровень: первоначальный опыт участия в различных видах эстетической ,экологической деятельности Н.Е. Щуркова «Размышля -ем жизненном опыте» Ап- рель Н. Петрова «Пословицы» Фев- раль Фев- раль Фев- раль Фев- раль Изучение уровня экологическ ой культуры (методика Жестовой Н.С.) Но- ябрь Май Но- ябрь Май Социальные компетенции; личностные качества Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, осмысление как собственных поступков, так и поступков окружающих людей 1 уровень: начальное представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения; 2 уровень: приобретение опыта, переживания, позитивного отношения к нравственным ценностям, моральным нормам; традициях нравственно- экологического отношения к природе; 3 уровень: сформированность нравственных качеств и поведенческих норм М.И. Рожков « Изучение социализи- рованности личности» Ап- рель Участие в конкурсах Май Май Май Май Сформирован- ность основ гражданской идентичности Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие. 1 уровень : начальное представление Уровень воспитан- ности (М.И.Ши- лова) Март Март Март Март 32
о правах и обязанностях человека, традициях семьи, народа; 2 уровень: формирование ценностного отношения к своему краю, Родине, семье; 3 уровень: опыт взаимодействия и реализации гражданско- патриотической позиции 1. Командные игры. сборник игр. -М.: Пед.общество «Россия», 2003. 2. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.- М.:ТЕРРА, 1996. 3. Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2004. 4. БушуеваЛ. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ классик, 2005. 5. Ганжина И.М. Словарь русских фамилий. - М.: Астрель: ACT, 2001. 6. Гиннес. Мировые рекорды 2007 / Пер. с англ. Н. Григорьевой, М. Фадеевой. - М: Астрель: ACT, 2006. 7. Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. - М.: Вена, 2001. 8. Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО- ПРЕСС, 2005. 9. Игрушки из бумаги. - СПб: Кристалл, 1997. 10. Ильин А.Л. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2005. 11.А.Л.Ильин М., Сегал Е . Рассказы о том, что тебя окружает. Книга вторая. Откуда приходят вещи. - М.: Детская литература, 1956. 12. Ликум А. Все обо всем. Энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994. 13. Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -М.: Мир безопасности, 1998. 14. Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав. ред.В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001. 15. Акимушкин И. Кто без крыльев летает. - М., 1992. 16. Брюсов В.Я. Стихотворения. - М., 1984. 17. День работой весел (пословицы и поговорки о труде). - М., 1986. 18. Дорошин М. Что за чудные машины. - Волгоград, 1972. 33
19. Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. - М., 1991. 20. Извекова Н.А., Сурьянинова Н.С. Мир вокруг. - М., 1978. 21. Кольцов А.В. Песня пахаря. -М., 1982. 22. Крутогоров Ю. Ваше имя? Робот. - М., 1979. 23. Майков А.Н. Стихотворения. - М., 1982. 24. Моя Родина (стихи, рассказы). - М., 1975. 25. Назарова Л.К. Спутник Букваря. - М., 1975. 26. Соболев А.И. Народные пословицы и поговорки. - ML, 1977. 27. Огарев Н.П. Страна моя родимая. -М., 1982. 28. Остров сказок (сказки народов СССР). - Волгоград, 1977. 29. Остров сказок (сказки народов мира). - Волгоград, 1978. 30. Сборник литературно-художественных и публицистических про - изведений «Парус». / Сост. В. Никитина. - М., 1983. 31. Сборник литературно-художественных и публицистических про - изведений «Парус». / Сост. Л.А. Белая. - М., 1985. 32. Сметанников В. Отгадай. - Волгоград, 1976. 33. Томилин А. Есть ли вода в Море Дождей. - М., 1984. 1. К.Фопель Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения).- М.,2000 2. Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996. 3. Л.Г.Федоренко.Секреты общения.-С-Пб.,2003. 4. Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону,2002. 5. Журнал «Начальная школа»,№6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1 6. Журнал «Классный руководитель»№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,1997, № 3. 7. 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. 8. Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / Авт.- сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2005. 9. Календарь школьных праздников / Авт.-сост. СИ. Лобачева, К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2006. 10.Книга рекордов Гиннеса 1993.-Москва-Лондон:Тройка, 1993. 11.Коган М.С. Игровая кладовая. - Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та, 2004. 12.Кузьмина МЛ День смешинок // Последний звонок. - 2006. - № 1. 13.Осипенко И.Л. «Классные» праздники, или как научить школь ника жить весело. - Ярославль, 2001. 14.Песнь любви. - М.: Молодая гвардия, 1972. - Т. 2. 15.Печень Н.А. Символы воинской славы. - М.: ВЛАДОС, 2004. 16.Пиз А. Язык жестов /Пер. с англ. Н.Е.Котляр.-М.: НПО «МОЭК»,1992. 17.Погорельский ЮМ. Сценарии детских музыкальных представлений. - СПб.: 34
Литера, 2004. 18.Подари себе праздник: энциклопедия. В 2 т. / Сост. НЛ. Вадченко, Н.В. Хаткина. - М.: Сталкер, 1998. 19.Помилио А. Большая книга изобретений / Пер. с итал. Ю. Гавриловой - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004. 20.Пруха К. Военизированные игры на местности / Пер. с чеш.СИ. Грачева. - М.: ДОСААФ, 1979. 21.Ромашкова ЕМ. Праздник 8 Марта: Модели праздничного до суга и сценарные материалы. - М.: Сфера, 2001. 22.Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. - М.: Мир безопасности, 1998. 23.Современная работа с родителями в начальной школе /Авт.-сост. О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. - М.: Март, 2004. 24.Федосюк Ю. Что означает Ваша фамилия? - М,:Детская литература, 1969. 25.ЧерёмошкинаЛ.В. Развитие внимания детей. - Ярославль: Ака демия развития, 1997. 35