"Эффективные направления сотрудничества педагогов с родителями"
Автор: Цалко Милана Алексеевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Детский сад №71 "Ягодка".
Населённый пункт: город Одинцово, Московская область
Наименование материала: Эссе воспитателя
Тема: "Эффективные направления сотрудничества педагогов с родителями"
ЭССЕ:
«Эффективные направления сотрудничества педагогов с
родителями»
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда
формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
В то же время это период, в течение которого ребенок находится в
полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов,
отличающийся личностно-ориентированным способом взаимодействия
участников.
Детский сад - первое воспитательное учреждение, с которым вступают в
контакт родители
детей и где начинается их педагогическое просвещение.
Современные условия деятельности
дошкольных образовательных
учреждений ставят взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест, так
как, от совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее
развитие ребенка.
На мой взгляд, основной целью взаимодействия педагогов с семьёй
является установление доверительных отношений с детьми и их родителями.
Свою работу по взаимодействию с родителями я веду по следующим
направлениям.
Первое направление – просвещение родителей, передача им
необходимой информации по тому или ному вопросу. Для решения вопросов
использую разные формы:
наглядно-информационные -
выпуск газет, паспорт здоровья,
листы-
памятки,
открытые занятия для родителей, мини-библиотека, информационные
стенды, дни открытых дверей, выставка пособий, библиотека игр и
упражнений и т.д.
познавательные -
практикумы,
индивидуальное и подгрупповое
консультирование, нетрадиционные родительские собрания, и т.д.
Второе направление – организация продуктивного общения всех
участников образовательного пространства, т.е. обмен мнениями, идеями,
чувствами.
С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые
вовлекли бы родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее
непосредственное общение взрослых с детьми: игротеки, выставки
выходного дня, театральная пятница, встречи с интересными людьми,
праздники, издание семейных газет, журналов, участие в проектах, ведение
домашних читательских дневников, и многое другое.
Для определения эффективности усилий, затраченных на
взаимодействие с родителями, сразу после проведения того или иного
мероприятия использую: опрос, книги отзывов, собеседование с детьми,
наблюдения, не менее важным для меня является и самоанализ.
Такое сотрудничество помогает родителям применять полученные
знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребенка таким,
какой он есть – во всех его проявлениях.
Хотелось бы отметить ещё один важный момент в работе с родителями.
Каждый человек, сделавший какую – либо работу, нуждается в
положительной оценке своего труда. Это актуально всегда и везде, поэтому
не следует забывать благодарить родителей. Я делаю это при любом удобном
случае, во время индивидуальных бесед, на родительских собраниях и с
помощью «дерева благодарности».
Доверительные отношения устанавливаются благодаря совместной
деятельности воспитателей, родителей и детей, так как любое мероприятие,
организованное и проводимое совместно с родителями, позволяет им увидеть
изнутри все сложности, с которыми приходится сталкиваться воспитателям, и
немного пересмотреть свой взгляд на нашу работу.
Сама проблема содружества педагога и семьи не нова. Но сегодня она
носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и
детям. Этому надо учиться…
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное
учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без
родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней
мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показывает, что в результате
применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала
более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в
процессе воспитания и образования своего ребёнка.
Таким образом, я считаю, что эффективность использования
современных форм в работе с родителями в детском саду зависит во многом
от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогами
дошкольного учреждения и родителями.