Напоминание

"Мотивация учения и активизация познавательной деятельности обучающихся, как фундамент повышения качества обучения."

Автор: Буй Татьяна Михайловна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ОГБОУ СПО АТпромИС
Населённый пункт: город Асино, Томская область
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Мотивация учения и активизация познавательной деятельности обучающихся, как фундамент повышения качества обучения."







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Мотивация учения и активизация познавательной деятельности обучающихся, как

фундамент повышения качества обучения.

Буй Татьяна Михайловна – преподаватель спецдисциплин

ОГБОУ СПО Асиновский техникум промышленной индустрии и сервиса
Образование должно воспитать успешную личность, способную занимать активную жизненную позицию, самостоятельно добиваться поставленных целей. Моя цель как педагога, заключается в том, чтобы научить студента быть успешным, то есть создать условия для творческой реализации, в которой проявилось бы стремление к самообразованию и самовоспитанию. Исходя из этого, основными задачами считаю:  вооружение студентов системой профессиональных знаний и навыков;  формирование нравственных качеств личности студентов, их взглядов и убеждений;  развитие у студентов познавательных способностей: речи, памяти, внимания, воображения;  подготовка студентов к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей. Исходя из этих задач, свою работу организую с использованием методов и приёмов обучения, которые раскрывают личность, её индивидуальные возможности и способности, повышают мотивацию к обучению, развивают стремление к самостоятельному поиску знаний по дисциплинам. В основе этой работы лежат технологии личностно- ориентированного обучения, в центре внимания, которых: личность студента. На занятиях студенты не только изучают теоретические основы своей профессиональной деятельности, но и на таком предмете как «Основы деловой культуры» происходит осмысление общечеловеческих ценностей, обогащение духовного мира, развитие эстетических чувств. Главную роль в процессе обучения занимает преподаватель. Успех этого процесса во многом зависит от личности педагога, уровня его компетентности в области знания профессии и педагогических способностей. Педагог должен в полном объёме использовать способности студента к учебному процессу, иметь своё собственное мнение по вопросам обучения, стремиться развивать свои умения и навыки в педагогической работе, одинаково хорошо относиться к своим студентам. Всегда стараюсь не заканчивать урок без положительного одобрения работы студентов. Ведь ничто так не укрепляет веру в себя как успех и собственные достижения. Известно, что деятельность это активность человека не столько по исполнению навязанных ему целей, сколько активность по образованию, порождению личностных смыслов и целей своего развития. Хочу поделиться применяемыми методиками на своих занятиях, а систематическое применение приводит к положительным результатам.
Методика

«6 на 6».
Шесть участников шесть минут обсуждают заданную преподавателем проблему. По истечении времени эта проблема обсуждается в общей дискуссии. Эта методика благоприятна для обмена опытом, мнениями, аргументами. Эффективна при подготовке и выборе решений проблемы. Достоинства: все участники имеют шанс высказать свою точку зрения. Высоких результатов из-за ограниченного времени может не быть, но психологически обмен мнениями на этапе дискуссии облегчен.
Методика «Интервью в парах».
Участники образуют пары. Преподаватель предлагает чётное число вопросов, которые партнёры должны по очереди задавать друг другу, а ответы записывать. В заключении студенты представляют ответы на общей дискуссии. Применяется при повторении пройденного материала. Можно использовать для
диагностики имеющихся знаний. Достоинства: помогает установить контакты, сводит минимуму боязнь публичного выступления.
Методика «Групповой турнир».
Имеет две фазы. В первой фазе участники получают информацию в гетерогенных по успеваемости группах. Во второй фазе идет проверка знаний посредством игры «Вопрос-ответ», в которой каждый участник пытается выиграть как можно больше карточек, за правильный ответ. Данную методику целесообразно проводить в конце учебного раздела, возможно, использование при подготовке к экзамену или повторении пройденного материала. Достоинства: игровой характер группового турнира предполагает интенсивное повторение пройденного материала, а работа в небольших группах позволяет преодолеть боязнь неудачи и восполнить пробелы в знаниях.
Метаплан-техника
. К элементам метаплана, имеющим определённый цвет, который непосредственно воздействует на ощущения, повышает внимание, относятся полоски, облако, прямоугольник, круг. За каждым элементом закрепляются определённые сущностные характеристики того или иного понятия, обобщения или вывода. Использую в лекциях, на семинарском занятии иногда для контроля знаний. Достоинства: активизирует внимание, позволяет чётче выделить ключевые понятия. При частом применении помогает выстраивать логические схемы изучаемого материала.
Мультимедиа-

технологии
. Эффективна для организации альтернативных классических форм проведения уроков, таких как: конференции, дискуссии. Мультимедиа- технологии эффективно использую при проведении бинарных уроков. Анализируя свой опыт, выделила следующие моменты: использование интерактивных презентаций, которые не только показывают исследуемый процесс, но и помогают управлять им, развивает интерес. Второе: привлечение студентов к созданию собственных презентаций по рассматриваемой теме, развивает навыки самостоятельного отбора информации, умение компактно представлять материал. Для меня в системе образования неразрывно связаны учебные занятия и внеурочная деятельность. Одним из наиболее продуктивных этапов внеурочной работы является подготовка студентов к участию в конкурсах и конференциях. Набор теоретических знаний и применение их на практике дают возможность развития. Студенты, которые имеют путь развития, отличаются высокой конкурентноспособностью в конкурсах различного уровня. Успех такой работы гарантирован, если:  соблюдать принцип от «простого к сложному». Иначе результат может привести к разочарованию и желание участвовать в конкурсах пропадёт.  использовать индивидуальный подход, т.е общение со студентом, чтобы «победить»его страх и вызвать доверие к конкурсам, семинарам, конференциям.  мотивировать студентов. Для этого есть много способов: публичное признание достоинств его работы, просьба оказать помощь другому студенту.  рефлексия (обсуждение результатов). Обсуждение работ среди студентов. Задача педагога найти такие слова, которые вселят уверенность и направят на дальнейшую работу. Одним из самых важных аспектов работы является то, что с учащимися нужно поделиться своими знаниями, умениями, навыками. Любой преподаватель занимает центральное место в процессе обучения и воспринимается студентами как проводник к профессиональным знаниям и успеху. Именно от преподавателя зависит эффективность учебного процесса, а это, в свою очередь, может быть достигнуто через мотивацию обучения. Следовательно, педагог должен обладать определённым набором качеств, чтобы найти собственный эффективный стиль преподавания своего предмета. Мотивация к обучению прежде всего появляется на занятиях спец.дисциплин и уроках производственного обучения . Современные технологии позволяют шире и ярче раскрыться личности, и следовательно, активизировать познавательную деятельность. Обучение должно быть целостным, тогда учебный процесс обретает доступность для всех студентов. Моя основная цель как педагога, как взрослого человека, направить внимание студента так, чтобы
получилось увлечение , сделать процесс обучения интересным. Применяя различные технологии на занятиях нужно учитывать здоровье сберегающий момент, т.е не допускать чрезмерную нервную нагрузку, поддерживать благоприятную моральную атмосферу на уроке. Способствовать этому может систематическая организация взаимодействия со студентами по таким направлениям как: 
Повышение учебной мотивации
: через применение системы поощрения; использование различных нетрадиционных форм работы (например, возможность выбора домашнего задания); повышения самооценки студента(например задание «Я- профессионал» в этом задании студенту предлагается перечислить свои достоинства как специалиста); 
Организация процесса обучения:
с учетом психологических особенностей студентов: смена видов деятельности в зависимости от утомляемости; реализация двигательной потребности(выполнение поручений преподавателя: раздать учебники, натуральные образцы к уроку и др.); выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук , в данном случае это используется, например, при проведении деловых игр, таких как «Аукцион», «Биржа» и другие); 
Развитие дефицитарных функций:
повышение уровня внимания(используя упражнения «Найди ошибку»; снижение импульсивности(например, вызвать к доске того, кто поднял руку последним). Такой подход к обучению оказывает помощь в раскрепощении, тем самым помогает в активизации познавательной деятельности, а это способствует повышению самооценки и реализации профессиональных качеств. Работу на уроках спец.дисциплин тогда можно считать результативной, когда студенты работают с предметами своей будущей профессии. Доказано, что наибольшая эффективность усвоения учебного материала и обучения в целом связана с тем, что студенты работают с товаром, а в данном случае с натуральными образцами. Отрадным является тот факт, что студенты предлагают свои услуги по оформлению кабинета. Рисуют плакаты взамен изношенных, и, создают новые. Сильна межпредметная связь при изучении спец.предметов . Желание студентов менять стенды, оформлять новые «уголки», выпускать газеты к праздникам, принимать участие в конкурсах по профессии говорит о том, что большинство студентов сделали свой выбор сознательно, придя учиться профессии «Продавец, контролёр-кассир». Цель сформировать у студентов понимание значимости своей будущей профессии, внедрятся через все спец.предметы, а это и есть часть фундамента повышения качества обучения. Один из этапов моей работы это внедрение в сознание студента «учись учиться» и «через профессию к предмету и снова к профессии» . Это может быть достигнуто через конкретную профессиональную ситуацию с изучением правил и законов, по которым живет наша профессия. Анализируя свою работу к концу первого семестра наблюдается повышение интереса к дисциплинам, а следовательно к профессии; растет качественная успеваемость. Поэтому некоторые из студентов стали проявлять интерес к чтению дополнительной литературы, стали чаще задавать вопросы во время занятий и после, касающиеся профессиональной деятельности. Мощным инструментом для мотивации и активизации познавательной деятельности студентов являются информационные технологии. Использование на занятиях компьютерных презентаций, видеороликов как источников информации значительно повышает импульс студентов к познанию дисциплин. Информационные технологии являются составной частью современного образования. Только всесторонний комплексный подход к занятиям дает свои положительные результаты. В конце каждого семестра обязательно провожу анкетирование и анализирую отношение студента к образовательному процессу, выясняю, есть ли проблемы. Отслеживаю успехи студента. Открытый принцип мониторинга служит весомым мотивационным фактором для большинства студентов. При такой системе работы, студенты становятся более инициативными, увереннее чувствуют себя в выбранной профессии, следовательно, есть все предпосылки стать успешным специалистом. Успешные выпускники создают имидж
успешности нашего техникума. Это создает условия для роста педагогов и значимости техникума как образовательного учреждения, а это жизненно необходимо. Итак, основными условиями для мотивации учения и познавательной деятельности студентов являются:  благоприятный психологический климат на занятиях и внеклассных мероприятиях;  различные формы аудиторной работы, с учетом особенностей будущей профессии и здоровьесбережения;  привлечение студентов к участию в конкурсах разного уровня;  стимулирование и поощрение за успехи в учёбе;  общение со студентами по выявлению возникающих трудностей, общение с родителями. В заключение хочу привести слова А. Дистервега «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить», если педагог сумел «научить учиться», значит, цель достигнута. Основные результаты применения разных методов и приемов в процессе обучения (анкетирование проводилось в конце 2014-2015учебного года) Вопросы На начало учебного года На конец учебного года 1.Считаете ли Вы МДК (Розничная торговля непродовольственными товарами) интересным? Да 21% Нет 79% Да 82% Нет 10% Не определился 8% 2.Как Вы считаете, пригодятся ли Вам знания по МДК в дальнейшей жизни? Да 21,5% Нет 65% Не знаю 13,5% Да 82% Нет 15% Не определился 3% 3.МДК (Розничная торговля непродовольственными товарами) – это для Вас… Положительные отзывы58% Отрицательные отзывы 42% Положительные отзывы 93% Отрицательные отзывы 7%