Автор: Калина Асия Хусяйновна Должность: воспитатель в детском саду
Учебное заведение: МБДОУ №7 СНЕЖИНКА
Населённый пункт: ГОРОД КАРАСУК НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
Наименование материала: Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе
Тема: "Весёлые пальчики"
Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой
младшей группе.
Тема: «Весёлые пальчики».
Маленький ребёнок … Как он познаёт окружающий мир ? Каждый
из нас был маленьким и уже , наверное ,забыл , как хотелось
потрогать всё новое ,прикоснуться ,облизать ,прикусить – то есть
изучить предмет со всех сторон. Формирование восприятия мира
и ,как следствие, развитие речи идёт через ощущения руки.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все
специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Мы
воспитатели первой младшей группы «Горошинка» в своём проекте
хотим уделить особое внимание развитию мелкой моторики.(слайд
1)
Ещё В.А. Сухомлинский писал , что « Истоки способностей и
дарований находятся на кончиках пальцев».
Цель проекта: создание условий для развития мелкой моторики и
координации движений пальцев рук.(слайд 2)
Задачи проекта .
1) Совершенствовать предметно – развивающую среду для
развития мелкой моторики;
2) Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего
возраста через использования разнообразных форм, методов и
приёмов.
3 )Развитие способности координированной работы рук со
зрительным восприятием;
4) Развивать эмоциональную отзывчивость;
5 )Развивать коммуникативные навыки.( слайд 3)
Актуальность проблемы:
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики
(гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной
чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия,
внимания, памяти, мышления и речи. Дети у которых лучше
развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг,
особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук
наделены большим количеством рецепторов, посылающих
импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у
ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу
будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развивается память,
внимание, а так же словарный запас вашего малыша.
Мелкая моторика рук – разнообразные движения пальчиками и
ладонями.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего
возраста обусловлена и возрастными психологическими и
физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем
дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и
функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности
в познании окружающего мира. Организуя разнообразную
деятельность детей с предметами, игрушками и природными
объектами ,важно активизировать у детей сенсорные основы
познания. Учить малышей использовать разные органы чувств для
получения информации об окружающем мире: зрение, слух,
обоняние, тактильные ощущения. (слайд 4)
Значение развития мелкой моторики .
1.
Повышает тонус коры головного мозга.
2.
Развивает речевые центры коры головного мозга.
3.
Стимулирует развитие речи ребёнка.
4.
Согласовывает работу понятийного и двигательного центров
речи.
5.
Способствует улучшению артикуляционной моторики.
6.
Развивает чувство ритма и координацию движений.
7.
Подготавливает руку к письму.
8.
Поднимает настроение ребёнка. (слайд 5)
Образовательные области ,затрагиваемые при развитии
мелкой моторики рук :
1.
Познание (сенсорика ,окруж.мир,конструирование.)
2.
Коммуникация (овладение средствами общения )
3.
Художественное творчество. (рисование, лепка,
аппликация.)
4.
Чтение художественной литературы. (стихи, потешки ,
сказки.)
5.
Труд (самообслуживание, поручение.)
6.
Музыка (игры на муз.инструментах.)
7.
Физическая культура. (массаж, пальчиковая гимнастика.)
8.
Безопасность(бережное отношение к своему здоровью,
гигиена.)
9.
Здоровье. (слайд 6)
Развитию мелкой моторики рук способствуют :
- игры и упражнения.
-пальчиковые игры.
-изобразительная деятельность.
- массаж рук. (слайд 7)
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно.
Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.
Задания должны приносить ребёнку радость, не допуская скуки и
переутомления. Чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему
овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру,
не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать
хвалить ребёнка.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
В.А.Сухомлинский говорил: «Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.»Главное назначение игр.
Развитие маленького человечка, коррекция того, что в нём
заложено и проявлено.Очень важно подобрать правильный
игровой материал. Который бы увлёк детей, заинтересовал их,
пробуждал интерес и желание играть. В своей группе мы не
стремимся покупать развивающие игры, стараемся сделать своими
руками. Сейчас подробнее представим, какие игры мы применяем
для развития мелкой моторики рук ребёнка. (слайд 8)
Пальчиковые игры с предметами и без предметов.
Детский фольклор даёт возможность уже на ранних этапах жизни
ребёнка приобщить к народной поэзии. Благодаря этому ещё долго
до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами
русского фольклора на материале детского фольклора у малышей
формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков –
русской народной культуры. (слайд 9)
Изобразительная деятельность.
Рисование – способствует развитию эмоциональной отзывчивости,
воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения,
самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия,
умению доводить работу до конца; формированию
изобразительных умений и навыков .Рисование способствует
развитию зрительно – двигательной координации,
совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук.
Лепка – развивает творчество, мелкую моторику рук,
пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и,
кроме того благотворно влияет на нервную систему. (слайд 10)
Массаж ладоней и пальчиков рук.
Оказывает тонизирующее действие на центральную нервную
систему, улучшает функции рецепторов.(слайд 11)
Игры с прищепками и пуговицами.
Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
Цель: научить ребёнка самостоятельно прищеплять прищепки.
Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять
прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ёжику,
дождик к тучке, травку к земле т д.)
Пуговицы – открывают массу возможностей для развития умения
сравнивать предметы по цвету, размеру. Развивают у детей
репродуктивное и творческое воображение, память, творческие
способности, зрительно – моторную координацию, глазомер, речь,
мелкие движения рук.(слайд 12)
Игры с игрушками вкладыши – способствуют развитию мелкой
моторики рук самостоятельности, внимания, цветового восприятия,
целостного восприятия предмета, логического и ассациативного
мышления ребёнка. Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и
вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким
занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также
знакомятся с различными геометрическими фигурками и
различными цветами.(слайд 13)
Шнуровки – развивают сенсомоторную координацию, мелкую
моторику рук;
-развивают пространственное ориентирование, способствуют
пониманию понятий «вверх», «вниз», «справа», «слева»;
- формируют навыки шнуровки ( шнурование, завязывание шнурка
на бант );
- способствует развитие речи;
- развивает творческие способности.
В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание,
происходит укрепление пальцев всей кисти руки (мелкая моторика,
а это , в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и
становление речи.(слайд 14)
Конструкторы и наборы строительных материалов – эта игрушки
способствуют интеллектуальному развитию детей, формированию
способностей техническому творчеству, развивают моторику рук,
создают в воображении ребёнка некие идеалы цветов и форм. Так
же вовлекают наглядно - образное мышление и память. (слайд 15)
Пирамидки – эта игрушка помогает развивать мелкую моторику,
логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и
размеров, а также цветов. (слайд 16)
Мозайка – способствует развитию мелкой моторики,
сообразительности и творческих способностей ребёнка.( слайд 17)
А так же Лабиринты, Развивающий коврик.
Цель развивающего коврика: реализация данных задач через все
виды деятельности, направленных на формирования в детях
творческого начала и личности ребёнка.
Задачи: - стимулировать процесс развития у детей;
-развивать тонкую моторику рук;
-развивать пространственное ориентирование способствовать
пониманию «вверх», «вниз», «справа», «слева»;
-способствовать развитию речи;
- развивать творческие способности у детей.(слайд 18)
Застегивание и расстегивание различных видов застёжек –
липучек, кнопок, пуговиц.
Работая с пуговицами, кнопками, липучками у детей развивается:
мышления, внимание, зрительное восприятие, воображение.
(слайд 19)
Выкладывание из счётных палочек.
Развивается мелкая моторика, математические и абстрактнее
понятия, изучение основных цветов и форм, первые слова и букву
выложенные из палочек, развитие фантазии и много – много всего
ещё. (слайд 20)
Игры с бумагой: разрывание, комкание, разглаживание.
Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все
материалы размещены на открытых полках, а сами материалы
привлекательные, яркие. При этом мы объясняем, показываем,
рассказываем для чего нужны данные пособия и игры, как их
использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь
принципами охраны жизни и здоровья.( слайд 21)
Работа с родителями.
Родителей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие
ребёнка в дошкольном возрасте. Большую роль в просвещении
родителей играет наглядная информация .В своей группе мы
оформили папку – передвижку, где они могут найти информацию о
развитии мелкой моторики рук.»Дидактические игры как средство
сенсорного развития детей раннего возраста.» Проводились
консультации с родителями «Влияние пальчиковой гимнастики» ,
«Сенсорные игрушки»).В связи с этим основная задача сенсорного
воспитания. Заключается в том, чтобы формировать у детей такие
умения, воспринимать и представлять предметы и явления,
которые способствовали бы совершенствованию процессов
рисования, конструирование, звукового анализа слов, труда в
природе и т.д.
Проявив фантазию и приложив усилия, затратив немного времени
и средств, можно своими руками сделать полезные игрушки для
своих детей. Такие как «Погремушка» и т.д .Так же родителям
открывали секреты, как сделать время провождения с ребёнком
полезным, познавательным, весёлым и практически бесплатным.
Всё это можно было прочитать в брошюрке для родителей .(слайд
22)
Вывод:
Важной частью работы по развитию мелкой моторики является
«пальчиковая гимнастика». Эти игры очень эмоциональны,
увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой
деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность
окружающего мира – предметы, животных, людей их деятельность,
явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют
движения взрослых, активизируя моторику рук. Тем самым
вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями,
концентрировать внимания на одном виде деятельности. Заданий
и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень
много .При желании, особенно, если подключить фантазию и
воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь
учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его
возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы
станут не сразу .Игры и упражнения, пальчиковые разминки,
проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают
детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно
заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей
конструктора, лепить из пластилина и глины и т.д. Таким образом
если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и
мышление ребёнка.Учитывая огромное значение развития мелкой
моторики у детей, задача воспитателей донести до родителей
важность данной проблемы. Работа по развитию мелкой моторики
должна проводиться в тесном контакте с родителям. Работая с
детьми, предлагая им игры и упражнения на развитие мелкой
моторики мы пришли к выводу: что вся дальнейшая жизнь ребёнка
потребует использования точных, координированных движений
кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать
и писать и т.д.В дальнейшем мы будем продолжать развивать
мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через
использование разнообразных форм ,методов и приёмов.(слайд
23)
Литература:
Бардышева Т.Ю. «Умелые пальчики». – М: ООО ТД Издательство
Мир книги, 2008.
Данилова.Л. Пальчиковые игры. Москва: Росмэн, 2008.
Журнал «Дошкольное воспитание» 2006.
Журнал «Дошкольное воспитание»2007.
Журнал «Старшего воспитателя» 2010.
Кольцова М.М: «Развитие моторики»
Навицкая О.П.Ум на коньчиках пальцев. Весёлые пальчиковые игры
.Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова»,2006.
Пальчиковые шаги. Упражнения на развития мелкой моторики
Е.А.Тимофеева, Е.И .Чернова.
Светлова И.: Развиваем мелкую моторику и координацию
движений рук .М. « Олма Пресс», 2001.
Строгонова.И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой
моторики руки ребёнка»( слайд 24)