"Весёлые пальчики"

Автор: Калина Асия Хусяйновна
Должность: воспитатель в детском саду
Учебное заведение: МБДОУ №7 СНЕЖИНКА
Населённый пункт: ГОРОД КАРАСУК НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ
Наименование материала: Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе
Тема: "Весёлые пальчики"
Дата публикации: 16.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе. Тема: «Весёлые пальчики». Маленький ребёнок … Как он познаёт окружающий мир ? Каждый из нас был маленьким и уже , наверное ,забыл , как хотелось потрогать всё новое ,прикоснуться ,облизать ,прикусить – то есть изучить предмет со всех сторон. Формирование восприятия мира и ,как следствие, развитие речи идёт через ощущения руки. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Мы воспитатели первой младшей группы «Горошинка» в своём проекте хотим уделить особое внимание развитию мелкой моторики.(слайд 1) Ещё В.А. Сухомлинский писал , что « Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев».
Цель проекта:
создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.(слайд 2)
Задачи проекта
. 1) Совершенствовать предметно – развивающую среду для развития мелкой моторики; 2) Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использования разнообразных форм, методов и приёмов. 3 )Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием; 4) Развивать эмоциональную отзывчивость; 5 )Развивать коммуникативные навыки.( слайд 3)

Актуальность проблемы:
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развивается память, внимание, а так же словарный запас вашего малыша. Мелкая моторика рук – разнообразные движения пальчиками и ладонями. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами ,важно активизировать у детей сенсорные основы познания. Учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. (слайд 4)

Значение развития мелкой моторики
. 1. Повышает тонус коры головного мозга. 2. Развивает речевые центры коры головного мозга. 3. Стимулирует развитие речи ребёнка. 4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи. 5. Способствует улучшению артикуляционной моторики. 6. Развивает чувство ритма и координацию движений. 7. Подготавливает руку к письму. 8. Поднимает настроение ребёнка. (слайд 5)
Образовательные области ,затрагиваемые при развитии

мелкой моторики рук :
1. Познание (сенсорика ,окруж.мир,конструирование.) 2. Коммуникация (овладение средствами общения ) 3. Художественное творчество. (рисование, лепка, аппликация.) 4. Чтение художественной литературы. (стихи, потешки , сказки.) 5. Труд (самообслуживание, поручение.) 6. Музыка (игры на муз.инструментах.) 7. Физическая культура. (массаж, пальчиковая гимнастика.) 8. Безопасность(бережное отношение к своему здоровью, гигиена.) 9. Здоровье. (слайд 6)
Развитию мелкой моторики рук способствуют
: - игры и упражнения. -пальчиковые игры. -изобразительная деятельность. - массаж рук. (слайд 7)
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, не допуская скуки и переутомления. Чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребёнка.
Игра
– ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В.А.Сухомлинский говорил: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.»Главное назначение игр. Развитие маленького человечка, коррекция того, что в нём заложено и проявлено.Очень важно подобрать правильный игровой материал. Который бы увлёк детей, заинтересовал их, пробуждал интерес и желание играть. В своей группе мы не стремимся покупать развивающие игры, стараемся сделать своими руками. Сейчас подробнее представим, какие игры мы применяем для развития мелкой моторики рук ребёнка. (слайд 8)
Пальчиковые игры с предметами и без предметов.
Детский фольклор даёт возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщить к народной поэзии. Благодаря этому ещё долго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры. (слайд 9)
Изобразительная деятельность.

Рисование
– способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков .Рисование способствует
развитию зрительно – двигательной координации, совершенствуется мелкая моторика кисти и пальцев рук.
Лепка
– развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того благотворно влияет на нервную систему. (слайд 10)
Массаж ладоней и пальчиков рук.
Оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов.(слайд 11)
Игры с прищепками и пуговицами.
Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
Цель:
научить ребёнка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ёжику, дождик к тучке, травку к земле т д.)
Пуговицы
– открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету, размеру. Развивают у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно – моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук.(слайд 12)
Игры с игрушками вкладыши
– способствуют развитию мелкой моторики рук самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассациативного мышления ребёнка. Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурками и различными цветами.(слайд 13)

Шнуровки
– развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; -развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверх», «вниз», «справа», «слева»; - формируют навыки шнуровки ( шнурование, завязывание шнурка на бант ); - способствует развитие речи; - развивает творческие способности. В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев всей кисти руки (мелкая моторика, а это , в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становление речи.(слайд 14)
Конструкторы и наборы строительных материалов
– эта игрушки способствуют интеллектуальному развитию детей, формированию способностей техническому творчеству, развивают моторику рук, создают в воображении ребёнка некие идеалы цветов и форм. Так же вовлекают наглядно - образное мышление и память. (слайд 15)
Пирамидки
– эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов. (слайд 16)
Мозайка
– способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.( слайд 17)
А так же Лабиринты, Развивающий коврик.

Цель развивающего коврика:
реализация данных задач через все виды деятельности, направленных на формирования в детях творческого начала и личности ребёнка.
Задачи:
- стимулировать процесс развития у детей;
-развивать тонкую моторику рук; -развивать пространственное ориентирование способствовать пониманию «вверх», «вниз», «справа», «слева»; -способствовать развитию речи; - развивать творческие способности у детей.(слайд 18)
Застегивание и расстегивание различных видов застёжек –

липучек, кнопок, пуговиц.
Работая с пуговицами, кнопками, липучками у детей развивается: мышления, внимание, зрительное восприятие, воображение. (слайд 19)
Выкладывание из счётных палочек.
Развивается мелкая моторика, математические и абстрактнее понятия, изучение основных цветов и форм, первые слова и букву выложенные из палочек, развитие фантазии и много – много всего ещё. (слайд 20)
Игры с бумагой:
разрывание, комкание, разглаживание. Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие. При этом мы объясняем, показываем, рассказываем для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья.( слайд 21)
Работа с родителями.
Родителей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте. Большую роль в просвещении родителей играет наглядная информация .В своей группе мы оформили папку – передвижку, где они могут найти информацию о
развитии мелкой моторики рук.»Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста.» Проводились консультации с родителями «Влияние пальчиковой гимнастики» , «Сенсорные игрушки»).В связи с этим основная задача сенсорного воспитания. Заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения, воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирование, звукового анализа слов, труда в природе и т.д. Проявив фантазию и приложив усилия, затратив немного времени и средств, можно своими руками сделать полезные игрушки для своих детей. Такие как «Погремушка» и т.д .Так же родителям открывали секреты, как сделать время провождения с ребёнком полезным, познавательным, весёлым и практически бесплатным. Всё это можно было прочитать в брошюрке для родителей .(слайд 22)
Вывод:
Важной частью работы по развитию мелкой моторики является «пальчиковая гимнастика». Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируя моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимания на одном виде деятельности. Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много .При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы
станут не сразу .Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из пластилина и глины и т.д. Таким образом если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка.Учитывая огромное значение развития мелкой моторики у детей, задача воспитателей донести до родителей важность данной проблемы. Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться в тесном контакте с родителям. Работая с детьми, предлагая им игры и упражнения на развитие мелкой моторики мы пришли к выводу: что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать и т.д.В дальнейшем мы будем продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм ,методов и приёмов.(слайд 23)
Литература:
Бардышева Т.Ю. «Умелые пальчики». – М: ООО ТД Издательство Мир книги, 2008. Данилова.Л. Пальчиковые игры. Москва: Росмэн, 2008. Журнал «Дошкольное воспитание» 2006. Журнал «Дошкольное воспитание»2007. Журнал «Старшего воспитателя» 2010. Кольцова М.М: «Развитие моторики» Навицкая О.П.Ум на коньчиках пальцев. Весёлые пальчиковые игры .Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова»,2006.
Пальчиковые шаги. Упражнения на развития мелкой моторики Е.А.Тимофеева, Е.И .Чернова. Светлова И.: Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук .М. « Олма Пресс», 2001. Строгонова.И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»( слайд 24)