Напоминание

"Исследовательский метод обучения на уроках физики"

Автор: Сабранская Галина Фудоровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Любино-Малоросская СОШ"
Населённый пункт: с. Любино-Малороссы Любинского района Омской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Исследовательский метод обучения на уроках физики"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Автор, учитель физики и математики, учитель физики и информатики МБОУ «Любино - Малоросская СОШ» Любинского муниципального района Омской области Адрес: 646178 Омская область Любинский район с. Любино-Малороссы, п/у Первомайский 4/2 Телефон: 89620319400 Электронный адрес: sabranskaya.galina@rambler За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины в том, что знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, что определяет необходимость овладения способами их обновления и пополнения. От того, как ученик сможет применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Оно будет проявляться не только в умении добывать и применять знания, но и в сформированных коммуникативных навыках, навыках самоконтроля и самооценивания, в степени развития творческих способностей. Результаты обучения зависят как от правильного определения целей и содержания образования, так и от способов достижения целей, иначе говоря, методов. Сущность исследовательского метода заключается в организации учителем поисковой, творческой деятельности учащихся для решения новых проблем и проблемных задач. Назначение данного метода - полноценное усвоение школьниками опыта творческой деятельности. Уже стало очевидным, что ограничение учебной деятельности участием школьников только в частичном решении творческих задач (как это имеет место в процессе использования эвристического метода обучения) не приводит к формированию умений исследовать и решать целостные проблемы. Целостная задача требует умений: анализировать условие ее в соответствии с вопросом задачи; преобразовывать основную проблему в ряд частных проблем; составлять план и этапы решения проблемы; формулировать гипотезу; проверять полученное решение теоретически и экспериментально. Поэтому именно исследовательский метод является основным методом обучения опыту творческой деятельности. С помощью исследовательского метода организуется творческое усвоение знаний, т.е. этот метод учит школьников применять известные им знания для решения проблемных задач и добывания новых знаний в результате такого решения. Кроме того, он обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску этих методов. Очевидно, что исследовательский метод является условием формирования интереса, потребности в самостоятельной, творческой деятельности у учащихся. Основным условием организации исследовательских заданий любого типа является прохождение учащимися всех или большинства этапов процесса исследования (с учетом требований посильности и доступности предлагаемых заданий). Целостное их решение и обеспечивает выполнение исследовательским методом его функций. Этими этапами являются: 1) наблюдение и изучение фактов и явлений; 2) выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблем); 3) выдвижение гипотез; 4) построение плана исследования; 5) осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого явления с другими; 6) формулирование решения, объяснения; 7) проверка решения; 8) практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний.
Исследовательский метод также как и другие продуктивные методы обучения (проблемного изложения, эвристический) способствует усвоению знаний и умений школьников на уровне их творческого применения. Он создаёт условия, когда ученик добывает субъективно новые знания в результате самостоятельной или частично с помощью учителя творческой деятельности. Использование исследовательской деятельности педагогами и обучающимися на уроках значительно активизировалось. В обществе растёт осознание того, что только человек, обладающий элементарными навыками научно – исследовательской работы, сможет их применять и развивать в различных областях деятельности. Школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, но она может и должна вооружить его методами познания, сформировать устойчивые навыки познавательной деятельности. Мой опыт работы учителем физики даёт уверенность в том, что это позволит не только повысить качество образовательной деятельности ученика, но и сформировать его активную самостоятельную позицию в дальнейшем учении. Ведущим направлением в преподавании физики для меня остается отбор оптимальных способов, средств и технологий обучения. Из нетрадиционных форм проведения занятий чаще всего применяю уроки - исследования. При изучении материала использую элементы исследовательской деятельности, ставя перед учащимися познавательную задачу, проблему, которая выводит ученика за пределы имеющихся у него знаний. При этом в проблеме есть что - то неизвестное, требующее поиска, мыслительной деятельности, творчества. Чтобы включить познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы исследовательского характера, она должна содержать что - то уже известное ученику, задавать отправные данные для размышления, для творческого поиска. Традиционно отмечаю, что при организации со всем классом исследований на уроках, формируется группа ребят, которые осознают необходимость продолжения исследовательской деятельности самостоятельно по интересующим их темам. Таких ребят я обучаю навыкам исследовательской деятельности и во внеурочное время. Начиная от выбора конкретной темы исследования, ребята подходят к ее реализации. Затем следует обучение подготовке к выступлению на школьных и муниципальных конференциях, подготовка презентации проекта, выступление и рефлексия. Темы работ определяются интересами учащихся, они самые разнообразные, иногда связаны с изучаемым на уроках материалом. (« Расчёт коэффициента полезного действия газовой мини котельной села“ , « Проект повышения эффективности электропотребления в школе», «Экологические проблемы использования автомобильного транспорта”, “Термометры. Температура”, “Выяснение условий плавания тел»”, “Практическое применение ультразвука и инфразвука”), а иногда - с тем, что интересует ребят в данный момент ( “Физические основы прыжков с парашютом”, «Влияние сотовой связи на организм человека» и др.). Использование исследовательского метода начинается с самых первых уроков изучения физики при знакомстве с физическими явлениями и физическими величинами, с основными методами физики. Исследовательский метод обучения, этапы которого позволят учащимся проводить сравнение, осмысливать цели наблюдений, выполнять правильные приемы измерений, позволил организовать деятельностное обучение физике. При этом широко используем алгоритмы, памятки по развитию общеучебных умений и навыков учащихся, создаём модели ( например, модели фонтана, колодца… . Используем систему межпредметных логико- аналитических задач, решение которых совершенствует конкретные операции и приемы мышления. Мышление - это универсальное учебное действие. Оно представляет собой некую последовательность задаваемых себе вопросов и ответов на них. Обучение мышлению – одно из актуальных требований к образованию. Выполнить эту задачу мне помогают методы, способствующие развитию навыка исследовательского подхода при обучении решению задач: метод ключевых задач и метод наводящих вопросов. Каждая задача рассматривается как определённая ситуация, проблема, которую необходимо разрешить. Чтобы выявить информацию, скрытую в условии
задачи, надо уметь размышлять. Стараюсь научить учеников использовать алгоритм размышлений при решении задач по физике: - Обязательное проведение анализа условия задачи. Необходимо сосредоточиться на ситуации, которую описывает условие задачи. Понять её. - Записать соотношения, справедливые для этой ситуации, используя как известные, так и неизвестные величины. Необходимо также использовать физические величины, которые в условие задачи не входят. - Получить уравнение (систему уравнений), где искомые величины надо рассматривать как неизвестные. - Решить данные уравнения. Проверить удовлетворяют ли найденные значения искомых величин условию решённой задачи. Метод наводящих вопросов является одним из видов исследовательского метода обучения, который представляет собой реализацию системно - деятельностного подхода к обучению, что соответствует требованиям ФГОС. Он позволяет на систематически подобранных примерах показать ход мыслей при решении задачи, выявить скрытый внутренний диалог человека при решении задачи. Также предоставляет возможность дифференцированного обучения. Вместе с учениками в ходе беседы через наводящие вопросы находим путь решения, готового решения нет. Каждый ученик подводится учителем до своего уровня. Более сильные ученики, догадавшись о том, как действовать дальше, работают самостоятельно. Остальным ученикам продолжаю оказывать помощь на их этапе работы. Это помогает проводить дифференцированное обучение и каждому ученику чувствовать себя успешным. Систему наводящих вопросов приходится продумывать заранее, учитывая следующие требования: 1. Обоснованность использования наводящих вопросов. Каждый вопрос должен предваряться небольшим обсуждением, подводящим к постановке именно его. 2. Наводящие вопросы к одной задаче должны по возможности образовывать «цепочку»: хорошо когда следующий вопрос рождается из ответа на предыдущий. 3. Наводящие вопросы должны усложняться постепенно. Ответы на первые вопросы должны быть по возможности очевидными даже для слабых и тем более для средних учеников. 4. После вопроса уместно давать указания на место в учебнике, где можно найти информацию, позволяющую ответить на этот вопрос. При этом мы ещё и учим учеников работать с учебником физики. Практические методы обучения - это решение задач (метод, играющий особую роль в обучении физике) и экспериментальные работы учащихся (лабораторные и фронтальные опыты, физический практикум, домашние эксперименты). В процессе использования этих методов у учащихся формируются умения по применению знаний в процессе решения задач и экспериментальные умения, такие, как умение производить измерения, определять цену деления и показания приборов, читать и собирать электрические схемы и т.д. Результаты такой работы становятся основным источником знаний и умений учащихся. Оглянувших вокруг, можно найти много тем и вопросов, требующих исследований. Характер заданий при исследовательском методе может быть самым разным: классные лабораторные работы и домашние практические задания; решение аналитических проблем; задания кратковременные и предполагающие необходимым определенный срок (неделю, месяц); групповые и индивидуальные проекты. Лабораторные работы, являющиеся неотъемлемой частью учебного процесса по физике, организуются, как правило, по инструкции в учебнике. В инструкциях учащимся даются точные указания о действиях с представленными приборами, о необходимости проведения тех или иных измерений. Ученики в этом случае занимаются фиксацией результата и выводами в форме умозаключения о результатах деятельности. Такие лабораторные работы необходимы на начальном
этапе обучения физике. Однако цели и задачи обучения в современной школе требуют приобщения учащихся к самостоятельному, творческому поиску. Поэтому более эффективными являются исследовательские лабораторные работы, в инструкциях к которым определяется только цель работы, а этапы исследования (план работы) школьники разрабатывают сами. (иногда можно, чтобы они сами определяли и подбирали необходимые для работы приборы и приспособления). Такие исследовательские лабораторные работы очень эффективны во время физического практикума. Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы – наблюдения и эксперименты, которые являются специфичной формой практики. Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность; развивают исследовательский подход к изучаемым технологическим процессам. Проектно-исследовательская технология (ПИТ) — система интегрированных процедур в образовательном процессе; технология, включающая в себя многие известные методы и способы активного обучения, как то: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы, анализ справочных и литературных источников, поисковый эксперимент, опытная работа, обобщение результатов, деловые и ролевые игры и др Наибольшую актуальность приобретает исследование объектов природы, напрчямую связанных с жизненным опытом учащегося. Совокупность этих условий обеспечивает наибольшую эффективность познавательного процесса. Исследовательский метод – основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Список литературы: 1. В. В. Гузеев. (Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006. 2.Лазарев В.С. Рекомендации по развитию исследовательских умений учащихся. – М., 2007. – с. 3-4. 3.Лакоценина Т. П., Алимова Е. Е., Оганезова Л. М. Современный урок. Часть 4: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007. 4.Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся (сборник статей). [researcher] 5. В.А. Саранин, Ю.В. Иванов. Экспериментальные исследовательские задания по физике. 7-11 классы. – М.: ВАКО, 2015.