"Из личного опыта работы по нравственному воспитанию школьников"

Автор: Шафикова Резида Галимьяновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ школа- интернат
Населённый пункт: Республика Башкортостан г.Белебей
Наименование материала: Статья
Тема: "Из личного опыта работы по нравственному воспитанию школьников"
Дата публикации: 16.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Школьное методическое объединение от 3.11.2015 г

Доклад на тему:
«Из личного опыта работы по нравственному воспитанию младших школьников» воспитателя Шафиковой Р.Г В 4в классе работаю 3 год, класс детей с задержкой психического здоровья. Его особенность в том, что вместе с ними училась работать в соответствии с новыми государственными стандартами. В рамках новых стандартов усилилась воспитательная составляющая образования. За многие годы сложилась система воспитательной работы, в которой значительное место занимало духовно-нравственное направление. В наши дни к проблеме духовно-нравственного воспитания должно быть повышенное внимание. Вследствие этого перед собой я поставила такую задачу, чтобы не просто воспитывать, а непременно правильно воспитать молодое поколение. Помимо приобретаемых знаний необходимо вложить в ребят ещё и духовно-нравственные ценности, которые пригодятся им на всём жизненном пути. Нужно воспитать так, чтобы они научились любить свою землю, быть терпимыми, толерантными, жить в мире и согласии с окружающими. Быть Патриотами своей Родины. В духовно - нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Необходимым условием формирования духовно - нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. В этом плане в классе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Хочется поделиться опытом проведения классного часа. Его тема — Беседа с элементами игры «Школьный этикет». Форму его проведения переняли у телевизионного клуба знатоков “Что? Где? Когда?”. Наш классный час проходил в форме викторины и назывался “Можно — нельзя?”. На классной доске помещен рисунок с изображением совы — символа мудрости. К нему прикреплены разноцветные листки бумаги, на обороте которых написаны правильные ответы на вопросы, а сами вопросы прикреплены вокруг совы в конвертах тех же цветов. Вопросы даны в форме ситуаций, на которые ребята, подумав, должны коллективно ответить.
Конвертов семь, расположены они в порядке радужного цвета — символа детской радости, счастья. Учащиеся садятся за столы небольшими группами, договариваются, кто будет капитаном команды. По очереди капитаны выходят к доске, берут один из конвертов и читают всему классу вопрос-ситуацию. Ребята коллективно находят ответ. Первыми высказывают свою точку зрения капитаны, а затем добавляют или поправляют остальные ребята. В конвертах содержатся задания такого типа: - Ира рассказывает Полине про свою, как она говорит, бывшую подругу Машу: “Ты знаешь, Поля, эта Маша такая неразговорчивая, никуда не ходит, ни с кем не общается – все учит свои уроки! Не буду я с ней дружить. Надоела она мне со своей учебой, завтра же от нее отсяду!” В этот момент Полина вспоминает: “Кстати, Ира! А ты подготовилась к завтрашней контрольной работе по математике?” Ира меняется в лице, ее лицо приобретает выражение Лисы Патрикеевны: “ Ой! Я совсем забыла… До завтра!” “Ты куда?” – спрашивает Полина девочку. “ Мне нужно позвонить Машеньке, она такая умничка. Спрошу, как идет подготовка к контрольной. Не с тобой же мне завтра садиться!” -Девочка жалуется маме возмущенно: “В классе мальчишка такой невежа, зовет меня: “Ритка”. “А как ты его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову”, – ответила Рита. Я ему просто кричу: Эй, ты!” После того как ребята выскажут свое мнение, приведут свои примеры, я беру листочек, с ответом, который прикреплен к сове, и читаю “мнение” совы. В одном из конвертов было сразу три вопроса — это означало блицтурнир. В другом конверте была команда — провести музыкальную паузу, которую мы с удовольствием провели, исполняя песню «Улыбка». Такая форма проведения разнообразила наши традиционные классные часы и вызывала активность даже у пассивных ребят. Говоря о духовно- нравственном развитии и воспитании личности, нельзя забывать о семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения внутри семьи проецируются на отношения в обществе. "И хорошее, и плохое человек получает в семье"- эти слова знакомы каждому. Но несмотря на то, что семья является главной средой формирования личности, она не может создать условия для формирования всесторонне развитой, активной, творческой личности. Так и школа, с какими бы то ни было, талантливыми воспитателями, не может, изолированно от семьи, дать качественное развитие личности. Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией. Здесь предполагается повышение внимания к семье со стороны школы, за счёт изменения взаимоотношений между ними,
содержания и форм совместной работы. Возникает необходимость в новых подходах в организации работы с семьёй. Эффективность воспитания детей в семье в значительной степени зависит и от педагогической грамотности родителей. Родителям трудно обойтись без изучения психологического и физического развития их ребёнка, формирования мировоззрения подрастающего поколения, характера, личностных качеств. Поэтому, в моей работе значительное место отводится психолого- педагогическому просвещению родителей. На родительских собраниях не только подводятся итоги успеваемости и поведение детей, но и разбираются различные педагогические ситуации, проводятся психологические игры- тренинги, тестирование. В своей практике воспитательной работы я уделяю большое внимание приобщению детей и родителей к участию в совместных мероприятиях, на которых происходит формирование идеала крепкой , благополучной семьи. Традиционным стал праздник «День именинника», который проходит с приглашением родителей. Но семья это не только мама и ребёнок. Как правило, именно отец прививает навыки, требующие напряжения, волевых усилий, самоотверженности, воспитывает в детях чувство долга, выводит интересы ребёнка за порог собственного дома. Детям совершенно необходим зримый пример мужского поведения. Мужская требовательность тем и хороша, что в ней меньше педантизма, скучной назидательности. К сожалению, последнее время утрачивается роль отца как главы семейства. Одни уходят из семьи, другие ссылаются на занятость в работе. В результате чего папы остаются в стороне от воспитания своих детей. Теряется, конечно, в глазах детей и авторитет отца , он становится для детей только источником дохода. Много мероприятий проходит и вне школы. Это и походы в природу, экскурсии в районный краеведческий музей. Ежегодно дети участвуют в муниципальных(Рождественская выставка умельцев «Теплый дом»), республиканских(республиканский конкурс детского рисунка и плаката «Наших дедов славные победы») и всероссийских конкурсах изобразительного творчества(Всероссийский творческий конкурс «День Победы»), где занимают призовые места. И здесь родители тоже помогают с воплощением фантазий и выдумки в действительность. В конце учебного года я подводила итоги, было ли интересно жить ребятам в школе. Для этого предложила детям анкету. Первый вопрос был такой: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год. На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” дети написали, что они научились любить Родину, свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.
Все эти годы я наблюдала, как дети ведут себя во время общих дел, каких- либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют договариваться, ссорятся в основном из-за недостатка коммуникативных умений. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше. Изучение народной культуры способствует развитию личности ребёнка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, формирует навыки межличностного общения, помогает мне, вести работу по сплочению классного коллектива,вовлекать в воспитательный процесс родителей. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, праздниках. Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Дети могут пробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка. Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей народной культуры, является познавательная коллективная деятельность. Рассказы о празднике Курбан- байрам, Ураза- байрам, Пасхе, народном календаре, изобразительном прикладном искусстве, как части народной культуры, Проводы зимы, Святках – главном зимнем празднике, Рождестве, Крещении, Масленице, русской избе, русском, башкирском, татарском и др.народном костюме, головных уборах, семье, рождении ребёнка, семейных традициях, и др. сопровождаются видеороликами и презентациями. Частью духовного воспитания является патриотическое воспитание, целью которого является воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, Республике Башкортостан, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству. Воспитание гражданина страны является одним из главных условий национального возрождения. В этом плане в классе проводится с детьми немало мероприятий. Наиболее яркие из них: уроки Памяти, конкурсы рисунков «Война глазами детей» и многие другие. И закончить свой доклад я хотела бы словами старца Никона Беляева. Он пишет: “Состояние духовного человека – это, когда душа восходит на высоты Духа, любовь неизреченная и радость неизреченная присутствуют в человеке независимо оттого, где он находится, в каких условиях. Так вот,
когда идет речь о духовно-нравственном воспитании, нужно чтобы у человека была душа здоровая . В таком состоянии можно обучать и всему остальному».