"Технология проблемного обучения как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках немецкого языка"

Автор: Смецкая Марина Викторовна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: ГБОУ "Шебекинская гимназия - интернат"
Населённый пункт: город Шебекино, Белгородская область
Наименование материала: Методическая разработка мастер-класса
Тема: "Технология проблемного обучения как средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках немецкого языка"
Дата публикации: 16.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема «Технология проблемного обучения как средство формирования

ключевых компетенций обучающихся на уроках немецкого языка»

Мастер – класс

Автор Смецкая Марина Викторовна

Учитель немецкого языка

ГБОУ «Шебекинская гимназия – интернат»

«Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее,

если им дают возможность самостоятельно

исследовать основы изучаемого материала».

Питер Клай

1. Презентация педагогического опыта и системы уроков.
Конструирование процесса обучения немецкому языку требует использования новых технологий обучения, в частности технологии проблемного обучения. Если перед школой ставится задача развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным. У каждого учителя за годы преподавания предмета в одном и том же учреждении формируется методическая система, наиболее эффективная для этого учреждения, учитывающая специфику предмета Шебекинская гимназия-интернат – это инновационное образовательное учреждение с углубленным изучением гуманитарных предметов. Это обстоятельство определяет специфику условий, в которых формировалась представляемая методическая система:  разный уровень подготовки учащихся по предмету немецкий язык на момент их поступления в гимназию (с 7 по 11 класс);  занятость воспитанниц в системе дополнительного образования во второй половине дня; 1
 подготовка к урокам происходит в гимназии, где воспитанницы могут обращаться к литературному и справочному фонду библиотеки и использовать возможности информационных ресурсов сети интернет, что способствует продуктивной работе. При реализации методической системы я использую различные технологии, в том числе и элементы технологии проблемного обучения. Считаю, что использование элементов технологии
проблемного

обучения
на уроках иностранного языка позволяет учащимся вести самостоятельный поиск и исследование проблем, добывать знания и творчески применять. Результатом моей деятельности считаю следующее:  повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;  усвоение приёмов коммуникативного общения, умение смело высказывают своё мнение, защищать свою точку зрения. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей. Урок, построенный по технологии «проблемное обучение», имеет определённую структуру: 2

Структура проблемного урока
Цель урока Этапы урока Деятельность учащихся З Н А Н И Я I. Создание проблемной ситуации Формулирование вопроса: «Почему …?» II. Постановка учебной задачи Формулирование темы урока и его задачи III. Поиск решения Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез IV. Выражение решения Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование. V. Реализация продукта Представление продукта учителю и классу.
Структура проблемного урока
1.Организационный момент - включение детей в деятельность; - выделение содержательной области. 2. Актуализация знаний - воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания; - фиксирование затруднения в деятельности по известной норме. 3. Постановка учебной проблемы - определение затруднения, его место. - определение необходимости нового знания. 4. «Открытие» учащимися нового знания - выдвижение гипотезы; 3
- проверка гипотезы. 5. Первичное закрепление - внешнее оформление новых алгоритмов; - фиксирование уже оформленного знания. 6. Итог занятия - рефлексия деятельности на уроке; - самооценка учащимися собственной деятельности
2. Проведение имитационной игры.
Приведу пример, отрывок из урока в 11 классе «Жизнь без телевизора» по УМК Л.Н. Яковлевой «Мозаика». Цель урока: Создание условий для совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся с использованием элементов проблемного обучения. Задачи: Обучающие: 1. Совершенствовать лексические навыки по теме «Жизнь без телевизора возможна ли?» Развивающие: 1. Развивать навык чтения и восприятия на слух. 2. Развивать способности к логическому изложению содержания высказываний, к формированию выводов из прочитанного и услышанного. Воспитательные: 1. Воспитывать терпимое отношения к мнению других людей, умение работать в группах. Ход урока. 1.Организационный момент - включение детей в деятельность; - выделение содержательной области. Предлагается обучающимся высказать предположение, о чем будет идти речь на уроке, используя картинку. 4
Необходимо выслушать несколько вариантов и подвести к определению темы урока. « О роли телевидения в жизни человека» 2. Актуализация знаний - воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания; - фиксирование затруднения в деятельности по известной норме На этом этапе предлагаю разделиться на группы и определить все «за» и «против» телевидения. Результат работы группы зафиксировать на бумаге и озвучить. А насколько важную роль играет телевизор в жизни каждого из вас. Тут выясняется, что ТВ у современной молодежи занимает не первое место среди средств массовой информации, но молодые люди не могут от него отказаться. И возникает
проблемный вопрос:

«Так можно ли жить без телевизора?»
Жизнь без телевизора – едва ли возможна? 1. О чем может идти речь в тексте? 2. Что может являться причиной отказа от телевизора? 3. Можете ли вы представить жизнь без телевизора? Телевидение много и охотно ругают: плохое качество программ, пустые повторения, неловкие ток-шоу, бесконечные рекламные блоки, слишком много насилия. И, тем не менее, никто не хочет отказываться от телевизионного аппарата. Меньше, чем 1,5 млн. немцев решилось вести образ жизни без жизни телевидения по самым разным причинам. Немец 5
смотрит телевизор в среднем более 3 ч. каждый. проводят 10 лет своей жизни они перед аппаратом, вместо того, чтобы встречаться с друзьями, посвящать большее время семьи, следовать за хобби или читать хорошую книгу. Предложения более 35 каналов кажется слишком соблазнительным, чтобы отключаться, из-за страха пропустить что-то. Приблизительно 1,5 млн. немцев, которые исключили телевизор из своих 4 стен, образуют субкультуру "не смотрящих телевизор". То, что у них есть причины для этого, утверждает ученый Петер Зиккинг, который подразделяет" не смотрящих телевизор» на 3 категории: 1) люди, которые страдают хронически от недостатка времени, и 2) некогда находящиеся под угрозой страсти телевизионные трезвенники. В первой группе свободный от телевизора образ жизни ориентирован почти автоматически из недостатка времени. Они занимаются различными увлечениями и следуют многочисленным профессиональным и частным обязательствам. Они считают телевидение при этом бесполезной тратой времени. Третья группа отказывается от псевдодействительности: "Это не жизнь, это не действительность - это жизнь из вторых рук". Телевидение - это составная часть нашей жизни, и количество часов, которое мы проводим перед аппаратом, вовсе не ставится под вопрос. « Ты должен смотреть телевизор, по-другому нельзя», так утверждают любители посидеть перед мерцающим ящиком. Несколько более экзотичными кажутся нам люди, которые живут без телевизора. Активные "не смотрящие телевизор" рассматривают выигрыш времени в качестве самого большого преимущества. Но имеются еще следующие важные причины отказываться от телеэкранов. Так растущий дефицит общения у детей и растущая агрессивность, так же спад способности сконцентрироваться ставят в вину телевизионному потреблению. Виновен в этом "эффект МТВ" - быстро нарезанные серии фотоснимков и частое переключение. Пассивность и спад креативности - это последствие постоянного воздействия. Но устранением телевизора нельзя помочь детям. Нужно обучать ответственному обращению со средствами 6
информации. Для потребления информации считается девизом - "Меньше да лучше", все же, умеренное телевизионное потребление - это рациональная деятельность. 3. Постановка учебной проблемы - определение затруднения, его место. - определение необходимости нового знания. Предлагаю обучающимся ответить на предтекстовые воросы ( УМК Л.Н. Яковлевой «Мозаика». 11 класс, стр.36-37) Выбирается секретарь, который фиксирует предположения. 1. О чем может идти речь в тексте? 2. Что может являться причиной отказа от телевизора? 3. Можете ли вы представить жизнь без телевизора? 4. «Открытие» учащимися нового знания - выдвижение гипотезы: можно жить без телевизора./ нельзя жить без телевизора. - проверка гипотезы. Читать текст и выписать аргументы для подтверждения своего мнения. Можно или нет? После прочтения прошу вернуться к предтекстовым вопросам и сказать, подтвердились наши догадки. 5. Первичное закрепление - внешнее оформление новых алгоритмов; - фиксирование уже оформленного знания. Итак, какое решение нашей проблемы Вы можете предложить? На этом этапе обучающиеся высказывают своё мнение по проблеме
«Так

можно ли жить без телевизора?»
Вариант ответа: нельзя, но Нужно обучать ответственному обращению со средствами информации. Для потребления информации считается девизом - "Меньше да лучше", все же, умеренное телевизионное потребление - это рациональная деятельность. 7
6. Итог занятия - рефлексия деятельности на уроке; - самооценка учащимися собственной деятельности Создать кластер по проблеме Самооценку собственной деятельности обучающиеся могут сделать в таблице
III. Моделирование.
Я предлагаю смоделировать заполнение таблички в режиме технологии проблемного обучения вашему предмету.
Проблемная ситуация
в педагогике рассматривается как состояние умственного затруднения, вызванного объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной или практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.).
Проблемный вопрос
– это вопрос, на который у ученика нет заранее готового ответа, этот ответ ученик ищет самостоятельно. В отличие от обычного, проблемный вопрос не предполагает простого вспоминания и воспроизведения знаний.
IV. Рефлексия.
А сейчас я предлагаю вам оценить продуктивность занятия с помощью приема « Чемодан. Корзина. Мясорубка». «Чемодан» - это значит, что вы уносите эти знания и используете. Если «Корзина» - значит, туда помещают 8 Я сам Я в группе Я в коллективе
грусть, печаль и отрицательные эмоции. Если выбираете «Мясорубку» - значит, материал необходимо прокрутить снова. Я порошу вас выразить свое мнение, выбрав соответствующую вашему мнению картинку.
Список литературы:
1. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.- М., 1972. 2. Оконь В. Основы проблемного обучения. – М., 1968 . 9