"Условия формирования правильного произношения у дошкольников"
Автор: Игнатова Наталья Александровна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОЙ " Детский сад №81"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Условия формирования правильного произношения у дошкольников"
дошкольников»
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети
дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их
людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей
оказывают учитель-логопед и воспитатель.
Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием
излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться
всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией,
лексическим запасом, грамматическими формами).
Составляющие речевой системы:
Фонетико-фонематическая сторона
Словарь
Грамматический строй
Связная речь
Нормально говорящим считается ребёнок, усвоивший все основные речевые
компоненты
Фонетико-фонематическая сторона речи
Со стороны
фонетики (звукопроизношения и голоса) оцениваются
правильность произношения отдельных звуков речи; особенности голоса со
стороны его силы и голосовых модуляций; особенности темпа и ритма речи.
Со стороны фонематики оценивается способность к звукоразличению:
1.
различение фонем, сходных по звучанию и артикулированию,
правильность звуковой структуры слова (должное количество звуков и
должная их последовательность при построении слова);
2.
особенности морфологической структуры слова (разнообразие
используемых морфем, правильность из звукового состава);
3.
способность к определению места звука в слове, положения звуков по
отношению друг к другу, их последовательности в слове;
4.
способность к выделению отдельных слов в фразе, к определению места
расположения слов по отношению друг к другу.
Словарь
это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления,
действия и признаки окружающей действительности.
Различают словарь пассивный и активный.
Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка,
понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития,
социальной среды.
Под активным - часть словарного состава языка, которая свободно
употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком.
Грамматический строй
это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического
строя.
1.
Морфологическая система
– это умение владеть приемами
словоизменения и словообразования.
Словообразование - образование новых слов (дериватов) от однокорневых
слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение
между дериватом и его производящим словом.
Например: профессор >
профессорский, работа > работник.
Словоизменение – образование словоформ той же лексемы, имеющих
разные грамматические значения.
( Например:
склонение по падежам (рука-
руки-руке…), спряжение по лицам (иду-идёшь-идёт…), изменение по родам,
временам и другим грамматическим категориям).
2.
Синтаксическая система
— умение составлять предложения,
грамматически верно сочетать слова в предложении.
Связная речь
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность
мыслей.
В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить
воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи.
По
тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об
уровне его речевого развития.
Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или
литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка:
при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные
слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.
Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать
молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Условия формирования правильной речи
артикуляционные движения;
способы сочетаемости звуков;
ритмико-интонационное оформление слов, фраз;
Необходимо:
различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих
и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания
слов, для общения;
иметь достаточный словарный запас;
уметь выстраивать своё высказывание по грамматическим правилам
родного языка;
уметь составлять связное высказывание.
Формирование правильного произношения у детей
- это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи,
воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью
окружающих и собственной (у многих детей этот процесс задерживается).
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают.
Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокорекции
звукопроизношения.
Звукопроизношение
процесс образования речевых звуков, осуществляемый
энергетическим
(дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным
(звукообразовательным)
отделами речевого аппарата при регуляции со
стороны центральной нервной системы.
В основу работы по формированию звукопроизношения должна быть
положена последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка.
Последовательно отрабатывая четкое произношение всех гласных и
согласных звуков, добиваются постепенного усвоения ребенком
фонематической системы языка.
Звук
- единица звучащей речи
Фоне́
ма (др.-гр. φώνημα — «звук») — минимальная единица звукового строя языка.
Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения,
но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и
слов):
- при замене одной фонемы на другую получится другое слово (<д>ом — <т>ом);
- при изменении порядка следования фонем также получится другое слово (<сон> —
<нос>);
- при удалении фонемы также получится другое слово (т<р>он — тон).
Разнообразие звуков речи
Артикуляторные (разница в образовании)
Акустические (разница в звучании)
Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией
различительных признаков, как артикуляционных, так и акустических.
Гласные (нет преграды в ротовой полости)
Согласные (наличие преграды)
Гласные звуки
По артикуляторным характеристикам:
Участие передней части языка (и э)
Участие средней части языка (а ы)
Участие задней части язык (о у)
По степени подъема спинки языка
Гласные переднего ряда (и э)
Гласные среднего ряда (а ы)
Гласные заднего ряда (о у)
По акустическим признакам:
Тональные звуки - образующиеся голосом при почти полном отсутствии
шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: а, э, и, о, у, ы.
Согласные звуки
Группы
По способу образования
отражает характер преграды, т.е. в форме чего она образуется: смычка
органов артикуляции, щель между ними и др.
По месту образования
определяется подвижными органами артикуляции, которые образуют
преграду для выхода воздушной струи.
По способу образования
Щелевые (фрикативные) - органы артикуляционного аппарата сближаются
между собой, образуя щель, в которую идет выдыхаемая струя воздуха.
Пример
ф, ф', в, в' - нижняя губа образует щель с верхними губами.
с, с', з, з' - передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и
деснами - мягкими тканями, покрывающими альвеолярный (луночковый) край
челюсти от шеек зубов и переходящими в слизистую оболочку неба;
ш, ж, щ - поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или
твердым небом. Может быть правильное звучание шипящих звуков при нижней их
артикуляции (кончик языка находится за нижними зубами, а щель образуется
передней частью спинки языка с альвеолами или твердым небом);
х, х' - задняя часть спинки языка образует щель с мягким небом;
j - средняя часть спинки языка образует щель с твердым небом.
Смычно-взрывные - органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а
потом эта смычка с шумом взрывается выходящей изо рта воздушной струей.
Пример
п, п', б, б' - смычку образуют губы;
т, т', д, д' - передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или
альвеолами;
к, к', г, г' - задняя часть спинки языка образует смычку с мягким небом или задним
краем твердого неба.
Смычно-щелевые (аффрикаты)
- органы артикуляционного аппарата
смыкаются, но смычка не взрываются, а переходит в щель, т.е. это согласные
со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, прием
переход от одной артикуляции к другой совершается незаметно.
Пример
ц - передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует
смычку с верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в щель
между ними;
ч - кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с
верхними зубами или альвеолами, переходящую незаметно в щель между ними
(правильное звучание бывает при нижнем положении кончика языка).
Смычно-проходные - органы артикуляционного аппарата образуют смычку,
но для выходящей струи воздуха остается проход в другом месте.
Пример
м, м' - смычку образуют губы, воздушная струя идет через нос;
н, н' - передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или
альвеолами, воздушная струя идет через нос;
л, л' - кончик языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, воздушная
струя идет по боками языка, между языком и щекой.
Дрожащие (вибранты).
Пример
р, р' - кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в
проходящей воздушной струе.
По месту образования
Губно-губные: п, п', б, б', м, м' - преграда образуется нижней и верхней
губой.
Губно-зубные: ф, ф', в, в' - преграда образуется нижней губой и верхними
зубами.
Переднеязычные: т, д, н, л, л', р, р', м, ж, ч, щ, т', д', н', с, с', з, з', ц - преграда
образуется передней частью спинки языка.
Среднеязычные: j (йот) - преграда образуется задней частью спинки языка.
Акустические характеристики звуков
Сонорные (звучные)
- их качество определяется характером звучания
голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в
минимальной степени: согласные м, м
1
, н, н', л, л', р, р', j.
Шумные - их качество определяется характером шума - акустического
эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых
органах речи:
звонкие шумные длительные: в, в', з, з', ж;
звонкие шумные мгновенные: б, б', д, д', г, г';
глухие шумные длительные: ф, ф', с, с', ш, х, х;
глухие шумные мгновенные: п, п', т, т', к, к'.
По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие
подгруппы звуков:
свистящие с, с, з, з, ц;
шипящие ш, щ, ч, ж;
твердые п, в, ш, ж, ц, и др;
мягкие в', ч, щ и др.
Вывод
Успешное овладение ребенком фонетической системой языка требует большой
работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов:
необходимо развивать фонематический слух, т.е. способность различат и
воспроизводить все звуки речи, соотнося их с фонетической системой
данного языка,
вырабатывать хорошую дикцию, т.е. подвижность и дифференцированность
движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое,
ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в
целом,
развивать речевое дыхание, т.е. умение производить короткий вдох и
продолжительный ротовой выдох, обеспечивающий длительное и звучное
произношение звуков речи, плавность и слитность.