"Условия формирования правильного произношения у дошкольников"

Автор: Игнатова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОЙ " Детский сад №81"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Условия формирования правильного произношения у дошкольников"
Дата публикации: 16.01.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Текст лекции

«Условия формирования правильного произношения у

дошкольников»
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают учитель-логопед и воспитатель. Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средствами, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами). Составляющие речевой системы:  Фонетико-фонематическая сторона  Словарь  Грамматический строй  Связная речь
Нормально говорящим считается ребёнок, усвоивший все основные речевые

компоненты
Фонетико-фонематическая сторона речи Со стороны
фонетики
(звукопроизношения и голоса) оцениваются правильность произношения отдельных звуков речи; особенности голоса со стороны его силы и голосовых модуляций; особенности темпа и ритма речи. Со стороны
фонематики
оценивается способность к звукоразличению: 1. различение фонем, сходных по звучанию и артикулированию, правильность звуковой структуры слова (должное количество звуков и должная их последовательность при построении слова); 2. особенности морфологической структуры слова (разнообразие используемых морфем, правильность из звукового состава); 3. способность к определению места звука в слове, положения звуков по отношению друг к другу, их последовательности в слове; 4. способность к выделению отдельных слов в фразе, к определению места расположения слов по отношению друг к другу. Словарь
это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный.  Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, социальной среды.  Под активным - часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком. Грамматический строй это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя.
1.

Морфологическая система
– это умение владеть приемами словоизменения и словообразования.
Словообразование
- образование новых слов (дериватов) от однокорневых слов и возникшее в результате этого формально-семантическое соотношение между дериватом и его производящим словом. Например: профессор > профессорский, работа > работник.
Словоизменение
– образование словоформ той же лексемы, имеющих разные грамматические значения. ( Например: склонение по падежам (рука- руки-руке…), спряжение по лицам (иду-идёшь-идёт…), изменение по родам, временам и другим грамматическим категориям).
2.

Синтаксическая система
— умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении. Связная речь Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи.
По

тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об

уровне его речевого развития.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Условия формирования правильной речи  артикуляционные движения;  способы сочетаемости звуков;  ритмико-интонационное оформление слов, фраз;
Необходимо:
 различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения;  иметь достаточный словарный запас;  уметь выстраивать своё высказывание по грамматическим правилам родного языка;  уметь составлять связное высказывание. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной (у многих детей этот процесс задерживается). Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокорекции звукопроизношения. Звукопроизношение процесс образования речевых звуков, осуществляемый
энергетическим

(дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным

(звукообразовательным)
отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. В основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка.
Последовательно отрабатывая четкое произношение всех гласных и согласных звуков, добиваются постепенного усвоения ребенком фонематической системы языка. Звук
- единица звучащей речи

Фоне́

ма
(др.-гр. φώνημα — «звук») — минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов): - при замене одной фонемы на другую получится другое слово (<д>ом — <т>ом); - при изменении порядка следования фонем также получится другое слово (<сон> — <нос>); - при удалении фонемы также получится другое слово (т<р>он — тон). Разнообразие звуков речи
Артикуляторные
(разница в образовании)
Акустические
(разница в звучании) Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией различительных признаков, как артикуляционных, так и акустических.
Гласные
(нет преграды в ротовой полости)
Согласные
(наличие преграды) Гласные звуки
По артикуляторным характеристикам:
 Участие передней части языка (и э)  Участие средней части языка (а ы)  Участие задней части язык (о у)
По степени подъема спинки языка
 Гласные переднего ряда (и э)
 Гласные среднего ряда (а ы)  Гласные заднего ряда (о у)
По акустическим признакам:
Тональные звуки - образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: а, э, и, о, у, ы. Согласные звуки
Группы

По способу образования
отражает характер преграды, т.е. в форме чего она образуется: смычка органов артикуляции, щель между ними и др.
По месту образования
определяется подвижными органами артикуляции, которые образуют преграду для выхода воздушной струи. По способу образования
Щелевые (фрикативные)
- органы артикуляционного аппарата сближаются между собой, образуя щель, в которую идет выдыхаемая струя воздуха.
Пример
ф, ф', в, в' - нижняя губа образует щель с верхними губами. с, с', з, з' - передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами - мягкими тканями, покрывающими альвеолярный (луночковый) край челюсти от шеек зубов и переходящими в слизистую оболочку неба; ш, ж, щ - поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым небом. Может быть правильное звучание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик языка находится за нижними зубами, а щель образуется передней частью спинки языка с альвеолами или твердым небом); х, х' - задняя часть спинки языка образует щель с мягким небом; j - средняя часть спинки языка образует щель с твердым небом.
Смычно-взрывные
- органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходящей изо рта воздушной струей.

Пример
п, п', б, б' - смычку образуют губы; т, т', д, д' - передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами; к, к', г, г' - задняя часть спинки языка образует смычку с мягким небом или задним краем твердого неба.
Смычно-щелевые (аффрикаты)
- органы артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не взрываются, а переходит в щель, т.е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, прием переход от одной артикуляции к другой совершается незаметно.
Пример
ц - передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в щель между ними; ч - кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходящую незаметно в щель между ними (правильное звучание бывает при нижнем положении кончика языка).
Смычно-проходные
- органы артикуляционного аппарата образуют смычку, но для выходящей струи воздуха остается проход в другом месте.
Пример
м, м' - смычку образуют губы, воздушная струя идет через нос; н, н' - передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идет через нос; л, л' - кончик языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идет по боками языка, между языком и щекой.
Дрожащие (вибранты).

Пример
р, р' - кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе. По месту образования

Губно-губные:
п, п', б, б', м, м' - преграда образуется нижней и верхней губой.
Губно-зубные:
ф, ф', в, в' - преграда образуется нижней губой и верхними зубами.
Переднеязычные:
т, д, н, л, л', р, р', м, ж, ч, щ, т', д', н', с, с', з, з', ц - преграда образуется передней частью спинки языка.
Среднеязычные:
j (йот) - преграда образуется задней частью спинки языка. Акустические характеристики звуков
Сонорные (звучные)
- их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, м 1 , н, н', л, л', р, р', j.
Шумные
- их качество определяется характером шума - акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:  звонкие шумные длительные: в, в', з, з', ж;  звонкие шумные мгновенные: б, б', д, д', г, г';  глухие шумные длительные: ф, ф', с, с', ш, х, х;  глухие шумные мгновенные: п, п', т, т', к, к'.
По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие

подгруппы звуков:
 свистящие с, с, з, з, ц;  шипящие ш, щ, ч, ж;  твердые п, в, ш, ж, ц, и др;  мягкие в', ч, щ и др. Вывод
Успешное овладение ребенком фонетической системой языка требует большой

работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов:

 необходимо развивать фонематический слух, т.е. способность различат и воспроизводить все звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка,  вырабатывать хорошую дикцию, т.е. подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом,  развивать речевое дыхание, т.е. умение производить короткий вдох и продолжительный ротовой выдох, обеспечивающий длительное и звучное произношение звуков речи, плавность и слитность.