"Формирование стратегий выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ по английскому языку (на примере раздела "Говорение")"

Автор: Мельникова Наталья Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Бугуруслан, Оренбургская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование стратегий выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ по английскому языку (на примере раздела "Говорение")"
Дата публикации: 28.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» Формирование стратегий выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ по английскому языку (на примере раздела «Говорение» задание 41)
Выполнила:
Мельникова Наталья Анатольевна, учитель английского языка первой квалификационной категории, МАОУ «Гимназия №1», г. Бугуруслан Бугуруслан, 2015
СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………... …3 Глава I. Комплекс упражнений для формирования фонетических навыков 1.1 Упражнения, направленные на развитие навыков правильного произношения и различие на слух всех звуков английского языка……….. ….7 1.2 Упражнения, направленные на соблюдение правильного ударения в словах и фразах…………………………………………. ………………………16 1.3 Упражнения, направленные на членение предложений на смысловые группы……………………………………. …………………………………….19 1. 4 Упражнения на соблюдение правильной интонации в различных типах предложений………………………………………………………………. ……21 Список использованных источников…………………………………... ………29 Приложение.. …………………………………………………………………….30 2

ВВЕДЕНИЕ
Одной из самых "горячих" тем обсуждения преподавателей является устная часть ЕГЭ и подготовка к ней. Устная часть ЕГЭ представляет собой компьютеризированный тест, состоящий из четырех заданий: трех заданий базового уровня (задания С3, С4 и С5) и одного задания и высокого уровня (задание С6). Устный экзамен проходит без пауз, на экзамене ведется непрерывная запись. Ответ экзаменуемого полностью записывается на флеш-накопитель для последующего оценивания специально подготовленными экспертами. Задание С3 – чтение вслух небольшого фрагмента информационного или научно-популярного стилистически нейтрального текста. Учащемуся дается 1,5 минуты на предварительное ознакомление с текстом и 1,5 минуты на непосредственное чтение текста. В задании С3 оценивается фонетическая сторона речи, от учащегося требуется четкое выразительное чтение и правильное произнесение слов. Максимальный балл за задание С3 – 1 балл. Критерии оценивания задания С3:
1

0

Фонетическая

сторона речи
Речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов без Речь воспринимается с трудом из-за большого количества неестественных пауз, запинок, неверной расстановки ударений и 3
нарушений нормы: допускается не более пяти фонетических ошибок, в том числе одна-две ошибки, искажающие смысл. ошибок в произношении слов, ИЛИ сделано более пяти фонетических ошибок, ИЛИ сделано три и более фонетические ошибки, искажающие смысл. Чтение вслух - техническая сторона чтения. Она лежит в основе обучения всех умений, но не является целевой установкой. Чтение вслух представляет собой процессуальный план, а не содержательный. Роль текста при обучении чтению по английскому языку очень важна. Задачи учителя при формировании техники чтения: 1. Сократить время стадии проговаривания и установить прямое соответствие между графическим образом и значением. 2. Последовательно увеличить единицу воспринимаемого текста и довести ее до синтагмы. 3. Сформировать нормативное чтение с соблюдением адекватного темпа, норм ударения, паузирования и интонирования. Целью обучения чтению является формирование у учащихся техники чтения на иностранном языке и, в частности, таких способностей как:  быстрое установление звуко-буквенных соответствий;  правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со значением, т.е. понимание/осмысление читаемого;  чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;  чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале;  выразительное чтение текстов вслух, с правильным ударением и интонацией.  быстрое установление звуко-буквенных соответствий;  правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со значением, т.е. понимание/осмысление читаемого; 4
 чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;  чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале;  выразительное чтение текстов вслух, с правильным ударением и интонацией. Эффективно решить поставленные задачи можно, используя современные обучающие технологии. Упражнения в развитии техники чтения предусматривают работу над произношением и интонированием написанного, развитие умений соотносить звуки и буквы иностранного языка, узнавать знакомые слова в незнакомом контексте, догадываться о значении незнакомых слов. Овладение фонетическими навыками является важным условием и при обучении чтению. К громкому чтению (учебный вид чтения) предъявляются те же требования, что и к говорению. Нарушение фонематической правильности в процессе чтения ведет к тем же последствиям, что и в процессе говорения: слушающий перестает понимать читающего. Сформированность фонетических навыков является непременным условием адекватного понимания речевого сообщения, точности выражения мысли и выполнения языком любой коммуникативной функции. Произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных навыков иноязычного говорения. Но фонетические навыки наших учащихся являются недостаточно сформированными. Тем более, что в обучении иностранному языку фонетические навыки занимают одно из важнейших мест и играют немаловажную роль. Чтобы успешно выполнить задание С3, следует придерживаться следующих рекомендаций: До чтения текста вслух: 5
- прочитайте инструкцию к заданию; - просмотрите текст, найдите слова, в правильности чтения которых, вы не уверены, постарайтесь вспомнить соответствующие правила чтения, а также исключения из этих правил; - особое внимание уделите многосложным словам, мысленно расставьте ударения; - выделите синтагмы в предложениях и прочитайте их про себя с правильной интонацией; - определите слова, которые при чтении вслух следует выделить голосом, т.е. произнести с логическим ударением. - помните, что время подготовки ограничено 1.5 минутами. Во время чтения текста вслух: - не допускайте длинных пауз между словами внутри предложения и между предложениями (время чтения текста ограничено 1.5 минутами); - соблюдайте фразовое ударение: выделяйте голосом ударные слова (существительные, прилагательные, наречия, числительные, смысловые глаголы, вопросительные и указательные местоимения) и не выделяйте голосом неударные слова (вспомогательные глаголы, модальные глаголы, глагол to be, предлоги, частицы, союзы, артикли, личные и притяжательные местоимения); - соблюдайте интонационное оформление каждого предложения в соответствии с его коммуникативным типом: повествовательное, вопросительное, повелительное и восклицательное; - не забывайте о логическом ударении, с помощью которого вы можете выделить любое (даже не ударное слово), чтобы подчеркнуть его значимость в предложении. Сложность данного задания – подготовка, на которую отводится 1,5 минуты. Важно, чтобы студент не потратил это время впустую (что относится ко всем заданиям). Большинство ошибок в чтении текста допускаются из-за 6
недостаточной концентрации внимания студента, а также излишне высокой скорости чтения. Типичные ошибки учащихся при выполнении задания С3: -неправильно произносят звуки [θ] [ŋ] [h][ 3:]; - не умеют читать слова, в которых буквы пишутся, но не читаются: muscles, castle; -неправильно произносят ряд звуков, которые меняют смысл слов heat-hid; -не редуцируют безударные слоги; -не умеют делить простые и сложные предложения на смысловые синтагмы; - не умеют читать синтагмы с перечислением; -плохо произносят предложения с низким нисходящим тоном. Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы работы: «Формирование стратегий выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ на примере раздела «Говорение» задания С3».
ГЛАВА I. Комплекс упражнений для формирования фонетических навыков
В соответствии с кодификатором элементами содержания фонетической стороны речи, проверяемыми на едином государственном экзамене, являются: 1. Адекватное произношение и различие на слух всех звуков английского языка; 2. Соблюдение правильного ударения в словах и фразах; 3. Членение предложений на смысловые группы; 4. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений, в том числе применительно к новому языковому материалу. На основании вышеизложенного, приводим комплекс упражнений, который направлен на развитие и закрепление фонетических знаний и совершенствование нормативных произносительных навыков.
1.1 Упражнения, направленные на развитие навыков правильного

произношения и различие на слух всех звуков английского языка.
7
Качество слухо-произносительных навыков зависит от развития фонематического слуха (способности человеческого уха к синтезу и анализу речевых звуков на основе различения фонем). 
Примеры фонетической зарядки «Язык сломаешь!»
Dearest creature in creation, Study English pronunciation. I will teach you in my verse Sounds like corpse, corps, horse, and worse. I will keep you, Suzy, busy, Make your head with heat grow dizzy. Tear in eye, your dress will tear. So shall I! Oh hear my prayer. Petal, panel, and canal, Wait, surprise, plait, promise, pal. Worm and storm, chaise, chaos, chair, Senator, spectator, mayor. Tour, but our and succour, four. Gas, alas, and Arkansas. Sea, idea, Korea, area, Psalm, Maria, but malaria. Youth, south, southern, cleanse and clean. Doctrine, turpentine, marine. Just compare heart, beard, and heard, Dies and diet, lord and word, Sword and sward, retain and Britain. (Mind the latter, how it's written.) Now I surely will not plague you With such words as plaque and ague. But be careful how you speak: Say break and steak, but bleak and streak; Cloven, oven, how and low, Script, receipt, show, poem, and toe. Liberty, library, heave and heaven, Rachel, ache, moustache, eleven. We say hallowed, but allowed, People, leopard, towed, but vowed. Mark the differences, moreover, Between mover, cover, clover; Leeches, breeches, wise, precise, Chalice, but police and lice; Camel, constable, unstable, Principle, disciple, label. Hear me say, devoid of trickery, Daughter, laughter, and Terpsichore, Typhoid, measles, topsails, aisles, Exiles, similes, and reviles; Scholar, vicar, and cigar, Solar, mica, war and far; One, anemone, Balmoral, Kitchen, lichen, laundry, laurel; Gertrude, German, wind and mind, Scene, Melpomene, mankind. Query does not rhyme with very, Nor does fury sound like bury. Dost, lost, post and doth, cloth, loth. Job, nob, bosom, transom, oath. Though the differences seem little, We say actual but victual. Refer does not rhyme with deafer. Foeffer does, and zephyr, heifer. Mint, pint, senate and sedate; Dull, bull, and George ate late. Scenic, Arabic, Pacific, Science, conscience, scientific. Billet does not rhyme with ballet, Bouquet, wallet, mallet, chalet. Blood and flood are not like food, Ivy, privy, famous; clamour And enamour rhyme with hammer. River, rival, tomb, bomb, comb, 8
Nor is mould like should and would. Viscous, viscount, load and broad, Toward, to forward, to reward. And your pronunciation's OK When you correctly say croquet, Rounded, wounded, grieve and sieve, Friend and fiend, alive and live. Doll and roll and some and home. Stranger does not rhyme with anger, Neither does devour with clangour. Souls but foul, haunt but aunt, Font, front, wont, want, grand, and grant, Shoes, goes, does. Now first say finger, And then singer, ginger, linger, Real, zeal, mauve, gauze, gouge and gauge, Marriage, foliage, mirage, and age. 
Revise the rules of reading vowels. Give examples for each type.

Use the words

below.

Practice reading words. Pay attention to the rules of reading vowels.

Aa
pale, take, table, made, sale, plate, rate, name, behave, gate, tale; bat, pan, man, mad, apple, cattle, bad, fat, cat, sad, flat, battle; arm, alarm, car, dark, far, hard, art, part, card, artist, farm, harm; bare, care, dare, fare, hare, pare, prepare, square, ware, haircare, stare.
Oo
go, no, rose, nose, stone, bone, phone, pole, hole, sole, noble, joke; not, rock, cock, long, God, hot, dog, ox, fond, clock, fog, horror, nod; or, forty, horse, morning, orchard, corner, sport, fork, sort; ore, bore, more, before, adore, ignore, tore, wore, restore, explore, shore. 9
Тип слога

Открытый

Слог

Закрыты

й

Слог

Гласный +

r +

(согласный

)

Гласный

+

r

+ гласный

Аа

[ei]

[æ]

[a:]

[εә]

Your

examples:

Ее

[i:]

[e]

[з:]

[ iә ]

Your

examples:

Ii

[ai]

[i]

[з:]

[ aiә ]

Your

examples:

Oo

[эи]

[o]

[o:]

[о:]

Your

examples:


Uu
blue, use, amuse, accuse, tulip, duke, Tuesday, tube, mute, student; but, sun, bus, cut, rub, fun, hunt; just, jump, public, rubbish, suffer; bum, burst, hurt, church, fur, turn, curl, Thursday, purse, purpose; pure, cure, endure, secure, demure, caricature, sure, obscure.
Ее
me, he, these, even, complete, be, Egypt, refuse, refer, recently, ecology; pet, met, pen, men, chess, well, ten, intend, egg, bed, red, net, festival; her, serve, perfect, perch, verse, berth, mermaid, permanent, service; here, severe, sincere, mere, interfere, sphere, atmoshere.
Ii
ice, pine, nine, five, tie, mile, time, fine, rise, drive, stripe, slice, ride, pile; big, fill, kiss, win, mint, mix, sing, ill, sit, is, lip, six, picnicker, prince, insect; girl, shirt, skirt, birch, fir, first, circle, bird, dirty, sir, third, ladybird, dirt; fire, hire, tired, admire, wire, desire, retire, expire, empire, inspire, require.
Yy
bye, my, fly, buy, try, rye, dye, lye, deny, rely, supply, type, typist;myth, Syd, crystal, rhythm, symbol, system, lynx; myrtle; tyre, lyre, pyre. 
Underline the words which are pronounced with [/\].
Son, ox, cock, other, woke, globe, above, knot, mother, brother, month, come, knock, nod, lodge, dove, none, hope, done, glove, love, some, front. 
Revise the rules of reading the digraph ea.

Ea

[i:]

[e]

[ei]
Please breakfast Break Treat deaf Great Clean health Steak Easy heaven Dream jealously Eager measure Leave pleasant Read pleasure Reach realm Sea sweater 10
Steam threat Team treasure 
Practice reading words. Pay attention to the rules of reading vowels.
Believe, toe, canoe, boat, suit, colleague, stay, Sunday, curtain, Monday, double, young, touch, tough, enough, rough, cough, moon, spoon, too, zoo, tray, pay, train, antique, please, bought, spoil, joy, annoy, turkey, money, jersey, treat, dream, eager, leave, read, reach, sea, steam, team, soul, shoulder, dough, fought, ought, country, couple, health, launch, law, monologue, fruit, soap, juice, due, continue, pleasant, perceive, pleasure, group, real, grey, plain, sweater, threat, treasure, awful, paw, nervous, brought, thought, clean, easy, poison, monstrous, dawn, cause, because, pause, balloon, leisure, Australia, die, Austria, needle, beetle, autumn, either, south, account, about, coal, aloud, house, ground, amount, bounce, count, could, would, down, they, receive, allow, flower, height, crowd, slow, know, flow, below, blow, knowledge, boost, doom, goose, mood, noon, clue, blue, issue, rescue, glue, coat, should, throat, toast, shoe, goes, tiptoe, aloe, friend, fee, obey, speech, sleep, sheep, tie, lie, bye, break, great, steak, breakfast, deaf, heaven, jealously, measure, mountain, veil, deceive, neither, key. 
Practice reading words. Pay attention to the rules of reading vowels.
Affair, footwear, beer, baseboard, career, air, Europe, mountaineer, disappear, pioneer, spoor, sightseer, armchair, seaboard, despair, deer, backdoor, fair, opendoor, weir, unmoor, appear, blackboard, funfair, keyboard, indoor, uproar, outdoor, Eurasian, volunteer, bear, poor, hear, seafloor, hair, soar, pair, Eurasia, repair, hoar, stair, unfair, heir (h - не мая), roar, their, cheer, engineer, European, foreseer, boar, scoreboard, oar, aboard, fireboard, inboard, ear, dear, near, wallboard, door, floor, clear, year, Europhobia. 
Read the pairs. Some words are exceptions and they are pronounced

differently. The clues in the table will help you. Check your pronunciation in

the dictionary
.
The vowels pronounce
1. roll — doll Differently 11
2. holt — bolt Similarly 3. old — gold Similarly 4. high — height Similarly 5. kind — wind Differently 6. bright — sight Similarly 7. gasp — wasp Differently 8. ask — mask Similarly 9. embarrass – glass Differently 
Underline silent letters in each word.
Climb, crumb, dumb, comb, muscle, sandwich, Wednesday, champagne, foreign, sign, thought, through, daughter, light, might, right, fight, weigh, hour, honest, heir, herb, knife, knee, know, knock, knowledge, calm, half, talk, balk, would, should, autumn, hymn, island, isle, castle, fasten, listen, often, whistle, thistle, wrap, wrong, feign, thought, honor, could, psychiatrist. 
Write the words into the gap where you do not pronounce one

consonant.
1. cupboard, pub, pupil → 2. bird, tiger, snake → 3. wall, science, cave → 4. tall, desk, half → 5. Wednesday, Monday, Sunday → 6. country, child, knife → 7. island, address, some → 8. window, paint, pencil → 9. hundred, green, white → 10. lamp, autumn, bath → 
Which consonants are
never
spoken in English? Choose the correct

consonant/consonants.
1. island 2.climb → 3.listen → 4.Wednesday → 5.talk → 12
→ i s l a n d c l i m b l i s t e n W e d n e s d a y t a l k 6.knife → k n i f e 7.write → w r i t e 8.know → k n o w 9.night → n i g h t 10.castle → c a s t l e 
Read the following words paying special attention to correct pronunciation:
1. [з:] 2. [ɔ:] 3. [з:] - [ɔ:] Sir Work Four ought her — horn Fir Hurt More bought bird — board Her Shirt Ore thought pearl — Paul Bird Skirt Bore daughter work — walk Heard Purse Tore taught turn — torn Word Nurse Saw nought burn — born World First Thaw talk curl — call Girl Burst Draw walk first— force Curl Curtain Straw horse curse — course Earl Thirteen Awed course worm — warm Pearl Birthday Board short shirt — short Term Thursday Small Shorts shirts — shorts Firm Purpose Wall Sport Serve Curve Morning Port Prefer Worse Warm Quarter 13

In the story, there are 12 incorrect words. The correct word is pronounced

the same as the incorrect one, but the spelling is different. Correct them using

words from the box.

son some meat way threw pears sent week buy piece

road two

1.1
Last weak, I sent my sun Jamie to the shops to bye sum food. He got a peace of meet and too pairs. On the weigh home, the bag broke. The food fell onto the rode and got dirty. In the end, Jamie through the food in the bin. 
Read the following words paying special attention to correct

pronunciation.
1.
[
ə
]
2.
[
ə
]
-
[i]
Obey Perhaps Sooner affect — effect Allow Entertain Measure accept — except Adore Amateur Africa armour — army Attend Comfortable Persia waiter — weighty Obstruc t Ignorant Flatterer sitter — city Achiev e Understand Colour razors — raises Accoun t Terrible Picture battered — batted Annoy Permanent Murderer mitre — mighty Approv e Characters Sailor offers — office Appear Component Collar officers — offices Offence Glamourous America better — Betty fisher — fishy 
Listen to and repeat these pairs of words. Then put them into the sentences

below and listen and repeat the sentences.

5.2. Build/built wide/white weighed/weight heard/hurt down/town

dry/try send/sent

Example:
Last year, Tom
weighed
more than Sam, but now they both have the same
weight
. 1. It wasn’t _________in a day; it takes ages to_______a cathedral like that. 14
2. When you’re out in the mountains, you have to______to stay______. 3. He _____it to the wrong address, so he had to ______another copy. 4. It ______my ears when I ______that noise. 5. The _____is sofa too______ to go through that door. 6. We went ____to the hill_____and into the_____. 
Here, the person speaking didn’t make the difference clear between R and L.

The underlined words are wrong. Correct them.

13.2.
I worked rate that day and I didn’t alive home untiln10 o’clock. I was very wet because of the lane. Then, to my supplies, my key didn’t fit in the rock. So I looked closely at my keys and saw that they were the long ones. I had left my house keys at work. So I got back on my motorbike and load back to the office to correct them. I got home really tired, so I went to bed, led for half an hour, switched off the right and went to sleep. 
Match the beginnings and ends of these rhymes.

27.1
1. The people queued 2. The thing you missed 3. The man conrolled 4. She saw the child 5. The boat that crossed 6. The man who drowned 7. The snow we rolled 8. Her voice was soft 9. The points we scored 10. We never planned
a.
was never found.
b.
are on the board.
c.
and then she smiled.
d.
to build on sand.
e.
was on the list.
f.
until she coughed.
g.
the nation’s gold.
h.
to buy the food.
i.
was nearly lost.
j.
was hard and cold. 
Connect the words that end in a consonant sound with the words that begin

with a vowel sound.

r + vowel
far away, for a change, more ice, after all, better of, for instance, for example, more or less, for a little, as a matter of fact, here and there, for a long time, a number off. 
Чтение абсолютно незнакомого текста на время.
Будет полезно, если преподаватель попросит студентов записывать все ошибки, которые они слышат. По окончании чтения нужно будет озвучить все ошибки и обсудить 15
их. После многократной отработки в группе можно переходить к парной работе. При этом необходимо напомнить студентам, что сейчас они сами станут преподавателями и их задачей будет не только слушать партнера, записывать его ошибки, но и объяснить партнёру эти ошибки. Преподаватель в это время должен постоянно следить, как проходит работа.
1.2 Упражнения, направленные на соблюдение правильного ударения в

словах и фразах

Read the words. Pay attention to the stressed syllables.
civil civility civilize civilization equal equality equalize equalization final finality finalize finalization general generality generalize generalization hospital hospitality hospitalize hospitalization legal legality legalize legalization mobile mobility mobilize mobilization national nationality nationalize nationalization neutral neutrality neutralize neutralization personal personality personalize personalization real reality realize realization stable stability stabilize stabilization 
Write the words from the box in the correct part of the table according to the

stress pattern.

30.2

population scientific discussion public pronounciation pessimistic

telecommunication clinic communication relation romantic

identification nation investigation
16

Oo

oOo
17