"Формирование стратегий выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ по английскому языку (на примере раздела "Говорение")"
Автор: Мельникова Наталья Анатольевна Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Бугуруслан, Оренбургская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование стратегий выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ по английскому языку (на примере раздела "Говорение")"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
Формирование стратегий выполнения тестовых заданий
в формате ЕГЭ по английскому языку
(на примере раздела «Говорение» задание 41)
Выполнила:
Мельникова Наталья Анатольевна,
учитель английского языка первой
квалификационной категории,
МАОУ «Гимназия №1», г. Бугуруслан
Бугуруслан, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...
…3
Глава I. Комплекс упражнений для формирования фонетических навыков
1.1 Упражнения, направленные на развитие навыков правильного
произношения и различие на слух всех звуков английского языка………..
….7
1.2 Упражнения, направленные на соблюдение правильного ударения в
словах и фразах………………………………………….
………………………16
1.3
Упражнения, направленные на членение предложений на смысловые
группы…………………………………….
…………………………………….19
1. 4 Упражнения на соблюдение правильной интонации в различных
типах
предложений……………………………………………………………….
……21
Список использованных источников…………………………………...
………29
Приложение..
…………………………………………………………………….30
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из самых "горячих" тем обсуждения преподавателей является устная
часть ЕГЭ и подготовка к ней.
Устная часть ЕГЭ представляет собой компьютеризированный тест,
состоящий из четырех заданий: трех заданий базового уровня (задания С3, С4
и С5) и одного задания и высокого уровня (задание С6). Устный экзамен
проходит без пауз, на экзамене ведется непрерывная запись. Ответ
экзаменуемого полностью записывается на флеш-накопитель для
последующего оценивания специально подготовленными экспертами.
Задание С3 – чтение вслух небольшого фрагмента информационного или
научно-популярного стилистически нейтрального текста. Учащемуся дается
1,5 минуты на предварительное ознакомление с текстом и 1,5 минуты на
непосредственное чтение текста. В задании С3 оценивается фонетическая
сторона речи, от учащегося требуется четкое выразительное чтение и
правильное произнесение слов. Максимальный балл за задание С3 – 1 балл.
Критерии оценивания задания С3:
1
0
Фонетическая
сторона речи
Речь воспринимается легко:
необоснованные паузы
отсутствуют; фразовое ударение
и интонационные контуры,
произношение слов без
Речь воспринимается с
трудом из-за большого
количества неестественных
пауз, запинок, неверной
расстановки ударений и
3
нарушений нормы: допускается
не более пяти фонетических
ошибок, в том числе одна-две
ошибки, искажающие смысл.
ошибок в произношении
слов, ИЛИ сделано более
пяти фонетических ошибок,
ИЛИ сделано три и более
фонетические ошибки,
искажающие смысл.
Чтение вслух - техническая сторона чтения. Она лежит в основе обучения
всех умений, но не является целевой установкой. Чтение вслух представляет
собой процессуальный план, а не содержательный.
Роль текста при обучении
чтению по английскому языку очень важна. Задачи учителя при формировании
техники чтения:
1.
Сократить время стадии проговаривания и установить прямое
соответствие между графическим образом и значением.
2.
Последовательно увеличить единицу воспринимаемого текста и довести
ее до синтагмы.
3.
Сформировать нормативное чтение с соблюдением адекватного темпа,
норм ударения, паузирования и интонирования.
Целью обучения чтению является формирование у учащихся техники
чтения на иностранном языке и, в частности, таких способностей как:
быстрое установление звуко-буквенных соответствий;
правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со
значением, т.е. понимание/осмысление читаемого;
чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые
группы;
чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом
материале;
выразительное чтение текстов вслух, с правильным ударением и
интонацией.
быстрое установление звуко-буквенных соответствий;
правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со
значением, т.е. понимание/осмысление читаемого;
4
чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые
группы;
чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом
материале;
выразительное чтение текстов вслух, с правильным ударением и
интонацией.
Эффективно решить поставленные задачи можно, используя современные
обучающие технологии.
Упражнения в развитии техники чтения предусматривают работу над
произношением и интонированием написанного, развитие умений соотносить
звуки и буквы иностранного языка, узнавать знакомые слова в незнакомом
контексте, догадываться о значении незнакомых слов.
Овладение фонетическими навыками является важным условием и при
обучении чтению. К громкому чтению (учебный вид чтения) предъявляются те
же требования, что и к говорению. Нарушение фонематической правильности
в процессе чтения ведет к тем же последствиям, что и в процессе говорения:
слушающий перестает понимать читающего.
Сформированность фонетических навыков является непременным условием
адекватного понимания речевого сообщения, точности выражения мысли и
выполнения языком любой коммуникативной функции.
Произношение является базовой характеристикой речи, основой для
развития и совершенствования всех остальных навыков иноязычного
говорения. Но фонетические навыки наших учащихся являются недостаточно
сформированными. Тем более, что в обучении иностранному языку
фонетические навыки занимают одно из важнейших мест и играют
немаловажную роль.
Чтобы успешно выполнить задание С3, следует придерживаться
следующих рекомендаций:
До чтения текста вслух:
5
- прочитайте инструкцию к заданию;
- просмотрите текст, найдите слова, в правильности чтения которых, вы не
уверены, постарайтесь вспомнить соответствующие правила чтения, а также
исключения из этих правил;
- особое внимание уделите многосложным словам, мысленно расставьте
ударения;
- выделите синтагмы в предложениях и прочитайте их про себя с
правильной интонацией;
- определите слова, которые при чтении вслух следует выделить голосом,
т.е. произнести с логическим ударением.
- помните, что время подготовки ограничено 1.5 минутами.
Во время чтения текста вслух:
- не допускайте длинных пауз между словами внутри предложения и между
предложениями (время чтения текста ограничено 1.5 минутами);
- соблюдайте фразовое ударение: выделяйте
голосом ударные слова
(существительные, прилагательные, наречия, числительные, смысловые
глаголы, вопросительные и указательные местоимения) и не выделяйте
голосом неударные слова (вспомогательные глаголы, модальные глаголы,
глагол to be, предлоги, частицы, союзы, артикли, личные и притяжательные
местоимения);
- соблюдайте интонационное оформление каждого предложения в
соответствии с его коммуникативным типом: повествовательное,
вопросительное, повелительное и восклицательное;
- не забывайте о логическом ударении, с помощью которого вы можете
выделить любое (даже не ударное слово), чтобы подчеркнуть его значимость в
предложении.
Сложность данного задания – подготовка, на которую отводится 1,5
минуты. Важно, чтобы студент не потратил это время впустую (что относится
ко всем заданиям). Большинство ошибок в чтении текста допускаются из-за
6
недостаточной концентрации внимания студента, а также излишне высокой
скорости чтения.
Типичные ошибки учащихся при выполнении задания С3:
-неправильно произносят звуки [θ] [ŋ] [h][ 3:];
- не умеют читать слова, в которых буквы пишутся, но не читаются: muscles,
castle;
-неправильно произносят ряд звуков, которые меняют смысл слов heat-hid;
-не редуцируют безударные слоги;
-не умеют делить простые и сложные предложения на смысловые синтагмы; -
не умеют читать синтагмы с перечислением;
-плохо произносят предложения с низким нисходящим тоном.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы работы:
«Формирование стратегий выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ на
примере раздела «Говорение» задания С3».
ГЛАВА I. Комплекс упражнений для формирования фонетических навыков
В соответствии с кодификатором элементами содержания фонетической
стороны речи, проверяемыми на едином государственном экзамене, являются:
1.
Адекватное произношение и различие на слух всех звуков английского
языка;
2.
Соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
3.
Членение предложений на смысловые группы;
4.
Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений, в
том числе применительно к новому языковому материалу.
На основании вышеизложенного, приводим комплекс упражнений, который
направлен на развитие и закрепление
фонетических знаний и
совершенствование нормативных произносительных навыков.
1.1 Упражнения, направленные на развитие навыков правильного
произношения и различие на слух всех звуков английского языка.
7
Качество слухо-произносительных навыков зависит от развития
фонематического слуха (способности человеческого уха к синтезу и анализу
речевых звуков на основе различения фонем).
Примеры фонетической зарядки «Язык сломаешь!»
Dearest creature in creation,
Study English pronunciation.
I will teach you in my verse
Sounds like corpse, corps, horse, and
worse.
I will keep you, Suzy, busy,
Make your head with heat grow dizzy.
Tear in eye, your dress will tear.
So shall I! Oh hear my prayer.
Petal, panel, and canal,
Wait, surprise, plait, promise, pal.
Worm and storm, chaise, chaos, chair,
Senator, spectator, mayor.
Tour, but our and succour, four.
Gas, alas, and Arkansas.
Sea, idea, Korea, area,
Psalm, Maria, but malaria.
Youth, south, southern, cleanse and
clean.
Doctrine, turpentine, marine.
Just compare heart, beard, and heard,
Dies and diet, lord and word,
Sword and sward, retain and Britain.
(Mind the latter, how it's written.)
Now I surely will not plague you
With such words as plaque and ague.
But be careful how you speak:
Say break and steak, but bleak and
streak;
Cloven, oven, how and low,
Script, receipt, show, poem, and toe.
Liberty, library, heave and heaven,
Rachel, ache, moustache, eleven.
We say hallowed, but allowed,
People, leopard, towed, but vowed.
Mark the differences, moreover,
Between mover, cover, clover;
Leeches, breeches, wise, precise,
Chalice, but police and lice;
Camel, constable, unstable,
Principle, disciple, label.
Hear me say, devoid of trickery,
Daughter, laughter, and Terpsichore,
Typhoid, measles, topsails, aisles,
Exiles, similes, and reviles;
Scholar, vicar, and cigar,
Solar, mica, war and far;
One, anemone, Balmoral,
Kitchen, lichen, laundry, laurel;
Gertrude, German, wind and mind,
Scene, Melpomene, mankind.
Query does not rhyme with very,
Nor does fury sound like bury.
Dost, lost, post and doth, cloth, loth.
Job, nob, bosom, transom, oath.
Though the differences seem little,
We say actual but victual.
Refer does not rhyme with deafer.
Foeffer does, and zephyr, heifer.
Mint, pint, senate and sedate;
Dull, bull, and George ate late.
Scenic, Arabic, Pacific,
Science, conscience, scientific.
Billet does not rhyme with ballet,
Bouquet, wallet, mallet, chalet.
Blood and flood are not like food,
Ivy, privy, famous; clamour
And enamour rhyme with hammer.
River, rival, tomb, bomb, comb,
8
Nor is mould like should and would.
Viscous, viscount, load and broad,
Toward, to forward, to reward.
And your pronunciation's OK
When you correctly say croquet,
Rounded, wounded, grieve and sieve,
Friend and fiend, alive and live.
Doll and roll and some and home.
Stranger does not rhyme with anger,
Neither does devour with clangour.
Souls but foul, haunt but aunt,
Font, front, wont, want, grand, and
grant,
Shoes, goes, does. Now first say finger,
And then singer, ginger, linger,
Real, zeal, mauve, gauze, gouge and
gauge,
Marriage, foliage, mirage, and age.
Revise the rules of reading vowels. Give examples for each type.
Use the words
below.
Practice reading words. Pay attention to the rules of reading vowels.
differently. The clues in the table will help you. Check your pronunciation in
the dictionary .
The vowels pronounce
1. roll — doll
Differently
11
2. holt — bolt
Similarly
3. old — gold
Similarly
4. high — height
Similarly
5. kind — wind
Differently
6. bright — sight
Similarly
7. gasp — wasp
Differently
8. ask — mask
Similarly
9. embarrass – glass
Differently
Underline silent letters in each word.
Climb, crumb, dumb, comb, muscle, sandwich, Wednesday, champagne, foreign,
sign, thought, through, daughter, light, might, right, fight, weigh, hour, honest,
heir, herb, knife, knee, know, knock, knowledge, calm, half, talk, balk, would,
should, autumn, hymn, island, isle, castle, fasten, listen, often, whistle, thistle,
wrap, wrong, feign, thought, honor, could, psychiatrist.
Write the words into the gap where you do not pronounce one
consonant.
1.
cupboard, pub, pupil →
2.
bird, tiger, snake →
3.
wall, science, cave →
4.
tall, desk, half →
5.
Wednesday, Monday, Sunday →
6.
country, child, knife →
7.
island, address, some →
8.
window, paint, pencil →
9.
hundred, green, white →
10.
lamp, autumn, bath →
Which consonants are
never spoken in English? Choose the correct
consonant/consonants.
1.
island
2.climb →
3.listen →
4.Wednesday →
5.talk →
12
→
i
s
l
a
n
d
c
l
i
m
b
l
i
s
t
e
n
W
e
d
n
e
s
d
a
y
t
a
l
k
6.knife →
k
n
i
f
e
7.write →
w
r
i
t
e
8.know →
k
n
o
w
9.night →
n
i
g
h
t
10.castle →
c
a
s
t
l
e
Read the following words paying special attention to correct pronunciation:
1. [з:]
2. [ɔ:]
3. [з:] - [ɔ:]
Sir
Work
Four
ought
her — horn
Fir
Hurt
More
bought
bird — board
Her
Shirt
Ore
thought
pearl — Paul
Bird
Skirt
Bore
daughter
work — walk
Heard
Purse
Tore
taught
turn — torn
Word
Nurse
Saw
nought
burn — born
World
First
Thaw
talk
curl — call
Girl
Burst
Draw
walk
first— force
Curl
Curtain
Straw
horse
curse — course
Earl
Thirteen
Awed
course
worm — warm
Pearl
Birthday
Board
short
shirt — short
Term
Thursday
Small
Shorts
shirts — shorts
Firm
Purpose
Wall
Sport
Serve
Curve
Morning
Port
Prefer
Worse
Warm
Quarter
13
In the story, there are 12 incorrect words. The correct word is pronounced
the same as the incorrect one, but the spelling is different. Correct them using
words from the box.
son some meat way threw pears sent week buy piece
road two
1.1 Last weak, I sent my sun Jamie to the shops to bye sum food. He got a
peace of meet and too pairs. On the weigh home, the bag broke. The food fell onto
the rode and got dirty. In the end, Jamie through the food in the bin.
Read the following words paying special attention to correct
pronunciation.
1. [ ə ]
2. [ ə ] - [i]
Obey
Perhaps
Sooner
affect — effect
Allow
Entertain
Measure
accept — except
Adore
Amateur
Africa
armour — army
Attend
Comfortable
Persia
waiter — weighty
Obstruc
t
Ignorant
Flatterer
sitter — city
Achiev
e
Understand
Colour
razors — raises
Accoun
t
Terrible
Picture
battered — batted
Annoy
Permanent
Murderer
mitre — mighty
Approv
e
Characters
Sailor
offers — office
Appear
Component
Collar
officers — offices
Offence
Glamourous
America
better — Betty
fisher — fishy
Listen to and repeat these pairs of words. Then put them into the sentences
Example: Last year, Tom
weighed more than Sam, but now they both have the
same weight .
1. It wasn’t _________in a day; it takes ages to_______a cathedral like that.
14
2. When you’re out in the mountains, you have to______to stay______.
3. He _____it to the wrong address, so he had to ______another copy.
4. It ______my ears when I ______that noise.
5. The _____is sofa too______ to go through that door.
6. We went ____to the hill_____and into the_____.
Here, the person speaking didn’t make the difference clear between R and L.
The underlined words are wrong. Correct them.
13.2. I worked rate that day and I didn’t
alive home untiln10 o’clock. I was very
wet because of the
lane. Then, to my
supplies, my key didn’t fit in the
rock. So I
looked closely at my keys and saw that they were the
long ones. I had left my house
keys at work. So I got back on my motorbike and
load back to the office to
correct
them. I got home really tired, so I went to bed,
led for half an hour, switched off the
right and went to sleep.
Match the beginnings and ends of these rhymes.
27.1
1. The people queued
2. The thing you missed
3. The man conrolled
4. She saw the child
5. The boat that crossed
6. The man who drowned
7. The snow we rolled
8. Her voice was soft
9. The points we scored
10. We never planned
a.
was never found.
b.
are on the board.
c.
and then she smiled.
d.
to build on sand.
e.
was on the list.
f.
until she coughed.
g.
the nation’s gold.
h.
to buy the food.
i.
was nearly lost.
j.
was hard and cold.
Connect the words that end in a consonant sound with the words that begin
with a vowel sound.
r + vowel
far away, for a change, more ice, after all, better of, for instance, for example, more
or less, for a little, as a matter of fact, here and there, for a long time, a number off.
Чтение абсолютно незнакомого текста на время.
Будет полезно, если
преподаватель попросит студентов записывать все ошибки, которые они
слышат. По окончании чтения нужно будет озвучить все ошибки и обсудить
15
их. После многократной отработки в группе можно переходить к парной
работе. При этом необходимо напомнить студентам, что сейчас они сами
станут преподавателями и их задачей будет не только слушать партнера,
записывать его ошибки, но и объяснить партнёру эти ошибки. Преподаватель в
это время должен постоянно следить, как проходит работа.
1.2 Упражнения, направленные на соблюдение правильного ударения в
словах и фразах
Read the words. Pay attention to the stressed syllables.
civil
civility
civilize
civilization
equal
equality
equalize
equalization
final
finality
finalize
finalization
general
generality
generalize
generalization
hospital
hospitality
hospitalize
hospitalization
legal
legality
legalize
legalization
mobile
mobility
mobilize
mobilization
national
nationality
nationalize
nationalization
neutral
neutrality
neutralize
neutralization
personal
personality
personalize
personalization
real
reality
realize
realization
stable
stability
stabilize
stabilization
Write the words from the box in the correct part of the table according to the
stress pattern.
30.2
population scientific discussion public pronounciation pessimistic
telecommunication clinic communication relation romantic